МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мультимедийная журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_Журналистика_УЖ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 20 20 38 38
Практические 26 26 22 22 48 48
Сам. работа 28 28 75 75 103 103
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Мультимедийная журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 28.06.2022 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.исследовать культуру мультимедийной журналистики, изучить ее формы и процессы;
выявить общую логику культурных текстов и практик в цифровых медиа;
проанализировать социокультурную специфику российской мультимедийной журналистики;
представить различные подходы к исследованию культуры Интернета и цифровых средств коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-3 Способен участвовать в разработке и реализации элементов авторского или коллективного практико-ориентированного медиапроекта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа.
ПК-1.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации, разграничивает факты и мнения.
ПК-1.5. Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта.
ПК-2.1. Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему.
ПК-1.3. Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников.
ПК-2.2. Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.6. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа.
ПК-2.3. Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте.
ПК-2.4. Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте/медиапродукте.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Новые медиа как технологии и культурные формы
1.1. Феномен «новых» медиа в информационном обществе. Сравнительные культурные характеристики цифровых и аналоговых средств коммуникаци. Лекции 7 2 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Мультимедийные проекты в сети Интернет Практические 7 2 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Особенности социокультурной структуры Сети. Массовая и персонализированная коммуникация. Культура цифровых гаджетов. Лекции 7 2 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Конструкторы сайтов Практические 7 2 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Развитие информационного общества Практические 7 2 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Интерактивные свойства журналистского материала Лекции 7 2 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Интернет и альтернативные цифровые сети. Специфика и культурные возможности Интернет-технологий. Лекции 7 2 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Лонгриды в социальной журналистике Практические 7 2 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Мультимедийные основы журналистики Лекции 7 2 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.10. Интерактивные сетевые сервисы Практические 7 4 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Массмедийный медиаконтент Сам. работа 7 10 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Исследования новых медиа Подходы к изучению новых медиа в гуманитарном знании. Социальные теории новых медиа.
2.1. Исследования М. Кастельса. Социокультурная динамика и новые технологии: «кибероптимисты» и «киберпессимисты». Лекции 7 2 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Квалификационный анализ новых медиа Практические 7 2 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Интерпретация новых медиа в политической науке. Проблематика исследований Интернета в социальных и гуманитарных науках: психология, Лекции 7 2 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Контент и формат журналистики в мультимедиа Сам. работа 7 10 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Технологический фактор социальных практик Практические 7 2 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Возможности Culturalstudies и критического дискурс-анализа для изучения культуры Интернета. Лекции 7 2 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Профессиональные навыки «цифрового» журналиста Практические 7 4 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Трансформация политики индустрий по отношению к программам и услугам в Интернете в начале 2000-х. Ключевые понятия и принципы культуры Web 2.0, их реализация. Лекции 7 1 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Трансмедийные проекты Практические 7 2 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.10. Блог как СМИ Сам. работа 7 8 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.11. Создание видеоматериалов Практические 7 4 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.12. Традиционная сетевая журналистика Лекции 7 1 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Коммуникация на основе цифровых медиа
3.1. Лонгриды Практические 8 6 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Конвергентная журналистика и ее особенности Лекции 8 4 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Жанровая специфика современных блогов Лекции 8 4 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Мультимедийность и конвергентность Практические 8 6 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Социальные медиапроекты Лекции 8 4 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Визуализация информации Практические 8 6 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.7. Цифровой этикет в сети Лекции 8 4 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.8. Журналистика и блогосфера Практические 8 4 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.9. Хронотопические особенности медиапространства Лекции 8 4 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.10. Создание лонгрида на произвольную тематику Сам. работа 8 75 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.11. Экзамен 8 27 ПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Четвертков, Николай Васильевич Современная пресс-служба : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Киселев, Александр Георгиевич Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста : учебник для вузов Питер, 2011
Л2.2 Мансурова, Валентина Дмитриевна Социальные ориентиры сервильной журналистики : монография Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/804
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office,
Adobe Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).


Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.

Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.