МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование и организация системы менеджмента качества

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильПроектный менеджмент качества в цифровой экономике
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv38_04_02_Менеджмент_ПМКвЦЭ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 89
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.экон.наук, Доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
д.э.н., Профессор, Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование и организация системы менеджмента качества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 22.03.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 22.03.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины - формирование знаний, умений и навыков, необходимых для проектирования и организации эффективной системы менеджмента качества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к исследованию, проведению анализа и обоснованию управленческих решений при реализации проектов изменений
ПК-1.1 Знает методологические основы организации и проведения научно-исследовательских работ, анализа экономической и организационно-управленческой информации
ПК-1.2 Умеет осуществлять выбор инструментов и методов исследования, анализировать процессы управления, экономическую и организационно-управленческую информацию, выявлять и формулировать актуальные научные проблемы
ПК-1.3 Способен проводить анализ и обоснование управленческих решений, осуществлять организацию и проведение исследований в профессиональной сфере
ПК-2Способен разработать стратегию организации, осуществлять управление деятельностью, проектами и ее развитием
ПК-2.1 Знает основы стратегического, тактического и оперативного управления деятельностью, проектами и развитием организации
ПК-2.2 Умеет осуществлять разработку проектов и стратегий организаций и их отдельных подразделений
ПК-2.3 Способен осуществлять управление деятельностью, проектами и развитием организации, разрабатывать стратегии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. - методологические основы организации и проведения научно-исследовательских работ, анализа экономической иорганизационно-управленческой информации
- основы стратегического, тактического и оперативного управления деятельностью, проектами и развитием организации
3.2.Уметь:
3.2.1. - осуществлять выбор инструментов и методов исследования, анализировать процессы управления,экономическую и организационно-управленческую информацию, выявлять и формулировать актуальные научные проблемы
- осуществлять разработку проектов и стратегий организаций и их отдельных подразделений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - способностью проводить анализ и обоснование управленческих решений, осуществлять организацию и проведение исследований в профессиональной сфере
- способностью осуществлять управление деятельностью, проектами и развитием организации, разрабатывать стратегии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проектирование системы менеджмента качества
1.1. Методологическое и методическое обоснование проекта сисстемы менеджмента качества Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л1.6
1.2. Методологическое и методическое обоснование проекта сисстемы менеджмента качества Практические 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л1.6
1.3. Методологическое и методическое обоснование проекта сисстемы менеджмента качества Сам. работа 3 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л1.6
1.4. Основные этапы проектирования системы менеджмента качества Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л1.6
1.5. Основные этапы проектирования системы менеджмента качества Практические 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л1.6
1.6. Основные этапы проектирования системы менеджмента качества Сам. работа 3 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л1.6
Раздел 2. Организация функционирования системы менеджмента качества
2.1. Структура систем менеджмента качества. Процессы управления качеством Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л1.6
2.2. Структура систем менеджмента качества. Процессы управления качеством Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л1.6
2.3. Структура систем менеджмента качества. Процессы управления качеством Сам. работа 3 19 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л1.6
2.4. Система оперативного и сратегического управления качеством Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л1.6
2.5. Система оперативного и сратегического управления качеством Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л1.6
2.6. Система оперативного и сратегического управления качеством Сам. работа 3 18 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л1.6
2.7. Информационно-аналитическое обеспечение функционирования системы менеджмента качества Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л1.6
2.8. Информационно-аналитическое обеспечение функционирования системы менеджмента качества Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л1.6
2.9. Информационно-аналитическое обеспечение функционирования системы менеджмента качества Сам. работа 3 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л1.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Качество продукции как объект управления.
Система менеджмента качества: понятие и основные элементы
Функции системы менеджмента качества
Основные положения национальной политики в области качества продукции и услуг
Основные этапы развития систем качества
Показатели качества продукции (услуг.
Методы определения показателей качества.
СМК на базе стандартов ИСО.
Модель системы менеджмента качества на основе процессного подхода.
Методология IDEF0.
Понятие и основные элементы процесса.
Тотальное управление качеством (TQC).
Принципы всеобщего управления качеством.
Тотальный менеджмент качества (TQM).
СМК на основе бережливого производства
Показатели эффективности СМК
Развития систем менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции
Требования к СМК
Этапы проектирования СМК
Исходные данные для планирования СМК
Стратегическое планирование качества
Тактическое планирование качества
Организационные структуры в управлении качеством
Обеспечение качества: содержание и основные характеристики
Контроль качества: содержание и основные характеристики
Сферы практического применения стандартов ИСО серии 9000
Общая характеристика структуры ГОСТ Р ИСО 9001.
Процессный подход при моделировании систем качества на основе принципов ИСО 900
Структура и виды документации в системе менеджмента качества (СМК) организации
Требования к документации в СМК
Планирование работ по разработке, внедрению, самооценке и подготовке к сертификации
Системный подход и при проектировании и организации СМК
Этапы жизненного цикла продукции (услуги) и СМК
Факторы качества на стадиях жизненного цикла продукции (услуг)
Политика и цели в управлении качеством
Технические регламенты и стандарты
Проект системы менеджмента качества: разработка, основные элементы
Проект системы менеджмента качества: реализация, основные этапы
Проект развития СМК: цели, задачи, основные элементы, направления стратегического развития

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1) Составить схему одного из процессов системы менеджмента качества, используя методологию IDEF0/ Варианты процессов: а) Определение и выполнение требований потребителей б) Формирование политики в области качества в) Планирование СМК г) Распределение ответственности, полномочий, организация коммуникаций и обмена информацией д) Анализ СМК руководителем организации е) документационное обеспечение управления качеством ж) производство продукции (услуг) з) хранение готовой продукции и) продажа к) послепродажное обслуживание и сервис л) управление персоналом

2) Подготовить карту описания одного из процессов системы менеджмента качества с учетом следующих параметров: 1. Наименование процесса. 2. Назначение и область применения. 3. Владелец процесса. 4. Входа процесса. 6. Выходы процесса. 7. Ресурсы, необходимые для реализации процесса. 8. Контролируемые параметры процесса, методы контроля. 9. Состав записей, применяемых в процессе. Варианты процессов: а) Определение и выполнение требований потребителей б) Формирование политики в области качества в) Планирование СМК г) Распределение ответственности, полномочий, организация коммуникаций и обмена информацией д) Анализ СМК руководителем организации е) документационное обеспечение управления качеством ж) производство продукции (услуг) з) хранение готовой продукции и) продажа к) послепродажное обслуживание и сервис л) управление персоналом

3) Составьте алгоритм выполнения процесса на выбор. Варианты процессов: а) Определение и выполнение требований потребителей б) Формирование политики в области качества в) Планирование СМК г) Распределение ответственности, полномочий, организация коммуникаций и обмена информацией д) Анализ СМК руководителем организации е) документационное обеспечение управления качеством ж) производство продукции (услуг) з) хранение готовой продукции и) продажа к) послепродажное обслуживание и сервис л) управление персоналом

4) Опишите основную роль политики в области качества.

5) Сформулируйте (разработайте) политику в области качества для выбранной Вами компании.

6) Изучите нормативные документы обеспечения безопасности пищевой продукции в соответствии с требованиями стандартов семейства ГОСТР ИСО 22000. Проведите анализ по выявлению критических точек на предприятии пищевой промышленности и установите их предельные значения. Разработайте процедуру мониторинга.

7) Дайте характеристику качества продукции с точки зрения производителя и потребителя.

8) Объясните и проиллюстрируйте на примере, как соотносятся понятия «качество» и «конкурентоспособность».

9) Представьте проект совершенствования системы менеджмента качества в организации (на выбор)

10) Представьте стратегию развития системы менеджмента качества в организации (на выбор)

11) Обоснуйте выбор инструментов и методов исследования системы менеджмента качества в организации (на выбор)

12) Определите источники экономической и организационно-управленческой информаци для оценки эффективности СМК в рганизации

13) На основе оценки СМК организации определите основные проблемы ее функционирования

14) Построить цикл PDCA Деминга для конкретной продукции или конкретного процесса и кратко опишите этапы цикла. Обоснуйте построенный цикл Деминга.

15) Проведите анализ показателей организации и экономической обоснование управленческих решений по совершенствованию/проектированию/организации системы менеджмента качества на основе применения цифровых технологий (на примере конкретной организации).


Критерии оценивания:
"Отлично" - дает полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, демонстрирует знание предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решает практические задания без ошибок.
"Хорошо" - дает развернутый ответ на поставленный вопрос, демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, при этом допускает неточность в ответе, решает предложенные практические задания с небольшими неточностями.
"Удовлетворительно" - дает ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа, допускаея несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
"Неудовлетворительно" - дает ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности, делает поверхностные выводы поверхностны, практические задание не решены.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вариант 1
Вопрос 1. Принцип «Организация, ориентированная на потребителя» означает:
1. что организация должна понимать и выполнять требования потребителей;
2. что организация должна выпускать современную эффективную продукцию;
3. что организация должна устанавливать тесные связи с потребителями своей продукции.
Вопрос 2. Принцип «Роль руководства» означает, что:
1. на предприятии должно быть умелое руководство.
2. Руководство должно обеспечивать вовлеченность персонала в достижение целей организации.
3. Руководство должно обеспечивать эффективное стратегическое развитие организации.
Вопрос 3. Принцип «Взаимовыгодные отношения с поставщиками» означает, что:
1. эти отношения повышают способность обеих сторон создавать ценность
2. на основе этих отношений достигается повышение качества выпускаемой продукции
3. достигается повышение степени готовности организации выпускать нужную поставщику продукцию
Вопрос 4. Принцип «Постоянное улучшение» означает, что:
1. необходимо постоянно совершенствовать средства производства предприятия
2. необходимо постоянно улучшать сведения и знания, зафиксированные на носителях информации
3. непрерывное улучшение является постоянной целью организации
Вопрос 5. Принцип «Подход как к процессу» означает, что:
1. необходимо выявлять процессы коммерческой деятельности предприятия
2. желаемый результат более продуктивен, если управление ресурсами осуществляется как процессом
3. организация должна управлять всеми бизнес- процессами изготовления продукции
Вопрос 6. Принцип «Системный подход к менеджменту» означает, что:
1. предприятие должно рассматриваться как система с сетью бизнес- процессов
2. подразделения, рассматриваемые как элементы структуры организации, повышают качество продукции
3. управление системой взаимосвязанных процессов способствуют повышению эффективности организации
Вопрос 7. Составной частью механизма управления качеством продукции является:
1. политика предприятия в области новой продукции
2. система менеджмента качества
3. система контроля качества продукции
Вопрос 8. Система менеджмента качества создается для:
1. реализации политики предприятия в области качества
2. объединение целей в области качества структурных подразделений организации
3. реализации целей организации, обеспечивающих решение его стратегических задач в области качества
Вопрос 9. Механизм управления качеством включает:
1. издержки предприятия
2. задачи стратегического планирования
3. реализацию продукции
Вопрос 10. Политика предприятия в области качества формируется:
1. руководством предприятия
2. Советом директоров предприятия
3. Нанятым квалифицированным менеджером
Вариант 2
Вопрос 1. Типичными целями организации могут быть:
1. улучшение банковской деятельности,
2. сохранение доли на рынке,
3. улучшение логистической деятельности.
Вопрос 2. В результатах деятельности Вашей организации могут быть заинтересованы:
1. конкуренты
2. кредитные организации
3. конечные потребители
Вопрос 3. Самооценка СМК Вашей организации может быть произведена:
1. финансовыми и налоговыми органами
2. счетной палатой
3. внешней организацией
Вопрос 4. СМК должна включать следующие системообразующие процессы:
1. управление персоналом,
2. управление ресурсами,
3. управление несоответствующей продукцией
Вопрос 5. Разработка плана по устранению несоответствий и усовершенствованию процессов должна включать:
1. разработка сети бизнес- процессов
2. разработка элементов структуры организации, повышающий качество продукции
3. распределение ответственности и полномочий
Вопрос 6. Стандарт ИСО 9004:2000 предназначен для:
1. улучшения качества,
2. управления качеством,
3. контроля качества
Вопрос 7. Независимая аудиторская проверка СМК организации преследует следующую цель:
1. оценка хода реализации политики предприятия в области производства,
2. предварительный этап, предшествующий сертификации,
3. оценка реализации целей организации, обеспечивающих построение его стратегических задач в области качества
Вопрос 8. Субъект управления качеством- это:
1. поставщики
2. предприятия-смежники,
3. руководство организации.
Вопрос 9. Объект управления качеством- это:
1. организация,
2. Совет директоров организации
3. Руководство структурных подразделений организации
Вариант 3
Вопрос 1. Процессный поход- это:
1. принцип организации,
2. политика качества организации,
3. руководство к деятельности организации.
Вопрос 2. Процесс определяется как:
1. управляющая деятельность, имеющая входы и выходы
2. получение конечной продукции организации
3. совокупность видов деятельности, преобразующих входы и выход
Вопрос 3. Добавленная ценность- это:
1. меньший размер исходных ресурсов
2. разница между выручкой и затратами на изготовление и реализацию продукции
3. достигнутая экономия ресурсов всех видов при изготовлении и реализации продукции на рынке
Вопрос 4. Бизнесс- процессы- это:
1. процессы, создающие добавленную ценность,
2. процессы финансового менеджмента,
3. процессы, определяющие эффективность того или иного вида бизнеса.
Вопрос 5. Основные процессы- это:
1. основные процессы получения заготовок продукции
2. процессы приобретения ресурсов для выпускаемой продукции
3. процессы жизненного цикла продукции
Вопрос 6. Обеспечивающие процессы-это:
1. процессы, обеспечивающие повышение качества производимой продукции,
2. информационное обеспечение
3. управление системой взаимосвязанных процессов способствует повышению эффективности организации
Вопрос 7. К основным процессам, добавляющим стоимость относится:
1. реализация продукции
2. менеджмент инноваций
3. менеджмент персонала
Вопрос 8. Дерево процессов- это:
1. линейная структура процессов
2. изображение процессов в виде граф-дерева
3. древовидное представление символики, относящейся к менеджменту качества
Вопрос 9. Элементами дерева процессов являются:
1. рабочие инструкции организации
2. предписания руководства в области качества
3. под процессы качества
Вариант 4
Вопрос 1. Требования к процессному подходу означает, что организация должна:
1. стратегически планировать требования потребителей,
2. определять последовательность и взаимодействие процессов
3. учитывать колебание рыночной стоимости исходных ресурсов
Вопрос 2. Требования к определению процессов означает, что организация должна:
1. определять потребителей каждого процесса
2. определять себестоимость каждого процесса
3. определять торговую марку для каждого процесса
Вопрос 3. Требования к мониторингу означает, что организация должна:
1. знать поставщиков для своей продукции
2. повышать качество комплектующих
3. определять удовлетворенность своей продукцией
Вопрос 4. Требования к изменению процессов означает, что организация должна:
1. необходимо постоянно совершенствовать средства производства предприятия
2. необходимо постоянно улучшать сведения и знания по мониторингу, зафиксированных на машинных носителях
3. определять, какие изменения необходимы
Вопрос 5. Требования к «принятию мер, необходимых для достижения запланированных результатов» означает, что организация должна:
1. определять корректирующие и предупреждающие действия
2. определять желаемый результат, который продуктивен, если управление ресурсами осуществляется как процессом
3. управлять бизнес-процессами изготовления продукции
Вопрос 6. Требования к определению последовательности процессов означает, что организация должна:
1. определять общий поток процессов
2. определять подразделения, рассматриваемые как элементы структуры организации, повышающей качество продукции
3. определять взаимосвязанные процессы, способствующие повышению энергоемкости организации
Вопрос 7. Требования к обеспечению наличными ресурсами означает, что организация должна:
1. определять эффективность в области производства новой продукции
2. разрабатывать систему обеспечения менеджмента качества в области сборки продукции
3. виды ресурсов для каждого процесса
Вопрос 8. Требования к обеспечению информацией означает, что организация должна:
1. использовать САПР для подготовки производства новой продукции
2. определять источники внешней и внутренней информации
3. определять производительность системы документооборота
Вопрос 9. Требования к анализу процессов означает, что организация должна:
1. определять издержки предприятия
2. корректировать задачи стратегического планирования
3. определять, о чем свидетельствуют результаты анализа
Вопрос 10. Требования к процессному подходу означает, что организация должна:
1. умело руководить предприятием
2. обеспечивать производство требуемыми ресурсами
3. принимать меры для достижения запланированных результатов

Критерии оценивания
"Отлично" - выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
"Хорошо" - выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
"Удовлетворительно" - выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
"Неудовлетворительно" - выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тебекин, А. В Управление качеством : учебник для вузов: Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/488819
Л1.2 Е. Ю. Салдаева Система менеджмента качества: Поволжский государственный технологический университет, 2019 biblioclub.ru
Л1.3 Агарков А.П. Управление качеством: Учебные пособия Издательство "Дашков и К", 2022 biblioclub.ru
Л1.4 А. Шеер ; под науч. ред. Д. Стефановского ; пер. с англ. Д. Стефановского, О. А. Виниченко Индустрия 4.0: от прорывной бизнес-модели к автоматизации бизнес-процессов: Москва : Дело, 2020 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612569
Л1.5 Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник для СПО Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru
Л1.6 Кузнецова Н.В. Управление качеством: М.:ФЛИНТА, 2021 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79558
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Одинцов Б.Е. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА: Учебник и практикум ЭБС: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Матвеева, Л. Г. /Л. Г. Матвеева, А. Ю. Никитаева, О. А. Чернова Новые концепции, инструменты и технологии управления промышленным предприятием: учебник Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Южный федеральный университет, 2020 biblioclub.ru
Л2.3 В. И. Саморуков Управление качеством. Международные системы управления качеством : рабочая тетрадь СПбГАУ, 2019 biblioclub.ru
Л2.4 Елагина, В. Б. Менеджмент качества и основы бережливого производства : учебное пособие Поволжский государственный технологический университет, 2019 biblioclub.ru
Л2.5 О. А. Воейко, Е. А. Жидкова Статистические методы в управлении качеством и инновациями: учебное пособие Директ-Медиа, 2021 biblioclub.ru
Л2.6 Д. Б. Шатько Сертификация систем качества : учебное пособие Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2019 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале АлтГУ "Проектирование и организация системы менеджмента качества " portal.edu.asu.ru
Э2 Герасимов, Б.И. Проектирование системы менеджмента качества промышленного предприятия: монография: / Б.И. Герасимов, И.А Воеводина, Е.В. Нижегородов, А.А. Попов, А.Ю. Сизикин, Г.А. Соседов. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2013. efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010),бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы. Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены на образовательном портале АлтГУ