МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прикладной системный анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильПрикладной анализ данных и компьютерное моделирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_Прикладная математика и информатика_ПАДиКМ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Понькина Е.В.;к.т.н., доцент, Маничева А.С.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Прикладной системный анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Понькина Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Понькина Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение базовых знаний и навыков в области системного анализа реальных процессов и объектов, исследования их свойств на основе математических методов и информационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способность осуществлять научно-исследовательскую деятельность с использованием современных информационно-коммуникационных систем и достижений науки и техники
ПК-1.1 Знает основные понятия, методы и подходы теоретических и экспериментальных исследований с использованием информационнокоммуникационных систем
ПК-1.2 Использует современные информационно-коммуникационные технологии в научно-исследовательской деятельности
ПК-1.3 Владеет навыками осуществления аналитического исследования, научноисследовательской деятельности с применением современных технологий больших данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия теории систем и системного анализа, современные проблемы и направления развития методологии;
- способы описания систем, подходы моделирования систем;
- подходы измерения свойств объектов (качественно, либо количественно определенных);
- методы оценки интегральных свойств объектов;
- методы анализа закономерностей функционирования объектов;
- методы анализа системы разнородных факторов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- грамотно оперировать терминами предметной области;
- использовать изученные методы на практике;
- правильно истолковывать результаты анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- системного анализа объектов и процессов различной природы;
- целеполагания, выделения элементарного состава системы, идентификации управляемых переменных, параметров, факторов внешней среды, результирующих признаков в системе;
- сбора и обработки данных;
- анализа отдельных свойств объектов и их совокупности, построения закономерностей их изменения, разработки системы взаимосвязанных факторов;
- интерпретации (предметной) полученных результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория систем и системного анализа
1.1. История становления теории систем и системного анализа. Основные понятия теории систем и системного анализа. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5
1.2. Система: определение, свойства, классификация. Общий алгоритм проведения системного исследования, способы описания систем, общеметодологические проблемы Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
1.3. Чтение литературы по теме "Основы теории систем и системного анализа". Сам. работа 4 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5
Раздел 2. Методы системного анализа
2.1. Методы измерения свойств объектов: ранги и шкалы, особенности применения и обработки данных Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5
2.2. Методы оценки интегральных свойств объекта: метод простой ранжировки, метод попарных сравнений Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5
2.3. Методы оценки интегральных свойств объекта: метод анализа иерархий Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5
2.4. Метод оценки интегральных свойств объекта: метод главных компонент Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5
2.5. Статистические модели систем: линейнаые регрессионные модели. Особенности разработки. Проблемы спецификации, идентификации, факторизации, наблюдения. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5
2.6. Статистические модели систем: логит-, пробит- и гомбит- регрессии, варианты прикладных задач, критерии качества моделей (ROC-анализ) Лекции 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5
2.7. Модели системы факторов: Баейсовские сети доверия Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5
2.8. Разработка шкал, сбор и предварительная обработка данных Лабораторные 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5
2.9. Вычисление рейтинга объекта методом простой ранжировки, методом попарных сравнений Лабораторные 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5
2.10. Вычисление рейтинга объекта методом анализа иерархий Лабораторные 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5
2.11. Вычисление рейтинга объекта методом главных компонент Лабораторные 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5
2.12. Статистическое моделирование: статистический анализ, линейная регрессия. Лабораторные 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5
2.13. Статистическое моделирование систем: разработка логистической модели регрессии, анализ качества модели, интерпретация коэффициентов модели Лабораторные 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5
2.14. Разработка Байесовской сети доверия (пакет Netica) Лабораторные 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5
2.15. Шкалы и ранги Сам. работа 4 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5
2.16. Вычисление рейтинга объектов Сам. работа 4 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5
2.17. Статистическое моделирование систем Сам. работа 4 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5
2.18. Разработка Байесовской сети доверия Сам. работа 4 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1:
Способность осуществлять научно-исследовательскую деятельность с использованием современных информационно-коммуникационных систем и достижений науки и техники
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Случайная величина – это
а. свойство объекта, изменяющееся случайно, с определенной степенью вероятности, частоты
б. заранее известное значение
в. оба ответа правильные
2. Генеральная совокупность – это
а. совокупность всех возможных вариантов реализации случайной величины при неизменных условиях сбора данных
б. способ представления предмета исследования
в. оба ответа правильные
3. Дисперсия – это
а. степень рассеяния случайной величины относительно среднего значения
б. наибольшее значение случайной величины
в. наименьшее значение случайной величины
4. Вероятность – это
а. степень надежности/частоты свершения некоторого события
б. модуль случайной величины
в. оба ответа правильные
5. Математическая модель – это
а. воспроизведение в виде математических выражений и функций наиболее существенных с точки зрения рассматриваемой проблемы свойств объекта
б. модель, в которой учтены только линейные связи
в. оба ответа правильные
6. Цель, выраженная в конкретных единицах измерения, есть
а. количественная
б. качественная
в. оба ответа неправильные
7. Линейная модель – это
а. модель, в которой используются связи линейного характера
б. модель, в которой используются связи нелинейного характера
в. оба ответа неправильные
8. Система, имеющая связь с внешней средой, есть
а. открытая
б. закрытая
в. оба ответа неправильные
9. Целостность системы – это
а. возможность идентификации (выделения) данной системы из внешней среды
б. степень готовности системы измениться на изменение факторов внешней среды
в. оба ответа неправильные
10. Устойчивость системы – это
а. степень реагирования состояния системы на изменение внешней среды
б. возможность идентификации (выделения) данной системы из внешней среды
в. оба ответа правильные
11. Динамическая система – это
а. система, в которой выходные сигналы в данный момент времени определяются характером входных воздействий в прошлом и настоящем
б. система, поведение которой можно абсолютно точно предвидеть, в которой характер связей и их закономерности устойчивы и достоверны
в. оба ответа верны
12. Статическая система – это
а. система, состояние которой в текущий момент времени не зависит от предыстории
б. система, реакция которой на сумму двух или более различных воздействий не эквивалентна сумме реакций на каждое воздействие в отдельности
в. оба ответа неверны
13. Линейная система – это
а. система, реакция которой на сумму двух или более различных воздействий эквивалентна сумме реакций на каждое воздействие в отдельности
б. система, имеющая малое количество элементов и связей между ними
в. оба ответа не верны
14. Стационарная система – это
а. система, параметры которой не изменяются во времени
б. система, состоящая из большого числа элементов, со сложными взаимосвязями и разветвленной внутренней структурой
в. оба ответа не верны
15. Нестационарная система – это
а. система, параметры которой изменяются во времени
б. система, имеющая малое количество элементов и связей между ними
в. оба ответа верны

Во всех вопросах ответ а.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Чем отличаются генеральная и выборочная совокупности наблюдений
Ответ: выборочная совокупность – часть генеральной
2. Что понимают под объемом выборки наблюдений
Ответ: число объектов, наблюдений в выборке
3. Назовите два типа случайной величины
Ответ: дискретная и непрерывная
4. Как определяется максимум в числовой выборке
Ответ: наибольшее значение случайной величины по выборке
5. Чем управляемая переменная отличается от параметра
Ответ: Управляемая переменная – свойство системы, на значение которой может оказывать воздействие лицо, принимающее решения. Параметр – постоянная величина, свойство системы относительно постоянное во времени и неизменяемое в процессе моделирования.
6. Как записывается линейная, однофакторная регрессионная модель
Ответ: y =ax b
7. Вставьте пропущенное слово: Большая система– это система, имеющая ___ количество элементов и связей между ними
Ответ: большое
8. Дайте определение понятия «риск»
Ответ: Риск – вероятность свершения неблагоприятного события, опасность
9. В каких пределах измеряется вероятность
Ответ: от 0 до 1 (или от 0% до 100%)
10. В каких пределах измеряется риск
Ответ: от 0 до 1 (или от 0% до 100%)
11. Вставьте пропущенное слово: Малая система – это система, имеющая ___ количество элементов и связей между ними
Ответ: малое, небольшое
12. Вставьте пропущенное слово: Простая система – это система, состоящая из ___ числа элементов, с несложными взаимосвязями и неразветвленной внутренней структурой
Ответ: небольшого, малого
13. По числу факторов на какие два типа делятся математические модели
Ответ: однофакторные и многофакторные модели
14. Вставьте пропущенное слово: Объект управления – это реальный объект или процесс, на который оказывают ___ воздействие
Ответ: управляющее
15. Вставьте пропущенное слово: Цель функционирования системы управления – это достижение определенной цели путем ___ решений
Ответ: принятия, нахождения
16. Вставьте правильное слово: ____ описание системы – это описание внутреннего строения системы, связей между подсистемами и элементами, строение подсистем
Ответ: микроскопическое, внутреннее
17. Вставьте правильное слово: ____ описание системы – это описание системы и ее положения во внешней среде, связей системы и окружающей среды, отражение ее «входов» и «выходов»
Ответ: макроскопическое, внешнее
18. Вставьте правильное слово: Метод –это ___ определенных правил, приемов, норм познания, оценки или действия.
Ответ: совокупность, множество, набор
19. Найдите минимальное значение по выборке (5, 9, 3, 7, 0)
Ответ: 0
20. Переведите вероятность 0,1 возникновения негативной ситуации в проценты
Ответ: 10%
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Системный анализ: основные определения (общетеоретическое, управленческое, алгоритмическое, гносеологическое).
2. Сферы практического использования методов системного анализа в изучении и управлении процессами и явлениями.
3. Этапы системного анализа (субъект, объект познания/управления, цель, предмет исследования, система).
4. Система и ее свойства: универсальные свойства (делимость, связность (или структурность), целостность, открытость, иерархичность); специфические свойства (адаптивность, устойчивость, гетерогенность, целеустремленность).
5. Состав системы, элемент, связь, структура, функция.
6. Структура системы: понятие связи, типы связей (причинно-следственная, взаимосвязь (или связь согласования), обратная связь).
7. Полиструктурность систем.
8. Внешняя среда.
9. Принципы выделения факторов внешней среды, управляемых и неуправляемых переменных, параметров.
10. Классификация систем (по степени сложности – простые/сложные, по масштабам – большие/малые). Примеры систем каждого типа.
11. Теория моделирования, модель.
12. Понятие модели системы, ее места в процессе познания, либо управлении объектом. Классификация моделей систем: идеальные, физические, виртуальные.
13. Математические модели систем на макро- и микроуровнях.
14. Модели типа «черный ящик» и «белый ящик».
15. Теоретико-множественный подход к моделированию систем (макромодель, микромодель).
16. Классификация математических моделей систем: линейные и нелинейные; дискретные и непрерывные; стационарные и нестационарные; динамические и статические.
17. Методологические проблемы разработки математических моделей систем (наблюдения, факторизации, спецификации, идентификации).
18. Ошибки разработки моделей по Тарасенко: ошибки 1 рода, 2-го рода, 3-го и 4-го рода.
19. Вопросы исследования адекватности математических моделей систем.
20. Критерии адекватности моделей систем (точность, непротиворечивость, чувствительность, работоспособность).
21. Свойства систем, свойства внешней среды.
22. Измерительные шкалы (метрические, порядковые). Свойства шкал (позиционность, упорядоченность, интервальность, наличие нулевой точки).
23. Типы метрических шкал (абсолютная шкала, интервальная шкала).
24. Неметрические шкалы (номинативная шкала, порядковые шкалы (или шкалы рангов)). Бинарная категориальная шкала.
25. Корректность математических операций обработки измерений, полученных по различным шкалам.
26. Шкала Лайкерта.
27. Шкала Раша.
28. Методы преобразования данных из метрических шкал в порядковые (метод равных интервалов, метод квантилей, нормативный метод, принцип «3 сигма»).
29. Интегральные свойства объектов: понятие, подходы к оценке (линейные комбинации, кластеризация, ранжирование).
30. Постановка задачи оценки интегральных свойств объектов.
31. Методы предварительной обработки данных: метод стандартизации, центрирование, пересчет в баллы.
32. Метод простой ранжировки.
33. Метод попарных сравнений для ранжирования объектов.
34. Метод анализа иерархий.
35. Метод главных компонент.
36. Регрессионная модель: определение, разновидности (однофакторная, многофакторная, линейная, нелинейная).
37. Основные допущения, используемые при построении модели, условие отсутствия коллинеарности факторов, гомоскедастичность остатков.
38. Линеаризация нелинейных моделей.
39. Метод наименьших квадратов идентификации параметров зависимостей.
40. Модели бинарного выбора: определение, логит-, пробит- и гомбит- регрессии.
41. Функция правдоподобия для оценки параметров моделей бинарного выбора.
42. Критерии качества моделей: максимум функции правдоподобия, критерий Акаике, Шварца, Байеса, критерий МакФаддена.
43. Ошибка классификации, уровень отсечения – cut off value.
44. Байесовские сети доверия: определение, состав.
45. Байесовский подход к оценке вероятностей: формула Байеса, априорные и апостериорные вероятности.
46. Условная независимость переменных.
47. Типичные формы связей узлов в сети (последовательное соединение, конвергентное, дивергентное).
48. Условие отсутствия циклов.
49. Преимущества и недостатки БСД в решении задач исследования реальных процессов и явлений.
50. Этапы разработки БСД.
51. Методы обучения структуры сети: PC и NPC алгоритмы.
52. Критерий Хи-квадрат оценки зависимости категориальных переменных.
53. Метод EM обучения таблицы условных вероятностей.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Задача 1. Выполнить преобразование показателя, измеренного по метрической шкале в трех позиционную, порядковую шкалу, методом равных интервалов.
Задача 2. Выполнить преобразование показателя, измеренного по метрической шкале в трех позиционную, порядковую шкалу, методом отклонения от среднего.
Задача 3. Определить ранг совокупности объектов методом простого ранжирования по набору исходных признаков.
Задача 4. Определить ранг совокупности объектов методом простого ранжирования по набору исходных признаков. Для предварительной обработки данных использовать пересчет в баллы по 100 балльной шкале.
Задача 5. Определить ранг совокупности объектов методом попарного сравнения.
Задача 6. Определить ранг совокупности объектов методом анализа иерархий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тимофеев В. С., Фаддеенков А. В., Щеколдин В. Ю. ЭКОНОМЕТРИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Дубина И.Н. ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Балаганский И.А. Прикладной системный анализ: учебное пособие Издательство НГТУ, 2013 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Заграновская А.В., Эйсснер Ю.Н. ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ЭКОНОМИКЕ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Волкова В.Н., Денисов А.А. ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.4 Орлов А.И. Прикладная статистика: М.: Экзамен, 2009 biblioclub.ru
Л2.5 Системный анализ и математическое моделирование сложных экологических и экономических систем. Теоретические основы и приложения: Научные монографии Издательство Южного федерального университета, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кузнецов В.В. - отв. ред. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л3.2 АлтГУ, Мат. фак., Каф. теорет. кибернетики и прикл. математики Теория систем и системный анализ [Электронный ресурс]: (пособие для практ. занятий): учеб. электрон. изд. для вузов АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "Лань" . http://e.lanbook.com
Э2 Научная электронная библиотека "Elibrary". http://elibrary.ru
Э3 Электронная библиотечная система издательства "Юрайт". http://biblio-online.ru
Э4 Издательство МЦНО (свободно-распространяемые книги). www.mccme.ru/free-books
Э5 Образовательный портал АлтГУ. http://portal.edu.asu.ru
Э6 Общероссийский математический портал. http://www.mathnet.ru/
Э7 ЭУМКД на образовательном портале АлтГУ (Moodle) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Табличный процессор, текстовый процессор, операционная система, файловый менеджер, доступ к интернет, архиватор, Acrobat Reader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения.

2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.

3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов.
- Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем.
- При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

5. Итоговый контроль. 
- Для подготовки к итоговой аттестации возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания.