Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.01. Филология |
Профиль | Русская филология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 10 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_01_Филология_РФ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | 4 (7) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | 20 | 16 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 26 | 26 | 26 | 26 | 20 | 20 | 72 | 72 |
Практические | 26 | 26 | 24 | 24 | 22 | 22 | 72 | 72 |
Сам. работа | 56 | 56 | 67 | 67 | 66 | 66 | 189 | 189 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 0 | 0 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 144 | 144 | 108 | 108 | 360 | 360 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 07.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В.Чернышова
1.1. | Цель дисциплины: • сформировать знание о языке как исторически изменяющемся явлении; • способствовать познанию закономерностей развития русского языка со времени распада праславянского языка и обособления восточнославянских диалектов до современного состояния; • способствовать уяснению возможностей применения полученных знаний в практической деятельности. •сформировать понимание значимости русского литературного в истории и жизни российского этноса •обучить тщательному прочтению русского текста и произведения русской словесной культуры как памятника истории и факта повседневной реальности •научить оценивать использование русского литературного языка в разные периоды истории становления и развития российского народа •обучить эстетическим и прагматическим правилам использования русского литературного языка Задачи: • научить разбираться в основных периодах и этапах развития русского языка, критериях их выделения (с учётом «внешней» и «внутренней» истории); • научить анализировать особенности языковой системы на каждом синхронном срезе и причины языковых изменений; • научить интерпретировать явления современного русского языка (как регулярные, так и аномальные) с точки зрения закономерностей его исторического развития; • научить применять полученные знания в области истории русского языка в собственной научно-исследовательской деятельности; •разрабатывать техники прочтения русского словесного произведения •прогнозировать и моделировать последствия использования единицы русского литературного языка |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-2 | Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, основные положения и концепции в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации; |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - об особенностях языковой системы на каждом синхронном срезе и причинах языковых изменений; - об истории языка как развитие системы, осознавать взаимообусловленность всех аспектов языка: фонетики, грамматики и лексики; уметь связывать одни языковые явления и изменения с другими; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - определять основные периоды и этапы развития русского языка, критерии их выделения (с учётом «внешней» и «внутренней» истории); - интерпретировать явления современного руского языка (как регулярные, так и аномальные) с точки зрения закономерностей его исторического развития. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | некоторых способов и приёмов исторического объяснения фактов современного русского языка; методов исторического изучения русского языка; способов и приёмами исторической интерпретации фактов русского языка в его прошлом и настоящем; правил ограничения использования национального языкового ресурса в различных обстоятельствах коммуникации; методов расчета вероятности неблагоприятных воздействий среды функционирования русского литературного языка и производственной деятельности его пользователя; методов выбора средств защиты носителя русского языка в дигитализированном сообществе государств |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Историческая грамматика русского языка как научная дисциплина, её объект, предмет и задачи. Социологическая, историческая, сравнительно-сопоставительная и типологическая характеристика языка. Язык в его литературной форме и диалектном разнообразии. Значение изучения исторической грамматики русского языка | Лекции | 5 | 1 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3 |
1.2. | Основные источники исторического изучения русского языка: данные письменных памятников; современный русский язык в его диалектах и литературно обработанном варианте; данные лингвистической географии; родственные языки и их диалекты. Вспомогательные источники: данные ономастики; заимствованные слова в русском языке из других языков и из русского языка в другие языки; записи русской речи иностранцами и др. | Лекции | 5 | 1 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3 |
1.3. | Проблема периодизации истории русского языка. Происхождение и основные этапы развития языка. Периодизация истории русского языка в связи с историей восточных славян: восточнославянский период (VI-IX вв.); древнерусский период (IX-XIV вв.); старорусский период (XIV-XVII вв); начальный период формирования русского национального языка (конец XVII-XVIII вв); новый период истории русского языка (XIX-XXI вв.) | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3 |
1.4. | Введение | Сам. работа | 5 | 10 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Историческая фонетика | ||||||
2.1. | Основные изменения в истории звукового строя праславянского языка, определившие характер фонетической системы восточнославянских диалектов: монофтонгизация дифтонгов; первая, вторая, третья палатализации заднеязычных; упрощение групп согласных; диссимиляция согласных; судьба сочетаний *gj, kj, hj, sj, zj, nl, lj, rj | Практические | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3 |
2.2. | Основные изменения в истории звукового строя праславянского языка, определившие характер фонетической системы восточнославянских диалектов: судьба сочетаний *dj, tj, kti, gti, pj, bj, mj, vj, нач. *je по диалектным зонам праславянского языка | Практические | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3 |
2.3. | Характеристика восточнославянского слога. Общевосточнославянские явления дописьменной поры, связанные с реализацией тенденции к построению слогов по принципу восходящей звучности: окончательное оформление первого полногласия; начальные*rot- и *lot-; особенности восточнославянского слога с сочетаниями *tъrt, *tьrt, *tъlt; развитие протетических звуков | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.3, Л2.2 |
2.4. | Характеристика восточнославянского слога. Общевосточнославянские явления дописьменной поры, связанные с реализацией тенденции к построению слогов по принципу восходящей звучности: окончательное оформление первого полногласия; начальные*rot- и *lot-; особенности восточнославянского слога с сочетаниями *tъrt, *tьrt, *tъlt; развитие протетических звуков | Практические | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.5. | Праславянское и восточнославянское наследие в русском язые (обобщение пройденного материала) | Практические | 5 | 4 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.3 |
2.6. | Фонетическая система древнерусского языка исходного периода (конца X – начала XI в.). Гласные. Состав гласных и их классификация, Система вокализма: дифференциальные признаки гласных фонем; вопрос о количественных различиях гласных и месте редуцированных в системе фонем; качество фонемы, передаваемой на письме буквой h и её место в системе вокализма; вопрос о носовых гласных и о фонеме /ä/ в исходной системе древнерусского вокализма | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.4 |
2.7. | Фонетическая система древнерусского языка исходного периода (конца X – начала XI в.). Гласные. Состав гласных и их классификация, Система вокализма: дифференциальные признаки гласных фонем; вопрос о количественных различиях гласных и месте редуцированных в системе фонем; качество фонемы, передаваемой на письме буквой h и её место в системе вокализма; вопрос о носовых гласных и о фонеме /ä/ в исходной системе древнерусского вокализма | Практические | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1, Л2.3 |
2.8. | Согласные в древнерусском языке исходного периода. Состав согласных и их классификация. Конститутивные (постоянные) признаки согласных фонем. Организация системы по признакам твёрдости-мягкости: бинарные оппозиции по твёрдости-мягкости; фонологическая характеристика звуков, появившихся в результате праславянских процессов смягчения; сочетаемость твёрдых и мягких согласных фонем с гласными переднего и непереднего ряда; отсутствие в фонетической системе соотносительного ряда согласных фонем по твёрдости-мягкости. Организация системы по признакам глухости-звонкости: бинарные оппозиции по глухости-звонкости, отсутствие оппозиции в – ф; отсутствие в фонетической системе соотносительного ряда согласных фонем по глухости-звонкости. Вокалистический характер фонологической системы древнерусского языка | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.4, Л2.2 |
2.9. | Согласные в древнерусском языке исходного периода. Состав согласных и их классификация. Конститутивные (постоянные) признаки согласных фонем. Организация системы по признакам твёрдости-мягкости: бинарные оппозиции по твёрдости-мягкости; фонологическая характеристика звуков, появившихся в результате праславянских процессов смягчения; сочетаемость твёрдых и мягких согласных фонем с гласными переднего и непереднего ряда; отсутствие в фонетической системе соотносительного ряда согласных фонем по твёрдости-мягкости. Организация системы по признакам глухости-звонкости: бинарные оппозиции по глухости-звонкости, отсутствие оппозиции в – ф; отсутствие в фонетической системе соотносительного ряда согласных фонем по глухости-звонкости. Вокалистический характер фонологической системы древнерусского языка | Практические | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3 |
2.10. | Контрольная работа №1 «Предыстория русского языка»2 | Практические | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1 |
2.11. | Важнейшие фонетические изменения в истории древнерусского языка. Вторичное смягчение согласных: вопрос о времени и причинах; следствия вторичного смягчения согласных, его влияние на фонологическую систему древнерусского языка. Падение редуцированных в истории древнерусского языка: время, причины, изменения по аналогии; судьба редуцированных в сочетаниях с плавными; явление «второго полногласия» | Лекции | 5 | 2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.3, Л2.2 | |
2.12. | Следствия падения редуцированных, непосредственно относящиеся к звуковой системе древнерусского языка: воздействие падения редуцированных на слоговую структуру слова; позиционно обусловленные звуковые изменения в середине слова; фонетические изменения в конце слова. Следствия падения редуцированных на фонологическом уровне: изменение состава гласных и согласных фонем; возникновение фонематической противопоставленности твёрдых-мягких согласных; история функционального объединения гласных ы и и. Следствия падения редуцированных в области морфемики и морфологии. Диалектные следствия падения редуцированных | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.4, Л2.2 |
2.13. | Падение редуцированных в истории древнерусского языка: время, причины, изменения по аналогии; судьба редуцированных в сочетаниях с плавными; явление «второго полногласия». Следствия падения редуцированных, непосредственно относящиеся к звуковой системе древнерусского языка: воздействие падения редуцированных на слоговую структуру слова; позиционно обусловленные звуковые изменения в середине слова; фонетические изменения в конце слова. Следствия падения редуцированных на фонологическом уровне: изменение состава гласных и согласных фонем; возникновение фонематической противопоставленности твёрдых-мягких согласных; история функционального объединения гласных ы и и. Следствия падения редуцированных в области морфемики и морфологии. Диалектные следствия падения редуцированных | Практические | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.14. | Общее направление в развитии звукового строя великорусского (старорусского) языка. История фонологических отношений Е и О. Позиционное изменение Е > ‘О перед твёрдым согласным после падения редуцированных («третья лабиализация»): вопросы об условиях, времени, причинах, территориальном распространении данного изменения; изменение по аналогии; влияние фонетического изменения [е] > [‘о] и изменений по аналогии на состояние фонологической системы | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2 | Л2.4, Л2.2 |
2.15. | Общее направление в развитии звукового строя великорусского (старорусского) языка. История фонологических отношений Е и О. Позиционное изменение Е > ‘О перед твёрдым согласным после падения редуцированных («третья лабиализация»): вопросы об условиях, времени, причинах, территориальном распространении данного изменения; изменение по аналогии; влияние фонетического изменения [е] > [‘о] и изменений по аналогии на состояние фонологической системы | Практические | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1, Л2.2 |
2.16. | История h. Вопрос о причинах утраты h как особой фонемы. Судьба h в разных диалектах древнерусского и формирующегося старорусского языка. Вопрос о фонетической интерпретации данных орфографии письменных текстов в связи с изучением истории h2 | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3 |
2.17. | История парного противопоставления непалатализованных и палатализованных согласных как основная тенденция развития русской фонетической системы. Отношения изменения групп КЫ, ГЫ, ХЫ и отвердения шипящих и Ц’ к истории парного противопоставления твёрдых-мягких согласных фонем | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3 |
2.18. | История h. Вопрос о причинах утраты h как особой фонемы. Судьба h в разных диалектах древнерусского и формирующегося старорусского языка. Вопрос о фонетической интерпретации данных орфографии письменных текстов в связи с изучением истории h. История парного противопоставления непалатализованных и палатализованных согласных как основная тенденция развития русской фонетической системы. Отношения изменения групп КЫ, ГЫ, ХЫ и отвердения шипящих и Ц’ к истории парного противопоставления твёрдых-мягких согласных фонем | Практические | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1 |
2.19. | Обобщение пройденного материала по исторической фонетике русского языка. Подготовка к контрольной работе № 2. Контрольная работа № 2 по разделу «Историческая фонетика русского языка» | Практические | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3 |
2.20. | История аканья. Аканье в широком и узком смысле слова. Картина произношения безударных гласных в современных восточнославянских языках. Гипотезы о времени возникновения аканья, первичной территории акающих говоров, причинах возникновения акающего | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3 |
2.21. | Историческая фонетика | Сам. работа | 5 | 26 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1 |
Раздел 3. Историческая морфология | ||||||
3.1. | Проблематика и задачи исторической морфологии как раздела исторической грамматики. Части речи в исходной морфологической системе древнерусского языка | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3 |
3.2. | Основные (универсальные) и частные категории имени существительного в древнерусском языке исходного периода. Типы склонения существительных | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3 |
3.3. | Историческая морфология | Сам. работа | 5 | 20 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1 |
3.4. | История и.-е. типов склонения существительных в русском языке. История склонения на*-ā. Взаимодействие типов склонения на *-ŏ и *-ŭ. Из истории склонений на *-ĭ и на консонантные основы | Практические | 5 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1 |
3.5. | Перегруппировка типов склонения существительных в единственном числе. Формирование новых парадигм существительных на основе их родовой принадлежности | Лекции | 6 | 1 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.3 |
3.6. | Унификация типов склонения существительных во множественном числе. Вопрос о морфологичеких законах в диахронии | Лекции | 6 | 1 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.4 |
3.7. | Перегруппировка типов склонения существительных в единственном числе. Формирование новых парадигм существительных на основе их родовой принадлежности. Унификация типов склонения существительных во множественном числе. Вопрос о морфологичеких законах в диахронии | Практические | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1, Л2.2 |
3.8. | Развитие категории одушевлённости. Повторение темы «История формирования в русском языке системы склонения имён существительных | Практические | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1, Л2.3 |
3.9. | Контрольная работа № 3 «История формирования в русском языке системы склонения имён существительных. Развитие категории одушевлённости» | Практические | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1 |
3.10. | История личных и возвратного местоимений в русском языке. Лексический состав личных местоимений в древнерусском языке исходного периода. Особенности словоизменения личных и возвратного местоимений в древнерусском языке исходного периода | Лекции | 6 | 1 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3 |
3.11. | История личных и возвратного местоимений в русском языке. Лексический состав личных местоимений в древнерусском языке исходного периода. Особенности словоизменения личных и возвратного местоимений в древнерусском языке исходного периода | Практические | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1 |
3.12. | История форм неличных местоимений. Семантико-синтаксическая характеристика неличных местоимений в древнерусском языке. Особенности неличных местоимений на уровне словоизменения. Основные направления в развитии неличных местоимений в русском языке, обусловленные их синтаксической функцией. Оформление местоименного склонения как унифицированной системы словоизменения всех согласуемых частей речи. История образования новой парадигмы местоимения 3 лица в связи с историей указательных местоимений | Лекции | 6 | 1 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3 |
3.13. | История форм неличных местоимений. Семантико-синтаксическая характеристика неличных местоимений в древнерусском языке. Особенности неличных местоимений на уровне словоизменения. Основные направления в развитии неличных местоимений в русском языке, обусловленные их синтаксической функцией. Оформление местоименного склонения как унифицированной системы словоизменения всех согласуемых частей речи. История образования новой парадигмы местоимения 3 лица в связи с историей указательных местоимений | Практические | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1 |
3.14. | Вопрос о происхождении прилагательного как части речи. Общая характеристика изменения в формах имени прилагательного в дописьменную эпоху. История именных форм прилагательных | Лекции | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3 |
3.15. | Вопрос о происхождении прилагательного как части речи. Общая характеристика изменения в формах имени прилагательного в дописьменную эпоху. История именных форм прилагательных | Практические | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1 |
3.16. | Местоименные формы прилагательных в древнерусском языке исходного периода и их история в русском языке | Лекции | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3 |
3.17. | Местоименные формы прилагательных в древнерусском языке исходного периода и их история в русском языке | Практические | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1 |
3.18. | Формы сравнительной степени прилагательных в древнерусском языке исходного периода. Формирование компаратива и суперлатива в русском языке | Лекции | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3 |
3.19. | Формы сравнительной степени прилагательных в древнерусском языке исходного периода. Формирование компаратива и суперлатива в русском языке | Практические | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1 |
3.20. | Контрольная работа № 4 «История местоимений и прилагательных в русском языке» | Практические | 6 | 0 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1 |
3.21. | Формирование имени числительного как части речи. Счётные слова в древнерусском языке исходного периода. Причины и пути формирования числительных как особой части речи. Роль в этом процессе разрушения категории двойственного числа | Лекции | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3 |
3.22. | История глагола в русском языке.Общая характеристика системы глагольных категорий и форм в древнерусском языке исходного периода. Классификация глагольной лексики | Лекции | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3 |
3.23. | Формы непрошедших времён в древнерусском языке исходного периода. История синкретичных недифференцированных форм настоящего/будущего времени в русском языке | Лекции | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3 |
3.24. | История глагола в русском языке.Общая характеристика системы глагольных категорий и форм в древнерусском языке исходного периода. Классификация глагольной лексики. Формы непрошедших времён в древнерусском языке исходного периода. История синкретичных недифференцированных форм настоящего/будущего времени в русском языке | Практические | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1 |
3.25. | Формы прошедшего времени глагола в исходной морфологической системе, их значение, модель образования, парадигма спряжения. История форм прошедшего времени. Расширение функций перфекта и преобразование форм на –л в универсальный выразитель общего значения прошедшего времени | Лекции | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3 |
3.26. | Формы прошедшего времени глагола в исходной морфологической системе, их значение, модель образования, парадигма спряжения. История форм прошедшего времени. Расширение функций перфекта и преобразование форм на –л в универсальный выразитель общего значения прошедшего времени | Практические | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1 |
3.27. | Наклонение как грамматическая категория. Формы повелительного наклонения в древнерусском языке исходного периода | Практические | 6 | 1 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1 |
3.28. | История причастий в русском языке. Причастия (действительные и страдательные, краткие и полные) в древнерусском языке исходного периода. Закрепление атрибутивной функции за полными формами причастий, обусловившее ослабление процессуального (собственно глагольного) значения. Переход ряда полных форм причастий в прилагательные. Сохранение кратких форм страдательных причастий в функции предиката пассивных конструкций и утрата ими косвенных падежей. Закрепление кратких форм действительных причастий в функции «второстепенного сказуемого» и преобразование их в категорию деепричастия | Лекции | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3 |
3.29. | История причастий в русском языке. Причастия (действительные и страдательные, краткие и полные) в древнерусском языке исходного периода. Закрепление атрибутивной функции за полными формами причастий, обусловившее ослабление процессуального (собственно глагольного) значения. Переход ряда полных форм причастий в прилагательные. Сохранение кратких форм страдательных причастий в функции предиката пассивных конструкций и утрата ими косвенных падежей. Закрепление кратких форм действительных причастий в функции «второстепенного сказуемого» и преобразование их в категорию деепричастия | Практические | 6 | 1 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3 |
3.30. | Контрольная работа № 5 «История глагола в русском языке» | Практические | 6 | 1 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1 |
3.31. | Обобщение пройденного материала по исторической грамматике русского языка | Практические | 6 | 1 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1 |
3.32. | Историческая морфология | Сам. работа | 6 | 50 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1 |
Раздел 4. Исторический синтаксис | ||||||
4.1. | Предмет и проблематика исторического синтаксиса русского языка. Проблема выделения основных синтаксических единиц в древнем тексте | Лекции | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.4, Л2.3 |
4.2. | Члены предложения и их связи. Особенности согласования и управления в древнейших восточнославянских текстах | Лекции | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.4, Л2.3 |
4.3. | Развитие типов простых и сложных предложений. Двусоставные и односоставные простые предложения. Проблема сложного предложения в древнерусском связном тексте. Различия в наборе специализированных средств подчинительной связи в текстах различных типов и жанров | Лекции | 6 | 2 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.4, Л2.2 |
4.4. | Исторический синтаксис | Сам. работа | 6 | 17 | ОПК-2 | Л1.3, Л1.1, Л3.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
Раздел 5. Предмет, объект и задачи истории русского литературного языка | ||||||
5.1. | Предмет, объект и задачи истории русского литературного языка | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2 |
5.2. | Предмет, объект и задачи истории русского литературного языка | Практические | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.1 |
5.3. | Предмет, объект и задачи истории русского литературного языка | Сам. работа | 7 | 5 | ОПК-2 | Л1.2 |
Раздел 6. Русский литературный язык как система управления процессом формирования коммуникативной компетенции языковой общности «русский народ». Устная и письменная разновидности литературного языка. | ||||||
6.1. | Русский литературный язык как система управления процессом формирования коммуникативной компетенции языковой общности «русский народ» | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
6.2. | Общенациональный язык. Русский национальный язык | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
Раздел 7. Подсистемы русского литературного языка, обеспечивающие целостность символический системы «русский народ» | ||||||
7.1. | Подсистемы русского литературного языка, обеспечивающие целостность символической системы «русский народ» | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
7.2. | Литературно-письменный язык феодальной раздробленности | Практические | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
7.3. | Русский литературный язык как динамика языковой системы | Практические | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
7.4. | Русский литературный язык как динамика языковой системы | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
7.5. | Процесс коммуникации языковых коллективов и русского литературного языка | Практические | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
7.6. | Процесс коммуникации языковых коллективов и русского литературного языка | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
Раздел 8. Семиотические системы русского литературного языка | ||||||
8.1. | Семиотические системы русского литературного языка.Переходные «моменты» российской истории и языковые состояния им соответствующие | Практические | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
8.2. | Переходные «моменты» российской истории и языковые состояния им соответствующие.Литературный язык и деятельность русской языковой общности | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
Раздел 9. Процесс нормативации в русском литературном языке | ||||||
9.1. | Процесс нормативации в русском литературном языке | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л3.3, Л1.2, Л3.2 |
9.2. | Языковые эксперименты в поэзии и прозе 20-х годов ХХ в. | Практические | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
9.3. | Языковые эксперименты в поэзии и прозе 20-х годов ХХ в. | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
9.4. | Семиотические системы русского литературного языка и концепция русского мира | Практические | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
9.5. | Семиотические системы русского литературного языка и концепция русского мира | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
Раздел 10. Художественно-публицистическая деятельность языковой общности «русский народ» | ||||||
10.1. | Художественно-публицистическая деятельность языковой общности «русский народ» | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
10.2. | Литературный язык Древней Руси | Практические | 7 | 1 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
10.3. | Литературный язык Древней Руси | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
10.4. | Процесс нормативации: обеспечение связи структур исторического сознания и структур дискурса в русском литературном языке | Практические | 7 | 1 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
10.5. | Процесс нормативации: обеспечение связи структур исторического сознания и структур дискурса в русском литературном языке | Сам. работа | 7 | 3 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
Раздел 11. Процесс нормализации в русском литературном языке | ||||||
11.1. | Процесс нормализации в русском литературном языке | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
11.2. | Художественно-публицистическая деятельность языковой общности (измерение семан. расстояния) | Практические | 7 | 1 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
11.3. | Художественно-публицистическая деятельность языковой общности (измерение семан. расстояния) | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
11.4. | Язык памятников XVI и первой половины XVII вв. | Практические | 7 | 1 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
11.5. | Язык памятников XVI и первой половины XVII вв. | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
Раздел 12. Объективная деятельность русской знаковой общности в Новое Время | ||||||
12.1. | Объективная деятельность русской знаковой общности в Новое Время | Лекции | 7 | 4 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
12.2. | Процесс нормализации в русском литературном языке как процесс урегулирования законов природы и законов существования Русского народа (множества этнических систем) | Практические | 7 | 1 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
12.3. | Процесс нормализации в русском литературном языке как процесс урегулирования законов природы и законов существования Русского народа (множества этнических систем) | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
Раздел 13. Диалектический и метафизический базисы русского литературного языка | ||||||
13.1. | Диалектический и метафизический базисы русского литературного языка | Лекции | 7 | 4 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
13.2. | Теория порядка и связи в русском литературном языке (о прагматическом сознании российской языковой общности) | Практические | 7 | 1 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
13.3. | Теория порядка и связи в русском литературном языке (о прагматическом сознании российской языковой общности) | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
13.4. | Диалектика Русского Мира, сконструированная в русском литературном языке | Практические | 7 | 1 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
13.5. | Диалектика Русского Мира, сконструированная в русском литературном языке | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
13.6. | Метафизика Российского Мiра | Практические | 7 | 1 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
13.7. | Метафизика Российского Мiра | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-2 | Л1.2, Л3.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
содержится в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
содержится в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
содержится в приложении |
Приложения |
Приложение 1.
![]()
Приложение 2.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.В. Колесов | Историческая грамматика русского языка: учеб. пособие | М.: Издательский центр «Академия»; СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009 | |
Л1.2 | А.М. Камчатнов | История русского литературного языка. XI – первая половина XIX вв. : | М.: Академия, 2005 | |
Л1.3 | Л.А. Захарова, Г.Н. Старикова | История русского языка: историческая грамматика : | М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2017 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.И. Борковский, П.С. Кузнецов | Историческая грамматика русского языка: | М.: КомКнига, 2022 | |
Л2.2 | Л.В. Капорулина | История русского языка: учеб. пособие для практ. занятий | СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003 | |
Л2.3 | В.В. Колесов | История русского языка: учеб. пособие | СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005 | |
Л2.4 | Ю.Г. Захарова | История русского языка: учеб. пособие | М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2017 | e.lanbook.com |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Н.В. Халина | История русского литературного языка: хрестоматия | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Н.В. Халина | История русского литературного языка: Учебно-методический комплекс | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007 | |
Л3.3 | Л.И. Шелепова | Практикум по исторической грамматике русского языка: учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭУМК "История русского языка" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «История русского языка». К услугам обучающихся лекционный курс, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «История русского языка». |