Закреплена за кафедрой | Кафедра алгебры и математической логики |
---|---|
Направление подготовки | 02.03.01. Математика и компьютерные науки |
Профиль | Математические основы компьютерных наук |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 02_03_01_МиКН-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра алгебры и математической логики
Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Будкин Александр Иванович
1.1. | Целью изучения дисциплины является развить способность использовать методы математического и алгоритмического моделирования при решении теоретических и прикладных задач, обладающих высокой алгебраической культурой, способных применять комбинаторную теорию групп в преподавательской, научно-исследовательской деятельности, при решении прикладных задач, активно участвующих в процессах образования и науки. Для достижения цели ставятся задачи: овладеть понятийным аппаратом комбинаторной теории групп; освоить методы доказательства теорем и способы решения задач комбинаторной теории групп. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1 |
ПК-3 | Способен создавать и исследовать новые математические модели в естественных науках, промышленности и бизнесе, с учетом возможностей современных информационных технологий и программирования и компьютерной техники. |
ПК-3.1 | Знает основные методы проектирования и производства программного продукта, принципы построения, структуры и приемы работы с инструментальными средствами. |
ПК-3.2 | Умеет разрабатывать модели решения поставленных задач в соответствии с требованиями технического задания. |
ПК-3.3 | Владеет навыками практической реализации математических моделей в предметной области. |
ПК-4 | Способен использовать современные методы разработки и реализации конкретных алгоритмов математических моделей на базе языков программирования и пакетов прикладных программ моделирования. |
ПК-4.1 | Знает современные методы разработки, тестирования и реализации алгоритмов математических моделей на базе языков и пакетов прикладных программ моделирования. |
ПК-4.2 | Умеет разрабатывать, тестировать и реализовывать алгоритмы математических моделей на базе языков и пакетов прикладных программ моделирования. |
ПК-4.3 | Способен применять полученные знания к разработке и реализации алгоритмов на базе языков и пакетов прикладных программ моделирования. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-3.1 Знает основные методы проектирования и производства программного продукта, принципы построения, структуры и приемы работы с инструментальными средствами. ПК-4.1 Знает современные методы разработки, тестирования и реализации алгоритмов математических моделей на базе языков и пакетов прикладных программ моделирования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-3.2 Умеет разрабатывать модели решения поставленных задач в соответствии с требованиями технического задания. ПК-4.2 Умеет разрабатывать, тестировать и реализовывать алгоритмы математических моделей на базе языков и пакетов прикладных программ моделирования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-3.3 Владеет навыками практической реализации математических моделей в предметной области. ПК-4.3 Способен применять полученные знания к разработке и реализации алгоритмов на базе языков и пакетов прикладных программ моделирования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Определяющие соотношения | ||||||
1.1. | Свободные группы | Лекции | 7 | 3 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Свободные группы | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Свободные группы | Практические | 7 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Определяющие соотношения в группах | Лекции | 7 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Определяющие соотношения в группах | Практические | 7 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Определяющие соотношения в группах | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Преобразования Тице. Определяющие соотношения фактор-группы | Лекции | 7 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Преобразования Тице. Определяющие соотношения фактор-группы | Практические | 7 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Преобразования Тице. Определяющие соотношения фактор-группы | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Переписывающий процесс Рейдемейстера-Шрейера | Лекции | 7 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Переписывающий процесс Рейдемейстера-Шрейера | Практические | 7 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Переписывающий процесс Рейдемейстера-Шрейера | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Свободные конструкции в группах | ||||||
2.1. | Свободные произведения групп | Лекции | 7 | 3 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Свободные произведения групп | Практические | 7 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Свободные произведения групп | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Свободные произведения с объединенной подгруппой | Лекции | 7 | 3 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Свободные произведения с объединенной подгруппой | Практические | 7 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Свободные произведения с объединенной подгруппой | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Группы с одним определяющим соотношением | Лекции | 7 | 3 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Группы с одним определяющим соотношением | Практические | 7 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Группы с одним определяющим соотношением | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –ссылка на курс. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен создавать и исследовать новые математические модели в естественных науках, промышленности и бизнесе, с учетом возможностей современных информационных технологий и программирования и компьютерной техники. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Замечание. a^n означает «a в степени n» Вопрос 1. Сколько существует неабелевых свободных групп? а) 1, б) 2, в) 3, г) 0, д) бесконечное множество Ответ: д) Вопрос 2. Сколько существует неединичных свободных групп, являющихся абелевыми? а) 0, б) 35, в) 5, г) 1, д) бесконечное множество Ответ: г) Вопрос 3. Чему равен индекс коммутанта свободной группы ранга 2? а) 1, б) 5, в) 7, г) бесконечный Ответ: г) Вопрос 4. Каков порядок группы <a,b; b^2=1, ab=1>? а) 1, б) 2, в) 4, г) бесконечный Ответ: б) Вопрос 5. Каков порядок группы <a,b; b^2=1, b^2=1, ab=ba>? а) 2, б) 4, в) 8, г) 6, д) бесконечный Ответ: б) Вопрос 6. Каков порядок группы <a,b; a^2=1, b^2=1>? а) 2, б) 4, в) 8, г) 6, д) бесконечный Ответ: д) Вопрос 7. Каков порядок группы <a,b; a^-1ba=b^-1>? а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 5, е) бесконечный Ответ: е) Вопрос 8. Является ли группа <a,b; b^2=a> свободной? а) да б) нет Ответ: a) Вопрос 9. Является ли слово xyxxyyx сократимым? а) да, б) нет Ответ: б) Вопрос 10. Выводимо ли слово xyx из слов xxxx, yy ? а) да, б) нет Ответ: б) Вопрос 11. Каково наименьшее число порождающих коммутанта группы <a,b; a^2=1, b^2=1>? а) 1, б) 2, в) 4, г) 8, д) бесконечное множество Ответ: a) Вопрос 12. Свободное произведение трёх бесконечных циклических групп является а) свободной группой ранга 1, б) свободной группой ранга 2, в) свободной группой ранга 3, г) не является свободной группой Ответ: в) Вопрос 13. Свободное произведение бесконечной циклической группы и прямого произведения двух бесконечных циклических групп является а) свободной группой ранга 1, б) свободной группой ранга 2, в) свободной группой ранга 3, г) не является свободной группой Ответ: г) Вопрос 14. Свободное произведение двух неединичных групп является их прямым произведением? а) да, б) нет, в) не всегда Ответ: б) Вопрос 15. Сколько элементов конечного порядка содержит свободное произведение бесконечной циклической группы и циклической группы порядка два? а) 1, б) 2, в) 4, г) 8, д) бесконечное множество Ответ: д) ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Замечание. Запись x^n читается «x в степени n» Вопрос 1. Какое слово является несократимым? Ответ: которое не содержит подслова вида x^sx^-s, где s=1 либо s=-1. Вопрос 2. Какое слово является циклически сократимым? Ответ: которое начинается с x^s и заканчивается на x^-s, где s=1 либо s=-1. Вопрос 3. Какое слово является сократимым? Ответ: которое не является несократимым. Вопрос 4. Если несократимое слово начинается и заканчивается на x, является ли оно циклически несократимым? Ответ: да Вопрос 5. Определение свободной группы. Ответ: Группа с множеством порождающих, любое отображение которых в любую группу продолжаемо до гомоморфизма. Вопрос 6. Какому свойству удовлетворяют перестановочные элементы в свободной группе? Ответ: они степени одного и того же элемента. Вопрос 7. Является ли свободная групп ранга 2 группой без кручения? Ответ: да. Вопрос 8. Из каких определяющих соотношений состоит множество определяющих соотношений свободного произведения двух групп? Ответ: из объединения определяющих соотношений этих групп (при непересекающемся множестве порождающих символов этих групп). Вопрос 9. Из каких определяющих соотношений состоит множество определяющих соотношений прямого произведения двух групп? Ответ: из объединения определяющих соотношений этих групп (при непересекающемся множестве порождающих символов этих групп) с добавлением всех соотношений вида xy=yx, где x из множества порождающих символов одной группы, а y – из другой. Вопрос 10. Как задаётся определяющими соотношениями фактор-группа? Ответ: надо к определяющим соотношениям группы добавить слова, значения которых принадлежат подгруппе. Вопрос 11. Сформулировать теорему Нильсена_Шрейера о подгруппах свободных групп. Ответ: всякая подгруппа свободной группы свободна. Вопрос 12. Какая неединичная свободная группа является абелевой? Ответ: ранга 1. Вопрос 13. Какие отображения свободных порождающих свободной группы в данную группу продолжаемы до гомоморфизма? Ответ: любые. Вопрос 14. Сколько существует преобразований Тице? Ответ: четыре. Вопрос 15. Сформулировать теорему Дика. Ответ: если группа G порождается элементам a,b,c, …, в группе H на злементах h,f,g,… выполнены все определяющие соотношения группы G, то отображение a в h, b и f,… продолжаемо до гомоморфизма G в H. Вопрос 16. Каким требованиям удовлетворяют объединяемые подгруппы в свободном произведении с объединёнными подгруппами двух групп? Ответ: они должны быть изоморфными. Вопрос 17. Какой процесс используется при нахождения представления подгрупп? Ответ: переписывающий процесс Рейдемейстера-Шрейера. Вопрос 18. Чему равен центр неабелевой свободной группы? Ответ: совпадает с единичной подгруппой. Вопрос 19. Содержит ли свободная группа ранга 2 свободную подгруппу бесконечного ранга? Ответ: да, например, коммутант. Вопрос 20. Почему свободная неабелева группа не является нильпотентной? Ответ: например, по тому, что её центр тривиальный. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен использовать современные методы разработки и реализации конкретных алгоритмов математических моделей на базе языков программирования и пакетов прикладных программ моделирования. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Замечание. a^n означает «a в степени n» Вопрос 1. Сколько существует неабелевых свободных групп? а) 1, б) 2, в) 3, г) 0, д) бесконечное множество Ответ: д) Вопрос 2. Сколько существует неединичных свободных групп, являющихся абелевыми? а) 0, б) 35, в) 5, г) 1, д) бесконечное множество Ответ: г) Вопрос 3. Чему равен индекс коммутанта свободной группы ранга 2? а) 1, б) 5, в) 7, г) бесконечный Ответ: г) Вопрос 4. Каков порядок группы <a,b; b^2=1, ab=1>? а) 1, б) 2, в) 4, г) бесконечный Ответ: б) Вопрос 5. Каков порядок группы <a,b; b^2=1, b^2=1, ab=ba>? а) 2, б) 4, в) 8, г) 6, д) бесконечный Ответ: б) Вопрос 6. Каков порядок группы <a,b; a^2=1, b^2=1>? а) 2, б) 4, в) 8, г) 6, д) бесконечный Ответ: д) Вопрос 7. Каков порядок группы <a,b; a^-1ba=b^-1>? а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 5, е) бесконечный Ответ: е) Вопрос 8. Является ли группа <a,b; b^2=a> свободной? а) да б) нет Ответ: a) Вопрос 9. Является ли слово xyxxyyx сократимым? а) да, б) нет Ответ: б) Вопрос 10. Выводимо ли слово xyx из слов xxxx, yy ? а) да, б) нет Ответ: б) Вопрос 11. Каково наименьшее число порождающих коммутанта группы <a,b; a^2=1, b^2=1>? а) 1, б) 2, в) 4, г) 8, д) бесконечное множество Ответ: a) Вопрос 12. Свободное произведение трёх бесконечных циклических групп является а) свободной группой ранга 1, б) свободной группой ранга 2, в) свободной группой ранга 3, г) не является свободной группой Ответ: в) Вопрос 13. Свободное произведение бесконечной циклической группы и прямого произведения двух бесконечных циклических групп является а) свободной группой ранга 1, б) свободной группой ранга 2, в) свободной группой ранга 3, г) не является свободной группой Ответ: г) Вопрос 14. Свободное произведение двух неединичных групп является их прямым произведением? а) да, б) нет, в) не всегда Ответ: б) Вопрос 15. Сколько элементов конечного порядка содержит свободное произведение бесконечной циклической группы и циклической группы порядка два? а) 1, б) 2, в) 4, г) 8, д) бесконечное множество Ответ: д) ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Замечание. Запись x^n читается «x в степени n» Вопрос 1. Какое слово является несократимым? Ответ: которое не содержит подслова вида x^sx^-s, где s=1 либо s=-1. Вопрос 2. Какое слово является циклически сократимым? Ответ: которое начинается с x^s и заканчивается на x^-s, где s=1 либо s=-1. Вопрос 3. Какое слово является сократимым? Ответ: которое не является несократимым. Вопрос 4. Если несократимое слово начинается и заканчивается на x, является ли оно циклически несократимым? Ответ: да Вопрос 5. Определение свободной группы. Ответ: Группа с множеством порождающих, любое отображение которых в любую группу продолжаемо до гомоморфизма. Вопрос 6. Какому свойству удовлетворяют перестановочные элементы в свободной группе? Ответ: они степени одного и того же элемента. Вопрос 7. Является ли свободная групп ранга 2 группой без кручения? Ответ: да. Вопрос 8. Из каких определяющих соотношений состоит множество определяющих соотношений свободного произведения двух групп? Ответ: из объединения определяющих соотношений этих групп (при непересекающемся множестве порождающих символов этих групп). Вопрос 9. Из каких определяющих соотношений состоит множество определяющих соотношений прямого произведения двух групп? Ответ: из объединения определяющих соотношений этих групп (при непересекающемся множестве порождающих символов этих групп) с добавлением всех соотношений вида xy=yx, где x из множества порождающих символов одной группы, а y – из другой. Вопрос 10. Как задаётся определяющими соотношениями фактор-группа? Ответ: надо к определяющим соотношениям группы добавить слова, значения которых принадлежат подгруппе. Вопрос 11. Сформулировать теорему Нильсена_Шрейера о подгруппах свободных групп. Ответ: всякая подгруппа свободной группы свободна. Вопрос 12. Какая неединичная свободная группа является абелевой? Ответ: ранга 1. Вопрос 13. Какие отображения свободных порождающих свободной группы в данную группу продолжаемы до гомоморфизма? Ответ: любые. Вопрос 14. Сколько существует преобразований Тице? Ответ: четыре. Вопрос 15. Сформулировать теорему Дика. Ответ: если группа G порождается элементам a,b,c, …, в группе H на злементах h,f,g,… выполнены все определяющие соотношения группы G, то отображение a в h, b и f,… продолжаемо до гомоморфизма G в H. Вопрос 16. Каким требованиям удовлетворяют объединяемые подгруппы в свободном произведении с объединёнными подгруппами двух групп? Ответ: они должны быть изоморфными. Вопрос 17. Какой процесс используется при нахождения представления подгрупп? Ответ: переписывающий процесс Рейдемейстера-Шрейера. Вопрос 18. Чему равен центр неабелевой свободной группы? Ответ: совпадает с единичной подгруппой. Вопрос 19. Содержит ли свободная группа ранга 2 свободную подгруппу бесконечного ранга? Ответ: да, например, коммутант. Вопрос 20. Почему свободная неабелева группа не является нильпотентной? Ответ: например, по тому, что её центр тривиальный. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: * «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; * «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС комбинаторная теория групп.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Р. Линдон, П. Шупп | Комбинаторная теория групп: Научная литература | Мир, 1980. | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | М.И. Каргаполов, Мерзляков Ю.И. | Основы теории групп: учеб. пособие | СПб.: Лань, // ЭБС «Лань», 2009 | http://e.lanbook.com/book/177 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; | www.lib.asu.ru; | ||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com; | www.e.lanbook.com; | ||
Э3 | электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru. | www.biblioclub.ru. | ||
Э4 | Комбинаторная теория групп | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета; 2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»; 3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт 4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online"; 5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ" |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом. - Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |