МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конституционное право России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_02_ПД_9кл_3_2020
Часов по учебному плану 96
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 32
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 32 32 32 32
Итого 96 96 96 96

Программу составил(и):
преподаватель, Шумилов А.М.

Рецензент(ы):
преподаватель, Соколов Александр Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Конституционное право России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Правоохранительная деятельность Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 28.06.2022 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 25.03.2021 г. № 03
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о происхождении и особенностях Конституции в Российской Федерации, конситуционно-правовом регулировании.
Получение знаний норм и основ Конституцинного права РФ.
Формирование необходимых компетенций для осуществления правоприменительной деятельности в органах государственной власти.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 10 Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности
ОК 11 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону
ПК 1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
ПК 1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права
ПК 1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права
ПК 1.4 Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства, местного самоуправления в России;
3.2.Уметь:
3.2.1.реализовывать в профессиональной деятельности нормы конституционного и административного права;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конституционное право Российской Федерации как отрасль права
1.1. Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации в системе права России. Место конституционного права в системе российского права. Лекции 4 4 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Устный опрос на тему "Место конституционного права в системе российского права. Общая характеристика конституционно-правовых отношений: понятие, содержание, субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения." Практические 4 2 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Конституционное право Российской Федерации как наука и учебная дисциплина
2.1. Наука конституционного права: понятие, предмет, функции, место в системе правовых наук, источники, задачи на современном этапе. Методология науки конституционного права. Лекции 4 4 ОК 10, ОК 11, ОК 12, ОК 13, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Подготовка и выступление с докладами по теме: "Понятие и исторические этапы развития науки конституционного права России" Практические 4 2 ОК 10, ОК 11, ОК 12, ОК 13, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1
2.3. Контрольная работа на тему "Понятие и исторические этапы развития науки конституционного права России" Практические 4 2 ОК 10, ОК 11, ОК 12, ОК 13, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Подготовка к контрольной работе по теме "Понятие и исторические этапы развития науки конституционного права России" Сам. работа 4 6 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Теоретические основы конституционализма
3.1. Возникновение и развитие учения о конституции. Конституция как основной закон государства, ее место в правовой системе современного государства. Лекции 4 2 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Устный опрос по теме: Определение понятия конституции. Сущность конституции. Виды конституций. Конституция в федеративном государстве. Практические 4 2 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Конституция Российской Федерации
4.1. Конституционное развитие России. Конституция Российской Федерации 1993 г.: общая характеристика. Структура Конституции Российской Федерации. Лекции 4 4 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Тест по темам "Соответствие свойств Конституции Российской Федерации свойствам демократической конституции (особый субъект, устанавливающий конституцию, учредительный характер конституции, особый объект конституционного регулирования, юридические свойства Конституции Российской Федерации)." Практические 4 4 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Подготовка к тесту по теме "Соответствие свойств Конституции Российской Федерации свойствам демократической конституции". Сам. работа 4 6 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Основы конституционного строя –Российской Федерации
5.1. Лекция-беседа на тему "Конституционные основы общественного и государственного строя Понятие конституционного строя как способа организации государства, совокупности гарантий подчинения государства конституции". Лекции 4 4 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Самостоятельная работа по теме " Основы конституционного строя Российской Федерации" Практические 4 2 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Основы правового положения граждан как правовой институт
6.1. Основы правового положения граждан: понятие, его элементы. Конституционный статус человека и гражданина. Лекции 4 2 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Работа в малых группах на тему "Принципы правового статуса личности, концепции правового статуса личности и их развитие в конституционном законодательстве России." Практические 4 4 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Подготовка к работе в малых группах на тему "Принципы правового статуса личности, концепции правового статуса личности и их развитие в конституционном законодательстве" Сам. работа 4 8 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Гражданство –Российской Федерации. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев
7.1. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы гражданства, основания приобретения и прекращения Лекции 4 4 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.2. Тест по темам "Порядок решения вопросов российского гражданства, нормативно-правовое регулирование. развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации." Практические 4 2 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
8.1. Понятие и принципы конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Лекции 4 4 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
8.2. Контрольная работа по теме: Конституционные права, свободы и обязанности российских граждан, их реализация и защита. классификация прав и свобод человека и гражданина согласно международным договорам, Конституции Российской Федерации и доктрине конституционного права Практические 4 2 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
8.3. Подготовка к контрольной работе по теме: Конституционные права, свободы и обязанности российских граждан, их реализация и защита. классификация прав и свобод человека и гражданина согласно международным договорам, Конституции Российской Федерации и доктрине конституционного права Сам. работа 4 6 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 9. Теоретические вопросы государственного устройства Российской Федерации
9.1. Формы правления и формы государственного устройства: понятие, содержание. унитарное государство. Лекции 4 4 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
9.2. Решение задач по теме "Федеративное государство. конфедерация. Государственный суверенитет." Практические 4 2 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
9.3. Составление опорного конспекта по теме "Понятие и признаки. концепции государственного суверенитета в федеративном государстве." Сам. работа 4 6 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 10. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
10.1. Постановление и развитие Российской Федерации. Содержание и правовое закрепление российского федерализма. Общая характеристика современного российского федерализма. Лекции 4 4 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
10.2. Устный опрос по проблемным вопросам темы: " Конституционно-правовой статус Российской Федерации" Практические 4 2 ОК 10, ОК 13, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
10.3. Контрольная работа по теме "Принципы российского федерализма. Конституционно-правовой статус Российской Федерации" Практические 4 2 ОК 10, ОК 13 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплен в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплен в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении
Приложения
Приложение 1.   Контроль.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нудненко Л.А. Конституционное право: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Нудненко Л. А. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО. ПРАКТИКУМ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Некрасов С.И. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО 7-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Курс в Moodle "Конституционное право" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
403Н кабинет теории государства и права; кабинет конституционного и административного права; кабинет гражданского, семейного права и гражданского процесса – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "Конституционное право" используются активные и интерактивные формы проведения занятий:
1. Лекции, лекции-беседы, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Лекционные материалы содержатся в слайд-конспекте по дисциплине
«Конституционное право». Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Практические занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам
изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады и эссе, работа в малых группах. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
Задания к семинарским занятиям содержатся в Плане семинарских занятий. При подготовке к семинару следует:
Использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
Подготовить доклады и сообщения, разобрать проблемные ситуации;
Разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме семинарского занятия.
По темам дисциплины в конце обучения проводится тестовый опрос. Тестовые задания включают вопросы типа «да-нет», открытые, альтернативные вопросы. За работу на семинаре и за написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов.
3. Самостоятельная работа. В самостоятельную работу студентов входит:
Подготовка к семинарскому занятию (освоение теоретического материала, подготовка
самостоятельных работ, проблемные вопросы);
Выполнение творческой работы;
Анализ первоисточника;
Знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам.
4. Работа с контрольно-измерительными материалами. Предложены варианты эссе и приведены критерии оценки и требования к написанию данного вида работы.
5. Экзамен по дисциплине «Конституционное право».
Экзамен сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины, включающее 60 вопросов.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и семинарских занятий, выполненными самостоятельными работами.