МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и экспериментальной физики
Направление подготовки02.03.01. Математика и компьютерные науки
ПрофильМатематические основы компьютерных наук
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_03_01_МиКН-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Кандидат технических наук, Доцент, В.Н. Маликов

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Д.Д. Рудер

Рабочая программа дисциплины
Физика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 807)

составлена на основании учебного плана:
02.03.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2023 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 15.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Макаров С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 15.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Макаров С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания дисциплины “Физика” является получение студентами основополагающих представлений о фундаментальном строении материи и физических принципах, лежащих в основе современной естественнонаучной картины мира. Курс должен способствовать формированию у студентов современного естественнонаучного мировоззрения, развитию научного мышления и расширению их научно-технического кругозора.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен демонстрировать базовые знания математических и естественных наук, основ программирования и информационных технологий
ПК-1.1 Знает основные методы научных исследований.
ПК-1.2 Умеет составлять общий план исследования.
ПК-1.3 Владеет методами решения научноисследовательских задач в выбранной области и других смежных науках.
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные проблемы экспертной и правоприменительной деятельности в области технологий и средств технического обслуживания машин в математике
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать требования к экспертной и правоприменительной деятельности в области технологий и
средств технического обслуживания машин в математике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами экспертной и правоприменительной оценки эффективности инженерных решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Частицы. Поля. Волны. Фундаментальные взаимодействия. Состояния вещества. Пространство и время. Законы сохранения. Лекции 7 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.2. Закон Кулона. Электрическое поле заряда. Принцип суперпозиции. Потенциал. Лекции 7 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.3. Силовые линии и эквипотенциальные поверхности Теорема Гаусса. Уравнения Максвелла для электростатики. Лекции 7 3 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.4. Постоянный электрический ток. Сопротивление. Закон Ома. Сторонняя эдс. Источники тока. Правила Кирхгофа. Лекции 7 3 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.5. Электростатика Сам. работа 7 30 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.6. Взаимодействие токов. Формула Ампера. Теорема Стокса. Уравнения Максвелла для магнитостатики. Практические 7 18 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.7. Электродинамика. Закон Фарадея. Энергия магнитного поля. Индуктивность. Цепи переменного тока. Импеданс. Простейшие импульсные цепи. Практические 7 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.8. Ток смещения. Полная система уравнений Максвелла. Электромагнитные волны. Дипольное излучение. Практические 7 5 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.9. Интенсивность волны. Сложение волн. Интерференция света. Принцип Гюйгенса. Практические 7 3 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.10. Магнетизм. Оптика Сам. работа 7 36 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Из приведённых определений выберите то, что соответствует определению силы:

a) Сила – это физическая величина, с которой тело из-за притяжения Земли действует на опору или подвес;

b) Сила – это количественная мера взаимодействия тел, являющаяся причиной появления у них ускорения;

c) Сила – это мера инертности тела, характеризующая свойства различных тел под действием одинаковых сил приобретать различные ускорения;

d) Сила – это явление сохранения телом своей скорости, когда равнодействующая всех сил на тело равна нулю;

e) Сила – это физическая величина, с которой опора или подвес действуют на тело;
Правильный ответ: b
2. Что такое механическая энергия?:

a) Это скалярная физическая величина, равная половине произведения массы тела на квадрат его скорости;

b) Это скалярная физическая величина, равная произведению модулей силы, перемещения и косинуса угла между векторами силы и перемещения;

c) Это скалярная физическая величина, обусловленная взаимодействием тел или отдельных частей тела между собой, зависящая от их взаимного расположения;

d) Это векторная физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость;

e) Это скалярная физическая величина, характеризующая способность тела совершить механическую работу;
Правильный ответ: e

3. Какова масса тела, если под воздействием результирующей силы 240Н оно приобрело ускорение 3 м/с^2?
Правильный ответ: 80 кг

4. Выберите определение, соответствующее определению количества вещества:
a) Отношение числа молекул в данном теле к числу атомов в 12 граммах углерода;

b) Масса вещества в количестве 1 моль;

c) Число молекул в 1 моле вещества;

d) Количество вещества, в котором столько же молекул, сколько в 12 граммах углерода;

e) Отношение массы молекулы данного вещества к t1603146674aj.gif массы атома углерода;
Правильный ответ: а

5. Какой вариант ответа соответствует описанию теплового баланса?:

a) A’ = Q;

b) ΔU = A;

c) Q1 + Q2 + … + Qn = 0;

d) ΔU = A + Q;

e) ΔU = Q;
Правильный ответ: с

6. Каково напряжение на участке цепи постоянного тока, если сопротивление участка равно 6кОм, а сила тока равна 15мА?
Правильный ответ: 90 В

7. Чему равна ЭДС источника тока, если сопротивление цепи равно 135 Ом, внутреннее сопротивление источника равно 5 Ом, а сила тока в цепи равна 1,5 А?:
Правильный ответ: 210 В

8. Какой проводимостью обладают металлы?:

a) ионной;

b) электронной;

c) ионной и электронной;

d) электронной и дырочной;

e) проводимостью не обладают;

Правильный ответ: б

9. Из приведённых определений выберите определение, соответствующее понятию свободных колебаний:

a) Это колебания, при которых с течением времени амплитуда колебаний уменьшается;

b) Это колебания, которые подчиняются законам синуса или косинуса;

c) Это движения, которые точно или приблизительно повторяются через определённые промежутки времени;

d) Это колебания в системе под действием внутренних сил после выведения её из положения устойчивого равновесия;

e) Это колебания, при которых за достаточно продолжительное время амплитуда колебаний не уменьшается;
Правильный ответ: d

10. Определение дисперсии гласит:

a) Дисперсия – это явление огибания волной препятствия;

b) Дисперсия – это зависимость показателя преломления от частоты (длины волны) света;

c) Дисперсия – это способность пропускать световые волны с колебаниями, лежащими в одной определённой плоскости;

d) Дисперсия – это явление, при котором луч света, попадая на границу двух сред под углом больше предельного из оптически менее в более плотную среду, полностью отражается и не преломляется;

e) Дисперсия – это сложение волн, вследствие которого наблюдается устойчивая во времени картина усиления или ослабления результирующих световых колебаний в различных точках пространства;

Правильный ответ: b


11. Какое излучение называется инфракрасным?:

a) Электромагнитное излучение, вызванное резким торможением потока быстрых электронов;

b) Электромагнитное излучение, испускаемое любым нагретым телом;

c) Электромагнитное индуцированное излучение света, не отличающееся от падающего на атом ни частотой, ни фазой, ни поляризацией;

d) Электромагнитное излучение с длинной волны, меньше длины волны фиолетового цвета;

e) Электромагнитное излучение высокой частоты и проникающей способности, входящее в состав радиоактивного излучения;
Правильный ответ: b

12. Что такое кинетическая энергия?:

a) Это скалярная физическая величина, равная произведению модулей силы, перемещения и косинуса угла между векторами силы и перемещения;

b) Это скалярная физическая величина, равная половине произведения массы тела на квадрат его скорости;

c) Это скалярная физическая величина, обусловленная взаимодействием тел или отдельных частей тела между собой, зависящая от их взаимного расположения;

d) Это векторная физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость;

e) Это скалярная физическая величина, характеризующая способность тела совершить механическую работу;

Правильный ответ: b

13. Какова масса тела, если под воздействием результирующей силы 170Н оно приобрело ускорение 5 м/c^2?
Правильный ответ: 34 кг

14. Из приведённых определений выберите то, что соответствует определению инерции:

a) Инерция – это физическая величина, с которой тело из-за притяжения Земли действует на опору или подвес;

b) Инерция – это количественная мера взаимодействия тел, являющаяся причиной появления у них ускорения;

c) Инерция – это явление сохранения телом своей скорости, когда равнодействующая всех сил на тело равна нулю;

d) Инерция – это мера инертности тел, способных из-за одинаковых сил приобретать различные ускорения;

e) Инерция – это физическая величина, с которой опора или подвес действуют на тело;
Правильный ответ: с

15. Что такое импульс?:

a) Это скалярная физическая величина, равная половине произведения массы тела на квадрат его скорости;

b) Это скалярная физическая величина, равная произведению модулей силы, перемещения и косинуса угла между ними;

c) Это скалярная физическая величина, обусловленная взаимодействием тел или отдельных частей тела между собой, зависящая от их взаимного расположения;

d) Это векторная физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость;

e) Это физическая величина, характеризующая способность тела совершить механическую работу;

Правильный ответ: d

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Сверхпроводники и их применение
2. Что является источниками тепловой энергии Земли.
3. "Апогей моего развития с точки зрения физики"
4. Источники тока и источники идей: светлая жизнь или жизнь без света
5. Я в невесомости (куда попали, что происходило, с чем связано, как обнаружили явления)
6. Энтропия и развитие Вселенной
7. Устойчивость атомный ядер
8. Космические технологии
9. Как трение зависит от формы предмета
10. Особенности распространения света в морской воде.
11. Античастица
12. Изотопы в природе
13. Необратимость в природе
14. История изобретения телефона
15. Солнце
16. Пространство. Свойства пространства
17. От угольной лампы до высоких световых технологий
18. Применение магнитного поля в быту
19. Явление электролюминесценции
20. Ядерная энергетика. Положительные стороны в ближайшем будущем.
21. С какими проблемами встретится человек на планете с силой гравитации намного больше, чем на Земле?
22. Оптические явления в природе
23. Как залатать озоновую дыру
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение (ФОС)
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рогачев Н.М. Курс физики [Электронный ресурс]: учебное пособие СПб.: Лань, 2010 e.lanbook.com
Л1.2 Иванов И. В. Сборник задач по курсу основы физики и биофизики [Электронный ресурс]: учеб. пособие "Лань", 2012 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.П. Калашников, М.А. Смондырев. Основы физики: в 2 т. Том 1 [Электронный ресурс]: учеб. Москва : Издательство "Лаборатория знаний", 2017 e.lanbook.com
Л2.2 Родионов В.Н. ФИЗИКА [Электронный ресурс]: учебное пособие для академического Научная школа: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (г.Москва), 2018 www.biblio-online.ru
Л2.3 Н.П. Калашников, М.А. Смондырев. Основы физики: в 2 т. Том 2 [Электронный ресурс]: учеб. Москва : Издательство "Лаборатория знаний", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-портал "Университетская библиотека онлайн" biblioclub.ru
Э2 ЭБС "Лань" e.lanbook.com
Э3 ЭБС "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Электронный курс в системе Moddle Физика (Для ИМиИТ) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office
MSOffice, MSWord, MSExcel, MSPowerPoint, MSAccess
Adobe Photoshop, MS Paint
WinRAR, WinZIP
Far Manager, Total Commander
Internet Explorer, Opera, Mozilla
Microsoft Windows
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
http://www.biblioclub.ru/ интернет-портал «Университетская библиотека онлайн»
www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
www.intuit.ru/ Образовательный сайт

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
003Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; рояль Falkone

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.