Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - углубленное изучение основ общей и промышленной микробиологии и микробиологии пищевых производств, формирование научного мировоззрения о роли микроорганизмов в различных процессах переработки и хранения пищевых продуктов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2 |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - правила поведения и технику безопасности в лаборатории микробиологии; - основные объекты пищевой микробиологии; - правила работы с чистыми культурами микроорганизмов; - принципы подбора и составления питательных сред для микроорганизмов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - готовить посуду и материалы для микробиологических исследований; - стерилизовать материалы для микробиологических исследований; - отбирать пробы из различных объектов окружающей среды для микробиологического анализа; - выбирать метод исследования для отдельного пищевого продукта |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - основными методами микробиологического анализа; - основным микробиологическим оборудованием; - навыками описания результатов исследования; - выдача рекомендаций по улучшению качества пищевых продуктов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет, задачи и объекты пищевой микробиологии, как науки | ||||||
1.1. | Краткий исторический очерк развития пищевой микробиологии, как науки. Пищевые продукты как среда обитания микроорганизмов. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Внутренние и внешние параметры пищевых продуктов, влияющие на рост микроорганизмов. | ||||||
2.1. | Внутренние параметры: рН, содержание влаги, окислительно-восстановительный потенциал, содержание питательных веществ, антимикробные компоненты, биологические структуры. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Внешние параметры: температура хранения, относительная влажность окружающей среды, присутствие и концентрация газов в окружающей среде, присутствие или отсутствие других микроорганизмов в окружающей среде. | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Микроорганизмы в продуктах питания: свежее мясо и птица, готовые мясные изделия и морепродукты | ||||||
3.1. | Микроорганизмы в продуктах питания: свежее мясо и птица, готовые мясные изделия и морепродукты | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Микробиологический анализ мяса | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Микробиота мяса и птицы. Распространение микроорганизмов в мясе. Микробиологическая порча свежего мяса. Санитарная мойка и чистка туш. Микробиота готовых мясных изделий и морепродуктов и их микробиологическая порча (колбасы, рыба, моллюски, ракообразные). | Сам. работа | 8 | 9 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Микроорганизмы в продуктах питания: овощи и фрукты | ||||||
4.1. | Микроорганизмы в продуктах питания: овощи и фрукты | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Микробиологический анализ овощей | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Свежие и замороженные овощи. Микробиологическая порча фруктов и овощей. Бактериальные и грибковые агенты. Производство свеженарезанных плодов. Пророщенные семена. Вспыки болезеней. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Микроорганизмы в продуктах питания: молоко, ферментированные и неферментированные молочные продукты | ||||||
5.1. | Микроорганизмы в продуктах питания: молоко, ферментированные и неферментированные молочные продукты | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Микробиологический состав | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.3. | Основная микрофлора и микробиологическая порча молока. Переработка и пастеризация молока. Молочнокислые бактерии. Пробиотики и пребиотики. Непереносимость лактозы. Стартовые культуры, ферментированные продукты. Сыры. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 6. Микроорганизмы в продуктах питания: кулинария и сопутствующие продукты | ||||||
6.1. | Микроорганизмы в продуктах питания: кулинария и сопутствующие продукты | Лекции | 8 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.2. | Микробиологический состав кондитерских изделий | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.3. | Микробиота и микробиологическая порча в кулинарии и сопутствующих продуктах. Яйца. Майонез и заправка для салатов. Мука и продукты из злаков. Сахар, конфеты и приправы. Хлебобулочные изделия. | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 7. Микроорганизмы в продуктах питания: алкогольная продукция | ||||||
7.1. | Микроорганизмы в продуктах питания: алкогольная продукция | Лекции | 8 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.2. | Микробиологический состав пива | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.3. | Микробиота и микробиологическая порча алкогольной продукции. Пиво и эль. Спирт. Вина. Сидр. Дистиллированный алкоголь. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложения |
Приложение 1.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Иркитова А.Н. | Микробиология молока и молочных продуктов: лабораторный практикум: учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, , 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Е.В. Петухова, А.Ю. Крыницкая, З.А. Канарская | Пищевая микробиология : Учебное пособие | Издательство КНИТУ, 2014 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428098 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Емцев В.Т. Мишустин Е.Н. | Микробиология: | Дрофа, 2005 | |
Л2.2 | Сбойчаков В.Б. | Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований: | СпецЛит, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.foodprom.ru. | |||
Э2 | www.codexalimentarius.net. | |||
Э3 | www.irk.kr.ru | |||
Э4 | www.nsu.ru/ | |||
Э5 | Курс в Moodle "Пищевая микробиология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.consultant.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://www.biolib.de/ https://biomolecula.ru/ https://openlibrary.org/ http://cyberleninka.ru/ https://bioumo.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
122Л | лаборатория микробиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; микроскоп монокулярный Микмед 1 – 6 шт.; термостат с охлаждением ТСО – 1/80; иономер Анион – 7000; камера климатическая ICN750L Memmert; микроскоп Альтами – 2 шт.; микроскоп Бимам ЕСС-Р-11; бокс абактериальной воздушной среды 2 класса биологической безопасности БАВнп-01; шкаф для хранения абораторной посуды и реактивов – 1 шт.; набор реактивов и химической посуды для микробиологии и биотехнологии; раковина. |
Содержание дисциплины распределяется между лекционной и практической частями на основе принципов фундаментальности и интегрированности. Освоение предмета включает также подготовку докладов и рефератов. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическим основам генетики. Практические и семинарские занятия не дублируют лекции, а содержат материал, позволяющий развить у студентов логику генетического мышления, использовать теоретические знания в решении генетических задач. Доклады и рефераты предполагают обязательное привлечение и самостоятельную проработку дополнительной литературы, что, несомненно, расширяет и углубляет фундаментальные знания дисциплины и позволяет быть в курсе современных научных открытий в отдельных областях генетики. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной (коллоквиумы, доклады) и письменной форме (контрольные работы). Проведение письменных индивидуальных работ дисциплинирует студентов, дает основание преподавателю для объективной оценки знаний и, кроме того, позволяет самому студенту определить уровень собственной подготовки по предметам. Дисциплина завершается устным экзаменом, на котором проверяется усвоение теоретического материала и способность студентов решать генетические задачи. Билет содержит 2 вопроса из разных разделов курса и одну генетическую задачу. При определении итоговой оценки учитываются результаты сдачи коллоквиумов, контрольных работ и рефератов, о чем студенты предупреждаются заранее перед началом курса. |