МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Микроэкономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМенеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-2-2021
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доц., Каплинская И.Е.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, Доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Микроэкономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2021 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон. наук Шваков Е.Е.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2021 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р экон. наук Шваков Е.Е.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины МИКРОЭКОНОМИКА является формирование знаний, позволяющих создать целостное представление о современной экономической жизни общества на основе изучения основных понятий экономики, структуры и механизма функционирования индивидуальных рынков, особенностей взаимодействия основных экономических агентов.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ПК-9 способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности функционирования экономики на микроуровне; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне; методологические подходы и методы анализа экономических явлений и процессов; основные законы развития экономической системы
3.2.Уметь:
3.2.1.исследовать закономерности развития экономики субъекта; рассчитывать на основе типовых методик микроэкономические показатели; использовать знания о законах и закономерностях развития экономических процессов и явлений при исследовании экономических проблем; использовать знания экономики при решении практических задач в области профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самостоятельного анализа экономической информации о состоянии и динамике развития микроэкономики; современными методами сбора и обработки данных для микроэкономического анализа; анализа и оценки современных экономических проблем; ориентации в оценке экономических проблем современного развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая микроэкономика
1.1. Место и роль экономической науки в системе экономических наук Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Место и роль экономической науки в системе экономических наук Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Место и роль экономической науки в системе экономических наук Сам. работа 1 4 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Системы организации общественного производства Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Системы организации общественного производства Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Системы организации общественного производства Сам. работа 1 4 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Рынок и процесс его исторического становления Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Рынок и процесс его исторического становления Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Рынок и процесс его исторического становления Сам. работа 1 4 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Субъекты рынка Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Субъекты рынка Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Субъекты рынка Сам. работа 1 4 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Объекты рынка Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Объекты рынка Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Объекты рынка Сам. работа 1 4 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. МИКРОЭКОНОМИКА ПОТРЕБИТЕЛЯ
2.1. Спрос на товары и его факторы Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Спрос на товары и его факторы Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Спрос на товары и его факторы Сам. работа 1 4 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Предложение товаров и его факторы Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Предложение товаров и его факторы Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Предложение товаров и его факторы Сам. работа 1 4 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Рыночное равновесие Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Рыночное равновесие Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Рыночное равновесие Сам. работа 1 5 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Эластичность спроса и предложения Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Эластичность спроса и предложения Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Эластичность спроса и предложения Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.13. Поведение потребителей на рынке Лекции 1 4 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.14. Поведение потребителей на рынке Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.15. Поведение потребителей на рынке Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. МИКРОЭКОНОМИКА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
3.1. Фирмы и их роль в рыночной экономике Лекции 1 4 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Фирмы и их роль в рыночной экономике Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Фирмы и их роль в рыночной экономике Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Издержки производства и прибыль Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Издержки производства и прибыль Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Издержки производства и прибыль Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Микроэкономика рынка труда Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Микроэкономика рынка труда Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Микроэкономика рынка труда Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Рынок денег, земли, капитала Лекции 1 4 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.11. Рынок денег, земли, капитала Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.12. Рынок денег, земли, капитала Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.13. Государство и его экономические функции Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.14. Государство и его экономические функции Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.15. Государство и его экономические функции Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. МИКРОЭКОНОМИКА НЕСОВЕРШЕННОГО РЫНКА
4.1. Структуры несовершенного рынка. Лекции 1 6 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Структуры несовершенного рынка. Практические 1 0 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Структуры несовершенного рынка. Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС Микро ОБЩ.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Корнейчук Б.В. Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Гребенников П.И., Тарасевич Л.С., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Розанова Н.М. МИКРОЭКОНОМИКА. РУКОВОДСТВО ДЛЯ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мировой банк http: // www.world-bank.org
Э2 Международная организация труда http: //www.ilo.org
Э3 Европейский союз http: //europa.eu.int
Э4 Организация экономического сотрудничества и развития http: // www.oecd.org
Э5 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет" portal.edu.asu.ru
Э6 Российская государственная библиотека www.rsl.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для освоения дисциплины и самостоятельной работы студентов

Работа студентов над курсом предполагает как аудиторную, так и внеаудиторную формы. Аудиторная работа студентов складывается из работы на лекционных и семинарских занятиях.
На лекциях необходимо внимательно прослушивать лекционный материал, вести записи основных положений лекции - в письменном (бумажном) или электронном виде. В конце лекции можно задать вопросы по прочитанному преподавателем материалу для более полного усвоения спорных и сложных вопросов. Целесообразно ПЕРЕД лекциями прочитать соответствующие теме лекции главы из учебников, чтобы иметь возможность более полно и глубоко воспринимать материалы лекций.
На семинарских (практических) занятиях рекомендуется проявлять позитивную активность, принимать участие в дискуссиях, задавать вопросы, высказывать свое мнение при обсуждении тех или иных вопросов тем, конкретных ситуаций, выступать с докладами, участвовать в решении задач, в обсуждении бизнес идей в рамках разрабатываемых проектов, отвечать на поставленные преподавателем вопросы. При этом необходимо вести записи, расширяющие знания студентов по соответстьвующим темам, накапливая материал для успешной сдачи зачета. Для лучшей организации работы целесообразно иметь две тетради (или их электронный аналог- для лекций и для практических занятий. Необходимо сохранять эти тетради не только до момента сдачи зачета, но и до окончания ВУЗа.
К аудиторным занятиям необходимо готовиться. Для этого существует самостоятельная внеаудиторная работа. Она включает в себя работу в библиотеках, дома с учебниками и пособиями, обращение к электронным ресурсам сети интернета.Результаты самостоятельной работы могут приобретать форму личных записей (в тетради) или существовать в виде электронных заметок, фиксирующих основные наработки студента. В электронном виде следует по возможности сохранять написанные доклады, рефераты, отдельные текстовые фрагменты, таблицы, графики, рисунки, результаты решения задач и проч., помогающих уяснить соответствующие темы семинаров. Существенную роль в изучении курса играет постоянное еженедельное отслеживание текущих экономических новостей, позволяющих расширить экономический кругозор студентов, заинтересовать их изучением экономических процессов и дающих возможность постоянно актуализировать содержание семинарских занятий и обеспечивающех непосредственную связь теории и практики. Следует также отметить, что часть самостоятельной работы направлена на изучение вопросов к зачету, которые не были раскрыты ни в лекционном, ни в практическом курсе вследствии недостатка времени для аудиторной работы. Значительная часть проектной деятельности в области социального предпринимательства также осуществляется самостоятельно.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
• усвоить содержание основной учебной литературы и лекций по курсу;
• познакомиться и научиться анализировать научные статьи и другие источники при работе по темам рефератов и докладов;
• научиться самостоятельно использовать теоретические модели для оценки тех или иных ситуаций в экономике;
• приобрести навыки решения различных задач, иллюстрирующих важнейшие положения экономической науки, и навыки разработки бизнес-идей и их обоснования;
• быть готовым к участия в обсуждении проблем экономики на семинарских занятиях, используя ;
• выработать навыки ведения научно-исследовательской работы при подготовке докладов, рефератов;
, приобрести навыки публичных выступлений, создания презентаций, умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, приводя необходимые аргументы.