Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.06. Экология и природопользование |
Профиль | Экологический мониторинг и экобезопасность |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_06_Экология и природопользование_ЭМиЭБ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
1.1. | Сформировать комплекс научно-практических знаний о современных экологических проблемах, возникающих при осуществлении различных видов хозяйственной деятельности, а также о методах обеспечения экологической безопасности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-3 | Способен применять экологические методы исследований для решения научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности |
ПК-1 | Способен планировать и организовывать научно-иследовательскую работу по изучению биразноообразия, оценке качества и экобезопасности окружающей среды |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды; требования к содержанию материалов по оценке воздействия на окружающую среду. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет планировать по результатам оценки воздействия на окружающую среду мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет навыками анализа результатов расчетов по оценке воздействия на окружающую среду, разработке мероприятий по обеспечению экологической безопасности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в методы обеспечения экологической безопасности | ||||||
1.1. | Цели и задачи методов обеспечения экологической безопасности. | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1, ОПК-3 | Л1.1 |
1.2. | Экологические проблемы, возникающие при осуществлении основных видов хозяйственной деятельности | Лабораторные | 2 | 6 | ПК-1, ОПК-3 | |
Раздел 2. Требования и нормативы Росприроднадзора в области обеспечения экологической безопасности | ||||||
2.1. | Комплексная геоэкологическая оценка урбанизированной территории и методы ее проведения | Лабораторные | 2 | 8 | ПК-1, ОПК-3 | Л1.1 |
2.2. | Требования и нормативы Росприроднадзора в области обеспечения экологической безопасности | Сам. работа | 2 | 16 | ПК-1, ОПК-3 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Экологический мониторинг и контроль | ||||||
3.1. | Виды мониторинга и контроля и особенности их проведения в оценке уровня экологической безопасности | Лабораторные | 2 | 8 | ОПК-3 | Л1.3 |
3.2. | Технологии обеспечения приемлемого уровня экологической безопасности. Методы контроля качества окружающей среды | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-3 | Л1.3 |
3.3. | Методы управления качеством окружающей среды и уровнем экологической безопасности | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-3 | Л1.3 |
Раздел 4. Управленческие решения и экологическая политика по обеспечению приемлемого уровня экологической безопасности | ||||||
4.1. | Ресурсосберегающие технологии. Понятие о территориально-промышленном комплексе | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Формирование экологической политики. Методы и перспективы управления уровнем экологической безопасности в контексте концепции устойчивого развития человечества | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1, ОПК-3 | Л1.2, Л2.2 |
4.3. | Принципы принятия управленческих решений в сфере рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности | Лабораторные | 2 | 10 | ПК-1, ОПК-3 | Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. Данилова-Данильяна В.И. | Экология, охрана природы и экологическая безопасность. : Учебное пособие. | М.: Теис, ТК Велби, 2006 | |
Л1.2 | Саркисов, О.Р. | Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды: учебное пособие | Москва : Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Хотунцев Ю.Л. | Экология и экологическая безопасность: учеб. пособие для вузов | М. : Академия, 2004 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Розенталь О.М. | Требования экологической безопасности в стандартах Российской Федерации: | М.: Профиль, 2005 | |
Л2.2 | / О.Р. Саркисов, Е.Л. Любарский, С.Я. Казанцев | Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды: | М. : ЮНИТИ-ДАНА,, 2017 | https://new.znanium.com/catalog/product/1028845 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.ecolife.ru/ Экология и жизнь. Научно-популярный образовательный журнал http://www.energosoft.info/soft_ecolog.html ENERGO SOFT ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ http://ecoportal.su/ ECOPORTAL Вся экология http://www.icsti.su/ Международный центр научной и технической информации http://www.spsl.nsc.ru/ Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Государственная публичная научно-техническая библиотека http://www.greenpeace.org/russia/ru/ Гринпис России http://kodeks.psu.ru/ Информационно-правовая система Кодекс http://nature.org/ The Nature Conservancy - Организация по охране природы. Наука об охране природы |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
301Л | лаборатория агробиологии и агроэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 8 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитная маркерная – 1 шт.; компьютерные столы – 3 шт., компьютер Aquarius Pro P30 S46 - 1 шт.; моноблок RAMEC Gale Custom G1610 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 - 3 шт.; мини-лаборатория "Экотест-120-ИП(16)" в кейсе - 1 шт.; портативная система для измерения газообмена в образцах растений GFS-3000 Walz - 1 шт., рН-метр полевой с длинным щупом - 1 шт.; спектрофотометр ПЭ-5 400 УФ - 1 шт.; центрифуга ЦЛМН-Р 10-01 - 1 шт.; электронный регистрирующий почвенный пенетрометр Eijelkamp P1.52 в комплекте -1 шт.; ноутбук полностью защищенный трансформируемый Panassonic Toughobook CF-19 - 1 шт.; флуориметр универсальный переносной Walz Junior-PAM - 1шт.; аквадистиллятор Адэа- С3СМО - 1 шт.; весы аналитические CY-224C - 1 шт.; весы электронные Acom JW-1-300 - 1 шт.; влагомер зерна PM-650 - 1 шт.; комплект приборов PNT3000 Combi и pH3000 (10700) - 1 шт.; шкаф для хранения лабораторной посуды и оборудования – 3 шт., стол лабораторный 3 шт. |
Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется: 1 вести конспект лекций; 2 изучать основную и дополнительную литературу. Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки. Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона. Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы. |