Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков спортивно-оздоровительного туризма, ведения деятельности на туристических базах, по работе с различной документацией спортивного характера, выявления особенностей поведения и общения в экстремальных условиях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1 |
ПК-4 | способностью применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о работе гидов, инструкторов на маршрутах; главные термины, классификацию видов, типов и форм туризма, историю развития отечественного туризма, программно-нормативные основы развития спортивно-оздоровительного туризма, основные задачи, принципы и методы туристской подготовки, правила соревнований по туристскому многоборью, организации и проведения туристских слетов и соревнований, туристских путешествий, туристские возможности Алтайского региона, основы категорирования туристских маршрутов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | организовывать туристский быт, привалы и ночлеги, заполнять технологическую документацию, ориентироваться на местности, применять необходимые методы техники спортивного туризма, обрабатывать информацию о туристском маршруте, определять категорию сложности туристских маршрутов; проводить индивидуальную оценку физической подготовки. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками работы со снаряжением и организации жизнедеятельности группы в природной среде и др. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Спортивно-оздоровительный туризм как самостоятельная дисциплина | ||||||
1.1. | Объект, цель и методы курса. Связь с другими науками. Виды, формы и типы туризма. Значение спортивно-оздоровительного туризма. | Лекции | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1 |
1.2. | Нормативная база в сфере самодеятельного туризма | Сам. работа | 4 | 5 | ПК-4 | Л1.1 |
1.3. | История развития отечественного туризма | Лекции | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1 |
1.4. | Первые путешествия. Развитие самодеятельного туризма в России.Этапы развития туризма в СССР и России | Практические | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1 |
1.5. | Первые туристские организации в мире и России | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-4 | Л1.1 |
1.6. | Организационные основы развития туризма | Лекции | 4 | 1 | ПК-4 | Л1.1 |
1.7. | Деятельность различных туристских организаций | Сам. работа | 4 | 5 | ПК-4 | Л1.1 |
1.8. | Туристские соревнования | Лекции | 4 | 1 | ПК-4 | Л1.1 |
1.9. | Разработка Положения о соревнованиях по видам туризма | Практические | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1 |
1.10. | Правила проведения соревнований | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-4 | Л1.1 |
1.11. | Основы категорирования туристских маршрутов | Лекции | 4 | 1 | ПК-4 | Л1.1 |
1.12. | Разработка и категорирование пешеходного туристского маршрута | Практические | 4 | 6 | ПК-4 | Л1.1 |
1.13. | Классификация туристских маршрутов | Сам. работа | 4 | 5 | ПК-4 | Л1.1 |
Раздел 2. Подготовка туристов-спортсменов | ||||||
2.1. | Основные задачи, принципы и методы туристской подготовки. Характеристика видов подготовки. | Лекции | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1 |
2.2. | Специальная туристская подготовка | Лекции | 4 | 1 | ПК-4 | Л1.1 |
2.3. | Топографическая подготовка. Ориентирование на местности | Практические | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1 |
2.4. | Физическая подготовка туриста | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-4 | Л1.1 |
2.5. | Организационная подготовка и психологическая подготовка | Лекции | 4 | 1 | ПК-4 | Л1.1 |
2.6. | Психологическая подготовка: психологический климат в туристкой группе. | Практические | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1 |
2.7. | Организация режима тренировок | Сам. работа | 4 | 5 | ПК-4 | Л1.1 |
Раздел 3. Техника и тактика спортивного туризма | ||||||
3.1. | Техническая и тактическая подготовка туристов | Лекции | 4 | 1 | ПК-4 | Л1.1 |
3.2. | Техника бивачных работ | Практические | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1 |
3.3. | Техника спасательных работ. Техника страховки | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-4 | Л1.1 |
3.4. | Формы горного рельефа как препятствия в активном туризме | Лекции | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1 |
3.5. | Техника преодоления препятствий | Практические | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1 |
3.6. | Особенности поведения в экстремальных условиях. Взаимодействие в группе. Обязанности участников похода. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-4 | Л1.1 |
3.7. | Питание в туристском походе | Лекции | 4 | 1 | ПК-4 | Л1.1 |
3.8. | Организация питания на маршруте | Практические | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1 |
3.9. | Энергетический баланс | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-4 | Л1.1 |
3.10. | Безопасность в туризме | Лекции | 4 | 1 | ПК-4 | Л1.1 |
3.11. | Поведение туристов при наступлении несчастных случаев | Практические | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1 |
3.12. | Первая доврачебная помощь в горах | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-4 | Л1.1 |
3.13. | Характеристика специального снаряжения, используемого в разных видах туризма | Лекции | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1 |
3.14. | Требования к спортивной форме и инвентарю, туристскому снаряжению | Практические | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1 |
3.15. | Туристские возможности Алтайского региона | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-4 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е. А. Стеблецов, Ю. С. Воронов, В. В. Севастьянов ; под общей редакцией Е. А. Стеблецова. | Спортивно-оздоровительный туризм и спортивное ориентирование: учебное пособие для вузов | Юрайт, 2022 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Федерация спортивного туризма России | www.tssr.ru | ||
Э2 | Курс в Moodle «Спортивно-оздоровительный туризм» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Спортивно-оздоровительный туризм» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Спортивно-оздоровительный туризм» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Спортивно-оздоровительный туризм» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Спортивно-оздоровительный туризм» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Спортивно-оздоровительный туризм» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Спортивно-оздоровительный туризм» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |