Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-2018 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (9) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 85 | 85 | 85 | 85 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г.
1.1. | Представление о судебной психологии как прикладной дисциплине в юридической психологии, о месте, роли и значении профессиональной деятельности психолога в системе судопроизводства, освоение базовых принципов и подходов к психологическому анализу и психологическому обеспечению судебной практики в вопросах судоустройства и судопроизводства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.11 |
ПК-7 | способностью изучать психические свойства и состояния человека в норме и патологии, характеризовать психические процессы и проявления в различных видах деятельности личного состава, индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию |
ПСК-2 | оказание психологического сопровождения и психологической помощи различным категориям людей, попавшим в трудную жизненную ситуацию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы психологии уголовного и гражданского процесса, основы криминальной психологии, структуру психологического анализа судебного процесса, место и роль психолога в судебном процессе в качестве консультанта, специалиста и эксперта. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проводить исследование личности обвиняемых в уголовном процессе, проводить психологическую оценку личности потерпевшего, проводить психологический анализ показаний потерпевшего, проводить психологический анализ судебной речи и анализ психологических проблем, связанных с принятием решения судом. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | правилами анализа психологических характеристик предварительного следствия, общими принципами организации и проведения различных видов судебно-психологических экспертиз, психологическими основами полемики в судебном процессе, иметь представление о вопросах вменяемости при судебном освидетельствовании подозреваемых и обвиняемых на основе синдромального анализа психических заболеваний. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Судебная психология: предмет и межпредметные связи. | ||||||
1.1. | Психология судопроизводства в уголовном и гражданском процессе. | Лекции | 9 | 1 | ||
1.2. | Предмет и задачи судебной психологии. | Практические | 9 | 2 | ПК-7 | Л3.2 |
1.3. | Вопросы судебной психологии и судебной психиатрии: границы компетенций. | Лекции | 9 | 1 | ПК-7 | Л2.1, Л3.2 |
1.4. | Вопросы медицинской и судебной психологии, судебной психологии и патопсихологии. | Практические | 9 | 2 | ПК-7 | |
Раздел 2. Следственно-оперативная психология как раздел судебной психологии. | ||||||
2.1. | Вопросы психологического обеспечения следственно-оперативной деятельности. | Лекции | 9 | 1 | ПСК-2 | Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Психология допроса и свидетельских показаний. | Практические | 9 | 1 | ПСК-2 | Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Психология опознания, психология очной ставки и следственного эксперимента | Практические | 9 | 1 | ПСК-2 | Л1.2, Л2.2 |
2.4. | Психология судебного разбирательства (стадий, участников) | Сам. работа | 9 | 8 | Л1.2 | |
Раздел 3. Криминальная психология как раздел судебной психологии | ||||||
3.1. | Вопросы криминальной психологии в судебной практике. | Сам. работа | 9 | 8 | Л1.1 | |
3.2. | Психология преступления и наказания: психологические подходы к пониманию преступности. | Сам. работа | 9 | 8 | Л2.2, Л1.1 | |
3.3. | Психология насильственной и неосторожной преступности. | Сам. работа | 9 | 8 | Л1.1 | |
Раздел 4. Психодиагностика в судебном процессе и судопроизводстве. | ||||||
4.1. | Проблемы профайлинга в судебной психологии. | Лекции | 9 | 1 | ПК-7 | Л3.1, Л1.1 |
4.2. | Профессиональная диагностика и профотбор на следственную и судебную работу. | Практические | 9 | 1 | ПК-7 | Л1.1 |
4.3. | Юридически значимые психические состояния: психология вменяемости, беспомощности, аффекта. | Практические | 9 | 1 | ПК-7, ПСК-2 | Л1.1 |
4.4. | Психология морального вреда. | Практические | 9 | 2 | ПК-7, ПСК-2 | Л3.1 |
4.5. | Методическое обеспечение деятельности психолога в судебной психодиагностике. | Лекции | 9 | 1 | ПК-7 | |
Раздел 5. Судебно-психологическая экспертиза. | ||||||
5.1. | Понятие судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертизы. | Лекции | 9 | 1 | ПК-7 | Л2.1 |
5.2. | Предмет, цели, задачи судебно-психологических экспертиз. | Лекции | 9 | 1 | ПК-7 | Л2.4 |
5.3. | Виды судебно-психологических экспертиз. | Практические | 9 | 2 | ПК-7, ПСК-2 | Л2.4 |
5.4. | Виды судебно-психологических экспертиз. | Сам. работа | 9 | 20 | ПК-7, ПСК-2 | Л2.4 |
5.5. | Практические вопросы применения психологических знаний в комплексных и однородных судебных экспертизах. | Практические | 9 | 2 | ПК-7 | Л2.4 |
5.6. | Особенности психологической экспертизы несовершеннолетних. | Практические | 9 | 2 | ПК-7, ПСК-2 | Л2.4 |
Раздел 6. Психология судебного процесса. | ||||||
6.1. | Общая психологическая характеристика судебного процесса. | Практические | 9 | 2 | ПК-7 | Л3.1, Л1.2 |
6.2. | Психология судебной оценки доказательств. | Сам. работа | 9 | 8 | Л3.2 | |
6.3. | Психологические особенности суда присяжных. | Лекции | 9 | 1 | ПК-7 | |
6.4. | Судебная психолингвистика и основы полемики в судебном процессе. | Практические | 9 | 2 | ПК-7 | Л2.3 |
6.5. | Формирование убеждения и принятие решения судом. | Практические | 9 | 2 | ПК-7 | Л2.3 |
Раздел 7. Психология профессиональной деятельности в системе судопроизводства | ||||||
7.1. | Психология профессиональной деятельности юриста: психология судей, прокуроров, адвокатов, следователей | Сам. работа | 9 | 8 | ПК-7 | Л3.2 |
7.2. | Социально-психологические аспекты деятельности арбитража, нотариата и юридических консультаций. | Сам. работа | 9 | 8 | ПК-7, ПСК-2 | Л3.1 |
7.3. | Медиация в системе судопроизводства: модели, методы, компетенции. | Лекции | 9 | 1 | ПК-7, ПСК-2 | Л1.1 |
7.4. | Судебная психология и судебная психотерапия. | Лекции | 9 | 1 | ПК-7, ПСК-2 | Л1.1 |
7.5. | Теория и практика судебной психотерапии: зарубежный опыт. | Сам. работа | 9 | 9 | ПСК-2 | |
7.6. | Экзамен | Экзамен | 9 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену. 1. Предмет и задачи судебной психологии. 2. Вопросы судебной психологии и судебной психиатрии: границы компетенций психолога. 3. Вопросы медицинской и судебной психологии. 4. Вопросы судебной психологии и судебной патопсихологии: границы компетенций психолога. 5. Судебная сексология 6. Судебная наркология. 7. Судебная суицидология 8. Судебная психосоматика. 9. Судебная виктимология. 10. Пенитенциарная психология. 11. Вопросы психологического обеспечения следственно-оперативной деятельности. 12. Психология судебного разбирательства (стадий, участников). 13. Психология насильственной и неосторожной преступности в судебной практике. 14. Концепция индивидуальной нормы в судебной психологии и патопсихологии. 15. Проблемы профайлинга в судебной психологии. 16. Юридически значимые психические состояния: психология вменяемости, беспомощности, аффекта. 17. Методическое обеспечение деятельности психолога в судебной психодиагностике. 18. Методы диагностики для решения экспертных задач в судебной психологии. 19. Различия судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертизы. 20. Предмет, цели, задачи судебно-психологических экспертиз. 21. Виды судебно-психологических экспертиз. 22. Практические вопросы применения психологических знаний в комплексных и однородных судебных экспертизах. 23. Особенности психологической экспертизы несовершеннолетних. 24. Психологическая характеристика судебного процесса. 25. Психология судебной оценки доказательств. 26. Психологические проблемы суда присяжных. 27. Судебная психолингвистика и основы полемики в судебном процессе. 28. Формирование убеждения и модели принятия решения судом. 29. Институт медиации в судебной системе. 30. Судебная психология и судебная психотерапия. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов: 1. Психологические и кросскультурные отличия адвокатуры, прокуратуры, правотворческих и правоохранительных организаций. 2. Проблема стиля профессиональной деятельности в судебной системе. 3. Профессиограмма и психограмма профессиональной деятельности юриста в судебной системе. 4. Исправительная психология в судебной системе. 5. Проблемы ресоциализации в судебной психологии. 6. Психологические особенности познавательной подструктуры судебной деятельности, 7. Психологические особенности коммуникативной подструктуры судебной деятельности, 8. Психологические факты и артефакты установления истины в суде. 9. Психологическая установка в зале суда: влияние на принятие судебных решений. 10. Психологические особенности судебного допроса, 11. Психология судебных прений сторон. 12. Психология судебной речи: правила убеждающей коммуникации. 13. Психологические особенности принятия решения судьей в уголовном и гражданском процессе. 14. Вопросы, решаемые экспертом-психологом в уголовном и гражданском процессе. 15. Судебно-психологическая экспертиза в ходе предварительного расследования и в судебном заседании. 16. Управление конфликтной ситуацией в зале суда. 17. Психологические особенности допроса в различных ситуациях. 18. Психология насильственной и неосторожной преступности в судебной практике. 19. Соотношение мотива, цели и результата в умышленных и неосторожных преступлениях. 20. Криминальный профессионализм и психотипы личности преступника. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Романов, В. В. | Юридическая психология: Хрестоматия : учеб. пособие для академического бакалавриата | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/D43BD51A-6D93-42F8-828F-51AECD538C5A |
Л1.2 | Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. | ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ткаченко А.А. - отв. ред. | РУКОВОДСТВО ПО СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., пер. и доп. Практическое пособие: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | под общ. ред. Ю. Е. Аврутина | Оперативно-розыскная психология.: учебное пособие для вузов | Юрайт, 2021 | www.biblio-online.ru/book/03C176C9-493F-49AE-9FF6-BCFC82738A76. |
Л2.3 | Мельник, В. В | Искусство речи в суде присяжных : учеб.-практ. пособие | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/9CD1E92D-B4FA-4B0F-BE4A-9E1476A64054 |
Л2.4 | Сафуанов Ф.С. | СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Л. Ю. Кирюшина | Юридическая психология: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Сорокин В.В. | Теория судебной психологии: учебник | Барнаул.:АлтГУ, 2018 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Психологический анализ деформаций личности и поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы : монография / И.И. Соколов, А.М. Сысоев, С.В. Горностаев и др.Москва : Проспект, 2018. - 169 с | biblioclub.ru | ||
Э2 | Об экспериментальном психологическом исследовании преступников / В. М. Бехтерев. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 212 с. | www.biblio-online.ru/book/DA142A11-3586-457F-9C2E-8F0813B94D30. | ||
Э3 | Психология преступления и наказания : монография / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов. - Москва : Проспект, 2018. - 400 с. | biblioclub.ru | ||
Э4 | Судебная лингвистическая экспертиза (методология и методика) /Издательство "ФЛИНТА" 304с. 2015 | e.lanbook.com | ||
Э5 | Балабанова Л.М.. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений). — Д.: Сталкер. — 432 с.. 1998 | scibook.net | ||
Э6 | Курс в Moodle «Судебная психология» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося. Цели самостоятельной работы: • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; • углубление и расширение теоретических знаний; • формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу; • развитие познавательных способностей, активности студентов, ответственности и организованности; • формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; • развитие исследовательских умений и академических навыков. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики. Технология организации самостоятельной работы студентов включает возможности использования дополнительной литературы. Список литературы для самостоятельной работы: Специальная литература. 1. Винберг А.И., Малаховская Н.Т. Судебная экспертология. – Волгоград, 1979 2. Сахнова Т.В. Судебная экспертиза.-М., 2000 3. Сахнова Т.В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам.-М., 1997 4. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза: учебник для академического бакалавриата. –М., Юрайт, 2014 5. Сафуанов Ф.С. Практикум по судебно-психологической экспертизе.-М.: Смысл, 2008 6. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.-М., 1998 7. Кудрявцев И.А., Лавринович А.Н., Москаленко Е.П., Сафуанов Ф.С. Особенности патопсихологической квалификации результатов экспериментально-психологического исследования в условиях судебно-психиатрической экспертизы: Методические рекомендации.-М., 1985 8. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза.М., 1988 9. Кудрявцев И.А. Психологический возраст: методологические проблемы и судебная экспертная практика// психол.журнал-1988, т.9 №6 с.103-115 10. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. – М., 1998 11. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология.- Ташкент, 1976 12. Стежневский А.В. Клиническая психопатология.-М., Медицина,1983- т.1 13. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста .-Томск, 1994 14. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. – М., 2003 15. Гурьева В.А., Макушкин Е.В., Вострокнутов Н.В. Криминальное агрессивное поведение подростков // Агрессия и психическое здоровье/ Под ред.Т.Б. Дмитриевой, Б.В.Шостаковича.-СПб, 2002 16. Старович З. Судебная сексология.-М., 1991 17. Ткаченко А.А., Введенский Г.Е., Дворянчиков Н.В. Судебная сексология.-М., БИНОМ, 2015 18. Диагностика суицидального поведения: методические рекомендации/Сост.Амбрумова А.Г., Тихоненко– М., 1980 19. Александер Ф. Психосоматическая медицина.-М., 2002 20. Тхостов А.Ш. Психология телесности.-М., 2002 21. Кекелидзе З.И., Морозова И.Г. Психиатрия ЧС//Руководство по социальной психиатрии.-М., 2001 с.415-447 22. Руководство по психиатрии ЧС-М., 2004 23. Гульдан В.В. Мотивация преступного поведения психопатологических личностей// Криминальная мотивация.-М., 1986-с.189-250 24. Подростковая и судебная психиатрия/Под ред.В.А.Гурьевой – М., 1998 25. Кондратьев Ф.В. Методологические аспекты проблемы ограниченной вменяемости// Ограниченная вменяемость (Пособие для врачей)-М., 1996-с.18-28 26. Енгалычев Вали Фатехович «Судебная психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах: вопросы теории и практики. Практикум для студентов факультетов психологии высших учебных заведений (специалитет, бакалавриат, магистратура). Гриф Российской Академии образовании» МПСУ, 2015 27. Издательство: "Московский психолого-социальный университет (МПСУ)"(2015) Хрестоматийная литература. 1. Васильев В.Л. Судебная психология. Психологический практикум для следователей. М., 1979 2. Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975 3. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980 4. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1977. 5. Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1980 6. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Питер», 2013. - С. 13-51. 7. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2012. - С. 1-18. 8. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Краткий курс: Учебно-методическое пособие. – М.: 2005 9. Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов/Под ред. Проф. А.М.Столяренко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 10. Дмитриева Т.Б., Сафуанов Ф.С. Медицинская и судебная психология. Курс лекций. 4-е изд., испр. и доп., -М., Генезис, 2016-656с. Специализированная литература. 1. Руководство по судебной психиатрии (ред. Т. Б. Дмитриевой, Б. В. Шостаковича, А. А. Ткаченко, М., 2004). 2. Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста. М.: 2002г 3. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних М.: 1971г Кудрявцев М.А. Судебная психолого- психиатрическая экспертиза М.: 1988г 4. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник М.: 2010г. 5. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология Изд-во: Юнити-Дана. Закон и право, - 2002., - 448 стр |