МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория игр (продвинутый курс)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильПрикладная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_01_ПЭ-2-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 16 8 16
Практические 22 26 22 26
Сам. работа 78 66 78 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., проф., Дубина И.Н.

Рецензент(ы):
д.т.н., проф., Оскорбин Н.М.

Рабочая программа дисциплины
Теория игр (продвинутый курс)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 ЭКОНОМИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 г. № 321)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 01
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Е.Е. Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 01
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Е.Е. Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
1) дать представление об основных понятиях и положениях теории игр, а также о возможностях ее применения для анализа социально-экономических процессов;
2) рассмотреть способы нахождения оптимальных стратегий поведения в экономических ситуациях на основе теории игр; научить студентов навыкам построения игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и процессов; познакомить с алгоритмами решения игровых моделей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- базовые понятия и положения теории игр
- возможности применения теории игр для анализа социально-экономических процессов
- методы исследования социально-экономических процессов в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности
- возможности теории игр для анализа и оценки возможных экономических рисков
- научные принципы теории игр для прогнозирования развития основных угроз экономической безопасности

3.2.Уметь:
3.2.1.- проводить анализ постановки задачи по выбору решений, связанных с исследованием социально-экономических процессов
- исследовать социально-экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности
- использовать методы теории игр для анализа и прогнозирования развития основных угроз экономической безопасности
- проводить анализ постановки задачи по выбору решений в различных ситуациях, используя модель, получить результат
- строить игровые модели реальных социально-экономических ситуаций и процессов для прогнозирования развития основных угроз экономической безопасности


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками выбора подходящего типа игры для моделирования конкретной ситуации, связанной с исследованием социально-экономических процессов
- навыками анализа и интерпретирования ситуаций, связанных с экономическими рисками
- использования теоретико-игровых методов для прогнозирования динамики развития основных угроз экономической безопасности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Базовые понятия теории игр и возможности ее применения в решении социально-экономических задач
1.1. Игровые ситуации. Принципы и особенности применения теории игр Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Базовая терминология. Классификация игр Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
1.3. Формализация игры в стратегической и развернутой формах Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
1.4. Прототипные игры: «дилемма узников», «семейный спор», «встреча в Нью-Йорке» и др. Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
1.5. Проблема оптимальности решения. Подходы к нахождению оптимального решения игры. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Построение игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и их представление в нормальной и развернутой форме. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.7. Построение игровых моделей на основании различных принципов классификации игр Обсуждение возможностей применения теории игр. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Игры с нулевой суммой. Матричные игры
2.1. Критерии оптимальности и принципы решения матричных игр в чистых стратегиях. Смешанное расширение матричных игр. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Равновесие Нэша-фон Неймана. Иллюстрация подхода к решению в простейшем случае (2х2-игра). Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Возможности графического решения игр mx2, 2xn. Сведение матричной игры к задаче линейного программирования. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.4. Аппроксимационные методы решения матричных игр. Метод Брауна-Робинсон. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
2.5. Матричные игры: решения в чистых и смешанных стратегиях. Нахождение седловых точек. Построение и решение модельных задач в смешанных стратегиях. Графическое и аналитическое решение задач для случая (2х2). Построение и решение модельных задач для случаев (mх2), (2xn). Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.6. Алгоритм сведения матричной игры к задаче линейного программирования. Постановка и решение модельных задач. Реализация алгоритма на компьютере. Итеративные алгоритмы решения матричных игр. Решение модельных задач. Реализация алгоритма на компьютере. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
2.7. Итеративные алгоритмы решения матричных игр. Решение модельных задач. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Биматричные игры.
3.1. Приемлемые ситуации и ситуации равновесия. Свойства оптимальных решений. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Построение игровых неантагонистических моделей. Графическое решение. Возможности и ограничения cведения биматричных игр к матричным. Решение задач. Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Статические игры с непрерывными стратегиями и полной информацией
4.1. Функции наилучшего отклика. Равновесие Нэша в статических играх с непрерывными стратегиями Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Модели рынка в условиях монополии и олигополии. Модели рыночной конкуренции и конкурентного равновесия. Олигополия Курно. Олигополия Бертрана. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Динамические игры с непрерывными стратегиями и полной информацией
5.1. Принцип обратной индукции. Подигры и совершенное равновесие в подиграх. Игра Штакельберга Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
5.2. Принцип обратной индукции в решении динамических игр. Решение задач. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
5.3. Повторяющиеся игры. Решение задач. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
5.4. Статические и динамические игры с полной информацией и непрерывными стратегиями. Решение задач с помощью специализированных математических программ. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Кооперативные игры и их экономическая интерпретация
6.1. Коалиция. Дележи. Понятие равновесия в кооперативной игре. Ядро. Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
6.2. Вектор Шепли. Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
6.3. Экономические приложения теории кооперативных игр. Решение задач. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Статистические игры.
7.1. Подходы к решению "игр с природой" Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
7.2. Решение статистических игр Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Теория игр и теория полезностей: включение в теоретико-игровые методы отношения игроков к риску
8.1. Самостоятельная подготовка по темам курса Сам. работа 1 66 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ТИ ЭБ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дубина И.Н. Основы математического моделирования социально-экономических процессов: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/AE81649F-D411-4FF5-8733-614106E0D831.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дубина И.Н. Основы теории экономических игр: М. : Кнорус, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экономика. Теория игр. Ресурсы http://ecsocman.hse.ru/net/16000243/
Э2 Game Theory .net (сайт, посвященный теории игр) http://www.gametheory.net/
Э3 Информационный ресурс Classroom Expernomics - обучающие игры http://www.marietta.edu/~delemeeg/expernom.html
Э4 Методика демонстрационной учебной игры: Simple Investment Game Experiment for the Classroom http://www.tricity.wsu.edu/%7Eachaudh/econ485trustexpt.doc
Э5 Сайт журнала «Games and Economic Behavior» http://www.elsevier.com/wps/find/journaldescription.cws_home/
Э6 Сайт журнала «International Game Theory Review» (IGTR)http://ejournals.wspc.com.sg/journals/igtr/igtr.shtml
Э7 Курс ЭИОС АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный материал курса разбит на разделы и темы, изучение которых ориентировано на формирование компетенций, необходимых в профессиональной деятельности экономиста.
Изучение курса предусматривает проведение лекционных и практических занятий. По каждой теме студент должен выполнить практические задания и подготовить ответы на ряд теоретических вопросов.
Посещение всех практических занятий по курсу является обязательным. Перед каждым практическим занятием преподаватель указывает тему, по которой необходимо выполнить практические задания (4-10) и ответить на вопросы. На практическом занятии проверяется выполнение практических заданий и обсуждается их решение. По итогам занятия отмечается результативность работы каждого студента (текущий контроль), которая затем учитывается при формировании итоговой оценки по курсу.
К зачету по курсу допускаются студенты, выполнившие все практические задания.