МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерная геометрия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра математического анализа
Направление подготовки02.03.01. Математика и компьютерные науки
ПрофильМатематические основы компьютерных наук
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план02_03_01_МиКН-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 83
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 18 18 34 34
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 38 38 45 45 83 83
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Хромова Олеся Павловна

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Евгений Дмитриевич

Рабочая программа дисциплины
Компьютерная геометрия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 807)

составлена на основании учебного плана:
02.03.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра математического анализа

Протокол от 29.06.2022 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент Саженков Александр Николаевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра математического анализа

Протокол от 29.06.2022 г. № 6
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Саженков Александр Николаевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью и задачами изучения дисциплины является приобретение фундаментальных и прикладных знаний в области построения и исследования геометрических моделей объектов и процессов, привитие навыков использования графических технологий и компьютерной математики для геометрического моделирования в науке и технике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен демонстрировать базовые знания математических и естественных наук, основ программирования и информационных технологий
ПК-1.1 Знает основные методы научных исследований.
ПК-1.2 Умеет составлять общий план исследования.
ПК-1.3 Владеет методами решения научноисследовательских задач в выбранной области и других смежных науках.
ПК-3Способен создавать и исследовать новые математические модели в естественных науках, промышленности и бизнесе, с учетом возможностей современных информационных технологий и программирования и компьютерной техники.
ПК-3.1 Знает основные методы проектирования и производства программного продукта, принципы построения, структуры и приемы работы с инструментальными средствами.
ПК-3.2 Умеет разрабатывать модели решения поставленных задач в соответствии с требованиями технического задания.
ПК-3.3 Владеет навыками практической реализации математических моделей в предметной области.
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия, факты компьютерной геометрии, математические алгоритмы и области их использования на практике, в том числе с применением современных вычислительных систем.
Методические приемы и комплекс математических алгоритмом, области их использования на практике.
Компьютерные технологии и комплекс математических алгоритмов, области их использования на практике, в том числе с применением современных вычислительных систем.
Способы подготовки докладов и презентаций для представления собственных и известных фундаментальных научных результатов.
Методические приемы представления собственных и известных фундаментальных научных результатов в области компьютерной геометрии.
Современные мультимедийные технологии подготовки докладов и презентаций для представления собственных и известных фундаментальных научных результатов в области компьютерной геометрии.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять теоретические знания и и комплекс математических алгоритмом для решения исследовательских задач предметной области и развития методов компьютерной геометрии.
Проводить моделирование и алгоритмизацию исследовательских задач предметной области и развития методов компьютерной геометрии.
Реализовывать аналитические и технологические решения в области программного обеспечения задач компьютерной геометрии.
Структурировать предметную область для целей подготовки докладов и презентаций для представления собственных и известных фундаментальных научных результатов.
Разрабатывать сценарии выступлений и технику контроля в процессе представления собственных и известных фундаментальных научных результатов в области компьютерной геометрии.
Использовать современные мультимедийные технологии подготовки докладов и презентаций для представления собственных и известных фундаментальных научных результатов в области компьютерной геометрии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с современным математическим аппаратом и его приложениями; современными копьютерными технологиями и методикой их использования на практике, в том числе с применением современных вычислительных систем.
Компьютерной обработкой информации в задачах геометрического моделирования.
Комплексом математических алгоритмом и области их использования на практике, в том числе с применением современных вычислительных систем.
Мультимедийными технологиями подготовки докладов и презентаций для представления собственных и известных фундаментальных научных результатов в области компьютерной геометрии.
Приемами популяризировать и ь структурировать предметную область для целей подготовки докладов и презентаций для представления собственных и известных фундаментальных научных результатов.
Опытом выступлений и технику контроля в процессе представления собственных и известных фундаментальных научных результатов в области компьютерной геометрии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение
1.1. Основные цели, задачи и методы компьютерной геометрии. Современные пакеты символьной математики. Системы координат. Преобразование координатных систем. Модификации векторов и точек. Симметрия относительно плоскости. Масштабирование. Лекции 5 6 Л2.1
1.2. Координатные системы и их преобразования. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Самостоятельная работа по разделу 1 Сам. работа 5 10 Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Система компьютерной математики SageMath
2.1. Функционал пакета SageMath. Типы данных. Синтаксис. Лекции 5 4 Л2.1
2.2. Основные команды пакета SageMath. Векторная алгебра в SageMath. Массивы, матрицы и матричные разложения SageMath. Циклы в SageMath. Практические 5 10 Л2.1, Л1.1
2.3. Решения математических задач в пакете SageMath Сам. работа 5 18 Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Основы компьютерной геометрии
3.1. Графические элементы на плоскости и в пространстве Лекции 5 6 Л2.1
3.2. Средства визуализирования в пакете SageMath Практические 5 6 Л2.1
3.3. Исследование и построение кривых и поверхностей Сам. работа 5 10 Л2.1
3.4. Зачет 5 0 Л2.1
Раздел 4. Тензорная алгебра и тензорный анализ средствами SageMath
4.1. Понятие тензора. Тензорная алгебра и основы тензорного анализа. Лекции 6 6 Л2.1
4.2. Модуль FreeModuleTensor. Тензорная алгебра, дифференциальные формы, основные тензоры кривизны в SageMath. Практические 6 6 Л2.1
4.3. Тензоры и их применение при решении научно-практических задач Сам. работа 6 3 Л2.1
Раздел 5. Геометрическое моделирование и компьютерная графика
5.1. Сплайны и кривые Безье Лекции 6 6 Л2.1
5.2. Сплайны и кривые при создании компьютерных шрифтов. Построение кубического сплайна средствами SageMath. Практические 6 6 Л2.1
5.3. NURBS. Что и зачем? Сам. работа 6 3 Л2.1
Раздел 6. Элементы вычислительной геометрии
6.1. Основы вычислительной геометрии Лекции 6 6 Л2.1
6.2. Применение триангуляции к построению трехмерных объектов Практические 6 6 Л2.1
6.3. Самостоятельная работа по разделу 6 Сам. работа 6 39 Л2.1
Раздел 7. Экзамен
7.1. Экзамен 6 27 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   КГ-ФОС для МиКН 20.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Компьютерная геометрия: Учебная литература для ВУЗов Интернет-Университет Информационных Технологий, 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Александров. П.С. Лекции по аналитической геометрии: учебник СПб.: Лань, 2008 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle Компьютерная геометрия 2 portal.edu.asu.ru
Э2 Курс в Moodle Компьютерная геометрия 1 portal.edu.asu.ru
Э3 свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org ru.wikipedia.org
Э4 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru; www.biblioclub.ru
Э5 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com; www.e.lanbook.com
Э6 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; www.lib.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader,
SciLabMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В курсе «Компьютерная геометрия" предусмотрено проведение лекционных и практических
занятий, выполнение индивидуальных расчетных работ по проблемным вопросам курса, что способствует лучшему и
углубленному освоению теоретического материала и методов компьютерной математики.

Теоретические разделы курса представлены в методической литературе, в которой приведены задания на самостоятельную
работу, разделы вопросов и описание расчетных работ.
В процессе выполнения расчетных работ студенты знакомятся с описанием каждого расчетного задания с примером его
выполнения, с файлом задания на содержание расчетной работы, теоретическим материалом по отдельному
методическому указанию и используемым программным средствам в среде компьютерного моделирования.
Текущий контроль осуществляется на лекциях и при защите результатов индивидуальных расчетных работ в самых
разнообразных формах - опроса студентов по изученным вопросам, диалога с преподавателем во время лекций, проверкой
алгоритмов и результатов расчетов и др.
Промежуточный контроль заключается в проверке выполнения студентами индивидуальных заданий по темам изучаемой
дисциплины, заданий по освоению теоретического материала и результатов самостоятельной работы.
Итоговый контроль заключается в проведении в конце шестого семестра экзамена по всему изученному курсу.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующих содержанию формируемых
компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут. Экзамен
оценивается по четырех балльной шкале.