МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические модели в биологии и медицине

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое и компьютерное моделирование в природных и индустриальных системах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_Прикладная математика и информатика_МКМПиИС-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Математические модели в биологии и медицине

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Папин Александр Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Папин Александр Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебной дисциплины является формирование у студентов необходимых биоэкологических, гносеологических и
математических компетенций на базе предшествующих и полученных знаний, умений, навыков в области теоретической и
практической математики, биологии и медицины.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность, связанную с разработкой математических моделей сложных систем, алгоритмов, методов, программного обеспечения, инструментальных средств в соответствии с профилем профессиональной деятельности с использованием современных достижений науки и техники
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы построения физических и математических моделей
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы и принципы построения физических и математических моделей к конкретным процессам
и явлениям
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами математической физики и прикладной математики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Математические модели биологии
1.1. Математические модели биологии Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2
1.2. Математические модели биологии Практические 8 4 ПК-1 Л1.1
1.3. Решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 8 6 ПК-1 Л2.1
Раздел 2. Приложения линейных динамических систем
2.1. Приложения линейных динамических систем Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2
2.2. Приложения линейных динамических систем Практические 8 2 ПК-1 Л1.1
2.3. Решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 8 6 ПК-1 Л2.1
Раздел 3. Одномерные динамические системы с дискретным временем. Элементы анализа систем с непрерывным временем
3.1. Одномерные динамические системы с дискретным временем. Элементы анализа систем с непрерывным временем Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2
3.2. Одномерные динамические системы с дискретным временем. Элементы анализа систем с непрерывным временем Практические 8 4 ПК-1 Л1.1
3.3. Сам. работа 8 6 ПК-1 Л2.1
Раздел 4. Элементы теории межпопуляционных отношений
4.1. Элементы теории межпопуляционных отношений Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2
4.2. Элементы теории межпопуляционных отношений Практические 8 4 ПК-1 Л1.1
4.3. Решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 8 6 ПК-1 Л2.1
Раздел 5. Математические модели распространения эпидемий
5.1. Математические модели распространения эпидемий Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2
5.2. Математические модели распространения эпидемий Практические 8 2 ПК-1 Л1.1
5.3. Решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 8 6 ПК-1 Л2.1
Раздел 6. Биологические осциляторы
6.1. Биологические осциляторы Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2
6.2. Биологические осциляторы Практические 8 4 ПК-1 Л1.1
6.3. Решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 8 6 ПК-1 Л2.1
Раздел 7. Многомерные модели с непрерывным и дескретным временем
7.1. Многомерные модели с непрерывным и дескретным временем Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2
7.2. Многомерные модели с непрерывным и дескретным временем Практические 8 2 ПК-1 Л1.1
7.3. Решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 8 6 ПК-1 Л2.1
Раздел 8. Модели предбиологической эволюции. Динамика неоднородных популяций
8.1. Модели предбиологической эволюции. Динамика неоднородных популяций Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2
8.2. Модели предбиологической эволюции. Динамика неоднородных популяций Практические 8 2 ПК-1 Л1.1
8.3. Решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 8 6 ПК-1 Л2.1
Раздел 9. Пространственно неоднородные модели. Волновые решения. Системы ѕреакция–диффузияї в ограниченной области
9.1. Пространственно неоднородные модели. Волновые решения. Системы ѕреакция–диффузияї в ограниченной области Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2
9.2. Пространственно неоднородные модели. Волновые решения. Системы ѕреакция–диффузияї в ограниченной области Практические 8 2 ПК-1 Л1.1
9.3. Решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 8 6 ПК-1 Л2.1
Раздел 10. Распределенная модель предбиологической эволюции. Пространственно неоднородная модель "загрязнение–природа"
10.1. Распределенная модель предбиологической эволюции. Пространственно неоднородная модель "загрязнение–природа" Лекции 8 10 ПК-1 Л1.2
10.2. Распределенная модель предбиологической эволюции. Пространственно неоднородная модель "загрязнение–природа" Практические 8 2 ПК-1 Л1.1
10.3. Решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 8 7 ПК-1 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
указано в ФОС дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
указано в ФОС дисциплины
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
указано в ФОС дисциплины
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ММвБиМ.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Джеймс Мюррей Математическая биология: учебник М. ; Ижевск : Ин-т компьютер. исслед, 2009
Л1.2 Братусь А.С., Новожилов А.С., Родина Е.В. Дискретные динамические системы и математические модели в экологии: Учебное пособие М.: МИИТ, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильева А.Б., Медведев Г.Н., Тихонов Н.А., Уразгильдина Т.А. Дифференциальные и интегральные уравнения, вариационное исчисление в примерах и задачах: учеб. пособие СПб.: Лань, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательный курс Математические модели в биологии и медицине на платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических работ: Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, Adobe Reader.
Microsoft Windows
7-ZipMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к практическому занятию необходимо взять план занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу, учебники.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте научные специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, на практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.