МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория колец

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки02.03.01. Математика и компьютерные науки
ПрофильМатематические основы компьютерных наук
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план02_03_01_МиКН-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 114
самостоятельная работа 183
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 19 12
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 36 36 20 20 56 56
Практические 36 36 22 22 58 58
Сам. работа 9 9 174 174 183 183
Часы на контроль 27 27 0 0 27 27
Итого 108 108 216 216 324 324

Программу составил(и):
к.ф.м.н., доцент, Петров Е.П.

Рецензент(ы):
к.ф.м.н., доцент, Журавлев Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория колец

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 807)

составлена на основании учебного плана:
02.03.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2020 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – изложить основы современной (некоммутативной) теории ассоциативных колец, включающей такие важные разделы как радикалы Джекобсона, Бэра, Левицкого, теоремы плотности, строения артиновых колец, ниль-колец, удовлетворящих тождествам или условиям обрыва цепей однородных идеалов, теории алгебр с тождествами.
Задачи:
1. изложить основные понятия теории колец и модулей; конструкции фактор-кольца, прямых произведений, теоремы о гомоморфизмах, строение неприводимых модулей, леммы Шура, радикал Джекобсона, его различные характеризации, вычисление Радикала Джекобсона для колец Rn, R[x], R , C(G), теорема плотности и ее следствия; строение конечных полей, теорему Джекобсона о коммутативности потентных колец;
2. изложить строение артиновых колец;
3. изложить строение колец без нильпотентных элементов (теорему Андрунакиевича-Рябухина);
4. изложить теоремы Нагата-Хигмана и Кегеля; верхний ниль-радикал, строение полупростых колец. Примеры;
5. изложить теорию радикала Левицкого и нижнего ниль-радикала, теоремы Бэра и А.М. Бабича. Примеры Е.И. Зельманова и Голода-Шафаревича;
6. изложить строение ниль-колец с условиями обрыва цепей односторонних идеалов (теорема Шону и ее следствия); строение ниль-колец с тождествами; строение алгебраических алгебр с тождествами (теорема Капланского), теорема А.И. Ширшова о высоте;
7. многообразия колец.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен демонстрировать базовые знания математических и естественных наук, основ программирования и информационных технологий
ПК-1.1 Знает основные методы научных исследований.
ПК-1.2 Умеет составлять общий план исследования.
ПК-1.3 Владеет методами решения научноисследовательских задач в выбранной области и других смежных науках.
ПК-2Способен преподавать математику и информатику в средней школе, специальных учебных заведениях на основе полученного фундаментального образования и научного мировоззрения.
ПК-2.1 Знает основные подходы к организации учебной деятельности.
ПК-2.2 Умеет составлять рефераты и работать с библиографией по тематике проводимых исследований.
ПК-2.3 Владеет методикой преподавания математики.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1 Знает основные методы научных исследований.
ПК-2.1 Знает основные подходы к организации учебной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2 Умеет составлять общий план исследования.
ПК-2.2 Умеет составлять рефераты и работать с библиографией по тематике проводимых исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3 Владеет методами решения научноисследовательских задач в выбранной области и других смежных науках.
ПК-2.3 Владеет методикой преподавания математики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия теории колец и модулей
1.1. Основные понятия теории колец и модулей, конструкции фактор-кольца, подпрямых произведений, теоремы о гомоморфизмах. Примеры. Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.2. Основные понятия теории колец и модулей, конструкции фактор-кольца, подпрямых произведений, теоремы о гомоморфизмах. Примеры. Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.3. Основные понятия теории колец и модулей, конструкции фактор-кольца, подпрямых произведений, теоремы о гомоморфизмах. Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.4. Строение неприводимых модулей. Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.5. Строение неприводимых модулей. Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.6. Лемма Шура Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.7. Лемма Шура Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.8. Различные характеризации радикала Джекобсона, радикал Джекобсона R , R[x], R#, C (G), к.п. алгебры над счетным полем Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.9. Различные характеризации радикала Джекобсона, радикал Джекобсона R , R[x], R#, C (G), к.п. алгебры над счетным полем Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.10. Теорема плотности и ее применение для доказательства теорем коммутативности Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.11. Теорема плотности и ее применение для доказательства теорем коммутативности Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.12. Теорема Веддерберна о конечных телах, многочлены над телами Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.13. Теорема Веддерберна о конечных телах, многочлены над телами Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.14. Теорема Джекобсона о коммутативности колец с условием x = xn Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.15. Теорема Джекобсона о коммутативности колец с условием x = xn Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.16. Радикал Джекобсона, теоремы плотности, Джекобсона, Веддерберна Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 2. Артиновы кольца
2.1. Строение артиновых колец Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
2.2. Строение артиновых колец Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
2.3. Строение колец без нильпотентных элементов. Теорема Андрунакиевича-Рябухина Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
2.4. Строение колец без нильпотентных элементов. Теорема Андрунакиевича-Рябухина Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
2.5. Строение артиновых колец Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 3. Ниль-радикалы
3.1. Теорема Нагаты-Хигмана, теорема Кегеля (R= A + B). Верхний ниль-радикал, строение полупростых колец Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
3.2. Теорема Нагаты-Хигмана, теорема Кегеля (R= A + B). Верхний ниль-радикал, строение полупростых колец Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
3.3. Радикал Левицкого, теорема Бабича, нижний ниль-радикал, строение полупервичных колец Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
3.4. Радикал Левицкого, теорема Бабича, нижний ниль-радикал, строение полупервичных колец Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
3.5. Примеры Е.И. Зельманова, Голода-Шафаревича, проблема Бернсайда для к.п. периодических групп (ее решение) Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
3.6. Примеры Е.И. Зельманова, Голода-Шафаревича, проблема Бернсайда для к.п. периодических групп (ее решение) Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 4. Ниль-кольца
4.1. Ниль-кольца с условиями обрыва цепей односторонних идеалов Лекции 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
4.2. Ниль-кольца с условиями обрыва цепей односторонних идеалов Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
4.3. Строение ниль-колец, удовлетворяющих тождествам Лекции 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
4.4. Строение ниль-колец, удовлетворяющих тождествам Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
4.5. Ниль-радикалы, ниль-колца Сам. работа 7 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 5. Кольца с тождествами
5.1. Проблема Куроша. Строение алгебраических алгебр с тождествами Лекции 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
5.2. Проблема Куроша. Строение алгебраических алгебр с тождествами Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
5.3. Теорема Ширшова о высоте Лекции 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
5.4. Теорема Ширшова о высоте Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
5.5. Кольца с тождествами Сам. работа 8 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 6. Многообразия колец
6.1. Теорема Биркгофа, теорема Тарского Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
6.2. Базисы тождеств конечных полей, колец матриц над полями Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
6.3. Базисы тождеств конечных полей, колец матриц над полями Сам. работа 8 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
6.4. Теорема Биркгофа, теорема Тарского Сам. работа 8 34 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
6.5. Теорема И.В. Львова Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
6.6. Теорема И.В. Львова Сам. работа 8 60 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
6.7. Почти коммутативные многообразия колец Лекции 8 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2
6.8. Почти коммутативные многообразия колец Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Решение задач теории колец.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.И. Каргаполов, Мерзляков Ю.И. Основы теории групп: учеб. пособие СПб.: Лань, // ЭБС «Лань», 2009 http://e.lanbook.com/book/177
Л1.2 Ю. Н. Мальцев, Е. В. Журавлев Лекции по теории ассоциативных колец: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кострикин А.И. Введение в алгебру. Часть 3: Основные структуры алгебры.: учеб. пособие М.: МЦМНО, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=62951
Л2.2 А.Г. Курош Теория групп: учеб. пособие СПб.: Лань, 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ю. Н. Мальцев, Е. П. Петров Лекции по теории колец и модулей: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АГУ, 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Э4 Теория колец portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета;
2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт
4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online";
5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.