МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика общественного сектора

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильОбщий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_Э-2-2021
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д-р.экон.наук, Проф., Шваков Е.Е.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, проф., Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Экономика общественного сектора

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2021 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон.наук,проф. Е.Е.Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2021 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р экон.наук,проф. Е.Е.Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дмсцмплины - формирование целостного представления о роли государства в хозяйственной системе, содержании организационной, методической, и регулирующей деятельности органов государственной власти на микроуровне.
Задачами курса являются:
1. ознакомление студентов с проблематикой курса;
2. изложение материала в последовательной логической форме;
3. определение основных понятий и терминов курса;
4. формулирование основных законов развития экономики общественноо сектора;
5. подготовка студентов к проведению семинарских занятий;
6. формирование первичных знаний для анализа сложных проблем наци-ональной экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ПК-1 способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-2 способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-3 способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормативно-методические документы и положения, регламентирующие экономическую деятельность фирм; а также органов государственной и муниципальной власти
- методы и формы руководства экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти с учетом инновационных и антикризисных тенденций развития трудовой сферы;
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять полученные теоретические знания при анализе конкретных ситуаций и решении практических задач, возникающих в экономических службах и подразделениях предприятий и организаций, в органах государственной и муниципальной власти
- применять методы стимулирования инновационного поведения работников; выявлять проблемы управленческого характера при анализе конкретных ситуаций в области управления трудом
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками формирования практических рекомендаций для экономических служб и подразделений на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти
- методами руководства экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях с учетом инновационных и антикризисных аспектов;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Общественный сектор в смешанной экономике Лекции 8 2 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Масштабы и динамика общественного сектора в смешанной экономике. Тенденции развития общественного сектора. Практические 8 2 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Общественный сектор в смешанной экономике Сам. работа 8 8 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Причины существования и функции общественного сектора Лекции 8 2 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Общественные блага и общественный сектор экономики Практические 8 2 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Причины существования и функции общественного сектора Сам. работа 8 7 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Равновесие в общественном секторе Лекции 8 2 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Использование рыночных регуляторов в смешанном общественном секторе. Методы реализации предпочтений потребителей в общественном секторе. Практические 8 2 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Равновесие в общественном секторе Сам. работа 8 6 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Внешние эффекты: принципы и политика Лекции 8 2 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Внешние эффекты: принципы и политика Практические 8 2 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Внешние эффекты: принципы и политика Сам. работа 8 6 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.13. Роль общественного сектора в распределении доходов Лекции 8 2 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.14. Роль общественного сектора в распределении доходов Практические 8 2 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.15. Роль общественного сектора в распределении доходов Сам. работа 8 6 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.16. Основы организации бюджетной системы и бюджетная политика Лекции 8 2 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.17. Основы организации бюджетной системы и бюджетная политика Практические 8 2 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.18. Основы организации бюджетной системы и бюджетная политика Сам. работа 8 6 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.19. Экономические основы политического механизма в общественном секторе Лекции 8 2 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.20. Экономические основы политического механизма в общественном секторе Практические 8 2 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.21. Экономические основы политического механизма в общественном секторе Сам. работа 8 5 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приложение к РПД
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приложение к РПД
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложение к РПД
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенников П.И., Тарасевич Л.С., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 под ред. П. В. Савченко и др Экономика общественного сектора : учебник М. : ИНФРА-М, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: М.: ГУ ВШЭ, 2007
Л2.2 А. Г. Грязнова Экономическая теория: учеб. пособие для вузов , 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека do.gendocs.ru
Э2 Экономический портал: institutiones.com
Э3 Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент.: ecsocman.hse.ru
Э4 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э5 Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова uwh.lib.msu.su
Э6 Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета www.rubricon.ru
Э7 Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) www.inion.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.


Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям

Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы

Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.

Методические рекомендации по подготовке рефератов

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.
Реферат должен быть выполнен за один месяц до начала экзаменационной сессии. Студенты, не представившие в установленный срок реферат, либо получившие оценку «неудовлетворительно», к сдаче экзамена не допускаются.