МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политические переговоры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильОбщий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. преподаватель, Казанцев Дмитрий Анатольевич

Рецензент(ы):
Д.полит.н., Профессор, Шашкова Ярослава Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Политические переговоры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата, приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939).

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 19.05.2021 г. № 7
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черданцева Инна Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 19.05.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой Черданцева Инна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Политические переговоры» предназначена для того, чтобы познакомить студентов с теоретическими и практическими аспектами ведения переговоров, отработать основные навыки по ведению переговоров, сформировать у них соответсвующие навыки применения полученных знаний в научной и практической деятельности. Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
ознакомление с теорией ведения политических переговоров;
рассмотрение методик анализа переговоров и переговорных ситуаций;
изучение содержания, видов, форм, стратегий и тактик ведения переговоров;
изучение и освоение соответствующего инструментария ведения переговоров;
формирование навыка применения полученных знания для ведения политических переговоров.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-3 владением методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок, составления библиографических обзоров, рефератов, разделов научно-аналитических отчетов по результатам научно-теоретической и эмпирической исследовательской работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о научных школах в теории переговоров, моделях переговорного процесса, объективных и субъективных условиях организации и проведения переговоров в сфере управления, основные методы подготовки к переговорам, структуру процесса переговоров, типы переговорных решений, особенности проведения многосторонних переговоров, основные стратегии и тактики ведения переговоров.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать проблему и интересы своей и другой стороны, ясно и четко формулировать переговорную позицию, прогнозировать ход и результаты переговоров, анализировать итоги процесса переговоров.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа прецедентов переговоров, в особенности политических переговоров, а также навыками ведения переговоров, связанных с решением политических проблем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Переговоры, консультации, договоренности в политическом процессе
1.1. Переговоры, консультации, договоренности в политическом процессе Лекции 3 1 ОК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Переговоры, консультации, договоренности в политическом процессе Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Условия проведения политических переговоров
2.1. Условия проведения политических переговоров Лекции 3 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Национальные стили ведения политических переговоров Практические 3 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Национальные стили ведения политических переговоров Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Организация политических переговоров
3.1. Организация политических переговоров Лекции 3 1 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Организация политических переговоров Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.3. Организация политических переговоров Практические 3 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Аналитическое обеспечение переговоров
4.1. Аналитическое обеспечение переговоров Лекции 3 2 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Аналитическое обеспечение переговоров Практические 3 4 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Аналитическое обеспечение переговоров Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Раздел 5. Участники переговорного процесса
5.1. Участники переговорного процесса Лекции 3 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Участники переговорного процесса Практические 3 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.2
5.3. Участники переговорного процесса Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Раздел 6. Структура политических переговоров. Подходы к переговорному процессу
6.1. Структура политических переговоров. Подходы к переговорному процессу Лекции 3 1 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.2. Структура политических переговоров. Подходы к переговорному процессу Практические 3 4 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.3. Структура политических переговоров. Подходы к переговорному процессу Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Раздел 7. Многосторонние переговоры
7.1. Многосторонние переговоры Лекции 3 2 ОК-6 Л2.2, Л1.2
7.2. Многосторонние переговоры Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.2, Л1.2
Раздел 8. Раздел 8. Стратегия ведения переговоров
8.1. Стратегия ведения переговоров Лекции 3 1 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Многосторонние переговоры Практические 3 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.3. Стратегия ведения переговоров Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Раздел 9. Тактические приемы ведения переговоров
9.1. Тактические приемы ведения переговоров Лекции 3 2 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.2. Тактические приемы ведения переговоров Сам. работа 3 5 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Раздел 10. Третья сторона на переговорах
10.1. Третья сторона на переговорах Лекции 3 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1
10.2. Третья сторона на переговорах Практические 3 2 ОК-6 Л2.2, Л1.1
10.3. Третья сторона на переговорах Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 11. Раздел 11. Итоги переговоров
11.1. Итоги переговоров Лекции 3 1 ПК-3 Л2.2, Л1.1
11.2. Итоги переговоров Практические 3 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1
11.3. Итоги переговоров Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, темы письменных работ и вопросы к экзамену.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чумиков А.Н. Переговоры – фасилитация – медиация: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2014
Л1.2 Кеннеди Гэвин Переговоры: Полный курс: Учебное пособие ООО "Альпина Паблишер", 2016 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Р. И. Мокшанцев Психология переговоров: учеб. пособие М. : ИНФРА-М, 2002 -
Л2.2 Козырев Г.И. Политическая конфликтология: учеб. пособие для вузов М.: ФОРУМ, 2011 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э2 Университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э4 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э5 ЭУМК Политические переговоры portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

ЭУМК:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6792

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В этом разделе представлены методические рекомендации (далее инструкция) по освоению курса «Политические переговоры» (шифр-108.05, 1 категория: 9 баллов), а также описание его балльно-рейтинговой системы (далее БРС) и некоторых элементов, приведены рекомендации по использованию и по взаимодействую с ними. Пожалуйста, внимательно прочтите инструкцию.

🚀Методические рекомендации по освоению курса. Курс играет важную роль в подготовке студентов по соответствующим направлениям, он представляет собой важную форму человеческого познания, так как знания в области переговоров в политике и бизнесе охватывают все сферы жизни общества, от семьи до государственной политики. Обладание компетенциями в области переговоров – необходимое требование, предъявляемое к современному общественному, политическому деятелю, партийному лидеру, учёному или государственному служащему. Курс тесно связан с такой дисциплиной, как «Конфликтология».

🚀Формы организации обучения: лекции, практические занятия, тесты, самостоятельная работа студентов, иные элементы. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по курсу включает в себя следующие разделы:

✅Интерактивные лекции-презентации знакомят слушателя с информацией по изучаемому вопросу. Освоение курса предполагает решение студентами кейсов на очных практических занятиях, а также их дистанционную работу в Moodle. В первом случае ДО НАЧАЛА ПАРЫ студенты просматривают интерактивные лекции по указанной преподавателем теме, а также список литературы. Студенту до начала занятия важно самостоятельно подготовиться к теме. Затем на практическом занятии обучающиеся под наблюдением преподавателя решают переговорный или иной кейс;
✅Учебная литература по ссылке, рекомендованная в качестве основной и дополнительной источниковой базы по курсу;
✅Каждая тема оснащена литературой и интерактивной презентацией, иными интерактивными элементами. Список практических занятий дан отдельно. Работа на практических занятиях возможна в двух формах: обсуждение темы, если преподаватель видит, что группа не готова или готова недостаточно хорошо; режим деловой игры. Переход в режим деловой игры происходит в том случае, если преподаватель в течение первых 20 минут понимает, что все студенты ориентируются в материале. Почти на каждом практическом занятии или лекции возможен переход к деловой игре! Это зависит от подготовки группы (не одни и те же люди);
✅Знакомство с категориальным аппаратом предмета происходит через использование глоссария;
✅Студенты могут задавать вопросы организационного и содержательного характера в соответствующих интерактивных элементах обратной связи, проводить вебинары и консультации (вебинар, чат, форум и т.д.). Даты консультаций в чатах и вебинарах согласовываются с преподавателем дополнительно, о чем сообщается на форуме или в новостях о курсе. Преподаватель не отвечает в социальных сетях;
✅Перечень вопросов к промежуточной аттестации знаний (для проведения очных зачетов или экзаменов). В случае, если студент до окончания срока освоения дисциплины не набрал необходимого количества баллов, то пересдача становится возможной в следующем учебном году. В исключительных и/или форс-мажорных обстоятельствах, когда студент не набрал требуемого количества баллов, преподавать может предоставить студенту возможность выполнить дополнительные задания в строго оговоренный срок;
✅Перед промежуточной аттестацией знаний предлагается оценить курс по некоторым параметрам. Это позволит в дальнейшем усовершенствовать его, принимая во внимание ваши пожелания. Все анкеты являются АНОНИМНЫМИ! Если вы обнаружили ошибку в курсе, пожалуйста, сообщите об этом преподавателю на форуме или в личные сообщения.
🚀Балльно-рейтинговая система курса. Освоение курса студентами связно с решением кейсов на очных практических занятиях, а также их дистанционную работу в Moodle. В первом случае учащиеся ДО НАЧАЛА занятия просматривают интерактивные лекции-презентации по указанной преподавателем теме. Работа в Moodle заключается в наборе требуемого для получения зачета/экзамена количества баллов. БРС предмета находится по ссылке «Рейтинг группы по курсу ПП (2 курс, 2021-22)». Прохождение студентом тех или иных элементов курса сопровождается начислением в его рейтинг (сумму баллов) того или иного количества баллов. Рейтинг составляется на основе критериев оценки обучающихся, подробнее с их описанием и структурой следует познакомиться во вкладке «Критерии». Они подразумевают выполнение студентами обязательных (столбцы-строки «Дата занятий/Основные задания») и дополнительных заданий (столбцы-строки «Дополнительные задания»).

Обязательные задания: посещение занятий, участие в переговорных кейсах в какой-либо роли, групповые задания с жестким дедлайном и другие. Например, учащийся может участвовать в переговорном кейсе в роли руководителя делегации (ведение переговоров, непосредственно говорит с партнерами, принимает решения), по итогам чего получит до 2 баллов. Подгруппы и баллы для переговорных кейсов отслеживаются во вкладке «Кейс-оценка». Также в критериях находятся три обязательных задания с жестким дедлайном, а именно: 1. Создание презентации РР об известных переговорщиках мира от подгрупп (оценивается глубина информации, системность, оригинальность представления, нарратив; балл выставляется всей группе) - до 2 баллов всей подгруппе; 2. Создание презентации РР об известных переговорных ситуациях мира от подгрупп (оценивается глубина информации, системность, оригинальность представления, нарратив; балл выставляется всей группе) - до 2 баллов всей подгруппе; 3. Сценариотехника - создание игровой моделируемой ситуации (образец прилагается, работа в группе по 5 человек, оценивается подробность, оригинальность, тематика, глубина анализа, сущность ситуации, сложность переговоров, продуманность логики переговорной ситуации; балл выставляется всей группе) - до 3 баллов всей подгруппе. Выполнение данных заданий в указанный срок обязательно, иначе студенты не получают указанных выше баллов. Кроме того, отсутствие этих работ по окончанию предмета - причина не допускать студента к сдаче очного зачета/экзамена, либо не проставляется оценка. Задания с жестким дедлайном учат студентов важнейшим качествам переговорщика - соблюдению сроков и работе в подгруппах! (в курсе этому уделяется чрезвычайное значение). Загружать задания с жестким дедлайном (презентации и кейс) следует одному из членов подгруппы, указывая Ф.И.О всех членов подгруппы, которые участвовали в его выполнении, в элемент «Задание» под списком практических занятий. Дается одна попытка на выполнение, пересдача невозможна.

Дополнительные задания: создание любого интеллектуального продукта, связанного с переговорами; участие в ЕМООН или в модельном движении; анализ переговоров; участие в игротеках с демонстрацией переговорных навыков и другие. Они позволяют студенту набрать недостающее количество баллов до устраивающей его оценки, не являются обязательными для выполнения. Дополнительные баллы добываются разными способами, например, за участие в мероприятиях, которые состоялись за год до начала курса или в процессе освоения дисциплины в соответствующем семестре (авансом баллы не начисляются!). Кроме того, дополнительные задания оценивают внеучебную деятельность студента, например, можно показать преподавателю дипломы и грамоты подтверждающие ваше участие в тех или иных мероприятиях, связанных с навыком переговоров (за последний год!). Студент отслеживает критерии дополнительных заданий во вкладке «Доп. задания (пояснения)» в виде текстовых пояснений напротив Ф.И.О. соответствующего участника курса, например, студент А - «Участие в ЕМООН 2020» (но баллы во вкладке с рейтингом).

Также все виды заданий выполняются в подгруппах, на которые преподаватель заблаговременно разделяет учебную группу случайным образом (кроме ответов на практических занятиях), что позволяет студентам учиться находить общий язык с разными людьми, группами в каких-либо кризисных ситуациях. Подгруппы для заданий с жестким дедлайном отслеживаются во вкладке «Задания (группы)». Баллы за обязательные и дополнительные задания складываются в рейтинг (сумму баллов) по предмету, а он приближает участника курса к соответствующей отметке (5,4,3). Обучающиеся, находящееся в начале рейтинга получат более высокие оценки, чем те кто находится в середине и в конце рейтинга (но не всегда!), однако студент имеет право компенсировать недостаток баллов дополнительными заданиями. Более того, чем более активной будет учебная группа в процессе изучения курса, тем большее количество отметок «Отлично», «Хорошо» может поставить преподаватель. Если участник курса не удовлетворен оценкой по БРС, он может сдать очный экзамен, который добавит какое-то количество баллов к итоговой оценке. Ввиду особенностей курса, его предмета, студент имеет право убедить преподавателя в том, что он заслужил большее количество баллов, чем он получил ранее за тот или иной критерий. БРС конкретного студента в течение курса может изменяться как большую, так и в меньшую сторону. Также баллы могут быть обнулены из-за выявления плагиата. В случае нарушения любых условий прохождения курса преподаватель может наложить штраф на работу студента.

Преподаватель оставляет за собой право вето, он имеет право корректировать условия БРС в течение всего курса, изменять его по своему усмотрению, не спрашивая совета кого-либо, в виду наличия у него неотчуждаемых авторских прав на данный интеллектуальный продукт в соответствии с действующим российским законодательством.