МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Комплексный анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки02.03.01. Математика и компьютерные науки
ПрофильМатематические основы компьютерных наук
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план02_03_01_МиКН-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 30 30 18 18 48 48
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 60 60 45 45 105 105
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., профессор, Гончарова Ольга Николаевна;Препод., Макаров Евгений Евгеньевич

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Евгений Дмитриевич

Рабочая программа дисциплины
Комплексный анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 807)

составлена на основании учебного плана:
02.03.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 30.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м. н. Папин А.А., профессор кафедры дифференциальных уравнений


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 30.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.-м. н. Папин А.А., профессор кафедры дифференциальных уравнений


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины «Комплексный анализ» - освоение студентами основ и методов комплексного анализа и теории функций комплексного переменного: методов дифференцирования и интегрирования функций комплексного переменного, методов осуществления отображения при помощи функций комплексного переменного, теории рядов аналитических функций, теории вычетов; формирование уровня математической культуры, достаточного для понимания и усвоения последующих курсов математических дисциплин; привитие навыков практического применения методов комплексного анализа, навыков исследовательской работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен демонстрировать базовые знания математических и естественных наук, основ программирования и информационных технологий
ПК-1.1 Знает основные методы научных исследований.
ПК-1.2 Умеет составлять общий план исследования.
ПК-1.3 Владеет методами решения научноисследовательских задач в выбранной области и других смежных науках.
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.глубоко основные математические понятия и положения, аксиоматику, основные формулы, теоремы и методы комплексного анализа, теории функций комплексного переменного.


3.2.Уметь:
3.2.1.проводить исследования, связанные с основными понятиями курса комплексного анализа, применять основные методы теории функций комплексного переменного при решении задач дифференцирования и интегрирования функций комплексного переменного, осуществления отображения при помощи функций комплексного переменного, для исследовании функций комплексного переменного, для решения задач теории рядов аналитических функций и теории вычетов. Уметь анализировать постановки задач, подбирать и применять основные методы и приемы теории функций комплексного переменного для решения задач комплексного анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками самостоятельного практического применения методов комплексного анализа и теории функций комплексного переменного при решении теоретических и прикладных задач математического анализа, уравнений математической физики. Владеть приемами использования математического аппарата теории функций комплексного переменного для решения теоретических и прикладных (классических и современных) задач комплексного анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в ТФКП
1.1. Комплексные числа: определение, арифметические операции и их свойства; модуль и аргумент комплексного числа, формулы для вычислений. Лекции 5 2 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4
1.2. Геометрическая интерпретация. Алгебраическая, тригонометрическая и показательная формы записи комплексного числа. Лекции 5 2 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4
1.3. Различные формы записи комплексного числа, модуль и аргумент, геометрическая интерпретация. Формула Эйлера. Формула Муавра. Корни из комплексных чисел. Сфера Римана. Стереографическая проекция, свойства. Практические 5 2 Л2.3, Л1.2
1.4. Формула Эйлера. Формула Муавра. Следствие из формулы Муавра. Сфера Римана. Лекции 5 2 Л1.3
1.5. Стереографическая проекция (формулы). Бесконечно удаленная точка. Расширенная комплексная плоскость. Лекции 5 2 Л1.3
1.6. Функции комплексного переменного; определение, предел и непрерывность функции. Дифференцирование функции комплексного переменного. Лекции 5 2 Л1.2, Л1.3
1.7. Аналитичность функции комплексного переменного. Условие Коши-Римана. Формулы для вычисления производной. Лекции 5 2 Л1.2, Л1.3
1.8. Бесконечно удаленная точка. Расширенная комплексная плоскость. Функции комплексного переменного: определение и свойства. Практические 5 2 Л1.3
1.9. Предел функции комплексного переменного. Вычисление пределов функций комплксного переменного,свойства пределов. Практические 5 2 Л1.3
1.10. Функции комплексного переменного и отображения множеств. Выделение вещественной и мнимой части функций комплексного переменного. Практические 5 2 Л1.3
1.11. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе. Сам. работа 5 16 Л1.3
Раздел 2. Аналитические функции комплексного переменного.
2.1. Аналитические функции, связь с гармоническими: определения аналитической и гармонической функции. Сопряженные гармонические функции. Лекции 5 2 Л1.2, Л1.3
2.2. Физическая интерпретация. Восстановление аналитической функции по ее действительной или мнимой части. Лекции 5 2 Л1.2, Л1.3
2.3. Свойства аналитических функций. Геометрический смысл аргумента и модуля производной. Лекции 5 2 Л1.1
2.4. Понятие о конформном отображении. Лекции 5 2 Л1.1
2.5. Дифференцирование функции комплексного переменного: определение производной, правила дифференцирования. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
2.6. Условия Коши-Римана. Аналитические функции. Восстановление аналитической функции по ее вещественной или мнимой части. Вещественная и мнимая части аналитической функции как гармонические функции. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
2.7. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе. Сам. работа 5 22 Л2.1, Л2.2
2.8. Конформные отображения: геометрический и гидродинамический смысл комплексной дифференцируемости. Лекции 5 2 Л1.3
2.9. Необходимое и достаточное условие конформности отображения w=f(z). Лекции 5 2 Л1.3
2.10. Элементарные функции комплексного переменного: показательная, логарифм, тригонометрические и гиперболические функции, степень с произвольным показателем и их свойства. Лекции 5 2 Л1.3
2.11. Дробно-линейная функция: определение, свойство сохранения ангармонического соотношения. Лекции 5 2 Л1.3
2.12. Представление в виде суперпозиции простейших преобразований. Групповое и круговое свойство. Лекции 5 2 Л1.3
2.13. Элементарные функции комплексного переменного и их свойства. Конформные отображения, условие конформности отображения w=f(z). Практические 5 2 Л1.1, Л1.2
2.14. Дробно-линейная функция: определение и свойства. Групповое и круговое свойство. Практические 5 2 Л1.1, Л1.2
2.15. Контрольная работа 1 по индивидуальному заданию. Практические 5 2 Л1.2, Л1.3
2.16. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе. Сам. работа 5 22 Л1.3
Раздел 3. Конкретные функции
3.1. Элементарные функции: экспонента и логарифм, степень с произвольным показателем; понятие о римановой поверхности на примерах логарифмической и общей степенной функций; функция Жуковского. Лекции 6 2 Л1.2, Л1.3
3.2. Теорема Коши для односвязной области (три формулировки). Теорема Коши для многосвязной области. Лекции 6 2 Л1.3
3.3. Многозначные функции комплексного переменного. Практические 6 2 Л1.3
3.4. Интегрирование функций комплексного переменного. Вычисление интегралов. Практические 6 2 Л1.3
3.5. Интегральная формула Коши. Интегральная формула Коши для вычисления производных высших порядков аналитической функции. Лекции 6 2 Л1.3
3.6. Элементарные функции комплексного переменного (степенная, показательная). Практические 6 2 Л1.3
3.7. Элементарные функции комплексного переменного тригонометрические функции, функция Жуковского). Практические 6 2 Л1.3
3.8. Основные теоремы теории аналитических функций: теорема о среднем; принцип максимума модуля; лемма Шварца. Теоремы Морера и Лиувилля. Лекции 6 2 Л1.2, Л1.3
3.9. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе. Сам. работа 6 20 Л1.3
Раздел 4. Интегрирование и теорема Коши
4.1. Теория рядов (основные понятия). Аналитические в круговых областях функции. Ряд Тейлора, теорема Тейлора. Нули аналитических функций. Порядок (кратность) нуля. Лекции 6 2 Л1.3
4.2. Ряд Тейлора, теорема Тейлора. Нули аналитических функций. Порядок (кратность) нуля. Практические 6 2 Л1.1, Л1.3
4.3. Интегрирование функций комплексного переменного. Практические 6 2 Л1.1, Л1.3
4.4. Ряд Лорана, теорема Лорана. Правильная и главная части ряда Лорана. Единственность разложения. Лекции 6 2 Л1.3
4.5. Особые точки. Классификация изолированных особых точек. Устранимая особая точка (определение, критерий. Лекции 6 2 Л1.3
4.6. Классификация изолированных особых точек. Полюсы и существенно особые точки(определения, критерии). Теорема Сохоцкого. Лекции 6 2 Л1.3
4.7. Особые точки. Устранимая особая точка, критерий. Полюсы и существенно особые точки, критерии. Вычисление интегралов с помощью теоремы Коши и интегральных формул Коши. Практические 6 2 Л1.3
4.8. Элементы теории вычетов. Вычисление вычетов в особых точках: формулы для вычисления вычетов; вычет в устранимой особой точке. Вычет в полюсе порядка n; вычет в полюсе первого порядка; вычет в бесконечности. Основная теорема теории вычетов. Практические 6 2 Л1.3
4.9. Элементы теории вычетов. Вычеты (определение). Вычисление вычетов в особых точках: формулы для вычисления вычетов; вычет в устранимой особой точке; вычет в полюсе порядка n; вычет в полюсе первого порядка; вычет в бесконечности. Основная теорема теории вычетов. Полная теорема теории вычетов. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.10. Контрольная работа 2 по индивидуальному заданию. Практические 6 2 Л2.1, Л1.3
4.11. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе. Сам. работа 6 25 Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9735;


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности – поставить Формулиров-ку нужной компетенции

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА - https://disk.yandex.ru/i/M2YYypeoenbwvQ

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА - https://disk.yandex.ru/i/S6YsLHpBwc7Zmw

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Максимальная сумма баллов за ИПЗ – 22 балла. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 87-100% заданий (20-22 баллов); «хорошо» – верно выполнено 74-86% заданий (17-19 баллов); «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 73% заданий (12-16 баллов); «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий (0-11 баллов).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. КР-1 «Комплексные числа. Действия с ними» (образец) – https://disk.yandex.ru/i/n41-bTuohXJUWA
(1) Выделить действительную и мнимую части. (2) Найти модуль и аргумент комплексного числа. (3) Найти решения системы уравнений. (4) Вычислить корень n-ой степени из комплексного числа. (5) Дать геометрическое описание множеств, заданных нераве

2. КР-2 «Аналитические функции» (образец) – https://disk.yandex.ru/i/n41-bTuohXJUWA
(1) Отделить действительную часть от мнимой для функции указанного вида. (2) Доказать, что производная ука-занной функции есть указанное выражение. (3) Найти дробно-линейное преобразование, переводящее три задан-ные точки в три заданные точки. (4) Восстановить аналитическую функцию по ее действительной части. (5) Вы-числить интеграл с помощью интегральной формулы Коши.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается баллами [0-3]. Максимальная сумма баллов за кон-трольную работу КР-2 – 15 баллов. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 88-100% заданий (14-15 баллов); «хорошо» – верно выполнено 70-87% заданий (11-13 баллов); «удовлетворительно» – верно выполнено 50- 69% заданий (8-10 баллов); «неудовлетворительно» – верно выполнено 49% или менее 49% заданий (0-7 баллов).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному за семестр материалу. Зачет включает выполнение двух контрольных работ КР-1 и КР-2, индивидуального практического задания на зачетное количество баллов, отсутствие пропусков без уважительной причины и невыполненных до-машних заданий и содержит аудиторную часть. Аудиторная часть зачета проводится в устной форме соответ-ственно списку теоретических вопросов. (Выбирается 2 вопроса из списка.)

Перечень вопросов для промежуточной аттестации для 6 семестра.
(Вопросы для определения порогового уровня)

1. Комплексные числа: определение, геометрическая интерпретация, операции (сложение, умножение; об-ратные операции; свойства, геометрическая интерпретация арифметических операций).
2. Модуль, аргумент, главное значение аргумента комплексного числа: определение, формулы для вычисле-ний, геометрическая интерпретация.
3. Комплексные числа: алгебраическая, тригонометрическая и показательная формы записи комплексных чисел.
4. Формула Эйлера. Формула Муавра. Следствие из формулы Муавра.
5. Сфера Римана. Стереографическая проекция (формулы). Бесконечно удаленная точка. Расширенная комплексная плоскость.

(Вопросы для определения базового уровня)

6. Функции комплексного переменного: определение функции, предел и непрерывность функции комплекс-ного переменного.
7. Выделение вещественной и мнимой части функции комплексного переменного. Определение обратной и сложной функции.
8. Элементарные функции комплексного переменного: показательная (exp(z)), тригонометрические функции (sin z, cos z), гиперболические функции (sh(z), ch(z)). Определения, свойства, основные формулы для ука-занных элементарных функций комплексного переменного.
9. Функции комплексного переменного: . Определения, свойства, основные формулы для указан-ных элементарных функций комплексного переменного. Понятие о Римановой поверхности функции .
10. Функции комплексного переменного: . Определения, свойства, основные формулы.
11. Дробно-линейная функция: определение; свойство сохранения ангармонического соотношения.
12. Дробно-линейная функция: представление в виде суперпозиции простейших преобразований.
13. Дробно-линейная функция: групповое и круговое свойство.
14. Дифференцирование функции комплексного переменного: определение производной, правила дифферен-цирования.
15. Дифференцирование и аналитичность функции комплексного переменного на множестве и в точке.
16. Условия Коши - Римана. Формулы для вычисления производной.
17. Конформные отображения: определение; геометрический смысл модуля и аргумента производной.
18. Аналитические функции, связь с гармоническими: определения аналитической и гармонической функций. Сопряженные гармонические функции. Восстановление аналитической функции по ее действительной или мнимой части.

(Вопросы для определения повышенного уровня)

19. Интегрирование по комплексной переменной. Определение интеграла, свойства интеграла. Формулы для вычисления интеграла.
20. Теорема Коши для односвязной области (три формулировки). Теорема Коши для многосвязной области.
21. Интегральная формула Коши.
22. Интегральная формула Коши для вычисления производных высших порядков аналитической функции.
23. Основные теоремы теории аналитических функций: Теорема о среднем; Принцип максимума модуля.
24. Основные теоремы теории аналитических функций: Теоремы Морера и Лиувилля.

Оценивание выполнения практических заданий (4-балльная шкала или уровень освоения; Показатели (полно-та выполнения практического задания; своевременность выполнения задания; самостоятельность решения) 1. От-лично (повышенный уровень). Критерии: Студентом задание выполнено полностью, своевременно и самостоя-тельно. Составлен правильный алгоритм решения задания, в выборе формул и решении нет ошибок, получен вер-ный ответ. 2. Хорошо (базовый уровень). Критерии: Студентом задание выполнено почти полностью, своевре-менно. Составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существен-ных ошибок; правильно сделан выбор формул, допущены несущественные ошибки, при указании на которые са-мостоятельно проводит правильные вычисления. 3. Удовлетворительно (пороговый уровень). Критерии: Студен-том задание решено не полностью, несвоевременно. Допущены ошибки в выборе формул и проведении математи-ческих расчетов. Фрагмент аналогичного задания может быть выполнено самостоятельно. 4. Неудовлетворитель-но (уровень не сформирован). Критерии: Студентом задание не решено.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ (ответов на вопросы): «Отлично»: студентом дан полный, в логической последова-тельности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе от-вечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок. «Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на постав-ленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а так-же полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные от-веты, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями. «Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным уме-нием давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологиче-ской речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий. «Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
См. также https://disk.yandex.ru/i/MRvgjtqss_QPvA.

Оценивание выполнения заданий (Сводка): КР-1 --- 0-15 баллов; КР-2 --- 0-15 баллов; ИПЗ --- 0-22 балла; Устная часть зачета --- 0-30 баллов; Отсутствие невыполненных ДЗ --- 0-18 баллов. Итог: 0-100 баллов.

Сопоставление шкал оценивания «4-балльной шкалы или уровня освоения и 100-балльной шкалы с бинарной шкалой»: Отлично (повышенный уровень) --- 85-100; Хорошо (базовый уровень) --- 70-84; Удовлетворительно (по-роговый уровень) --- 50-69; Неудовлетворительно (уровень не сформирован) --- 0-49.
Итог: Зачтено --- 50-100 баллов; Не зачтено --- 0-49 баллов.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Петрушко И.М. Курс высшей математики. Теория функций комплексной переменной: лекции и практикум: учеб. пособие СПб.: Лань, 2010 e.lanbook.com
Л1.2 Свешников А.Г., Тихонов А.Н. Теория функций комплексной переменной: учебное пособие М.: Физматлит, 2010 znanium.com
Л1.3 Привалов И.И. Введение в теорию функций комплексного переменного: учебное пособие СПб.: «Лань» // ЭБС "Лань", 2009 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Геворкян П. С. Высшая математика: книга Физматлит, 2007 г. biblioclub.ru
Л2.2 В. А. Ганов, Р. В. Дегтерева ; АлтГУ Лекции по высшей математике (Ч. 2: Дифференциальное и интегральное исчисления, функции нескольких переменных, функции комплексного переменного, дифференциальные уравнения и теория вероятностей): учеб. пособие: [в 2 ч.] Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 Б. М. Владимирский, А. Б. Горстко, Я. М. Ерусалимский Математика. Общий курс: учебник СПб.: Лань, 2008 e.lanbook.com
Л2.4 Пантелеев А.В., Якимова А.С. Теория функций комплексного переменного и операционное исчисление в примерах и задачах: Учебные пособия Издательство "Лань", 2015 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э4 Образовательный курс Комплексный анализ на платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Не предусмотреноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных "Scopus": http://www.scopus.com;
Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru;
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru;
Электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru/course/index.php?categoryid=96

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к практическому занятию необходимо взять план занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу, учебники.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте научные специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, на практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.