МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в управлении

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМенеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-2-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6,0000000298023 6 6,0000000298023
Лабораторные 4 3,9999999850988 4 3,9999999850988
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108,0000000149 108 108,0000000149

Программу составил(и):
канд. техн. наук, доцент, Алгазина Д.Г.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доцент, Деркач Н. О.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в управлении

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат. наук, доцент А. Ю. Юдинцев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук, доцент А. Ю. Юдинцев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение студентами базовых компетенций в областях:
• основ организации современных информационных технологий и их применения в экономической и управленческой деятельности предприятий;
• основных принципов построения, внедрения и ведения специализированных информационных систем;
• создания и профессионального применения реляционных баз данных в области менеджмента;
• создания, совершенствования и профессионального применения методов и средств компьютерных информационных коммуникаций, основанных на использовании коммуникационных сервисов Интернета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-11 владением навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов
ПК-17 способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия информационных технологий;
- понятия автоматизации информационных процессов в управлении; задачи информационной технологии управления;
- технологию создания баз данных;
- содержание, стадии разработки и результаты выполнения этапов проектирования автоматизированных информационных систем (АИС);
- принципы построения современных информационных технологий;
- современное состояние и тенденции развития информационных технологий;
- основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации;
- основы работы с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять на практике навыки работы с универсальными пакетами прикладных программ для решения управленческих задач;
- использовать для организации, хранения, поиска и обработки информации системы управления базами данных;
- выступать постановщиком задач и уметь адекватно создать информационную модель предметной области, учитывающую последовательность обработки данных и структуру взаимосвязи между ними;
- ориентироваться на рынке пакетов прикладных программ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы с универсальными пакетами прикладных программ для решения управленческих задач;
- основными навыками использования программного комплекса MS Office;
- навыками работы с базами данных;
- основными навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в предмет
1.1. Введение. Лекции 5 0,30000001192093 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.2. Изучение актуального состояния и современных проблем информационных систем и технологий. Сам. работа 5 12 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Основные понятия
2.1. Основные понятия экономических информационных систем и информационных технологий.Информационное общество. Экономическая информация. Информационный продукт. Информационные системы в экономике. Лекции 5 0,20000000298023 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.2. Информационное общество как альтернатива постиндустриальному обществу. Отличия информационных ресурсов от традиционных ресурсов в деятельности хозяйствующего субъекта. Компаненты современных информационных систем. Лабораторные 5 0,89999997615814 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 3. Классификация современных информационных технологий по различным признакам
3.1. Информационные технологии, их классификация по типу пользовательского интерфейса, по степени участия в процессе принятия решений, по охвату управленческой деятельности. Лекции 5 1,5 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.2. Различие между понятиями "информационные технологии" и "новые информационные технологии". Различные продходы к классификации информационных технолгий. Компоненты современных информационных технологий. Сам. работа 5 12 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 4. Понятие электронного офиса
4.1. Электронный офис. MS Office и OpenOffice. Работа с текстом, табличными данными, диаграммами, создание консолидированных таблиц, использование OLE-технологий. Лекции 5 0,5 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.2. Форматирование текста в MS Word. Оформление списков, многоуровневых списков. Оформление таблиц. Изменение параметров страницы. Создание электронного оглавления. Колонтитулы. Основы работы в MS Excel. Ячейки, листы, формулы. Использование мастера функций. Вложенные функции. Построение диаграмм. Создание консолидированных данных. Создание сложных документов со связанными и внедренными объектами. Лабораторные 5 0,5 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.3. Формулы и функции в MS Excel. Работа со списками (фильтрация, сортировка, промежуточные итоги). Консолидация данных. Использование OLE-механизма. Сам. работа 5 16 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 5. Линейное программирование в MS Excel
5.1. Линейное программирование в MS Excel. Лекции 5 0,5 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
5.2. Решение транспортной задачи и задачи о назначениях средствами MS Excel. Лабораторные 5 0,5 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
5.3. Использование инструментов "Подбор параметра" и "Поиск решения" при решении транспортной задачи и задачи о назначениях. Решение систем уравнений с одной и несколькими неизвестными. Сам. работа 5 16 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 6. Понятие и преимущества работы в компьютерных сетях.
6.1. Понятие и виды компьютерных сетей. Сетевое оборудование. Обеспечение безопасности работы в сети. Лекции 5 0,5 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
6.2. Изучение различных вариантов топологии сети. Современное сетевое оборудование. Особенности работы в сети с точки зрения обеспечения информационной безопасности. Сам. работа 5 8 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 7. Информационные технологии маркетинга.
7.1. Информация в маркетинговых исследованиях. Электронная коммерция, форматы ее осуществления. Прогнозирование объема продаж методом анализа временных рядов. Трендовый анализ, варианты построения линии тренда. Лекции 5 0,5 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
7.2. Расчет тренда и прогнозирование объема продаж. Лабораторные 5 0,5 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
7.3. Расчет полиноминального тренда шестой степени средствами MS Excel. Сам. работа 5 6 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 8. Информационные технологии логистики.
8.1. Определение логистики. Свойства логистических информационных систем. Стандарты MRP, MRP II, JIT, ERP. Технологии автоматизации работы склада. Лекции 5 0,5 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
8.2. Изучение технических характеристик и специфики работы WMS-систем. Сходства и различия стандартов MRP и MRPII. Концепция ERP как основа создания современных корпоративных информационных систем. Сам. работа 5 6 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 9. Информационные технологии бухгалтерского и налогового учета
9.1. Особенности автоматизации бухгалтерского учета, варианты организации информации в бухгалтерских системах, способы ввода данных в бухгалтерскую базу, применение технологии «Банк-Клиент». Лекции 5 0,5 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
9.2. Решение бухгалтерской задачи по приобретению материалов, их постановке на учет и списанию в производство с расчетом себестоимости различными методами. Лабораторные 5 0,20000000298023 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
9.3. Решение бухгалтерской задачи по приобретению основных средств, их постановке на учет, начислению амортизации различными способами, по выбытию основных средств и снятию их с баланса. Сам. работа 5 6 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
9.4. Информационные технологии банковской сферы. Лекции 5 0,20000000298023 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 10. Имитационное моделирование. Системы массового обслуживания.
10.1. Натурный эксперимент. Аналитическое и имитационное моделирование. Системы массового обслуживания: понятие, виды, свойства входящего потока заявок, дисциплины обслуживания очереди, показатели эффективности работы системы массового обслуживания. Лекции 5 0,30000001192093 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
10.2. Моделирование систем массового обслуживания: одноканальной с отказами, одноканальной с очередью, многоканальной с отказами. Лабораторные 5 0,20000000298023 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
10.3. Построение модели обслуживания для 35 заявок для различных вариантов СМО: с отказами и с очередью, одноканальных и многоканальных. Сам. работа 5 6 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 11. Понятие баз данных. Технологии работы с базами данных.Системы поддержки принятия решений.
11.1. Виды моделей баз данных. Реляционные базы данных. MS Access: таблицы, формы, запросы, отчеты, макросы. Технологии поддержки принятия решений. Технологии Data Mining. Лекции 5 0,5 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.3
11.2. Создание базы данных. Использование мастера подстановок. Сортировка и фильтрация данных в таблице. Создание запросов, отчетов, форм, макросов. Лабораторные 5 0,20000000298023 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
11.3. Поиск неявных неочевидных закономерностей по массиву необработанных данных с применением Data Mining. Лабораторные 5 1 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
11.4. Создание базы данных на основе имеющегося файла с исходными данных. Определение связей между таблицами. Сортировка и фильтрация данных. Создание запросов с помощью Конструктора и Мастера. Формирование Отчетов. Использование макросов в базах данных. Сам. работа 5 6 ПК-11, ПК-17, ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   ИТв У.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Титоренко Г.А. и др. Информационные технологии управления: Учебное пособие М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
Л1.2 Голицына О.Л. и др. Информационные технологии: Учебник М.: ФОРУМ, 2021 https://znanium.com/catalog/product/1138895
Л1.3 Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике : Учебник Издательство "Дашков и К", 2019 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112225
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.А. Поддубнова Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий:: Справочное пособие Барнаул: изд-во АлтГУ, 2008
Л2.2 М.А. Морозов, Н.С. Морозова Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Методическое пособие М.: Академия, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Научная электронная библиотекаelibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-ZIP
AcrobatReader
Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
407аС лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В курсе «Информационные технологии в управлении» предусмотрено проведение практических занятий, самостоятельная работа, выполнение примеров и индивидуальных заданий, что способствует лучшему и углубленному освоению материала.
В процессе проведения практических занятий студенты выполняют примеры и индивидуальные задания.
Текущий контроль осуществляется на практических занятиях в формах опроса студентов по изученным вопросам, проверки индивидуальных заданий, тестирования и др.
Промежуточный контроль заключается в проверке выполнения студентами индивидуальных заданий по темам изучаемой дисциплины, проведение промежуточных тестов.
Итоговый контроль заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
На тестирование отводится 50 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 30 вопросов.
Зачет проводится в форме устного ответа на теоретические вопросы. На ответ и решение задачи студенту отводится 30 минут. Зачет оценивается по четырехбалльной шкале.
Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на практических занятиях навыков.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если практическихе занятия пропущены по уважительной причине, то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии или консультации.