МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экспертная деятельность в религиоведении

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Кащаева М.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Шершнева Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Экспертная деятельность в религиоведении

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дашковский Петр Константинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование у обучающихся представление о свободе совести в РФ, специфике теоретико-правового анализа религиоведческой экспертизы.Практикоорентированная составляющая курса состоитв формировании компетенций, связанных с осуществлением методики религиоведческой экспертизы, а также правовывх основ государственно-религиоведческой и судебной религиоведческой экспертизы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Владеет навыками подготовки отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности, научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основную нормативно-правовую базу эксперной деятельности. Специфику документационного оборота религиозных организаций, способы проверки и нформации, прелоставляемой религиозными организациями о своей деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Соотносить цели и задачи аналитической деятельности с источнико-информационной базой и научно-методологическим аппаратом. Выявлять общее и специфическое в исследовании объектов религиозной жизни.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Практико -аналитического описания доктринальных, этических, культовых социальных особенностей функционирования религиозной организации. Навыком сопоставления фактов религиоведческой специфики с нормативно-правовой базой российского законодательство о религии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
1.1. Функции религиоведческой экспертизы. Принципы религиоведческой экспертизы Лекции 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Цель, задачи и основные подходы к их решению в религиоведческой экспертизе Объект, предмет и субъект религиоведческой экспертизы Практические 5 8 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Профессиональные принципы Общенаучные принципы религиоведческой экспертизы Сам. работа 5 16 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Разхдел 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
2.1. Методология проведения религиоведческой экспертизы Лекции 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Основные этапы проведения религиоведческой экспертизы Сбор и систематизация данных Практические 5 8 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Анализ полученных данных Выводы религиоведческой экспертизы Процедурные основы проведения религиоведческой экспертизы Сам. работа 5 14 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Раздел 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
3.1. Механизмы государственной религиоведческой экспертизы в законодательстве Российской Федерации как важнейшие гарантии конституционной свободы вероисповедания Субъекты государственной религиоведческой экспертизы и их полномочия Этапы проведения государственной религиоведческой экспертизы Лекции 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Заключение государственной религиоведческой экспертизы и его правовое значение Структура заключения Практические 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Государственная экспертиза деятельности религиозных организаций: зарубежный опыт Сам. работа 5 16 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Раздел 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
4.1. Содержание и основные характеристики судебной религиоведческой экспертизы Клевета как состав уголовно наказуемого деяния. Оскорбление религиозных чувств верующих как состав уголовно наказуемого деяния. Преступления экстремистской направленности Лекции 5 6 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Особенности процессуального статуса эксперта и специалиста Заключение эксперта религиоведа: процессуальная форма, структура, содержание Практические 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.3. Судебная религиоведческая экспертиза: зарубежный опыт Сам. работа 5 20 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Загребина И. В., Пчелинцев А. В., Элбакян Е. С. Практика религиоведческой экспертизы : М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гуревич П. С. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Красников, А. Н. Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/050185D6-80C5-45A5-A175-8D9A0B145D90
Л2.3 Кирсберг, И.В. Феноменология в религиоведении: какой она может быть? Исследование религии только как сознания: Москва: Прогресс-Традиция, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Славянский правовой центр www.sclj.ru
Э2 Уполномоченный по правам человека в РФ www.ombudsmanrf.ru
Э3 Верховный Суд Российской Федерации www.supcourt.ru
Э4 www.sudrf.ru - Государственная автоматизированная система РФ "Правосудие" www.sudrf.ru
Э5 Курс в Moodle "Экспертная деятельность в религиоведении" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Подготовка к лекционным занятиям включает предварительное ознакомление с методическими рекомендациями к выполнению всех видов практических заданий, прилагаемых к каждой теме курса.
В ходе лекционных занятий необходимо конспектировать учебный теоретический материал, обращая внимание на формулировки понятий, раскрывающих специфику и содержание государственно-конфессиональной политика и этнорелигиозных процессов в России, на выводы и практические советы преподавателя. В конспектах следует оставлять свободные поля, на которые впоследствии можно будет поместить выписки из рекомендованной литературы, дополняющие объем материала прослушанной лекции.
По окончании лекции можно задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений и дискуссионных аспектов той или иной темы, связанной со сферой конфессиональных и межэтнических отношений в имперский период. Целесообразно дорабатывать свой конспект лекции самостоятельно дома или в библиотеке, делая в нем соответствующие записи из литературы, предусмотренной учебной программой или рекомендуемой преподавателем.
2. Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, учат формулировать мысли, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.
Подготовка к практическому занятию включает два этапа. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление краткого плана-конспекта мобилизует и повышает эффективность освоения учебной дисциплины. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к предстоящему занятию. Изучая рекомендованную для освоения темы литературу, необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его теоретическая часть. Основной объем осваивается именно в процессе самостоятельной работы. В связи с этим важно изучить рекомендуемую преподавателем литературу. Особое внимание при этом необходимо обратить на практическое применение рассматривавшихся теоретических аспектов темы. Вам следует подготовить тезисы для выступлений по вопросам, выносимым на практическое занятие, продумать примеры с целью обеспечения тесной связи теории с реальной политической жизнью.
3. Самостоятельная работа является основным средством овладения материалом дисциплины в свободное от учебных занятий время. Она может выполняться в библиотеке университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Содержание самостоятельной работы определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, практическими заданиями и указаниями преподавателя. Рекомендуется самим дополнить список изучаемой литературы современными публикациями, не представленными в обязательном основном списке, а в дальнейшем использовать эти материалы при написании курсовых и выпускных дипломных работ.
Самостоятельная работа может осуществляться в аудиторной и внеаудиторной формах.
Самостоятельная работа в аудиторное время может включать:
 конспектирование (составление тезисов) лекций;
 выполнение контрольных практических заданий;
 работу со справочной и методической литературой;
 работу с нормативными правовыми актами;
 защиту выполненных работ;
 участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины, в собеседованиях, тестировании, ролевых играх, дискуссиях, круглых столах, конференциях и др.
Самостоятельная работа во внеаудиторное время может состоять из:
 изучения учебной и научной литературы в процессе подготовки к практическим занятиям;
 ознакомления с нормативными правовыми актами, в т.ч. имеющимися в электронных ресурсах сетевой базы данных;
 выполнения практических заданий;
 подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
 подготовки выполнения курсовых работ, предусмотренных учебным планом;
 выполнения выпускных квалификационных работ и др.
 самоконтроля путем ответов на вопросы практических заданий, представленных в учебно-методических рекомендациях по отдельным вопросам изучаемой темы.