Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_Журналистика_УЖ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 15 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 20 | 20 | 38 | 38 |
Практические | 26 | 26 | 22 | 22 | 48 | 48 |
Сам. работа | 28 | 28 | 75 | 75 | 103 | 103 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 144 | 144 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | исследовать культуру мультимедийной журналистики, изучить ее формы и процессы; выявить общую логику культурных текстов и практик в цифровых медиа; проанализировать социокультурную специфику российской мультимедийной журналистики; представить различные подходы к исследованию культуры Интернета и цифровых средств коммуникации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта |
ПК-3 | Способен участвовать в разработке и реализации элементов авторского или коллективного практико-ориентированного медиапроекта |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1.1. Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа. ПК-1.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации, разграничивает факты и мнения. ПК-1.5. Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта. ПК-2.1. Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1.2. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему. ПК-1.3. Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников. ПК-2.2. Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1.6. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа. ПК-2.3. Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте. ПК-2.4. Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте/медиапродукте. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Тема 1. Новые медиа как технологии и культурные формы | ||||||
1.1. | Феномен «новых» медиа в информационном обществе. Сравнительные культурные характеристики цифровых и аналоговых средств коммуникаци. | Лекции | 7 | 2 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Мультимедийные проекты в сети Интернет | Практические | 7 | 2 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Особенности социокультурной структуры Сети. Массовая и персонализированная коммуникация. Культура цифровых гаджетов. | Лекции | 7 | 2 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Конструкторы сайтов | Практические | 7 | 2 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Развитие информационного общества | Практические | 7 | 2 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Интерактивные свойства журналистского материала | Лекции | 7 | 2 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.7. | Интернет и альтернативные цифровые сети. Специфика и культурные возможности Интернет-технологий. | Лекции | 7 | 2 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.8. | Лонгриды в социальной журналистике | Практические | 7 | 2 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.9. | Мультимедийные основы журналистики | Лекции | 7 | 2 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.10. | Интерактивные сетевые сервисы | Практические | 7 | 4 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.11. | Массмедийный медиаконтент | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Исследования новых медиа Подходы к изучению новых медиа в гуманитарном знании. Социальные теории новых медиа. | ||||||
2.1. | Исследования М. Кастельса. Социокультурная динамика и новые технологии: «кибероптимисты» и «киберпессимисты». | Лекции | 7 | 2 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Квалификационный анализ новых медиа | Практические | 7 | 2 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Интерпретация новых медиа в политической науке. Проблематика исследований Интернета в социальных и гуманитарных науках: психология, | Лекции | 7 | 2 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.4. | Контент и формат журналистики в мультимедиа | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.5. | Технологический фактор социальных практик | Практические | 7 | 2 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.6. | Возможности Culturalstudies и критического дискурс-анализа для изучения культуры Интернета. | Лекции | 7 | 2 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.7. | Профессиональные навыки «цифрового» журналиста | Практические | 7 | 4 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.8. | Трансформация политики индустрий по отношению к программам и услугам в Интернете в начале 2000-х. Ключевые понятия и принципы культуры Web 2.0, их реализация. | Лекции | 7 | 1 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.9. | Трансмедийные проекты | Практические | 7 | 2 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.10. | Блог как СМИ | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.11. | Создание видеоматериалов | Практические | 7 | 4 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.12. | Традиционная сетевая журналистика | Лекции | 7 | 1 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Коммуникация на основе цифровых медиа | ||||||
3.1. | Лонгриды | Практические | 8 | 6 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Конвергентная журналистика и ее особенности | Лекции | 8 | 4 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Жанровая специфика современных блогов | Лекции | 8 | 4 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.4. | Мультимедийность и конвергентность | Практические | 8 | 6 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.5. | Социальные медиапроекты | Лекции | 8 | 4 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.6. | Визуализация информации | Практические | 8 | 6 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.7. | Цифровой этикет в сети | Лекции | 8 | 4 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.8. | Журналистика и блогосфера | Практические | 8 | 4 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.9. | Хронотопические особенности медиапространства | Лекции | 8 | 4 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.10. | Создание лонгрида на произвольную тематику | Сам. работа | 8 | 75 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.11. | Экзамен | 8 | 27 | ПК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Четвертков, Николай Васильевич | Современная пресс-служба : учебное пособие для вузов | Аспект Пресс, 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Киселев, Александр Георгиевич | Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста : учебник для вузов | Питер, 2011 | |
Л2.2 | Мансурова, Валентина Дмитриевна | Социальные ориентиры сервильной журналистики : монография | Изд-во АлтГУ, 2014 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/804 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Open Office, Adobe Acrobat Reader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |