Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.04.01. Химия |
Профиль | Квантовые технологии, компьютерный наноинжиниринг, физикохимия и экспертиза материалов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_04_01_Химия_Квант-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
1.1. | сформировать общее представление об аналитической химии как о дисциплине, занимающейся накоплением и систематизацией знаний об определении химического состава и строения веществ и материалов, создающей средства анализа и обеспечивающей его практическое осуществление. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
ОПК-1 | Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -основные методы химического количественного анализа: тиьтриметрия и гравиметрия; -основные физические и физико-химические методы анализа: спекутрометрические методы (молекулярная спектрометрия, атомная спектрометрия, эмиссионная фотометрия пламени, атомно-абсорбционная спектрометрия) и электрохимические (потнциометрия, кондуктометрия, кулонометрия, вольтамперометрия, амперометрия) методы анализ. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проводить расчеты, связанные с операциями титриметрического и гравиметрического методов анализа. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -работы на оптических, электрохимических приборах; - рашифровки аналитических сигналов, полученных вручную или с помощью соответствующего програмного обеспечения, при проведении физико-химического анализа и обработке полученнойинформации; -правильного представлентия результатов анализа в отчете о проделанной экспериментальной работе. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Аналитическая химия. Химические методы анализа | ||||||
1.1. | Введение в аналитическую химию: предмет, цели, задачи, классификация видов анализа, методы аналитической химии. Химические методы анализа | Лекции | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Химические методы анализа | Практические | 2 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Приготовление раствора гидроксида натрия (вторичный стандарт) и установление его титра по щавелевой кислоте (первичный стандарт). | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Определение жесткости воды | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Методы проботбора и пробоподготовки | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Методы разделения и концентрирования | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Методы обнаружения и определения | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Инструментальные методы анализа | ||||||
2.1. | Физико-химические и физические методы анализа: классификация методов и их сравнительная характеристика, особенности и границы применимости, основные методы расчета. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Фотометррическое определение марганца методом градуировочного графика | Лабораторные | 2 | 8 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Физико-химические и физические методы анализа. | Практические | 2 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Масс-спектральный анализ | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Оптические методы аннализа: атомно-абсорбционный спектральный анализ, молекулярно-абсобционный спектральный анализ, эмиссионный спектральный анализ. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.6. | Электрохимические методы анализа: потенциометрия, кулонометрия, кондуктомнтрия, вольтамперометрия, амперометрия. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.7. | Хроматографические методы анализа | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Важнейшие объекты химического анализа | ||||||
3.1. | Анализ минерального сырья и продукции металлургических производств | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Анализ газовых сред | Сам. работа | 2 | 5 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Анализ воды и водных сред | Сам. работа | 2 | 5 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Анализ объектов органической и биохимической природы: биологические объекты и пищевые продукты | Сам. работа | 2 | 5 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонды оценочных средст размещены в приложении. |
Приложения |
Приложение 1.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. Л. Н. Москвина | Аналитическая химия : учеб для вузов : в 3 т. | М. : Академия, 2010 | |
Л1.2 | Э. А. Александрова, Н. Г. Гайдукова. | А. Аналитическая химия в 2 книгах. Книга 1. Химические методы анализа : учебник и практикум для прикладного бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/E9540AD6-D847-49AC-A583-35AC63AFA76D. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н. Г. Никитина, А. Г. Борисов, Т. И. Хаханина. | Аналитическая химия и физико-химические методы анализа : учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2020 | urait.ru |
Л2.2 | Л. С. Егорова | Курс лекций по аналитической химии : учеб. пособие | АлтГУ. - Барнаул , 2007 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Лейтес Е.А., Смагин В.П., Щербакова Л.В., Егорова Л.С., Чеботарев В.К. | Лабораторные работы по аналитической химии. : | // Барнаул. Изд-во Алт. госун-та., 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Теоретические основы аналитической химии | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Аналитическая химия [Электронный ресурс] : учебник / под ред. А. А. Ищенко. – Москва : Академия, 2014. – 464 с. | Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/reader/?id=105741 | ||
Э3 | Аналитическая химия. Хроматографические методы анализа: Учебное пособие / А.И. Жебентяев. - М.: НИЦ Инфра-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 206 с. | [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=399829 | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Набор стандартных программ для обработки результатов количественного анализа. Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
508К | лаборатория методов молекулярной спектрометрии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжной шкаф, технические весы, квантометр, генератор, набор ареометров, фотоэлектроколориметры КФК-2, кюветы для образцов, спектрофотометр Spekol-10, аналитические весы, наборы химической посуды, наборы химических реактивов, плитки электрические, прибор для определения температуры плавления, установки для титрования, термометры ртутные, штативы |
510К | лаборатория аналитической химии; лаборатория химико-аналитическая - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; сушильный шкаф, муфельная печь, дистиллятор, раковина, шкафы для хранения реактивов – 3 шт.; оборудование, инструменты и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы, вытяжной зонт, микроскоп, плитки электрические, прибор для определения температуры плавления, установки для титрования, термометры ртутные, штативы, баня песочная, баня водяная, штативы для качественного анализа, центрифуга, пробки (стеклянные, резиновые, корковые), металлическое оборудование, набор химической посуды, набор химических реактивов. |
509К | лаборатория электрохимических методов анализа - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт. компьютер: марка Benq - 1 единица; монитор Benq; раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): шкаф вытяжной, иономеры, рН-метры электронные, электроды, кондуктометры, миллиамперметр, титраторы кулонометрические, потенциометрические титраторы, универсальная полярографическая установка «Экотест», комплекс исследовательский «Экотест-ВА-НИР», полярограф ПУ, набор ареометров, пикнометры, электроплитки, наборы химической посуды, наборы химических реактивов, пробки стеклянные; пробки резиновые, пробки корковые, спиртовые горелки, водяная баня, песочная баня, магнитные мешалки. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Дополнительные методические рекомендации размещены в приложении. |