МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Комбинаторная теория групп

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки02.03.01. Математика и компьютерные науки
ПрофильМатематические основы компьютерных наук
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_03_01_МиКН-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., Зав., Будкин Александр Иванович

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Шахова Светлана Александровна

Рабочая программа дисциплины
Комбинаторная теория групп

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 807)

составлена на основании учебного плана:
02.03.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Будкин Александр Иванович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Будкин Александр Иванович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является развить способность использовать методы математического и алгоритмического моделирования при решении теоретических и прикладных задач, обладающих высокой алгебраической культурой, способных применять комбинаторную теорию групп в преподавательской, научно-исследовательской деятельности, при решении прикладных задач, активно участвующих в процессах образования и науки.
Для достижения цели ставятся задачи:
овладеть понятийным аппаратом комбинаторной теории групп;
освоить методы доказательства теорем и способы решения задач комбинаторной теории групп.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен создавать и исследовать новые математические модели в естественных науках, промышленности и бизнесе, с учетом возможностей современных информационных технологий и программирования и компьютерной техники.
ПК-3.1 Знает основные методы проектирования и производства программного продукта, принципы построения, структуры и приемы работы с инструментальными средствами.
ПК-3.2 Умеет разрабатывать модели решения поставленных задач в соответствии с требованиями технического задания.
ПК-3.3 Владеет навыками практической реализации математических моделей в предметной области.
ПК-4Способен использовать современные методы разработки и реализации конкретных алгоритмов математических моделей на базе языков программирования и пакетов прикладных программ моделирования.
ПК-4.1 Знает современные методы разработки, тестирования и реализации алгоритмов математических моделей на базе языков и пакетов прикладных программ моделирования.
ПК-4.2 Умеет разрабатывать, тестировать и реализовывать алгоритмы математических моделей на базе языков и пакетов прикладных программ моделирования.
ПК-4.3 Способен применять полученные знания к разработке и реализации алгоритмов на базе языков и пакетов прикладных программ моделирования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1 Знает основные методы проектирования и производства программного продукта, принципы построения, структуры и приемы работы с инструментальными средствами.
ПК-4.1 Знает современные методы разработки, тестирования и реализации алгоритмов математических моделей на базе языков и пакетов прикладных программ моделирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2 Умеет разрабатывать модели решения поставленных задач в соответствии с требованиями технического задания.
ПК-4.2 Умеет разрабатывать, тестировать и реализовывать алгоритмы математических моделей на базе языков и пакетов прикладных программ моделирования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.3 Владеет навыками практической реализации математических моделей в предметной области.
ПК-4.3 Способен применять полученные знания к разработке и реализации алгоритмов на базе языков и пакетов прикладных программ моделирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Определяющие соотношения
1.1. Свободные группы Лекции 7 3 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Свободные группы Сам. работа 7 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Свободные группы Практические 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Определяющие соотношения в группах Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Определяющие соотношения в группах Практические 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Определяющие соотношения в группах Сам. работа 7 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Преобразования Тице. Определяющие соотношения фактор-группы Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Преобразования Тице. Определяющие соотношения фактор-группы Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.9. Преобразования Тице. Определяющие соотношения фактор-группы Сам. работа 7 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.10. Переписывающий процесс Рейдемейстера-Шрейера Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.11. Переписывающий процесс Рейдемейстера-Шрейера Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.12. Переписывающий процесс Рейдемейстера-Шрейера Сам. работа 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Свободные конструкции в группах
2.1. Свободные произведения групп Лекции 7 3 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Свободные произведения групп Практические 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Свободные произведения групп Сам. работа 7 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
2.4. Свободные произведения с объединенной подгруппой Лекции 7 3 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
2.5. Свободные произведения с объединенной подгруппой Практические 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
2.6. Свободные произведения с объединенной подгруппой Сам. работа 7 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
2.7. Группы с одним определяющим соотношением Лекции 7 3 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
2.8. Группы с одним определяющим соотношением Практические 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
2.9. Группы с одним определяющим соотношением Сам. работа 7 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –ссылка на курс.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3:
Способен создавать и исследовать новые математические модели в естественных науках, промышленности и бизнесе, с учетом возможностей современных информационных технологий и программирования и компьютерной техники.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Замечание. a^n означает «a в степени n»
Вопрос 1. Сколько существует неабелевых свободных групп?
а) 1, б) 2, в) 3, г) 0, д) бесконечное множество
Ответ: д)
Вопрос 2. Сколько существует неединичных свободных групп, являющихся абелевыми?
а) 0, б) 35, в) 5, г) 1, д) бесконечное множество
Ответ: г)

Вопрос 3. Чему равен индекс коммутанта свободной группы ранга 2?
а) 1, б) 5, в) 7, г) бесконечный
Ответ: г)
Вопрос 4. Каков порядок группы <a,b; b^2=1, ab=1>?
а) 1, б) 2, в) 4, г) бесконечный
Ответ: б)
Вопрос 5. Каков порядок группы <a,b; b^2=1, b^2=1, ab=ba>?
а) 2, б) 4, в) 8, г) 6, д) бесконечный
Ответ: б)
Вопрос 6. Каков порядок группы <a,b; a^2=1, b^2=1>?
а) 2, б) 4, в) 8, г) 6, д) бесконечный
Ответ: д)
Вопрос 7. Каков порядок группы <a,b; a^-1ba=b^-1>?
а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 5, е) бесконечный
Ответ: е)
Вопрос 8. Является ли группа <a,b; b^2=a> свободной?
а) да б) нет
Ответ: a)
Вопрос 9. Является ли слово xyxxyyx сократимым?
а) да, б) нет
Ответ: б)
Вопрос 10. Выводимо ли слово xyx из слов xxxx, yy ?
а) да, б) нет
Ответ: б)
Вопрос 11. Каково наименьшее число порождающих коммутанта группы <a,b; a^2=1, b^2=1>?
а) 1, б) 2, в) 4, г) 8, д) бесконечное множество
Ответ: a)
Вопрос 12. Свободное произведение трёх бесконечных циклических групп является
а) свободной группой ранга 1, б) свободной группой ранга 2, в) свободной группой ранга 3, г) не является свободной группой
Ответ: в)
Вопрос 13. Свободное произведение бесконечной циклической группы и прямого произведения двух бесконечных циклических групп является
а) свободной группой ранга 1, б) свободной группой ранга 2, в) свободной группой ранга 3, г) не является свободной группой
Ответ: г)
Вопрос 14. Свободное произведение двух неединичных групп является их прямым произведением?
а) да, б) нет, в) не всегда
Ответ: б)
Вопрос 15. Сколько элементов конечного порядка содержит свободное произведение бесконечной циклической группы и циклической группы порядка два?
а) 1, б) 2, в) 4, г) 8, д) бесконечное множество
Ответ: д)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Замечание. Запись x^n читается «x в степени n»
Вопрос 1. Какое слово является несократимым?
Ответ: которое не содержит подслова вида x^sx^-s, где s=1 либо s=-1.
Вопрос 2. Какое слово является циклически сократимым?
Ответ: которое начинается с x^s и заканчивается на x^-s, где s=1 либо s=-1.
Вопрос 3. Какое слово является сократимым?
Ответ: которое не является несократимым.
Вопрос 4. Если несократимое слово начинается и заканчивается на x, является ли оно циклически несократимым?
Ответ: да
Вопрос 5. Определение свободной группы.
Ответ: Группа с множеством порождающих, любое отображение которых в любую группу продолжаемо до гомоморфизма.
Вопрос 6. Какому свойству удовлетворяют перестановочные элементы в свободной группе?
Ответ: они степени одного и того же элемента.
Вопрос 7. Является ли свободная групп ранга 2 группой без кручения?
Ответ: да.
Вопрос 8. Из каких определяющих соотношений состоит множество определяющих соотношений свободного произведения двух групп?
Ответ: из объединения определяющих соотношений этих групп (при непересекающемся множестве порождающих символов этих групп).
Вопрос 9. Из каких определяющих соотношений состоит множество определяющих соотношений прямого произведения двух групп?
Ответ: из объединения определяющих соотношений этих групп (при непересекающемся множестве порождающих символов этих групп) с добавлением всех соотношений вида xy=yx,
где x из множества порождающих символов одной группы, а y – из другой.
Вопрос 10. Как задаётся определяющими соотношениями фактор-группа?
Ответ: надо к определяющим соотношениям группы добавить слова, значения которых принадлежат подгруппе.
Вопрос 11. Сформулировать теорему Нильсена_Шрейера о подгруппах свободных групп.
Ответ: всякая подгруппа свободной группы свободна.
Вопрос 12. Какая неединичная свободная группа является абелевой?
Ответ: ранга 1.
Вопрос 13. Какие отображения свободных порождающих свободной группы в данную группу продолжаемы до гомоморфизма?
Ответ: любые.
Вопрос 14. Сколько существует преобразований Тице?
Ответ: четыре.
Вопрос 15. Сформулировать теорему Дика.
Ответ: если группа G порождается элементам a,b,c, …, в группе H на злементах h,f,g,… выполнены все определяющие соотношения группы G, то отображение a в h, b и f,… продолжаемо до гомоморфизма G в H.
Вопрос 16. Каким требованиям удовлетворяют объединяемые подгруппы в свободном произведении с объединёнными подгруппами двух групп?
Ответ: они должны быть изоморфными.
Вопрос 17. Какой процесс используется при нахождения представления подгрупп?
Ответ: переписывающий процесс Рейдемейстера-Шрейера.
Вопрос 18. Чему равен центр неабелевой свободной группы?
Ответ: совпадает с единичной подгруппой.
Вопрос 19. Содержит ли свободная группа ранга 2 свободную подгруппу бесконечного ранга?
Ответ: да, например, коммутант.
Вопрос 20. Почему свободная неабелева группа не является нильпотентной?
Ответ: например, по тому, что её центр тривиальный.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4:
Способен использовать современные методы разработки и реализации конкретных алгоритмов математических моделей на базе языков программирования и пакетов прикладных программ моделирования.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Замечание. a^n означает «a в степени n»
Вопрос 1. Сколько существует неабелевых свободных групп?
а) 1, б) 2, в) 3, г) 0, д) бесконечное множество
Ответ: д)
Вопрос 2. Сколько существует неединичных свободных групп, являющихся абелевыми?
а) 0, б) 35, в) 5, г) 1, д) бесконечное множество
Ответ: г)

Вопрос 3. Чему равен индекс коммутанта свободной группы ранга 2?
а) 1, б) 5, в) 7, г) бесконечный
Ответ: г)
Вопрос 4. Каков порядок группы <a,b; b^2=1, ab=1>?
а) 1, б) 2, в) 4, г) бесконечный
Ответ: б)
Вопрос 5. Каков порядок группы <a,b; b^2=1, b^2=1, ab=ba>?
а) 2, б) 4, в) 8, г) 6, д) бесконечный
Ответ: б)
Вопрос 6. Каков порядок группы <a,b; a^2=1, b^2=1>?
а) 2, б) 4, в) 8, г) 6, д) бесконечный
Ответ: д)
Вопрос 7. Каков порядок группы <a,b; a^-1ba=b^-1>?
а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 5, е) бесконечный
Ответ: е)
Вопрос 8. Является ли группа <a,b; b^2=a> свободной?
а) да б) нет
Ответ: a)
Вопрос 9. Является ли слово xyxxyyx сократимым?
а) да, б) нет
Ответ: б)
Вопрос 10. Выводимо ли слово xyx из слов xxxx, yy ?
а) да, б) нет
Ответ: б)
Вопрос 11. Каково наименьшее число порождающих коммутанта группы <a,b; a^2=1, b^2=1>?
а) 1, б) 2, в) 4, г) 8, д) бесконечное множество
Ответ: a)
Вопрос 12. Свободное произведение трёх бесконечных циклических групп является
а) свободной группой ранга 1, б) свободной группой ранга 2, в) свободной группой ранга 3, г) не является свободной группой
Ответ: в)
Вопрос 13. Свободное произведение бесконечной циклической группы и прямого произведения двух бесконечных циклических групп является
а) свободной группой ранга 1, б) свободной группой ранга 2, в) свободной группой ранга 3, г) не является свободной группой
Ответ: г)
Вопрос 14. Свободное произведение двух неединичных групп является их прямым произведением?
а) да, б) нет, в) не всегда
Ответ: б)
Вопрос 15. Сколько элементов конечного порядка содержит свободное произведение бесконечной циклической группы и циклической группы порядка два?
а) 1, б) 2, в) 4, г) 8, д) бесконечное множество
Ответ: д)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Замечание. Запись x^n читается «x в степени n»
Вопрос 1. Какое слово является несократимым?
Ответ: которое не содержит подслова вида x^sx^-s, где s=1 либо s=-1.
Вопрос 2. Какое слово является циклически сократимым?
Ответ: которое начинается с x^s и заканчивается на x^-s, где s=1 либо s=-1.
Вопрос 3. Какое слово является сократимым?
Ответ: которое не является несократимым.
Вопрос 4. Если несократимое слово начинается и заканчивается на x, является ли оно циклически несократимым?
Ответ: да
Вопрос 5. Определение свободной группы.
Ответ: Группа с множеством порождающих, любое отображение которых в любую группу продолжаемо до гомоморфизма.
Вопрос 6. Какому свойству удовлетворяют перестановочные элементы в свободной группе?
Ответ: они степени одного и того же элемента.
Вопрос 7. Является ли свободная групп ранга 2 группой без кручения?
Ответ: да.
Вопрос 8. Из каких определяющих соотношений состоит множество определяющих соотношений свободного произведения двух групп?
Ответ: из объединения определяющих соотношений этих групп (при непересекающемся множестве порождающих символов этих групп).
Вопрос 9. Из каких определяющих соотношений состоит множество определяющих соотношений прямого произведения двух групп?
Ответ: из объединения определяющих соотношений этих групп (при непересекающемся множестве порождающих символов этих групп) с добавлением всех соотношений вида xy=yx,
где x из множества порождающих символов одной группы, а y – из другой.
Вопрос 10. Как задаётся определяющими соотношениями фактор-группа?
Ответ: надо к определяющим соотношениям группы добавить слова, значения которых принадлежат подгруппе.
Вопрос 11. Сформулировать теорему Нильсена_Шрейера о подгруппах свободных групп.
Ответ: всякая подгруппа свободной группы свободна.
Вопрос 12. Какая неединичная свободная группа является абелевой?
Ответ: ранга 1.
Вопрос 13. Какие отображения свободных порождающих свободной группы в данную группу продолжаемы до гомоморфизма?
Ответ: любые.
Вопрос 14. Сколько существует преобразований Тице?
Ответ: четыре.
Вопрос 15. Сформулировать теорему Дика.
Ответ: если группа G порождается элементам a,b,c, …, в группе H на злементах h,f,g,… выполнены все определяющие соотношения группы G, то отображение a в h, b и f,… продолжаемо до гомоморфизма G в H.
Вопрос 16. Каким требованиям удовлетворяют объединяемые подгруппы в свободном произведении с объединёнными подгруппами двух групп?
Ответ: они должны быть изоморфными.
Вопрос 17. Какой процесс используется при нахождения представления подгрупп?
Ответ: переписывающий процесс Рейдемейстера-Шрейера.
Вопрос 18. Чему равен центр неабелевой свободной группы?
Ответ: совпадает с единичной подгруппой.
Вопрос 19. Содержит ли свободная группа ранга 2 свободную подгруппу бесконечного ранга?
Ответ: да, например, коммутант.
Вопрос 20. Почему свободная неабелева группа не является нильпотентной?
Ответ: например, по тому, что её центр тривиальный.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
* «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
* «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р. Линдон, П. Шупп Комбинаторная теория групп: Научная литература Мир, 1980.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.И. Каргаполов, Мерзляков Ю.И. Основы теории групп: учеб. пособие СПб.: Лань, // ЭБС «Лань», 2009 http://e.lanbook.com/book/177
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com; www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru. www.biblioclub.ru.
Э4 Комбинаторная теория групп portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета;
2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт
4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online";
5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.