Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Техника подготовки и толкования правовых актов |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z40_04_01_Юриспруденция_ТПА-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 125 | 125 | 125 | 125 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
1.1. | Цель курса – изучение истории зарубежной и отечественной юридической науки в непосредственной связи с эволюций методологии юридических исследований. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-3 | Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере частного и публичного права |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-3.1. Знает основы юридического консультирования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-3.2. Умеет формулировать квалифицированные юридические заключения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-3.3. Владеет навыками консультирования в сфере частного и публичного права. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История и методология юридической науки | ||||||
1.1. | Понятие юридической науки и её методология. Традиционные представления о праве. История римской юриспруденции. Рецепция римского права. Новоевропейское право и возникновение современной юридической науки. История российской юридической науки | Лекции | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Понятие юридической науки и её методология | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Понятие юридической науки и её методология | Сам. работа | 2 | 25 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Традиционные представления о праве | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Традиционные представления о праве | Сам. работа | 2 | 25 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | История римской юриспруденции. Рецепция римского права. | Практические | 2 | 1 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2 |
1.7. | История римской юриспруденции. Рецепция римского права. | Сам. работа | 2 | 30 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Новоевропейское право и возникновение современной юридической науки | Практические | 2 | 1 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Новоевропейское право и возникновение современной юридической науки | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2 |
1.10. | История российской юридической науки | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2 |
1.11. | История российской юридической науки | Сам. работа | 2 | 25 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2 |
Раздел 2. Экзамен | ||||||
2.1. | Экзамен | Экзамен | 2 | 9 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Формы познания. Значение и пределы рационального познания. Определение науки. Виды наук. Своеобразие общественных (гуманитарных) наук. Юриспруденция как наука. Понятие метода и методологии. Особенности социогуманитарного познания. Достижения и пределы классической методологии. Принципы и методы классической науки. Причины зарождения неклассической и постнеклассической методологии. Ее значение для юридической науки. Истории зарождения права как особого регулятора общественных отношений, представлений о нем. Способы институционализации права – нормативный и организационный. Особенности традиционных представлений о праве. Проблема универсальности позитивного права (как доминирующего социального регулятора) и развитой юридической науки. Принцип цивилизационного плюрализма в праве. Особенности представлений о праве в китайской правовой культуре. Особенности представлений о праве в индусской правовой культуре. Особенности представлений о праве в мусульманской правовой культуре. Опыт соединения модернизации и традиционной ценностно-нормативной системы в японской правовой культуре. Исторические условия возникновения и общая характеристика римской юриспруденции. Периодизация истории римской юриспруденции Общая характеристика римской юриспруденции и её стиля - «Наука или искусство?» Понятие рецепции права. Причины и условия рецепции римского права. Римское право в Англии. Своеобразие английской правовой традиции. Исторические условия возникновения и развития новоевропейской правовой культуры и юридической науки. Достижения естествознания и формулировка основных принципов классической методологии. Отражение методологии естествознания в трактовке человека, общества, права. Проблема универсальности западной правовой традиции – концепция Дж.Г. Бермана. Соотношение права и государства в западной правовой культуре – концепция дисциплинарной власти М.Фуко. Три этапа эволюции западной юридической науки: идеологический, позитивистский, критический. Исторический контекст возникновения новоевропейской концепции естественных прав человека (Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье и др.). Отражение принципов естественного права в законодательных текстах. Принципы и методология исторической школы права. Позитивистская концепция права (Дж.Остин, К.Бергом и др.) Достоинства, достижения и недостатки юридического позитивизма. Нормативистская концепция права в ХХ в. ( Г.Кельзен). Возникновение социологического направления в юриспруденции и критика юридического позитивизма (Л.Гумплович, Р.Йеринг и др.) Отдельные направления социологической юриспруденции в ХХ в. (Е. Эрлих, Р.Паунд и др.). Теория возрожденного естественного права. Нетрадиционные подходы к трактовке права – юридическая герменевтика, феноменологическая, психологическая, экзистенциалистская и иные теории права. Исторические условия возникновения, особенности и сквозные проблемы русской правовой науки. Цивилизационный облик России и её ценностно-нормативная парадигма бытия и развития. Причины отсутствия собственной (автохтонной) российской правовой науки. Достижения, недостатки и пределы методологической установки заимствования западноевропейского правового опыта. Периодизация истории российской юридической науки. Древнерусская правовая культура. Содержания концепта «Правда» в русском мировоззрении. Рецепция византийского права – Кормчая книга. Общая характеристика содержания и методики составления основных памятников русского права, и их оценка. Реформы Петра 1 и возникновения российской юридической науки. Метод компиляции. Общая характеристика и оценка трудов первых российских юристов – С.Е.Десницкий, В.Т. Золотникий, А.П. Куницын и др. Историческая школа прав в России – К.А.Неволин. Соответствие основных направлений российской правовой науки школам западноевропейской юриспруденции: юридический позитивизм. Совещание по вопросам науки сов-го гос-ва и права 1938 г. и определение права А.Я.Вышинского. Идеологизированность юриспруденции. Возобновление дискуссии о сущности права, его системе и т.п. в 50-60 х гг. Нормативизм и «широкая» трактовка права. Идеолгизированность правовых исследований и правотворческой практики в годы перестройки и в 90-х годах. Сохранение в рамках новой идеологии компилятивной методологической установки. Современное состояние российской юридической науки и перспективы её развития |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Проблема универсальности позитивного права (как доминирующего социального регулятора) и развитой юридической науки. Принцип цивилизационного плюрализма в праве. Особенности представлений о праве в китайской правовой культуре. Особенности представлений о праве в индусской правовой культуре. Особенности представлений о праве в мусульманской правовой культуре. Опыт соединения модернизации и традиционной ценностно-нормативной системы в японской правовой культуре. Исторические условия возникновения и общая характеристика римской юриспруденции. Периодизация истории римской юриспруденции Общая характеристика римской юриспруденции и её стиля - «Наука или искусство?» Понятие рецепции права. Причины и условия рецепции римского права. Римское право в Англии. Своеобразие английской правовой традиции. Исторические условия возникновения и развития новоевропейской правовой культуры и юридической науки. Достижения естествознания и формулировка основных принципов классической методологии. Отражение методологии естествознания в трактовке человека, общества, права. Проблема универсальности западной правовой традиции – концепция Дж.Г. Бермана. Соотношение права и государства в западной правовой культуре – концепция дисциплинарной власти М.Фуко. Три этапа эволюции западной юридической науки: идеологический, позитивистский, критический. Исторический контекст возникновения новоевропейской концепции естественных прав человека (Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье и др.). Отражение принципов естественного права в законодательных текстах. Принципы и методология исторической школы права. Позитивистская концепция права (Дж.Остин, К.Бергом и др.) Достоинства, достижения и недостатки юридического позитивизма. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | К. И. Батыр [и др.] | История государства и права зарубежных стран: учебник | М.: Проспект, 2022 | |
Л1.2 | В. К. Бабаев [и др.] | Теория государства и права: Учебник | юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/1C77DE4F-D2B4-43C1-A235-68AAAB01B57E |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Новицкий, И. Б. | Римское право: учебник | Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/50AEB1E1-1828-4EB7-A35E-B8387B88BDAF |
Л2.2 | Ивин, А. А. | Философия науки в 2 ч. Часть 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2021 | www.biblio-online.ru/book/003D4F36-1079-4170-BE72-123B1F8C4038. |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Пиголкин А.С. | Теория государства и права: учебник | М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 | www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8 |
Л3.2 | Мачин И.Ф. | История политических и правовых учений: учебное пособие | Юрайт, 2021 | www.biblio-online.ru/book/9775C538-54FE-48E4-B4D7-9C5DCD2A4069 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Мудл | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов: Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru Государственная дума РФ www.duma.gov.ru www.duma.gov.ru Президент РФ www.president.kremlin.ru www.president.kremlin.ru Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru www.ksrf.ru Верховный суд РФ www.supcourt.ru www.supcourt.ru Правительство РФ www.government.gov.ru www.government.gov.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
202С | библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Современная российская правовая наука и соответственно система высшего юридического образования характеризуется дефицитом исторических и междисциплинарных знаний. Многие дискуссионные вопросы современной общей теории права и отраслевых правовых науках невозможно разрешить без широкого и глубокого знания истории юриспруденции. Особенно заметной становится недооценка современными правоведами развития методологии научного исследования. Использование лишь классических принципов и методов познания, которые сложились несколько веков назад и игнорирование достижений неклассической и постклассической методологии становится недопустимой. В данном курсе особое внимание уделяется истории российской правовой науки. Важно учитывать связь этого курса с другими юридическими дисциплинами, прежде всего с теорией и историей государства и права. История юридической науки позволяет понять то, каким образом сложились современные концепции государства и права, а, следовательно, более глубоко их уяснить. Знание истории государства и права поможет обнаружить факт влияния конкретно-исторических условий на представления о государстве и праве. В современной российской правовой системе наблюдается явное увлечение «идеологическим» содержанием права и недооценкой исторического аспекта развития правовой науки. Цель курса – изучение истории юриспруденции в непосредственной связи с эволюций методологии юридических исследований. Требования к уровню изучения Магистрант должен показать знание: - основ науковедения, истории возникновения современной науки и этапы её развития, уяснить три этапы в эволюции методологии научного познания; - истории зарождения права как особого регулятора общественных отношений, представлений о нем и особенностей традиционной правовой культуры; - истории зарождения и эволюции римской юриспруденции, специфики стиля мышления римских юристов; - условий, причин, периодов, методологии и результатов рецепции римского права и римской юриспруденции; - условий и своеобразия зарождения современной западной правовой науки; проблем преемственности античной и новоевропейской правовой культур; этапы развития и современное состояние западной правовой науки; - исторических условий зарождения российской правовой культуры и науки и её особенности; этапы развития и современное состояние российской правой науки; проблему деоидеологизации юриспруденции в России, позитивного и негативного влияния заимствования западного правового опыта на российскую правовую науку. |