Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_04_ПО_ДПИиД-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 91 | 91 | 91 | 91 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой к.иск., доцент Ю.В.Кирюшина
1.1. | Цель: подготовка выпускника способного осуществлять педагогическую деятельность в учреждениях начального, среднего и высшего специального образования Задачи дисциплины: -раскрыть основные периоды становления отечественной и зарубежной педагогической науки; -организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в образовательных учреждениях начального, среднего профессионального образования; -разработка, анализ и корректировка учебно-программной документации; -охарактеризовать сущность, проблемы дидактики и теории воспитания, принципы организации педагогического процесса в профессиональных образовательных учреждениях; -применения методов научно-педагогических исследований, оценивания качества образовательного процесса. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4 |
ОПК-3 | Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов |
ОПК-4 | Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей |
ОПК-5 | Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении |
ОПК-8 | Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | иметь представление о методологических основах классического педагогического знания; знать о сущности, составе, структуре, движущих силах, основных направлениях развития педагогического процесса ;целях, принципах, закономерностях, содержании, методах, средствах, формах педагогического процесса |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать частные и общие проблемы преподавания; применять управленческие основы педагогическим процессом; распространять и популяризировать знания по дизайну, истории искусств в учреждениях образования; готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и воспитательной работы на основе существующих методик; моделировать стратегию и технологию общения для решения профессионально-педагогических задач; использовать современные воспитательные технологии для формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | анализом профессионально-педагогических ситуаций; навыками организации учебно-воспитательного процесса в профессиональной деятельности; технологиями педагогического проектирования в соответствие с конкретными условиями производственной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие основы педагогики как науки | ||||||
1.1. | Педагогика как наука об образовании человека. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Основные категории педагогики. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний. Методология педагогики и методы педагогических исследований. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах развития. Социальный опыт и его составляющие. Образование как феномен культуры, ценности и смыслы образования. Соотношение «образования», «обучения», «воспитания» | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Подготовка конспекта: Методика педагогических исследований. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога. Организация педагогического исследования. | Сам. работа | 2 | 2 | ||
1.4. | Возникновение и основные этапы развития педагогической теории. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Образование как социокультурный феномен и общечеловеческая ценность | ||||||
2.1. | Генезис образования как социального явления. Содержание образования и источники его формирования. Обучение как средство образования и процесс управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Образование как процесс и результат педагогической деятельности | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Понятие и сущность содержания образования, его исторический характер. Содержание профессионального образования.Основные стратегии образования в России ХХI в | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Подготовка эссе: "Педагогическая инновация" | Сам. работа | 2 | 5 | ОПК-3, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Структура и содержание педагогического процесса | ||||||
3.1. | Педагогический процесс как система. Целостность педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-5, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Основные направления развития педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Дидактика – теория и практика обучения | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
3.4. | Организационные формы профессионального обучения. Мотивация учения и ее формирования у учащихся: содержание мотивации учения, психолого-педагогические механизмы и педагогические условия формирования познавательных мотивов учащихся | Практические | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Подготовка конспекта: Социальная ценность и личностная значимость образования. Цели, содержание,структура непрерывного образования. Единство образования и самообразования. Самообразование как процесс самосовершенствования. | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Сущность дидактической категории «метод обучения».Классификация методов обучения.Выбор методов обучения. Анализ форм организации обучения в историческом и современном аспектах. Раскрытие сущности урока как основной формы обучения | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Работа с лекционным материалом: Формы организации учебно-воспитательного процесса. Методы обучения: репродуктивные и продуктивные и их взаимосвязь. Методы убеждения, упражнения, работы над учебником, стимулирования, контроля и оценки.Функциональная направленность методов обучения. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-4, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Теоретические и методические основы воспитания | ||||||
4.1. | Воспитание как целостный педагогический процесс формирования личностных качеств. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Методы, средства и формы организации воспитания.Структура и содержание процесса воспитания личностных качеств. Коллектив и личность в воспитательном процессе | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-5, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Подготовка эссе:Проблема формирования и развития личности в педагогике. Всестороннее формирование и развитие личности как цель воспитания. Детерминанты процесса формирования и развития личности | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-4, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Основы управления образовательными системами | ||||||
5.1. | Концептуальные основания управления развитием образовательной организации | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-5, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Функции и технологии управления образовательной организацией.Образовательное учреждение как социально-педагогическая система: функции управления (планирование, организация, контроль), методы, приемы, механизмы управления, организационная структура | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-5, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Нормативные документы, определяющие политику РФ в области образования (Закон «Об образовании в РФ»). Анализ связи с программой «Социально-экономическое развитие РФ до 2030 года» (раздел «Образование») | Сам. работа | 2 | 20 | ОПК-4, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Основы педагогического проектирования | ||||||
6.1. | Педагогическое проектирование как составная часть педагогической деятельности Задачи, уровни и принципы педагогического проектирования | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Проектная форма организации образовательного процесса Характеристика проектной деятельности. Роль преподавателя в организации проектной деятельности Составные части проекта, типологии проектов. Этапы практико-ориентированной проектной деятельности. Планирование и реализация проектной деятельности в урочное и внеурочное время | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Проектирование развивающей образовательной среды. Уровни проектирования образовательной среды. Алгоритм проектирования среды | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Актуальные проблемы профессионального образования | ||||||
7.1. | Принципы организации образовательного процесса в учреждениях профессионального образования. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Гуманистическая направленность системы профессиональной подготовки студентов в профессиональных образовательных учреждениях Задачи реформирования профессионального образования. Проблема гуманизации и гуманитаризация образования. Информатизация образовательного процесса. Интеграция науки и образования.Создание развивающей среды для обучающихся в учебных заведениях профессионального образования. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
7.3. | Подготовка конспекта: "Система образования в Европе: тенденции и проблемы. Болонский процесс". | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-4, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
7.4. | Экзамен | 2 | 9 | ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
Приложения |
Приложение 1.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кузнецов В.В | Общая и профессиональная педагогика: Учебник и практикум | Издательство Юрайт, 2020 | www.biblio-online.ru/book/37288DC1-4074-4EAC-BD6C-468AE95C7F3B. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. | Теория обучения и воспитания: Учебник и практикум | Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) | www.obrnadzor.gov.ru | ||
Э2 | Сайт академика РАО Новикова А.М. | www.anovikov.ru | ||
Э3 | Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" | www.consultant.ru | ||
Э4 | Курс "Общая педагогика" Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы. В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/ Самостоятельная работа студента включает в себя: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; - поиск необходимой учебной и научной информации; - освоение собственной информации и ее логическая переработка; - использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; - выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; - представление, обоснование и защита полученного решения; - проведение самоанализа и самоконтроля; - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса; - учебно-исследовательская работа; - использование компьютерной техники, интернета и др. |