МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Финансовые рынки и институты

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильОбщий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_Э-2-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Вологдин Е.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Финансовые рынки и институты

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 11.03.2021 г. № 4
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 11.03.2021 г. № 4
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса «Финансовые рынки и институты» является формирование у студентов целостного видения основ функционирования рынка и организации деятельности по формированию и управлению портфельными инвестициями организации.
Задачи дисциплины:
- усвоение основных понятий финансовых рынков;
- выработка целостного представления о механизме функционирования фондового и срочного рынка;
- выработка практических навыков расчета базовых показателей, характеризующих уровень доходности финнсовых инструментов;
- формирование навыков управления портфельными инвестициями.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
ПК-6 способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о теоретических аспектах функционирования финансовых рынков;
- об инструментах рынков, особенностях их использования в финансовой и инвестиционой деятельности;
- об организации деятельности профессиональных участников и выполняемых функциях;
- о методах анализа фондового и срочного рынков;
- об основах регулирования финансовых рынков;
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь использовать методы разработки инвестиционной стратегии.
- уметь проводить анализ состояния фондового рынка;
- уметь формироватьинвестиционные портфели для разных категорий инвесторов и оценивать связаные с ними риски.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методиками расчета доходности ценных бумаг;
- приемами определения рисков по портфельного инвестрования и способами их минимизации;
- вырабатывать решения по формированию наиболее эффективного инвестиционного портфеля ;
- разработки инвестиционной стратегии компании;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Финансовые рынки: понятие, структура, участники
1.1. Финансовые рынки: основные понятие и структура. Лекции 4 4 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Финансовые рынки: основные понятие и структура. Практические 4 2 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Финансовые рынки: основные понятие и структура. Сам. работа 4 10 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Основные мировые тенденции развития мирового рынка Лекции 4 0 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.5. Основные мировые тенденции развития мирового рынка Практические 4 2 ПК-6 Л1.3, Л2.2
1.6. Основные мировые тенденции развития мирового рынка Сам. работа 4 10 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Рынок ценных бумаг
2.1. Рынок ценных бумаг. Основные понятия, структура Лекции 4 2 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Рынок ценных бумаг. Основные понятия, структура Практические 4 4 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Рынок ценных бумаг. Основные понятия, структура Сам. работа 4 6 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Рынок акций Лекции 4 2 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.5. Рынок акций Практические 4 2 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.2
2.6. Рынок акций Сам. работа 4 6 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.2
2.7. Рынок облигаций Лекции 4 2 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л2.2
2.8. Рынок облигаций Практические 4 3 ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.9. Рынок облигаций Сам. работа 4 10 ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л1.2
2.10. Неэмиссионные ценные бумаги Лекции 4 2 ПК-6 Л1.3, Л2.1
2.11. Неэмиссионные ценные бумаги Практические 4 2 ПК-6 Л1.3, Л2.2
2.12. Неэмиссионные ценные бумаги Сам. работа 4 6 ПК-6 Л1.1, Л2.2
2.13. Производные финансовые инструменты рынка ценных бумаг Лекции 4 2 ПК-6 Л1.3, Л2.1
2.14. Производные финансовые инструменты рынка ценных бумаг Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.2
2.15. Производные финансовые инструменты рынка ценных бумаг Сам. работа 4 6 ПК-6 Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Институты финансовых рынков
3.1. Профессиональные участники рынка ценных бумаг Лекции 4 4 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг Практические 4 3 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Профессиональные участники рынка ценных бумаг Сам. работа 4 8 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Страховые компании на финансовом рынке Лекции 4 2 ПК-6 Л2.1, Л1.2
3.5. Страховые компании на финансовом рынке Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.2
3.6. Страховые компании на финансовом рынке Сам. работа 4 4 ПК-6 Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ФинРынки 5,6 зач.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гусева И.А. ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ И ИНСТИТУТЫ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Гусева, И. А. Финансовые рынки и институты: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/469564
Л1.3 Чернова Г.В. - отв. ред., Болдырева Н.Б. - отв. ред. ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ И ИНСТИТУТЫ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Казак А.Ю. - отв. ред. ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ИНСТИТУТЫ. Учебное пособие для вузов: Учебное пособие для ВУЗов М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Школик О. А. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета www.rubricon.ru
Э2 Информационное агентство АК&М www.akm.ru
Э3 Портал эксепрт– статьи последнего номера бесплатно, архив по подписке www.expert.ru
Э4 Финансовая электронная библиотека www.mirkin.ru
Э5 Система раскрытия информации (в т.ч.рейтинги российских эмитентов) www.skrin.ru
Э6 Депозитарно-клиринговая компания www.dcc.ru
Э7 Национальный депозитарный центр www.ndc.ru
Э8 Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев www.partad.ru
Э9 Саморегулируемая организация Национальная лига управляющих (НЛУ) www.cic.ru
Э10 Единый образовательный портал portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно

Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно

Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно

7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно

AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:

1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной и дополнительной литературы,законодательно-нормативных актов, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно. Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется и оценивается преподавателем.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.