МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Matlab: программный инструментарий математика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое и компьютерное моделирование в природных и индустриальных системах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_Прикладная математика и информатика_МКМПиИС-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Matlab: программный инструментарий математика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Папин Александр Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Папин Александр Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цeлью изучения диcциплины "Matlab: программный инструментарий математика" является теоретическая и практическая подготовка студентов по решению научных и инженерных задач путем создания и отладки программ в системе Matlab для обработки экспериментальных данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен применять математические методы и математическое моделирование, информационные и имитационные модели по тематике выполняемых научно-исследовательских прикладных задач или опытно-конструкторских работ в сфере профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы теории алгоритмов; основные методы разработки алгоритмов и программ; лексику и структуру языка программирования высокого уровня; основные принципы построения больших программ на языке высокого уровня; основные машинные алгоритмы и характеристики их сложности для типовых задач, часто встречающихся и ставших «классическими» в области информатики и программирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать алгоритмы, используя изложенные в курсе общие схемы, методы и приемы построения алгоритмов, выбирая подходящие структуры данных для представления информационных объектов; самостоятельно составлять, отлаживать, тестировать и документировать программы на языке высокого уровня для задач обработки числовой и текстовой информации; экспериментально (с помощью компьютера) исследовать эффективность алгоритма и программы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки и отладки программ на языке высокого уровня; знаниями о некоторых математических методах анализа алгоритмов; знаниями о классификации алгоритмических задач по их сложности, сводимости алгоритмических задач к известным задачам определенного класса сложности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в среду Matlab
1.1. Основы интерфейса MATLAB. Простейшие вычисления в MATLAB. Вычисление математических функций. Работа с векторами и матрицами. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.3, Л2.2
1.2. Практическая работа 1. Вычисление математических функций. Работа с векторами и матрицами. Практические 5 2 ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Построение графиков и диаграмм. Трехмерная графика и редактирование графиков. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.3, Л2.2
1.4. Практическая работа 2. Построение графиков и диаграмм в MATLAB. Практические 5 2 ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.5. Практическая работа 3. Трехмерная графика и редактирование графиков. Практические 5 2 ПК-2 Л1.3, Л2.2
1.6. Работа с файлами. Структуры. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.3, Л2.2
1.7. Практическая работа 4. Создание и работа с текстовыми файлами. Структуры. Создание и работа с массивом структур. Практические 5 2 ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.8. Изучение литературы по теме раздела 1. Сам. работа 5 32 ПК-2 Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Математические методы: реализация в среде Matlab
2.1. Вычисление производных. Методы вычисления интегралов. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
2.2. Изучение литературы. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 5 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
2.3. Практическая работа 5. Производные. Вычисление интегралов. Методы прямоугольников, трапеций, Симпсона. Практические 5 2 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
2.4. Методы решения нелинейных уравнений. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
2.5. Изучение литературы. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 15 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
2.6. Практическая работа 6. Методы решения нелинейных уравнений с одной переменной: половинного деления, касательных, простых итераций, секущих Практические 5 2 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
2.7. Методы решения систем линейных уравнений. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
2.8. Изучение литературы. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 15 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
2.9. Практическая работа 7. Решение систем линейных уравнений. Методы Гаусса, простой итерации, Зейделя. Практические 5 2 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
2.10. Интерполирование. Оптимизация. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.4
2.11. Изучение литературы. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 5 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.3
2.12. Практическая работа 8. Одномерная безусловная оптимизация. Условная оптимизация Практические 5 2 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.1
2.13. Методы решения систем нелинейных уравнений. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.14. Изучение литературы. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 15 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.15. Практическая работа 9. Методы решения систем нелинейных уравнений: простых итераций, Ньютона. Практические 5 2 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.1
2.16. Практическая работа 10. Итерационные методы решения систем линейных алгебраических уравнений: простых итераций, Зейделя. Практические 5 2 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
2.17. Численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений. Лекции 5 4 ПК-2 Л1.5, Л1.3, Л2.2
2.18. Изучение литературы. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 15 ПК-2 Л1.5, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
2.19. Практическая работа 11. Численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений: методы Эйлера, Рунге-Кутты, Пикара. Практические 5 2 ПК-2 Л1.5, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Числа в Matlab. Переменные и константы. Комментарии. Команды управления окном. Сообщения об ошибках. Математические функции. Вычисление арифметических выражений.
2. Функция plot. Построение графиков в логарифмическом масштабе, графики в полярной системе координат. Создание гистограмм.
3. Объемные графики. Редактирование графиков.
4. Функции для создания и работы с векторами и матрицами.
5. Создание m-файлов. Логические операции, операции отношения. Программирование разветвляющихся процессов. Программирование циклических процессов.
6. Запись данных в файл. Чтение данных из файла. Работа с файлами.
7. Запись данных в структуры. Работа с массивами структур.
8. Погрешность. Источники погрешностей, классификация погрешностей. Значащие и верные цифры.
9. Вычисление производных. Методы и алгоритмы вычисления интегралов. Методы прямоугольников, трапеций, Симпсона.
10. Интерполирование функций методами Лагранжа и Ньютона. Оптимизация. Постановка задачи оптимизации.
11. Методы решения нелинейных уравнений с одной переменной: половинного деления, касательных, простых итераций, секущих.
12. Прямые методы решения систем линейных алгебраических уравнений: Гаусса, Крамера, обратной матрицы.
13. Итерационные методы решения систем линейных алгебраических уравнений: простых итераций, Зейделя.
14. Методы решения систем нелинейных уравнений: простых итераций, Ньютона.
15. Численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений: методы Эйлера, Рунге-Кутты, Пикара.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Форма проведения зачета: устная, письменная.
Зачеты могут быть получены по результатам выполнения заданий студентов на практических занятиях в течении семестра.
По результатам сдачи зачета выставляется оценка «зачтено»/ «не зачтено».
Выставление зачетов для студентов очной формы обучения проводятся в период до экзаменационной сессии.
Приложения
Приложение 1.   ФОС Matlab.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Арипова, О. В. Математические расчёты с помощью MATLAB: учебное пособие Санкт-Петербург : БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова, 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Красавин А. В., Жумагулов Я. В. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ В СРЕДЕ MATLAB 2-е изд. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Дьяконов В.П. MATLAB 7.*/R2006/R2007: Самоучитель: учебное пособие М.:ДМК Пресс, 2009
Л1.4 Квасов Б.И. Численные методы анализа и линейной алгебры. Использование Matlab и Scilab: Учебные пособия Издательство "Лань", 2016 e.lanbook.com
Л1.5 Шампайн Л. Ф., Гладвел И., Томпсон С., Макаров И. А. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений с использованием MATLAB: учеб. пособие СПб.: Лань, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дьяконов В.П. VisSim+Mathcad+MATLAB. Визуальное математическое моделирование: СОЛОН - ПРЕСС // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117681
Л2.2 Галушкин Н.Е. Высокоуровневые методы программирования. Язык программирования MatLab: учебник. Часть 1: учебник Издательство ЮФУ, 2011 www.studentlibrary.ru
Л2.3 Квасов, Б.И. Численные методы анализа и линейной алгебры. Использование Matlab и Scilab [Электронный ресурс] : учебное пособие Санкт-Петербург: Лань, 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows, 7-Zip, Microsoft Office, Matlab.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/
2. Федеральный образовательный портал. Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/library
3. Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru
4. ЭБС: IBooks.ru: http://ibooks.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202Л кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
205Л кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к практическому занятию необходимо взять план занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу, учебники.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте научные специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, на практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.