МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математическое и компьютерное моделирование в природных и индустриальных системах

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильПрикладной анализ данных и компьютерное моделирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_Прикладная математика и информатика_ПАДиКМ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 72 72 72 72
Сам. работа 144 144 144 144
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Математическое и компьютерное моделирование в природных и индустриальных системах

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Папин Александр Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Папин Александр Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания дисциплины «Математическое и компьютерное моделирование в природных и ндустриальных процесах» является обучение основным понятиям, принципам и методам разработки математических моделей природных и ндустриальных процесах на базе пакета MATLAB.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен разрабатывать алгоритмы и компьютерные программы, пригодные для практического применения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.равила организации научно-исследовательской работы, учебно-программный материал по численным методам механики сплошных сред, способен применить на практике полученные знания. Знать Фундаментальные и прикладные разделы математической физики, механики сплошных сред, прикладной и вычислительной математики (постановки начально-краевых задач; типы граничных условий, численные методы решения дифференциальных уравнений: методы конечных разностей, методы конечных элементов). Знать глубоко учебно-программный материал, изучил специальную литературу, спосо-бен применить на
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать и проводить научно-исследовательскую работу в составе научного коллектива, орга-низовывать и возглавлять работу научного коллектива, самостоя-тельно применять основные поло-жения механики сплошных сред, прикладной и вычислительной математики для постановки задач механики сплошных сред и выбора метода их численного решения. Уметь применять положения механики сплошных сред, прикладной и вычислительной математики для постановки задач механики сплошных сред и выбирать метод их численного решения. Уметь самостоятельно выделить и проанализиро-вать основные
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками сравнительного анализа научной проблемы, умениями проведения исследований и организации взаимодействия между участниками коллектива, навыками практического применения методов численного моделирования при решении различных задач. Владеть классическими и современными методами аналитического и численного исследования задач механики сплошных сред, навыками практического применения методов численного моделирования при решении различных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Работа в системе Matlab
1.1. О системе Matlab. Интерфейс системы. Редактор-отладчик. Лабораторные 4 2 Л1.2
1.2. Основы программирования на языке Matlab. Задание матриц, действия над матрицами, программы и функции, m-файлы, программы-функции, ввод-вывод и простейшие вычисления, ветвящийся алгоритм и условный оператор, циклический алгоритм, графики, графические окна, анимация. Лабораторные 4 2 Л1.2
1.3. Графики, графические окна, анимация графики, графические окна, анимация в среде Matlab. Сам. работа 4 8 Л1.2
1.4. Задание матриц, действия над матрицами, программы и функции, m-файлы, программы-функции, ввод-вывод и простейшие вычисления, ветвящийся алгоритм и условный оператор, циклический алгоритм, графики, графические окна, анимация. Лабораторные 4 2 Л1.2
1.5. Функции для работы с матрицами и векторами. Функции, возравращающие несколько переменных. Функции, не возравращающие переменные. Анонимные функции. Лабораторные 4 2 Л1.2
1.6. Обыкновенные дифференциальные уравнения. Постановка задачи Коши. Метод Пикара. Метод малого параметра. Метод ломаных. Метод Рунге-Кутта. Метод Адамса. Лабораторные 4 2 Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.7. Решатели дифференциальных уравнений в Matlab. Краевая задача в среде Matlab Лабораторные 4 2 Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.8. Уравнения в частных производных,точные методы решения, атомодельные решения,разностный метод, невязка в среде Matlab. Лабораторные 4 2 Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.9. Метод составления разностных схем, аппроксимаия, устойчивость в среде Matlab. Лабораторные 4 2 Л1.5, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.10. Метод разделения переменных, сходимость в среде Matlab. Сам. работа 4 12 Л1.5, Л2.3, Л1.2
1.11. Линейное уравнение переноса. Квазилинейное уравнение. Лабораторные 4 2 Л2.3, Л1.6, Л1.2
1.12. Геометрическая интерпритация устойчивости, квазилинейное уравнение в среде Matlab. Лабораторные 4 2 Л2.3, Л1.6, Л1.2
1.13. Параболические уравнения. Лабораторные 4 2 Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.14. Различные подходы к численному решению одномерных параболических уравнений, алгоритмы численного решения многомерных параболических уравнений в среде Matlab. Лабораторные 4 2 Л2.4, Л2.3, Л1.6, Л2.1, Л1.2
1.15. Эллиптические уравнения. Лабораторные 4 2 Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.16. Численное решение эллиптических уравнений: счет на установление и соответственно процедуры подбора наилучшего шага для обеспечения максимально быстрой сходимости в среде Matlab. Лабораторные 4 2 Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.17. Счет на установление, прямые методы решения, итерационные методы в среде Matlab. Сам. работа 4 18 Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.18. Гиперболические уравнения. Сам. работа 4 2 Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.19. Схема "крест", неявная схема, двухслойная акустическая схема, многомерная схема в среде Matlab. Лабораторные 4 2 Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.20. Многомерная схема в среде Matlab. Сам. работа 4 8 Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.21. Интегральные уравнения. Сам. работа 4 8 Л2.3, Л1.6, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Моделирование в среде Matlab
2.1. Моделирование пространственных миграций планктонных организмов. Динамика преследования-убегания для двух особей: одного хищника и одной жертвы. Кинетические уравнения и гидродинамическое приближение в описании биоценоза всреде Matlab. Лабораторные 4 2 Л2.3, Л1.6, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Преследование и убегание на примере двух видов. Лабораторные 4 2 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Маятник: свободные колебания и вынужденные колебания. Сам. работа 4 11 Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.4. Математическое моделирование элементов морфогенеза. Рост отдельной ткани. Баланс веществ в пределах растущей ткани. Лабораторные 4 2 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.5. Одномерное приближение. Рост одномерной ткани. Вычислительный эксперемент. Лабораторные 4 2 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.6. Моделирование роста трех связанных одномерных тканей. Сам. работа 4 12 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.7. Моделирование движения частиц в электромагнитных поллях. Лабораторные 4 2 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.8. Частица в магнитной ловушке. Лабораторные 4 2 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.9. Фокусировка пучка частиц. Сам. работа 4 10 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.10. Распад и сгорание тела в атмосфере. Лабораторные 4 4 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.11. Простая модель. Падение в атмосфере с трением. Лабораторные 4 2 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.12. Усложнение модели падения тела в атмосфере с трением. Сам. работа 4 10 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.13. Математическая модель коллектора электромагнитной энергии. Постановка задачи. Приемник шума. Лабораторные 4 2 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.14. Численное решение уравнений приемника шума. Лабораторные 4 2 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.15. Коллектор электромагнитной энергии. Численное решение уравнений коллектора. Источники энергии, отличающиеся от белого шума. Сам. работа 4 10 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.16. Моделирование термогеометрической динамики конечного кристаллического образца. Лабораторные 4 4 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.17. Вычислительный эксперемент на примере моделирования реконструкции поверхности (100)Pt. Лабораторные 4 2 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.18. Вычислительный эксперемент на примере моделирования реконструкции поверхности (100)W. Сам. работа 4 10 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.19. Математическая модель турбулентного движения жидкости. Лабораторные 4 2 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.20. Исследование потенциала взаимодействия. Вывод и решение основного кинетического уравнения. Лабораторные 4 4 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.21. Исследование вопроса об измеряемости. Пример расчета турбулентного течения жидкости в трубе. Сам. работа 4 15 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.22. Дискретная математическая модель идеальной жидкости. Лабораторные 4 4 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.23. Переход к ансамблю жидких частиц. Взаимодействие пары дискретных жидких частиц. Лабораторные 4 4 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.24. Взаимодействие в n-кластере. Характерные типы движения ансамбля частиц. Особенности трехмерного движения ансамбля частиц. Сам. работа 4 10 Л2.3, Л1.6, Л1.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведено в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приведено в ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведено в ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Голицын Г.С. Природные процессы и явления: волны, планеты, конвекция, климат, статистика: учебное пособие Лань, 2004 e.lanbook.com
Л1.2 Арипова, О. В. Математические расчёты с помощью MATLAB: учебное пособие Санкт-Петербург : БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова, 2017 e.lanbook.com
Л1.3 Горлач Б.А., Шахов В.Г. Математическое моделирование. Построение моделей и численная реализация: Учебные пособия Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
Л1.4 Борисов В. Г. Прикладные задачи теории обыкновенных дифференциальных уравнений. Механическое движение: Кемеровский государственный университет, 2015
Л1.5 Лапчик М.П., Рагулина М.И., Хеннер Е.К. Численные методы: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
Л1.6 Бушманова О.П., Рудометова А.С. Дифференциальные уравнения в математическом моделировании. Модели и методы исследований.: учебное пособие АлтГУ, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Михайлов В.П. Дифференциальные уравнения в частных производных: учебник Наука, 1976 biblioclub.ru
Л2.2 Эрроусмит Д. Обыкновенные дифференциальные уравнения. Качественная теория с приложениями.: М.: Мир, 1986
Л2.3 А. Б. Васильева [и др.] Дифференциальные и интегральные уравнения, вариационное исчисление в примерах и задачах: учебное пособие СПб. ; М. ; Краснодар : Лань, 2010 e.lanbook.com
Л2.4 Калиткин Н.Н. Численные методы: учеб. пособие для вузов М: Наука, 1978 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека Online": www.biblioclub.ru
Э4 курс "Математическое и компьютерное моделирование в природных и индустриальных системах" в системе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft Office Excel, Microsoft Office Word, Adobe Reader.



Microsoft Windows
7-Zip
MatlabMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/
2. Федеральный образовательный портал. Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/library
3. Информационный ресурс «Хабрахабр»: http://habrahabr.ru/info/agreement/
4. Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru
5. Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru
6. ЭБС: IBooks.ru: http://ibooks.ru/
7. Национальный Открытый Университет ИНТУИТ http://www.intuit.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к практическому занятию необходимо взять план занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу, учебники.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте научные специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету (экзамену) возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом (экзаменом).
- Продумайте свой ответ на зачете (экзамене), его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.