МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по экологической безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкологический мониторинг и экобезопасность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Экология и природопользование_ЭМиЭБ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 32 32 32 32
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Сперанская Н.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по экологической безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 897)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 28.06.2022 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева Марина Михайловна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать комплекс научно-практических знаний о современных экологических проблемах, возникающих при осуществлении различных видов хозяйственной деятельности, а также о методах обеспечения экологической безопасности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен применять экологические методы исследований для решения научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности
ПК-1 Способен планировать и организовывать научно-иследовательскую работу по изучению биразноообразия, оценке качества и экобезопасности окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды; требования к содержанию материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет планировать по результатам оценки воздействия на окружающую среду мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками анализа результатов расчетов по оценке воздействия на окружающую среду, разработке мероприятий по обеспечению экологической безопасности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в методы обеспечения экологической безопасности
1.1. Цели и задачи методов обеспечения экологической безопасности. Сам. работа 2 12 ПК-1, ОПК-3 Л1.1
1.2. Экологические проблемы, возникающие при осуществлении основных видов хозяйственной деятельности Лабораторные 2 6 ПК-1, ОПК-3
Раздел 2. Требования и нормативы Росприроднадзора в области обеспечения экологической безопасности
2.1. Комплексная геоэкологическая оценка урбанизированной территории и методы ее проведения Лабораторные 2 8 ПК-1, ОПК-3 Л1.1
2.2. Требования и нормативы Росприроднадзора в области обеспечения экологической безопасности Сам. работа 2 16 ПК-1, ОПК-3 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Экологический мониторинг и контроль
3.1. Виды мониторинга и контроля и особенности их проведения в оценке уровня экологической безопасности Лабораторные 2 8 ОПК-3 Л1.3
3.2. Технологии обеспечения приемлемого уровня экологической безопасности. Методы контроля качества окружающей среды Сам. работа 2 12 ОПК-3 Л1.3
3.3. Методы управления качеством окружающей среды и уровнем экологической безопасности Сам. работа 2 12 ОПК-3 Л1.3
Раздел 4. Управленческие решения и экологическая политика по обеспечению приемлемого уровня экологической безопасности
4.1. Ресурсосберегающие технологии. Понятие о территориально-промышленном комплексе Сам. работа 2 12 ПК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
4.2. Формирование экологической политики. Методы и перспективы управления уровнем экологической безопасности в контексте концепции устойчивого развития человечества Сам. работа 2 12 ПК-1, ОПК-3 Л1.2, Л2.2
4.3. Принципы принятия управленческих решений в сфере рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Лабораторные 2 10 ПК-1, ОПК-3 Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Данилова-Данильяна В.И. Экология, охрана природы и экологическая безопасность. : Учебное пособие. М.: Теис, ТК Велби, 2006
Л1.2 Саркисов, О.Р. Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды: учебное пособие Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Розенталь О.М. Требования экологической безопасности в стандартах Российской Федерации: М.: Профиль, 2005
Л2.2 / О.Р. Саркисов, Е.Л. Любарский, С.Я. Казанцев Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды: М. : ЮНИТИ-ДАНА,, 2017 https://new.znanium.com/catalog/product/1028845
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.ecolife.ru/ Экология и жизнь. Научно-популярный образовательный журнал
http://www.energosoft.info/soft_ecolog.html ENERGO SOFT ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
http://ecoportal.su/ ECOPORTAL Вся экология
http://www.icsti.su/ Международный центр научной и технической информации
http://www.spsl.nsc.ru/ Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://www.greenpeace.org/russia/ru/ Гринпис России
http://kodeks.psu.ru/ Информационно-правовая система Кодекс
http://nature.org/ The Nature Conservancy - Организация по охране природы. Наука об охране природы

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
301Л лаборатория агробиологии и агроэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 8 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитная маркерная – 1 шт.; компьютерные столы – 3 шт., компьютер Aquarius Pro P30 S46 - 1 шт.; моноблок RAMEC Gale Custom G1610 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 - 3 шт.; мини-лаборатория "Экотест-120-ИП(16)" в кейсе - 1 шт.; портативная система для измерения газообмена в образцах растений GFS-3000 Walz - 1 шт., рН-метр полевой с длинным щупом - 1 шт.; спектрофотометр ПЭ-5 400 УФ - 1 шт.; центрифуга ЦЛМН-Р 10-01 - 1 шт.; электронный регистрирующий почвенный пенетрометр Eijelkamp P1.52 в комплекте -1 шт.; ноутбук полностью защищенный трансформируемый Panassonic Toughobook CF-19 - 1 шт.; флуориметр универсальный переносной Walz Junior-PAM - 1шт.; аквадистиллятор Адэа- С3СМО - 1 шт.; весы аналитические CY-224C - 1 шт.; весы электронные Acom JW-1-300 - 1 шт.; влагомер зерна PM-650 - 1 шт.; комплект приборов PNT3000 Combi и pH3000 (10700) - 1 шт.; шкаф для хранения лабораторной посуды и оборудования – 3 шт., стол лабораторный 3 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется:
1 вести конспект лекций;
2 изучать основную и дополнительную литературу.
Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки.
Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона.
Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы.