МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оценка рисков в управлении качеством

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильПроектный менеджмент качества в цифровой экономике
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_04_02_Менеджмент_ПМКвЦЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Бутакова Марина Михайловна

Рецензент(ы):
д.э.н., Зав.каф., Шваков Евгений Евгениевич

Рабочая программа дисциплины
Оценка рисков в управлении качеством

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать понимание и навыки деятельности по оценке рисков,необходимые для принятия эффективных решений в области управления качеством продукции, работ, услуг.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к исследованию, проведению анализа и обоснованию управленческих решений при реализации проектов изменений
ПК-1.1 Знает методологические основы организации и проведения научно-исследовательских работ, анализа экономической и организационно-управленческой информации
ПК-1.2 Умеет осуществлять выбор инструментов и методов исследования, анализировать процессы управления, экономическую и организационно-управленческую информацию, выявлять и формулировать актуальные научные проблемы
ПК-1.3 Способен проводить анализ и обоснование управленческих решений, осуществлять организацию и проведение исследований в профессиональной сфере
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические основы организации и проведения научно-исследовательских работ, анализа экономической и организационно-управленческой информации
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять выбор инструментов и методов исследования, анализировать процессы управления, экономическую и организационно-управленческую информацию, выявлять и формулировать актуальные научные проблемы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью проводить анализ и обоснование управленческих решений, осуществлять организацию и проведение исследований в профессиональной сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концептуальные основы оценки рисков в управлении качеством.
1.1. Теоретические основы оценки рисков в управлении качеством Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
1.2. Теоретические основы оценки рисков в управлении качеством Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
1.3. Теоретические основы оценки рисков в управлении качеством Сам. работа 3 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
1.4. Системный подход к описанию рисков Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Процедуры и методы оценки риска
2.1. Методические основы оценки риска Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
2.2. Методические основы оценки риска Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
2.3. Методические основы оценки риска Сам. работа 3 18 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
2.4. Методы качественной оценки рисков Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
2.5. Методы качественной оценки рисков Сам. работа 3 18 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
2.6. Методы количественной оценки риска Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
2.7. Методы количественной оценки риска Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Методы управления рисками
3.1. Методы управления рисками Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
3.2. Методы управления рисками Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
3.3. Методы управления рисками Сам. работа 3 18 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=2178
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенцияПК-1: Способен к исследованию, проведению анализа и обоснованию управленческих решений при реализации проектов изменений
Тест. Возможен один или несколько правильных ответов.
1. Риск – это:
а) неблагоприятное событие, влекущее за собой убыток;
б) все предпосылки, способные негативно повлиять на достижение стратегических целей в течение определенного временного промежутка;
в) вероятность наступления стихийных бедствий либо технических аварий;
г) вероятность провала программы продаж;

2. Подразделение рисков на спекулятивные и чистые основано на:
а) классификации субъектов риска;
б) классификации объектов риска;
в) характере оценки риска;
г) характере последствий риска.

3. По сфере возникновения выделяют следующие типы рисков:
а) производственный риск;
б) внешний риск;
в) страхуемый риск;
г) финансовый риск;

4. Финансовые риски подразделяют:
а) валютные;
б) торговые;
в) инвестиционные;
г) транспортные.

5. Валютный риск связан с:
а) покупкой и продажей валют;
б) любыми потерями, обусловленными изменением курса иностранной валюты;
в) обменом одной иностранной валюты на другую;
г) ошибками при расчете кросс-курсов.

6. Инфляционный риск – это:
а) риск увеличения темпов инфляции;
б) риск опережения роста доходов темпом их обесценивания;
в) риск инфляционных ожиданий;
г) риск возникновения разницы в темпах инфляции на разных рынках сбыта.

7. Вероятность в процессе оценки риска объективным методом – это:
а) отношение числа совершившихся событий к числу предпринятых попыток;
б) отношение числа предпринятых попыток к числу совершившихся событий;
в) число совершившихся событий;
г) число предпринятых попыток.

8. Объективный метод определения вероятности основан на:
а) экспертных оценках;
б) вычислении частоты, с которой происходят некоторые события;
в) комбинировании вычисления частоты, с которой происходят некоторые события, с экспертными оценками;
г) нет верного ответа.

9.Субъективный метод определения вероятности основан на:
а) экспертных оценках;
б) вычислении частоты, с которой происходят некоторые события;
в) комбинировании вычисления частоты, с которой происходят некоторые события, с экспертными оценками;
г) нет верного ответа.

10. Сущность фактора риска заключается:
а) в опасности предпринимательской деятельности;
б) в наличии фактора неопределенности в предпринимательстве;
в) в негативном влиянии различных факторов на предпринимателя

11.Внешние аспекты фактора риска это:
а) непредвиденные изменения макросреды финансового предпринимательства;
б) негативное воздействие органов власти;
в) непредвиденные изменения микросреды финансового предпринимательства.

12. К макроэкономическим рискам относятся:
а) риски, связанные сфункционированием мировой экономики в целом,
б) риски, связанные с функционированием экономической системы, данного государства,
в)формируемые на уровне отдельных отраслей экономики,
г) внешние для предприятия риски;

13. Критическим считается риск:
а) связанный с опасностью потерь в размере произведенных затрат на осуществление проекта;
б) связанный с опасностью в размере, равном стоимости всего имущественного состояния организации,
в) связанный с опасностью потерь в размере меньшем либо на уровне ожидаемой прибыли от реализации того или иного проекта
г) связанный с опасностью потерь от событий природного характера;

14. К производственным рискам относятся:
а)риски при транспортировке товара, заключающиеся в хищении или потере товара, утрате товаром качественных свойств,
б) риски, связанные с убытками от остановки производства по различным причинам,
в) риски, связанные с неадекватным использованием техники и технологии,
г) риски, связанные с задержкой платежей за товар.

15.Управление риском – это:
а) отказ от рискованного проекта;
б) комплекс мер, направленных на снижение вероятности реализации риска;
в) комплекс мер, направленных на компенсацию, снижение, перенесение, принятие риска или уход от него;
г) комплекс мероприятий, направленных на подготовку к реализации риска.
Правильные варианты ответов: 1-а, 2- г, 3-а, г, д, 4-а,в, 5- б, 6- б, 7- а, 8- б, 9-а, 10-б, 11-а, 12-б, 13-а, 14- б, в, 15-в
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1 Впервые понятие риска и предпринимательской функции было связано ________________ (Р. Кантильоном).
2 Понятия "производства на заказ" и "производство на рынок" относительно теории разделил риска___________________ (фон Мангольдт).
3 Математический признак, означающий возможность рассчитать частоту наступления события при наличии достаточного количества статистических данных, называется ________________(вероятностью события).
4 Вероятность, базирующаяся на расчете частоты, с которой наступает событие, называется _____________ (объективной вероятностью).
5 Вероятность, основанная на предположении о возможности получения данного результата, называется_____________(субъективной вероятностью).
6 Риски, характерные для производственной деятельности и связанные с убытками от остановки производства по различным причинам, а также с неадекватным использованием техники и технологии, основных и оборотных фондов, производственных ресурсов и рабочего времени, называются ____________ (производственными рисками).
7 Риски, сопутствующие строительству новых объектов, их дальнейшей эксплуатации, проектированию продукции и технологических процессов, называются _____________ (техническими рисками).
8 Риски, возникающие при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, называются _______________(инновационными рисками).
9 Анализ, имеющий целью определить факторы, области и виды рисков, называется __________________ (качественным анализом).
10 Анализ, имеющий целью количественно определить размеры отдельных рисков и риска предприятия в целом, называется __________________ (количественным анализом).
11 Обоснования целей и задач анализа риска, планирования работпо его проведению является содержанием ______________(предварительного) этапа оценки риска.
12 Список рисков с описанием их основных качественных характеристик: причины, условия, последствий и ущербадолжен стать результатом этапа ______________ (идентификации рисков).
13 Риск для организации при отсутствии действий со стороны руководства по изменению вероятности или степени влияния данного рисканазывается ______________ (присущий риск).
14 Риск, остающийся после принятия руководством мер по реагированию на рискназывается ______________ (остаточный риск).
15 Концепция, в рамках которой анализ риска рассматривается как часть более общего экономического исследования затрат и прибыли, называется ______________ (экономическая концепция).
16 Безрисковой зоной называется область управленческих решений, в которой уровень потерь меньше _________ (нуля).
17 Область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень, ожидаемую выручку и в максимуме могут достигать величины, равной всему собственному капиталу, имущественному состоянию фирмы или превосходить его, называется ______________ (зоной катастрофического риска).
18 Потери основных и оборотных фондов, физический ущерб персоналу, физический и имущественный ущерб третьим лицам называют _____________ (прямыми потерями).
19 Неполучение доходов вследствие перерыва в хозяйственной деятельности по различным причинам называют ___________ (косвенными потерями).
20. Личностное свойство индивида, связанное с такими чертами характера, как независимость, склонность доминировать, импульсивность, желание принимать рискованные решения и не бояться потерять существующие материальные блага ради чего-то большего, называют ________ (склонностью к риску).

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМАМ:
1. Сущность риска.
2. Риск и предпринимательство.
3. Взгляды Ф. Найта на риск.
4. Характеристика взглядов Н.Лумана на риск.
5. Риск и принятие решений. Риск и социум.
6. Неопределенность. Виды неопределенности.
7. Внешние факторы риска. Их влияние на качество продукции, работ и услуг.
8. Внутренние факторы риска. Их влияние на качество продукции, работ и услуг.
9. Классификации рисков
10. Производственные риски. Технические риски.
11. Производственные риски, связанные с осуществлением действующих технологических процессов.
12. Транспортные риски. Распределение транспортных рисков между продавцом и покупателем
13. Транспортные риски. Зависимость риска от вида груза и вида транспорта
14. Торговые и маркетинговые риски
15. Политические риски
16. Природные риски
17. Финансовые риски
18. Роль государства в управлении рисками
19. Контроль в управлении рисками
20. Мониторинг в управлении рисками
21. Внешние коммуникации в управлении рисками
22. Внутренние коммуникации в управлении рисками
23. Информационное обеспечение управления рисками. Требования к информации в управлении и рисками
24. Информационное обеспечение управления рисками. Источники и виды информации.
25. Методы финансирования риска
26. Процесс выбора способа реагирования на риск
27. Уклонение от риска как метод управления рисками.
28. Перераспределение риска как метод управления рисками.
29. Принятие риска как метод управления рисками.
30. Сокращение риска как метод управления рисками.
31. Сущность и задачи управления рисками.
32. Управление рисками и стадии жизненного цикла организации, продукции.
33. Назначение анализа и оценки риска
34. Виды анализа риска
35. Этапы анализа и оценки риска
36. Методологические подходы к выявлению рисков
37. Классификации методов анализа и оценки рисков
38. Выбор методов оценки рисков
39. Анализ первопричины в оценке рисков.
40. Индексы риска.
41. Матрицы оценки последствий и вероятностей в оценке рисков.
42. Марковский анализ.
43. Имитационное моделирование. Метод Монте-Карло.
44. Байесовский анализ и Сеть Байеса.
45. Анализ "дерева отказов (неисправностей)"
46. Анализ деревьев событий
47. Анализ «Дерева решений»
48. Анализ диаграммы Исикавы (причинно-следственный анализ)
49. Анализ «галстук-бабочка»
50. Общая характеристика статистических методов оценки риска.
51. Оценка динамики. Экстраполяция трендов. Сущность и место в оценке рисков.
52. Оценка взаимосвязей. Корреляционно-регрессионный анализ. Однофакторные и многофакторные модели. Лаговые модели.
53. Статистические критерии оценки рисков
54. Анализ финансовых коэффициентов
55. Экспертные методы количественной оценки риска.
56. Экспертные методы качественной оценки риска.

Риск – это:
а) неблагоприятное событие, влекущее за собой убыток;
б) все предпосылки, способные негативно повлиять на достижение стратегических целей в течение определенного временного промежутка;
в) вероятность наступления стихийных бедствий либо технических аварий;
г) вероятность провала программы продаж;

Вероятность в процессе оценки риска объективным методом – это:
а) отношение числа совершившихся событий к числу предпринятых попыток;
б) отношение числа предпринятых попыток к числу совершившихся событий;
в) число совершившихся событий;
г) число предпринятых попыток.

Объективный метод определения вероятности основан на:
а) экспертных оценках;
б) вычислении частоты, с которой происходят некоторые события;
в) комбинировании вычисления частоты, с которой происходят некоторые события, с экспертными оценками;
г) нет верного ответа.

Субъективный метод определения вероятности основан на:
а) экспертных оценках;
б) вычислении частоты, с которой происходят некоторые события;
в) комбинировании вычисления частоты, с которой происходят некоторые события, с экспертными оценками;
г) нет верного ответа.

Сущность фактора риска заключается:
а) в опасности предпринимательской деятельности;
б) в наличии фактора неопределенности в предпринимательстве;
в) в негативном влиянии различных факторов на предпринимателя

Внешние аспекты фактора риска это:
а) непредвиденные изменения макросреды финансового предпринимательства;
б) негативное воздействие органов власти;
в) непредвиденные изменения микросреды финансового предпринимательства
Риск – это:
а) неблагоприятное событие, влекущее за собой убыток;
б) все предпосылки, могущие негативно повлиять на достижение стратегических целей в течение строго определенного временного промежутка;
в) вероятность наступления стихийных бедствий либо технических аварий;
г) вероятность провала программы продаж;
д) вероятность успеха в бизнесе.
Управление риском – это:
а) отказ от рискованного проекта;
б) комплекс мер, направленных на снижение вероятности реализации риска;
в) комплекс мер, направленных на компенсацию, снижение, перенесение, принятие риска или уход от него;
г) комплекс мероприятий, направленных на подготовку к реализации риска.
Реализация риск-менеджмента на современных предприятиях включает в себя:
а) выявление последствий деятельности экономических субъектов в ситуации риска;
б) прогнозирование этой деятельности для снижения уровня риска;
в) умение реагировать на возможные отрицательные последствия этой деятельности;
г) умение ликвидировать такие последствия;
д) разработка и осуществление мер, при помощи которых могут быть нейтрализованы или компенсированы вероятные негативные результаты предпринимаемых действий.
Содержательная сторона риск-менеджмента включает в себя:
а) планирование деятельности по реализации рискованного проекта;
б) сравнение вероятностей и характеристик риска, полученных в результате оценки и анализа риска;
в) выбор мер по минимизации или устранению последствий риска;
г) организация службы управления рисками на предприятии.
Что из перечисленного не является элементом системы риск-менеджмента?
а) выявление расхождений в альтернативах риска;
б) разработка планов, позволяющих действовать оптимальным образом в ситуации риска;
в) разработка конкретных мероприятий, направленных на минимизацию или устранение негативных последствий;
г) учет психологического восприятия рискованных проектов;
д) ни один из вариантов не является элементом системы риск-менеджмента;
е) все перечисленное является элементами системы риск-менеджмента.
Какие категории задач риск-менеджмента можно выделить?
а) применение риск-менеджмента;
б) применение методов риск-менеджмента;
в) управление рисками по их типам;
г) точность оценок рисков;
д) точность прогнозов рисков.
VAR – это:
а) парадигма стоимости риска (Value-at-Risk);
б) показатель объемов потерь прибыли (VolumeatReduce);
в) степень сопротивления персонала рискованным проектам (VolumeatResistance);
г) объемриска (Volume of Accepted Risk).
Главной функцией риск-менеджмента является:
а) создание чуткой системы управления рисками;
б) оценка риска по каждому проекту в компании;
в) оценка риска для компании в целом;
г) предотвращение банкротства компании в результате наступления случайных событий.
Критерии оценивания
"Отлично" - выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
"Хорошо" - выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
"Удовлетворительно" - выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
"Неудовлетворительно" - выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Балдин К. В. , Передеряев И. И. , Голов Р. С. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия : учебное пособие Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023 biblioclub.ru
Л1.2 Воронцовский, А. В. Управление рисками : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E098C311-CAA9-4FD5-AC72-5F801419DD64.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.А. Пасько Страхование и управление рисками : Практикум Ставрополь : СКФУ, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=467347 (27.11.2017).
Л2.2 Салдаева, Е. Ю. Основы аудита системы менеджмента качества : учебное пособие https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=696373, 2022 biblioclub.ru
Л2.3 Вяткин, В. Н. Риск-менеджмент : учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4627F69F-8A78-4F2B-BA77-0FBA1599D0AC.
Л2.4 Д. Гэлаи, М. Кроуи, В. Б. Минасян, Р. Марк Основы риск-менеджмента : Серия : Бакалавр. Академический курс М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/B09D2080-475C-4D6A-A567-EC01EE10B8CD.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Оценка рисков в управлении качеством public.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталированный ресурс АлтГУ http://www.consultant.ru/ )
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrari.ru)
Научная электронная библиотека elibrari(http://wwwhttp://elibrari.asu.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении курса предусмотрено проведение практических и семинарских занятий, подготовка докладов по проблемным вопросам курса, что способствует лучшему и углубленному освоению теоретического материала.
Семинарские занятия проводятся в форме дискуссий по рассматриваемым вопросам курса, в виде теоретических опросов, деловых игр, выступления с докладами и выполнения индивидуальных заданий по наиболее сложным и интересным темам курса.
Текущий контроль осуществляется на лекциях и семинарах в самых разнообразных формах - опроса студентов по изученным вопросам, диалога с преподавателем во время лекций, тестирования и др.
Промежуточный контроль заключается в проверке выполнения студентами индивидуальных заданий по темам изучаемой дисциплины, проведение промежуточных тестов.
Итоговый контроль проводится в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, посмотреть термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:
По наиболее сложным проблемам учебной дисциплины проводятся семинарские занятия. Их главной задачей является углубление и закрепление теоретических знаний у студентов, формирование и развитие у них умений и навыков применения знаний для успешного развития прикладных задач. Подготовка студента к семинару включает:
Ознакомление с планом семинара;
Изучение рекомендованной литературы и конспекта лекции;
Подготовку полных и глубоких ответов по каждому вопросу, выносимому для обсуждения.
При проведении семинарских занятий уделяется внимание заданиям, предполагающим не только воспроизведение студентами знаний, но и направленных на развитие у них практических навыков и умений, а также их творческого мышления, научного мировоззрения, профессиональных способностей.