МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы и модели менеджмента качества

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильПроектный менеджмент качества в цифровой экономике
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv38_04_02_Менеджмент_ПМКвЦЭ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 89
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.экон.наук, Зав.каф., Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
д.э.н., Профессор, Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Методы и модели менеджмента качества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 22.03.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 22.03.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – сформировать умения и навыки в области применения методов и моделей менеджмента качества в условиях динамичной среды функционирования и развития организации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен разрабатывать программы и проекты в области планирования качества продукции (работ, услуг)
ПК-3.1 Знает инструменты менеджмента качества и возможности их применения в обеспечении качества продукции (работ, услуг) в организации
ПК-3.2 Умеет применять инструменты менеджмента качества при разработке программ и проектов в области планирования качества продукции (работ, услуг)
ПК-3.3 Способен осуществлять разработку и реализацию политики в области планирования качества продукции (работ, услуг) с учетом цифровизации экономики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.инструменты менеджмента качества и возможности их применения в обеспечении качества продукции (работ, услуг) в организации
3.2.Уметь:
3.2.1.применять инструменты менеджмента качества при разработке программ и проектов в области планирования качества продукции (работ, услуг)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью осуществлять разработку и реализацию политики в области планирования качества продукции (работ, услуг) с учетом цифровизации экономики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Модели менеджмента качества
1.1. Концептуальные подходы к управлению качеством в организации Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л1.5
1.2. Концептуальные подходы к управлению качеством в организации Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л1.5
1.3. Концептуальные подходы к управлению качеством в организации Сам. работа 2 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л1.5
1.4. Обзор моделей менеджмента качества и их трансформация в условиях цифровой экономики Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л1.5
1.5. Обзор моделей менеджмента качества и их трансформация в условиях цифровой экономики Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л1.5
1.6. Обзор моделей менеджмента качества и их трансформация в условиях цифровой экономики Сам. работа 2 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л1.5
Раздел 2. Методы менеджмента качества
2.1. Организационно-распорядительные и инженерно-технологические методы управления качеством Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л1.5
2.2. Организационно-распорядительные и инженерно-технологические методы управления качеством и возможности их применения Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л1.5
2.3. Организационно-распорядительные и инженерно-технологические методы управления качеством и возможности их применения Сам. работа 2 18 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л1.5
2.4. Организационно-распорядительные и инженерно-технологические методы управления качеством и возможности их применения Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л1.5
2.5. Экономические, социально-психологические и экспертные методы управления качеством и возможности их применения Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л1.5
2.6. Экономические, социально-психологические и экспертные методы управления качеством и возможности их применения Сам. работа 2 19 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л1.5
2.7. Методы менеджмента качества в разработке и реализации политики в области планирования качества с учетом цифровизации экономики Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л1.5
2.8. Методы менеджмента качества в разработке и реализации политики в области планирования качества с учетом цифровизации экономики Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л1.5
2.9. Методы менеджмента качества в разработке и реализации политики в области планирования качества с учетом цифровизации экономики Сам. работа 2 20 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л1.5
2.10. Экзамен 2 27 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМАМ
Анализ (диаграмма) Парето.
Бенчмаркинг в управлении качеством
Важность качества для бизнеса. Цепная реакция Деминга.
Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества
Всеобщее управление качеством.
Гистограммы. Контрольные карты.
Диаграмма разброса. Диаграмма сродства.
Диаграмма связей. Древовидная диаграмма.
Инженерно-технологические методы управления качеством
Инструменты менеджмента качества при разработке программ и проектов в области планирования качества продукции (работ, услуг)
Инструменты управления качеством
Качество и успешность организации.
Качество, ценность и стоимость продукции (изделия, услуги)
Количественная оценка качества продукции. Показатели, применяемые при оценке качества.
Контрольные листы.
Концепция Total Quality, понятие и принципы
Концепция модели TQM
Матричная диаграмма. Матрица приоритетов.
Международные стандарты ИСО 9000.
Методы и средства измерений, испытаний и контроля
Методы менеджмента качества в разработке и реализации политики в области планирования качества с учетом цифровизации экономики
Методы работы по качеству: методы контроля результатов работы по качеству
Методы работы по качеству: методы обеспечения качества
Методы работы по качеству: методы стимулирования качества
Нормативная документация как средство управления качеством
Организационно-распорядительные методы управления качеством
Основы метрологии в управлении качеством.
Основы сертификации продукции и систем качества.
Основы стандартизации в управлении качеством
Подход к качеству в модели GMP
Политика в области качества.
Приемы и средства всеобщего управления качеством: сфера «качество»
Приемы и средства всеобщего управления качеством: сфера «персонал»
Приемы и средства всеобщего управления качеством: сфера «процесс»
Приемы и средства всеобщего управления качеством: сфера «ресурсы»
Принципы всеобщего управления качеством.
Принципы менеджмента качества
Причинно-следственная диаграмма Исикавы.
Разработка политики в области планирования качества продукции (работ, услуг) с учетом цифровизации экономики
Реализация политики в области планирования качества продукции (работ, услуг) с учетом цифровизации экономики
Реинжиниринг бизнес-процессов
Система 5S
Система ТРМ
Системы менеджмента качества.
Системы менеджмента на основе полного качества
Социально-психологические методы управления качеством
Средства связи и обработки информации в управлении качеством
Стандарт ИСО 9001 как основа интеграции с задачами экологии, безопасности, энергоэффективности и др.
Статистические методы в управлении качеством
Стратификация (расслоение).
Стрелочная диаграмма (Ганта). Поточная диаграмма.
Сущность модели управления качеством на основе принципов ХАССП
Цифровые решения в управлении качеством
Эволюция методов обеспечения качества: фаза менеджмента качества.
Эволюция методов обеспечения качества: фаза отбраковки.
Эволюция методов обеспечения качества: фаза планирования качества.
Эволюция методов обеспечения качества: фаза управления качеством.
Эволюция организационных систем для обеспечения качества
Экономические методы управления качеством
Экспертные методы управления качеством

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ:

Задание 1.
На основе ситуации компании «А» определите подход, который был применен к управлению качеством. Оцените эффективность выбора подхода. Свой ответ обоснуйте. Вариант ситуации (проблемы) предоставляется студенту дополнительно.

Задание 2.
На основе ситуации компании «Б» определите наиболее эффективные инструменты для управления качеством. Свой ответ обоснуйте. Вариант ситуации (проблемы) предоставляется студенту дополнительно.

Задание 3.
Проанализируйте опыт компании «С» в части выбора средств и методов управления качеством на различных этапах жизненного цикла. Вариант ситуации (проблемы) предоставляется студенту дополнительно.

Задание 4.
Оценка уровня качества продукции
Для того чтобы судить об уровне качества выпускаемой продукции (или процесса) и планировать его повышение, необходимо определить методы его оценки. Уровень качества – это относительная величина, показывающая, насколько выше или ниже фактическое качество продукции относительно качества аналога.
Аналогом могут выступать:
– проектные показатели того же изделия, приведенные в техническом задании на проектирование;
– фактические показатели того же изделия на какой-то момент производства;
– показатели другого изделия (проектные или фактические) аналогичного назначения.
Порядок оценки уровня качества продукции представляется в виде алгоритма. Алгоритм – система операций, применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи.
Для выполнения данного задания необходимо следующее.
1. Составить алгоритм оценки уровня качества продукции.
2. Дать характеристику каждой операции (этапу).

Задание 5.
Корпоративная культура
Развитие концепции TQM привело к осознанию роли корпоративной культуры. Ориентация организации на качество привела к необходимости вовлекать персонал в процесс управления и обеспечения качества на основе иных принципов построения корпоративной культуры, вызывающих существенные изменения в ее содержании. Проанализируйте, на конкретном примере, как может меняться корпоративная культура. Для сравнения возьмте одни и те же параметры, характеризующие корпоративную культуру, до внедрения TQM и после внедрения TQM.

Задание 6
Выполнить анализ 2-3 методов (инструментов) управления качеством по следующим параметрам: а) Наименование метода (инструмента б) Цель (задачи) применения данного метода в) Принцип (процедура) создания (построения) г) Сходстства и различия с другими инструментами и методами д) Примеры ситуаций (проблем), в которых применяется данный метод (инструмент).
Варианты методов на выбор: Контрольный листок; Гистограмма; Диаграмма разброса; Метод стратификации; Причинно-следственная диаграмма; Стрелочная диаграмма; Древовидная диаграмма; Диаграмма сходства; Диаграмма связей; Диаграмма процесса осуществления программы.
Ответ представьте в виде таблицы.

Задание 7
Для принятия решения по предложенной ситуации (проблеме) необходимо выбрать метод (инструмент) управления качеством, обосновать выбор и выполнить процедуру построения. Вариант ситуации (проблемы) предоставляется студенту дополнительно.

Задание 8
Проведите сравнительный анализ понятия качества, представленный в различных нормативно-правовых и регулирующих документах на выбор

Задание 9. Опишите процесс трансформации моделей менеджмента качества в условиях цифровизации экономики

Задание 10.
Опишите методы менеджмента качества в разработке и реализации политики в области планирования качества с учетом цифровизации экономики

Задание 11.
Опишите алгоритм выбора инструментов менеджмента качества при разработке программ и проектов в области планирования качества продукции (работ, услуг)

Задание 12.
Опишите основные этапы процесса разработки политики в области планирования качества продукции (работ, услуг) с учетом цифровизации экономики

Задание 13.
Опишите основные этапы реализации политики в области планирования качества продукции (работ, услуг) с учетом цифровизации экономики. Укажите основные факторы успешной реализации

Задание 14.
Опишите основную роль политики в области качества. Сформулируйте (разработайте) политику в области качества для выбранной Вами компании, учитывая переход к цифровизации.

Задание 15.
Приведите пример применения контрольных карт. Назовите основные критерии, определяющие выбор вида контрольно карты.

Задание 16.
Приведите пример применения в практической деятельности инструмента «Стратификация»

Задание 17.
Проведите выбор операционных систем и цифровых сервисов для решения задач управления качеством с учетом возможности и ограничений организации (на конкретной примере).

Задание 18.


Критерии оценивания:
"Отлично" - дает полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, демонстрирует знание предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решает практические задания без ошибок.
"Хорошо" - дает развернутый ответ на поставленный вопрос, демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, при этом допускает неточность в ответе, решает предложенные практические задания с небольшими неточностями.
"Удовлетворительно" - дает ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа, допускаея несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
"Неудовлетворительно" - дает ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности, делает поверхностные выводы поверхностны, практические задание не решены.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1.Использовались ли методы обучения персонала в работе кружков качества?
Да.
Нет.
Практиковался приём на работу только обученного персонала.

2.Что определяет квалиметрия?
Количественные оценки качественных характеристик товара.
Качественные оценки количественных характеристик товара.
Показатели эталона качества.

3.Основными направлениями стандартов ИСО 9000 являются:
Развитие менеджмента качества.
Защита прав потребителей.
Оба варианта.

4.Сколько сторон необходимо для участия в процедуре сертификации?
Две стороны.
Три стороны.
Четыре стороны.

5.К какому подходу в формировании качества продукции относится принцип «Делай все правильно с самого начала»?
ориентация на потребителя;
ориентация на производство;
ориентация на восприятие.

6.При каком подходе к формированию качества продукции организация должна быть способной «прогнозировать и по возможности формировать новые потребности»?
ориентация на потребителя;
ориентация на продукцию;
ориентация на производство.

7.Какое свойство определяет группа показателей, включающая функциональные, технической эффективности, конструктивные, состава и структуры продукции?
технологичность;
назначение;
надежность.

8. На какую функцию возлагается осуществление измерений, экспертизы, испытаний или оценок нескольких характеристик продукции?
контроль;
инспекция;
аудит.
9.Какой метод определения качества продукции использует теоретические или эмпирические зависимости для определения численных значений показателей качества?
измерительный;
регистрационный;
расчетный.

10.Какой метод определения качества продукции использует информацию, получаемую в результате анализа ощущений и восприятия органов чувств человека: зрения, слуха, обоняния, болевых ощущений, осязания и вкуса?
органолептический;
измерительный;
регистрационный.

11. К какой модели управления качеством относят «совокупность методов обнаружения неслучайных факторов, позволяющих диагностировать состояние процесса, провести его корректировку в целях улучшения качества продукции»?
обеспечение качества;
оперативное управление качеством;
статистическое управление качеством.

12. Какой метод управления качеством рассматривается как «инструмент, позволяющий произвести селекцию, расслоение данных в соответствии с различными факторами»?
метод (диаграмма) рассеивания;
метод расслоения (стратификация);
диаграмма Парето.

13. Какой метод управления качеством рассматривается как «инструмент представления сгруппированных по частоте попадания в заданный интервал данных, предназначенный для выявления характера разброса значений контролируемого параметра»?
метод (диаграмма) рассеивания;
диаграмма распределения данных;
диаграмма Парето.

14.Какой метод управления качеством рассматривается как «инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса посредством измерения показателей качества продукции и воздействовать на него, предупреждая отклонения от предъявляемых к продукции и процессу требований?
причинно-следственная диаграмма;
контрольная карта;
метод Тагучи.

15.Какие мероприятия, направленные на «обеспечение соответствия параметров процессов и качества продукции требованиям или «плата за сбои в системе» являются источниками затрат на качество?
корректирующие;
проверочные;
по устранению дефектов.

16. К какой группе относятся мероприятия, направленные на «обеспечение соответствия параметров процессов и качества продукции требованиям и являющиеся источником затрат на качество?
корректирующие мероприятия;
проверочные мероприятия;
мероприятия по устранению дефектов.

17. К какой группе относятся мероприятия, направленные на «проверку, что все по правилам» и являющиеся источником затрат на качество?
корректирующие мероприятия;
проверочные мероприятия;
мероприятия по устранению дефектов.

18. К какому виду деятельности относят «установление качественных характеристик продукции и услуг и формирование к ним требований, отвечающих определенным потребностям и сферам применения»?
сертификация;
управление качеством;
стандартизация.

19. Каким документом, утвержденным признанным органом, устанавливаются качественные характеристики товаров, применяемые во взаимной торговле?
стандарт;
декларация о соответствии;
сертификат.

20. Какой вид деятельности по управлению качеством направлен на «оценку и подтверждение соответствия объектов: продукции, услуги, процессов, персонала, рабочих мест и других объектов установленным к ним требованиям техническими регламентами, стандартами и другими НД»?
сертификация;
управление качеством;
стандартизация.
Критерии оценивания
"Отлично" - выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
"Хорошо" - выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
"Удовлетворительно" - выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
"Неудовлетворительно" - выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тебекин, А. В Управление качеством : учебник для вузов: Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/488819
Л1.2 Е. Ю. Салдаева Система менеджмента качества: Поволжский государственный технологический университет, 2019 biblioclub.ru
Л1.3 А. Шеер ; под науч. ред. Д. Стефановского ; пер. с англ. Д. Стефановского, О. А. Виниченко Индустрия 4.0: от прорывной бизнес-модели к автоматизации бизнес-процессов: Москва : Дело, 2020 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612569
Л1.4 Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник для СПО Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru
Л1.5 Кузнецова Н.В. Управление качеством: М.:ФЛИНТА, 2021 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79558
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Г. Акцораева Менеджмент качества инновационного продукта: учебное пособие Поволжский государственный технологический университет, 2019 biblioclub.ru
Л2.2 Одинцов Б.Е. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА: Учебник и практикум ЭБС: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Матвеева, Л. Г. /Л. Г. Матвеева, А. Ю. Никитаева, О. А. Чернова Новые концепции, инструменты и технологии управления промышленным предприятием: учебник Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Южный федеральный университет, 2020 biblioclub.ru
Л2.4 Елагина, В. Б. Менеджмент качества и основы бережливого производства : учебное пособие Поволжский государственный технологический университет, 2019 biblioclub.ru
Л2.5 О. А. Воейко, Е. А. Жидкова Статистические методы в управлении качеством и инновациями: учебное пособие Директ-Медиа, 2021 biblioclub.ru
Л2.6 Д. Б. Шатько Сертификация систем качества : учебное пособие Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2019 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 (Административно-управленческий портал). www.aup.ru
Э2 Курс на образовательном портале АлтГУ "Методы и модели управления качеством" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ), (бессрочно).



Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Электронная база данных справочной системы ГАРАНТ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение курсовой работы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, посмотреть термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы.
Более подробно методические указания по курсу представлены в системе MOODLE на образовательном портале АлтГУ