МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аудит

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.06. Финансы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план38_02_06_ФИН_9кл_1_2022
Часов по учебному плану 42
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 6
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 6 4,0000000298023 6 4,0000000298023
Итого 42 40,000000029802 42 40,000000029802

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория, Глубокова Людмила Геннадьевна

Рецензент(ы):
преподаватель, Зайцева Татьяна Михайловна

Рабочая программа дисциплины
Аудит

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 Финансы (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
Финансы Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 28.06.2022 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 25.03.2022 г. № 03
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины ОП.09 Аудит - освоение студентами концептуальных основ аудита: принципов, целей и задач аудита, знание основных правил (стандартов) аудита и особенности организации аудиторских проверок. Данная дисциплина призвана подготовить студента к практической деятельности в области аудита, сформировать способности правильно определять цели аудита и выбирать оптимальные грамотные пути достижения целей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ПК 4.1 Разрабатывать план и программу проведения контрольных мероприятий, оформлять результаты проведенных контрольных мероприятий, вырабатывать рекомендации по устранению недостатков и рисков, оценивать эффективность контрольных процедур
ПК 4.2 Осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль хозяйственной деятельности объектов финансового контроля
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы аудиторской деятельности;

нормативное правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации;
основные процедуры аудиторской проверки;
порядок оценки систем внутреннего и внешнего аудита.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в нормативном правовом регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации;

выполнять работы по проведению аудиторских проверок;

выполнять работы по составлению аудиторских заключений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы аудита
1.1. Тема 1.1 Понятие, виды, сущность и цели аудита. Пользователи финансовой отчетности. Достоверность и надежность финансовой информации Лекции 6 1 ОК 02 Л1.1, Л2.1
1.2. Тема 1.2 Аудит и аудиторская деятельность. Сопутствующие услуги.Отличие аудита и аудиторской деятельности. Понятие сопутствующих услуг. Понятие аудитор и аудиторской организации. Лекции 6 0,5 ОК 02, ОК 10 Л1.1, Л2.1
1.3. Тема 1.2 Составить печень аудиторских фирм г. Барнаула Сам. работа 6 0,5 ОК 09 Л1.1, Л2.1
1.4. Тема 1.2 Аудит и аудиторская деятельность:Основные задачи и функции аудита. Составление перечня сопутствующих аудиту услуг. Дать сравнительную характеристику внутреннего и внешнего аудита. Практические 6 1 ОК 02, ОК 10 Л1.1, Л2.1
1.5. Тема 1.3 Федеральный закон №307 -ФЗ "Об аудиторской деятельности". Этический кодекс аудитора Взаимосвязь этического кодекса и основных принципов аудита Лекции 6 1 ОК 10 Л1.1, Л2.1
1.6. Тема 1.3 Составить глоссарий по основным терминам аудита Сам. работа 6 0,20000000298023 ОК 02, ОК 10 Л1.1, Л2.1
1.7. Тема 1.2 Цель и основные принципы аудита Практические 6 1 ОК 02, ОК 09 Л1.1, Л2.1
1.8. Тема 1.3 Контрольная -тест №1 Сам. работа 6 0,30000001192093 ОК 01 Л1.1
1.9. Тема 1.4 Независимость аудитора. Ограничение аудита и ответственность аудитора. Принцип нехзависимости в аудите. Основные положения принципа "аудиторская тайна". Ограничение на участие аудитора в аудиторских проверках.Методы оценки независимости Лекции 6 1 ОК 01, ОК 02 Л1.1, Л2.1
1.10. Тема 1.4 Правила независимости аудитора. Решение хозяйственных ситуаций по теме. Контрольная работа по теме "Независимость и ограничение аудита" Практические 6 1 ОК 02, ОК 10 Л1.1, Л2.1
1.11. Тема 1.5 Основные принципы аудита.Контрольная работа по теме. Решение ситуационных задач Практические 6 0,5 ОК 01, ОК 09 Л1.1, Л2.1
1.12. Тема 1.1 -1.5 Составить реферат Сам. работа 6 0,5 ОК 02 Л1.1, Л2.1
1.13. Тема 1.6 Обязательный аудит финансовой отчетности.Критерии и особенности проведения обязательного аудита. Лекции 6 0,5 ОК 01, ОК 09, ОК 10 Л1.1, Л2.1
1.14. Тема 1.6 Контрольная работа по теме "Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту" Практические 6 0,5 ОК 10 Л1.1, Л2.1
1.15. Тема 1.6 Тест -Обязательный аудит Сам. работа 6 0,20000000298023 ОК 01, ОК 09 Л1.1
Раздел 2. Аудиторская деятельность и её регулирование
2.1. Тема 2.1 Законодательное регулирование аудиторской деятельности. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Законодательное ограничения аудиторской деятельности Лекции 6 2 ОК 02, ОК 10 Л1.1, Л2.1
2.2. Тема 2.1 Семинар "Концептуальные основы регулирования аудиторской деятельности". Контрольная работа-тест по теме Практические 6 1 ОК 02, ОК 10 Л1.1, Л2.1
2.3. Тема 2.1 Составить перечень СРО аудиторов Сам. работа 6 0,20000000298023 ОК 02 Л1.1
2.4. Тема 2.2 Решение ситуационных задач по деятельности СРО и государственному контролю за их деятельностью.Тестирование Практические 6 0,5 ОК 02, ОК 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Методология аудита и аудиторские стандарты
3.1. Тема 3.1 Цели и основные принципы стандартов аудита.Состав и основные группы стандартов. Лекции 6 0,5 ОК 10 Л1.1, Л2.1
3.2. Тема 3.2 Международные стандарты аудита. Сравнительная характеристика МСА И ФСАД. Тестирование Практические 6 0,5 ОК 10 Л1.1, Л2.1
3.3. Тема 3.3 Внутрифирменные стандарты аудита.Сравнительный анализ внутрифирменного стандарта аудиторской фирмы "ХХХ" и норм Этического Кодекса аудиторов Практические 6 0,5 ОК 10 Л1.1, Л2.1
3.4. Тема 3.4 Права и обязанности аудитора (аудиторских компаний) и аудируемых лиц. Семинар-дискуссия по теме "Права и обязанности сторон в аудите" Практические 6 0,5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Организационные основы аудита
4.1. Тема 4.1 Применение аудиторских стандартов на этапе организации аудита. Организация проведения аудита. Подготовительный этап. Проведение переговоров с клиентами. Условия аудиторских заданий. Лекции 6 0,5 ОК 02, ОК 10 Л1.1, Л2.1
4.2. Тема 4.2 Применение аудиторских стандартов на этапе организации аудита. Общие вопросы планирования и составления программы аудита. Решение практических задач. Тестирование Практические 6 0,5 ОК 01, ОК 02 Л1.1, Л2.1
4.3. Тема 4.3 Получение аудитором знаний о бизнесе клиента и установление договоренности с клиентом о проведении аудита. Лекции 6 0,5 ОК 10 Л1.1, Л2.1
4.4. Тема 4.3 Получение аудитором знаний о бизнесе клиента и установление договоренности с клиентом о проведении аудита. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита. Решение хозяйственных ситуаций по теме "Получение аудитором знаний о бизнесе клиента" Практические 6 0,5 ОК 01 Л1.1, Л2.1
4.5. Тема 4.4 Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита. Пересмотр условий задания Лекции 6 0,5 ОК 02 Л1.1, Л2.1
4.6. Тема 4.4 Изучение и оценка СБУ и СВК на примере отчетов по производственной практике. Описание процедур контроля. Практические 6 0,5 Л1.1, Л2.1
4.7. Тема 4.4 Тест "Общие методологические подходы к проведению аудиторской проверки" Сам. работа 6 0,20000000298023 ОК 02 Л1.1
4.8. Тема 4.5 Выводы аудитора и подготовка отчета (аудиторского заключения). Требования к форме и содержанию аудиторского заключения по российскому законодательству и МСА. Лекции 6 1 ОК 10 Л1.1, Л2.1
4.9. Тема 4.5 Выводы аудитора. Заключительный этап аудита. Решение ситуационных задач. Тестирование Практические 6 0,5 ОК 01, ОК 02, ОК 10 Л1.1, Л2.1
4.10. Тема 4.5 Составить аудиторское заключение Сам. работа 6 1 ОК 02, ОК 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Основные категории аудита
5.1. Тема 5.1Понятие существенности в аудите и оценка уровня. Факторы влияющие на уровень существенности. Лекции 6 0,5 ОК 01, ОК 10 Л1.1, Л2.1
5.2. Тема 5.1 Понятие существенности в аудите и оценка уровня. Решение хозяйственных ситуаций по определению уровня существенности. Определение приемлемого уровня существенности. Практические 6 0,5 ОК 02, ОК 10 Л1.1, Л2.1
5.3. Тема 5.2 Аудиторский риск и его оценка.Взаимосвязь риска с уровнем существенности Лекции 6 0,5 ОК 01, ОК 09 Л1.1, Л2.1
5.4. Тема 5.2 Оценка аудиторского риска по МСА и ФСАД №8. Решение хозяйственных ситуаций по взаимосвязи аудиторского риска с уровнем существенности. Расчеты различных уровней риска. Практические 6 0,5 ОК 02 Л1.1, Л2.1
5.5. Тема 5.3 Аудиторская выборка и аудиторские доказательства. Источники и методы получения аудиторских доказательств Лекции 6 0,5 ОК 10 Л1.1, Л2.1
5.6. Тема 5.3 Аудиторская выборка и аудиторские доказательства. Решение практических задач на темы: Виды аудиторских выборок и порядок их построения, "Классификация аудиторских доказательств" Практические 6 0,5 ОК 01, ОК 10 Л1.1, Л2.1
5.7. Тема 5.4 Документирование аудита. Виды рабочих документов, их содержание и хранение Лекции 6 0,5 ОК 02, ОК 10 Л1.1, Л2.1
5.8. Тема 5.4 Документирование аудита. Решение практических задач Практические 6 1 ОК 02, ОК 10 Л1.1, Л2.1
5.9. Тема 5.5 Аналитические процедуры в аудите. Виды и особенности применения.Методы и приёмы экономического анализа, при меняемые в аудите Лекции 6 1 ОК 10 Л1.1, Л2.1
5.10. Тема 5.5 Аналитические процедуры в аудите: Выбор аналитических процедур и методов получения аудиторских доказательств на конкретных практических примерах Практические 6 0,5 ОК 10 Л1.1, Л2.1
5.11. Тема 5.5 Тест по теме "Аудиторские доказательства" Сам. работа 6 0,20000000298023 ОК 01, ОК 10 Л1.1, Л2.1
5.12. Тема 5.6 Аудиторское заключение: понятие и виды. Роль аудиторского заключения в аудиторской проверке. Структура и виды аудиторского заключения по ПСАД и МСА 210 Лекции 6 2 ОК 02, ОК 10 Л1.1, Л2.1
5.13. Тема 5.6 Аудиторское заключение: понятие и виды. Описать виды и дать примеры аудиторских заключений по методическим указаниям. Итоговая контрольная работа-тест Практические 6 1 ОК 02, ОК 10 Л1.1, Л2.1
5.14. Тема 5.7 Контроль качества аудита. Органы, осуществляющие контроль за качеством аудита и нормативные акты, регулирующие контроль аудиторских действий по повышению качества аудиторских проверок. Лекции 6 1 ОК 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Методика аудита
6.1. Тема 6.1 Аудит учета операций с денежными средствами. Проверка правильности ведения кассовых операций: оформления первичных кассовых документов и отчетов кассира. Контрольная работа Практические 6 2 ПК 4.1, ПК 4.2 Л1.1, Л2.1
6.2. Тест "Аудит учета денежых средств" Сам. работа 6 0,20000000298023 ПК 4.1, ПК 4.2 Л1.1, Л2.1
6.3. Тема 6.2 Методика аудита активов и источников их формирования Лекции 6 1 ПК 4.1, ПК 4.2 Л1.1, Л2.1
6.4. Тема 6.2 Аудит учета внеоборотных активов.Решение практических задач по теме. Практические 6 1 ПК 4.1, ПК 4.2 Л1.1, Л2.1
6.5. Тема 6.3 Аудит операций с материально-производственными запасами.Решение ситуационных задач Практические 6 1 ПК 4.1, ПК 4.2 Л1.1, Л2.1
6.6. Тема 6.4 Аудит расчетов по оплате труда: решение практических (проблемных) задач по аудиту операций расчетов с персоналом организации. Практические 6 2 ПК 4.1, ПК 4.2 Л1.1, Л2.1
6.7. Тема 6.6 Аудит расчетных операций.Решение ситуационных задач по аудиту расчетных операций Практические 6 1 ПК 4.1, ПК 4.2 Л1.1, Л2.1
6.8. Итоговый тест "Основы аудита" Сам. работа 6 0,5 ОК 01, ОК 02, ОК 09, ОК 10 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении "ФОС_Аудит_2022"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении "ФОС_Аудит_2022"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении "ФОС_Аудит_2022"
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС_АУДИТ_2022.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казакова Н.А., Ефремова Е.И. АУДИТ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Замотаева О.А., Максимова Н.В., Штефан М.А. - под общ. ред. АУДИТ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Аудит (ЭБУ, преп. Ильина Е.И.) portal.edu.asu.ru
Э2 Консультант плюс www.consultant.ru
Э3 Минфин России minfin.gov.ru
Э4 Минфин России minfin.gov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Offie:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader


6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)

Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
2. Научная электронная библиотека elibrari (http://elibrary.asu.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
315Н кабинет теории бухгалтерского учета; кабинет бухгалтерского учета; кабинет бухгалтерского учета, налогообложения и аудита; кабинет экономики и бухгалтерского учета – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины ОП.09 Аудит используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:
-устный фронтальный опрос по теме занятия;
-лекция-визуализация (презентация);
-лекция-беседа;
-лекция-интерьвью (ответы преподавателя на вопросы обучающихся по проблемным вопросам аудита).
При проведении практических занятий:
- ситуационные методы ( анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач);
- дискуссия;
- составление и обсуждение аудиторских заключений по финансовой отчетности исследуемых предприятий.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных и групповых творческих заданий.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 АУДИТ
Важным условием успешного освоения дисциплины ОП.09 Аудит является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса.
Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.
Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Работа с научной литературой
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
- ознакомление оглавлением, содержанием предисловия или введением;
- чтение текста;
- выяснение незнакомых терминов, выражений, имен, названий.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).