МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление IT-проектами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии
ПрофильПрограммирование и информационные технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_03_02_ФИиИТ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков О. В.

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление IT-проектами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 808)

составлена на основании учебного плана:
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 08.07.2020 г. № 10
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат. наук, доц. Д.Ю. Козлов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 08.07.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук, доц. Д.Ю. Козлов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение слушателями знаний основных стандартов проектирования информационных систем (ИС);
усвоение слушателями знаний методологических основ проектирования ИС и соответствующего инструментария;
получение слушателями навыков коллективного проектирования ИС.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5Способность к анализу требований и разработке вариантов реализации информационной системы; способность к оценке качества, надежности и эффективности информационной системы в конкретной профессиональной сфере
ПК-5.1 Знает методику анализа требований и вариантов реализации информационных систем.
ПК-5.2 Умеет оценивать качество, надежность и эффективность информационной системы.
ПК-5.3 Имеет практический опыт разработки вариантов реализации информационных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.стадии и этапы создания информационных систем (ИС);
модели и процессы жизненного цикла ИС;
методы и средства организации и управления проектом ИС на всех стадиях жизненного цикла;
основы менеджмента качества ИС;
виды программного обеспечения, применяемого для проектной деятельности;
этапы и процессы жизненного цикла информационных систем (ИС);
методы управления ИТ-проектами;
современные методологии проектирования и разработки ИС;
принципы методологии гибкой (agile) разработки ИС.
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать проектные работы (составлять план-график) с использованием специализированного ПО;
выполнять проектные работы на различных стадиях в соответствие с одной или несколькими ролями, с использованием соответствующего ПО;
выявлять и анализировать риски, планировать мероприятия по их снижению;
определять цели ИТ-проекта, основные параметры и требования к ИС;
составлять техническое задание для ИТ-проекта;
выделять проектные задачи (соответствующие различным ролям);
оценивать сроки, затраты и качество проекта;
проводить анализ предметной области, выявлять информационные потребности предприятия;
проводить сравнительный анализ и выбор ИТ для создания ИС;
выбирать инструментальные средства и технологии проектирования ИС;
составлять (писать) техническую документацию, сопровождающую ИТ-проект;
выделять и распределять проектные задачи (соответствующие различным ролям), организовывать командную работу.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологией управления версиями;
программными инструментами, используемыми на различных стадиях проектирования ИС;
методикой мозгового штурма;
методами коллективной работы в проектной команде, в т.ч. удалённой работы;
методикой управления рисками;
культурой речи и терминологией в области ИТ и ИС.
навыками использования технологических стандартов проектирования ИС;
программными инструментами, используемыми на различных стадиях проектирования ИС;
навыками разработки технологической документации;
навыками работы с инструментальными средствами управления проектами, анализа и проектирования ИС;
методами коллективной работы в проектной команде;
культурой речи и терминологией в области ИТ и ИС.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управление проектами
1.1. Введение Лекции 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Управление командой Лекции 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Планирование и контроль Лекции 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Начало проекта Лабораторные 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Управление конфигурацией Лекции 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Техническое задание Лабораторные 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.12. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.13. Инструментальные средства управления проектами Лекции 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.15. Управление проектами Лабораторные 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.16. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.17. Командная работа в системе управления проектами Лабораторные 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.18. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.19. Управление версиями с помощью Git Лабораторные 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2
1.20. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Жизненный цикл информационных систем
2.1. Организация процесса разработки информационных систем Лекции 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.2. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.3. Управление рисками Лекции 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Планирование управления рисками Лабораторные 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Методологии и стандарты разработки информационных систем Лекции 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.8. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.9. Обеспечение качества программного обеспечения Лекции 5 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.10. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 5 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2543.
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Проверяемая компетенция: ПК-5: Способность к анализу требований и разработке вариантов реализации информационной системы; способность к оценке качества, надежности и эффективности информационной системы в конкретной профессиональной сфере.

Тестовые задания (выбор одного из вариантов):
1. Укажите порядок стадий создания систем.
• Снятие с эксплуатации
• Реализация
• Эксплуатация
• Разработка
• Поддержка
• Стадия замысла
2. Отметьте основные процессы жизненного цикла ИС.
Выберите один или несколько ответов:
• усовершенствование
• сопровождение
• управление
• эксплуатация
• поставка
• разработка
• создание инфраструктуры
• обучение
• заказ/приобретение
3. Обеспечение качества ПО это защитная деятельность, применяемая на завершающем этапе жизненного цикла системы.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
4. В зрелой компании работают ясные процедуры управления проектами и построения программных продуктов.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5. PMBOK не является стандартом.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
6. Выберите наиболее важные понятия, на которых основаны идеи Agile Manifesto.
Выберите один или несколько ответов:
• готовность к изменениям
• сотрудничество с заказчиком
• процессы и инструменты
• работающий продукт
• согласование условий контракта
• люди и взаимодействие
• исчерпывающая документация
• следование первоначальному плану
7. Национальные стандарты по проектному управлению существуют в США, странах ЕС, а в РФ подобного стандарта не существует.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
8. Управление программным проектом пронизывает все виды основной деятельности жизненного цикла ИС.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
9. К какому виду деятельности программной инженерии относится управление программным проектом?
Выберите один ответ:
• защитным
• вспомогательным
• основным
• управленческим
• поддерживающим
10. Agile — один из подходов (методология) в разработке программного обеспечения.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно

Правильные ответы:
1. 6, 3, 4, 2, 5, 1
2. заказ/приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение
3. Неверно
4. Верно
5. Неверно
6. готовность к изменениям, сотрудничество с заказчиком, работающий продукт, люди и взаимодействие
7. Неверно
8. Верно
9. защитным
10. Неверно

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Оцените влияние риска на проект (в абсолютном выражении), если вероятность появления
соответствующего события оценивается, как 85%, а потеря в случае его наступления — 29. (24,65)
2. Какая редакция PMBOK сейчас используется? (6)
3. Как называется набор задач, которые создают рабочий продукт на этапе жизненного цикла? (действие)
4. Из каких точек формируется граница остановки проекта? (эталонных)
5. Как называется элемент процесса, ориентированный на достижение весомой цели? (деятельность)
6. Как называется элемент действия, который служит для достижения маленькой, но конкретной цели? (задача)
7. Качество «практичность» (usability) означает понятность, лёгкость использования и изучения
продукта.
8. Как называется оценка системы (компонента) во время или в конце процесса разработки для определения того, удовлетворяет ли она (он) указанным требованиям? (валидация)
9. Как называется процесс оценки системы или компонента для выявления того, удовлетворяют ли продукты данного этапа разработки условиям, изложенным в начале этапа? (верификация)
10. Как называется свойство ПО, выражающее степень соответствия системы, компонента или процесса определённым требованиям? (качество)
11. На каком уровне CMM качество разрабатываемой ИС уже не зависит от способностей отдельных личностей? (3)
12. Оцените влияние риска на проект (в абсолютном выражении), если вероятность появления соответствующего события оценивается, как 74%, а потеря в случае его наступления --- 19. (14,06)
13. Методика улучшения кода без изменения его функциональности называется (рефакторинг)
14. Как называется свойство комплекта документации, означающее, что он охватывает весь жизненный цикл? (полнота)
15. Как называется свойство комплекта документации, означающее, что он не содержит внутренних противоречий? (согласованность)
16. Как называется процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных им? (управление рисками)
17. Оцените влияние риска на проект (в абсолютном выражении), если вероятность появления соответствующего события оценивается, как 70%, а потеря в случае его наступления --- 39. (27,3)
18. Сколько уровней имеется в СММ? (5)
19. Как называется архитектурный шаблон, который разделяет работу приложения на три отдельные функциональные блоки: модель данных, представление, управляющая логика? (MVC)
20. Как в международной практике называется «обеспечения качества ПО»? (SQA)
21. Оцените влияние риска на проект (в абсолютном выражении), если вероятность появления соответствующего события оценивается, как 55%, а потеря в случае его наступления --- 37. (20,35)
22. Как называется применение знаний, навыков, инструментов и методов для планирования и реализации действий, направленных на достижение поставленной цели в рамках проектных требований? (управление проектом)
23. Как называется свойство ПО, выражающее степень соответствия системы, компонента или процесса нуждам или ожиданиям заказчика, пользователя? (качество)
24. Оцените влияние риска на проект (в абсолютном выражении), если вероятность появления соответствующего события оценивается, как 74%, а потеря в случае его наступления --- 19. (14,06)
25. Как называется часть реального мира, которая имеет существенное значение или непосредственное отношение к процессу функционирования программы? (предметная область)
26. Как называется новый тип элемента модели, который расширяет семантику метамодели? (стереотип)
27. Как называется абстракция совокупности реальных объектов, которые имеют общий набор свойств и обладают одинаковым поведением? (класс)
28. Как называется модель обеспечения по требованию удобного сетевого доступа к общему пулу настраиваемых вычислительных ресурсов, которые можно быстро выделить и предоставить с минимальными управленческими усилиями или минимальным вмешательством со стороны поставщика услуг. (облачные вычисления)
29. Как называется архитектура, в которой организация и использование распределённых информационных ресурсов находятся в сфере ответственности разных владельцев? (SOA)
30. Оцените влияние риска на проект (в абсолютном выражении), если вероятность появления соответствующего события оценивается, как 83%, а потеря в случае его наступления --- 4. (3,32)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех лабораторных работ в течение семестра и (возможно) сертификата курса на Интуит, а также итогового теста, если недостаточно баллов для получения зачёта.
Пример оценочного средства итогового теста в виде тестовых заданий представлен в 5.1

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.И. Грекул, Н.Л. Коровкина, Ю.В. Куприянов Методические основы управления ИТ-проектами : учебник: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Долженко, А.И. Технологии командной разработки программного обеспечения информационных систем: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428801
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. В. Бунова, А. Н. Шурыгин Применение свободно распространяемого программного обеспечения для управления ИТ-проектами в госсекторе: , 2015 https://e.lanbook.com/journal/issue/298073
Л2.2 Беликова И.П. Управление проектами : краткий курс лекций : Учебник из университетской библиотеки "Оnline" Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Гниденко И. Г., Павлов Ф. Ф., Федоров Д. Ю. Технология разработки программного обеспечения: Учебное пособие Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Управление ИТ-проектами portal.edu.asu.ru
Э2 IBM developerWorks www.ibm.com
Э3 Object Management Group - UML www.uml.org
Э4 Курсы ИТ-менеджмента – При МГТУ им. Баумана www.specialist.ru
Э5 Система управления проектами Адванта / Блог www.advanta-group.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OpenOffice.org / LibreOffice,
Firefox/Chrome/Chromium,
VirtualBox,
MS Project / Planner,
IBM Rational Software Architect Designer,
IBM Rational Method Composer,
IBM Rational Data Architect,
IBM WebSphere Business Modeler Advanced,
дистрибутив GNU/Linux (любой open source).
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/
2. Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book
3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/
4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru
5. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
6. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
205Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов — способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2543