МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геоэкология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.06.01. Науки о Земле
НаправленностьГеоэкология; Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_06_01_Науки о Земле-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Скрипко В.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Геоэкология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.06.01 НАУКИ О ЗЕМЛЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 870)

составлена на основании учебного плана:
05.06.01 Науки о земле
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2019-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В.,к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - формирование представлений у студентов о методологии курса, глобальной экологии Земли, ее геосфер, геофизических и геохимических полей и их воздействия на природные и природно-антропогенные экосистемы.
Задачи:
1. Изучить особенности геосферы Земли (как глобальной экологической системы.
2. Расширить кругозор студентов об антропогенных воздействиях на глобальную экологичесую систему и их последствии.
3. Определять степень (остроту)экологических ситуаций на разных иерархических уровнях.
4. Обобщить сведения о геоэкологических проблемах из смежных дисциплин (общая экология,основы природопользования, техногенные системы и экологический риск, ресурсоведение, экономика природопользования)

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью демонстрировать системное понимание в профессиональной области и получать научные результаты, удовлетворяющие установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.фундаментальные и прикладные разделы геоэкологии
3.2.Уметь:
3.2.1.предвидеть экологические последствия изменения геосфер под влиянием природных и антропогенных факторов; разрабатывать алгоритмы решения геоэкологических проблем; анализировать геоэкологические аспекты функционирования природно-техногенных систем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.выявления и анализа последствий антропогенных воздействий на геосистемы и их компоненты; навыками использования в научной деятельности знаний фундаментальных и прикладных разделов геоэкологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Структура и основные концепции геоэкологии. Концептуальная экология.
1.1. Место геоэкологии среди других научных дисциплин, ее структура и концепции. Лекции 4 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Концептуальная экология.Биосфера и концепция гомеостаза.Биоиндикация и биотестирование. Практические 4 2 Л2.2, Л1.1
1.3. Место экологии среди других научных дисциплин, ее структура и концепции.Концептуальная экология.Биосфера и концепция гомеостаза.Биоиндикация и биотестирование. Сам. работа 4 14 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Геосферы как базовые экологические системы.
2.1. Геосферы как базовые экологические системы. Лекции 4 2 Л2.2, Л1.1
2.2. Межгеосферный обмен веществ и энергий. Космические методы геоэкологии. Практические 4 4 Л2.2, Л1.1
2.3. Геосферы как базовые экологические системы. Сам. работа 4 13 Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Геофизические поля Земли.Экодинамика физических процессов.Геохимические поля Земли. Экодинамика химических процессов.
3.1. Геофизические поля Земли.Экодинамика физических процессов. Лекции 4 2 Л2.2, Л1.1
3.2. Экодинамика физических и химических процессов. Практические 4 4 Л2.2, Л1.1
3.3. Геофизические и геохимические поля Земли. Экодинамика физических и химических процессов. Сам. работа 4 16 Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Ресурсно-экологические проблемы.Экодемографические проблемы. Экология агросферы и техносферы.
4.1. Ресурсно-экологические проблемы. Лекции 4 4 Л2.2, Л1.1
4.2. Ресурсно-экологические проблемы. Практические 4 2 Л2.2, Л1.1
4.3. Ресурсно-экологические проблемы. Сам. работа 4 14 Л2.2, Л1.1
4.4. Экзамен 4 27 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств прикреплен в Приложениях
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Милютин А. Г., Андросова Н. К., Калинин И. С., Порцевский А. К. ; Под ред. Милютин А.Г. ЭКОЛОГИЯ. ОСНОВЫ ГЕОЭКОЛОГИИ. Учебник для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Милютин А.Г. Экология. Основы геоэкологии: Учебник М. : Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Романова Э.П. ГЛОБАЛЬНЫЕ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 О. С. Набиев Геоэкологические проблемы природопользования: учебно-методическое пособие Махачкала : ДГПУ, 2024 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http:/school-collection.edu.ru/
Э2 Журнал "Экология и жизнь" www.ecolife.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Ms Office, Word, Exсel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При освоении дисциплины основнео внимание следует уделить содержанию фундаментальных и прикладных разделов геоэкологии с точки зрения реализации задач собственного научного исследования, например при формулировке и обосновании актуальности проблемы решаемой в рамках темы диссертации, а также изложении методологических основ своего исследования.