Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и экспериментальной физики |
---|---|
Направление подготовки | 03.03.02. Физика |
Профиль | Медицинская физика; Современные функциональные материалы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 03_03_02_Физика_Профили-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 29 | 29 | 29 | 29 |
Консультации | 32 | 32 | 32 | 32 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики
Протокол от 09.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н. Макаров С.В.
1.1. | Приобретение знаний в области методики преподавания физики, умений и навыков работы в качестве преподавателя физики |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин по физике и астрономии |
ПК-1.1 | Знает преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке |
ПК-1.2 | Знает историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества |
ПК-1.3 | Умеет разрабатывать рабочую программу и владеет методиками обучения предмету |
ПК-3 | Способен определять на основе анализа учебной деятельности обучающегося, оптимальные (в предметном образовательном контексте) способы его обучения |
ПК-3.1 | Знает требования к средствам обучения (их дидактические возможности), оснащению и оборудованию учебного кабинета физики, астрономии, подсобного помещения к нему; |
ПК-3.2 | Умеет использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования |
ПК-3.3 | Умеет применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы |
ПК-3.4 | Умеет осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе, используя современные способы оценивания, в условиях информационнокоммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся) |
ПК-3.5 | Умеет организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую |
ПК-3.6 | Владеет основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся по физике, устанавливаемые федеральным государственным образовательным стандартом; - современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса по физике в средних общеобразовательных учреждениях; - дидактические особенности различных видов обучения; вопросы частных методик курса физики. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - организовывать учебную деятельность обучающихся, управлять ею и оценивать ее результаты; - организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность; - обосновывать выбор методов, средств обучения и форм организации учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения физике. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками по использованию демонстрационного и лабораторного оборудования кабинета физики |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие вопросы теории и методики обучения физике | ||||||
1.1. | Актуальные проблемы теории и методики обучения физике. Основные цели обучения физике | Лекции | 7 | 1 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
1.2. | Методы педагогического исследования | Лекции | 7 | 1 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
1.3. | Классификация методов обучения | Лекции | 7 | 1 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
1.4. | Методы контроля знаний обучающихся | Практические | 7 | 4 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
1.5. | Взаимосвязь методов обучения и методов научного познания | Лекции | 7 | 1 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
Раздел 2. Средства обучения физике | ||||||
2.1. | Классификация средств обучения физике | Лекции | 7 | 1 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
2.2. | Методы преподавания физики с учетом средств обучения (демонстрационные, лабораторные, решение задач) | Практические | 7 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
2.3. | Средства новых информационных технологий обучения физике | Лекции | 7 | 1 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
2.4. | Деятельность учителя при демонстрации опытов | Лекции | 7 | 1 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
Раздел 3. Формы организации учебного процесса по физике | ||||||
3.1. | Традиционное и проблемное обучение физике | Лекции | 7 | 1 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.2. | Формирование у обучающихся экспериментальных умений | Лекции | 7 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.3. | Методика проведения эксперимента | Практические | 7 | 4 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.4. | Технология обучения обучающихся решению физических задач | Лекции | 7 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.5. | Использование компьютера при решении задач | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.6. | Методическая система А.В. Усовой по изучению элементов структуры физического знания | Лекции | 7 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.7. | Обобщённый план изучения физических явлений, величин, законов, теорий и приборов | Практические | 7 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.8. | Требования ФГОС основного общего образования к преподаванию физики | Лекции | 7 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.9. | Разработка конспекта урока получения нового знания (тема выбирается самостоятельно) с подбором и использованием необходимого эксперимента | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.10. | Физика в познании окружающего мира. Механика как теория. | Практические | 7 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.11. | Подбор слайдов и методика их предъявления при организации объяснения по выбранному вопросу из темы «Механика» | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.12. | Физика в познании окружающего мира. Молекулярная физика и термодинамика. | Практические | 7 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.13. | Подбор и демонстрация опытов на введение основных положений МКТ | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.14. | Систематизация сведений по практическому применению законов термодинамики, демонстрация слайдов. | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.15. | Подбор и демонстрация электрстатических явлений (виртуальный эксперимент) | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.16. | Физика в познании окружающего мира. Электродинамика. | Практические | 7 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.17. | Подбор и демонстрация электромагнитных колебаний (виртуальный эксперимент) | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.18. | Физика в познании окружающего мира. Элементы теории относительности, квантовой и ядерной физики. | Практические | 7 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.19. | Подбор и демонстрация фотоэффекта (виртуальный эксперимент) | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.20. | Подготовка к выполнению контрольной работы, составление конспекта урока, подбор слайдов для демонстрации физических явлений, подготовка ответов на вопросы к зачету. | Сам. работа | 7 | 29 | ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.4 |
3.21. | Консультации | Консультации | 7 | 32 | ПК-1.2, ПК-1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по темам дисциплины в полном объеме размещены на онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ": https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=327 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: способен разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин по «Физике» и «Астрономии» в средней школе. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: Вопрос 1. К дидактическим принципам относятся принципы: А)Научности, системности, межпредметных связей, наглядности, доступности, индивидуализации и дифференциации. Б)Систематичности и последовательности, связи теории с практикой, обучения с жизнью. Ответ: А) и Б) Вопрос 2. Метод обучения это: А) Система целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую усвоению им содержания образования и тем самым достижения целей обучения.. Б)Реализация, которая приводит к формированию у учащихся умения, навыки, знания. В)Условие и средство повышения научного уровня знаний учащихся. Ответ: А) Вопрос 3. Проблемное обучение это: А)Одно из наиболее эффективных педагогических систем, реализующих идеи и принципы развивающего обучения. Б)Массовая форма проверки знаний и умений учащихся, организуемая на уроке в учебное время. В)Привитие интереса к занятиям физикой, стимулирования учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предмета. Ответ: А) и В) Вопрос 4. Структура физической теории состоит: А)Основание → ядро → следствие. Б)Факты → гипотеза → следствие → эксперимент. В)Основание → факты → эксперимент. Ответ: А) Вопрос 5. Физическая картина мира это: А)Идеальная модель природы, включающую в себе общие понятия, принципы, гипотезы физики и характеризующую определенный этап ее развития. Б)Стремление школьника проникнуть в познавательную область более глубоко и основательно в постоянном побуждении заниматься предметом своего интереса. В)Условие и средство повышения научного уровня знаний учащихся, повышения роли обучения в формировании их научного мировоззрения. Ответ: А) Вопрос 6. В современной физике существуют 4 вида взаимодействий: электромагнитные, гравитационные, ядерные (сильные и слабые). Как они называются? А)Индуктивные. Б)Фундаментальные. В)Пространственные. Ответ: Б) Вопрос 7. При индуктивном изучении газовых законов вначале рассматривают: А)Основные положения МКТ. Б)Термодинамику. В)Статику. Ответ: А) Вопрос 8. В каком разделе физики изучают вопросы о элементы специальной теории относительности? А)Квантовая физика. Б)Электродинамика. В)Молекулярная физика. Ответ: Б) Вопрос 9. В образовательной программе учебного курса физики указывается: А)Время на изучение материала, основное содержание материала, межпредметные связи, фронтальные лабораторные работы, работа физического практикума. Б)Явления и факты, понятия и величина, модель законы, методика измерений. В) Даты открытия физических законов. Ответ: А) и Б) Вопрос 10. Что изучается в разделе «Молекулярная физика»? А)Системы, состоящие из большого числа частиц, виды энергий. Б)Виды движения и уравнения движения. В)Волновые свойства света. Ответ: А) Вопрос 11. Воспроизведение физических явлений учителем на демонстрационном столе с помощью специальных приборов называется: А) Физическим практикумом. Б) Демонстрационным экспериментом В) Лабораторной работой. Ответ: Б) Вопрос 12. По способу представления условия физические задачи делятся на: A) Графические Б) Творческие В) Текстовые. Ответ: А) и В) Вопрос 13. Обучающие цели обучения физике: А) формирование глубоких и прочных научных знаний: экспериментальных фактов, понятий, законов, теорий, методов физической науки, современной физической картины мира. Б)формирование экспериментальных умений и навыков; формирование политехнических знаний и умений, знакомство с основными направлениями научно-технического прогресса развитие мышления, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, развитие самостоятельного интереса к физике и технике; развитие способностей. В)формирование научного мировоззрения, патриотическое и интернациональное воспитание учащихся, профессиональная ориентация учащихся Ответ: А) Вопрос 14. Решение задач и экспериментальные работы учащихся (лабораторные и фронтальные опыты, физический практикум, домашние эксперименты) - это А)Словесные методы обучения Б)Наглядные методы обучения В) Практические методы обучения Ответ: В) Вопрос 15. Выберите из предложенного списка задачи курса физики в политехническом обучении: А)Выработка у обучающихся умении и навыков обращения с широко распространенными в современной технике контрольно-измерительными приборами, приборами управления, источниками энергии, способами преобразования ее и использования. Б)Формирование у обучающихся умения применять знания по физике для решения различных физико-технических задач. В)Формирование определенных качеств личности: хорошего отношения к труду, профессиональной направленности, творческой инициативы, пытливости, исследовательских и конструкторских. Ответ: А), Б) и В). ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА: Вопрос 1. Какие обязательные требованиянеобходимо учитывать при осуществлении отбора и составлении средств контроля знаний и умений обучающихся? Ответ: Наличий различных типов заданий, определение критериев оценки выполнения каждого задания,возможность получения максимума информации об объекте контроля на основе результатов выполнения задания. Вопрос 2. Установите очередность видов контроля: Ответ: предварительный, текущий, тематический, итоговый. Вопрос 3. Укажите функции контроля. Ответ: Диагностическая, контролирующая, обучающая, прогностическая, развивающая и виспитательная. Вопрос 4. Назовите метод, при котором организуется участие обучающихся в самостоятельном выполнении отдельных шагов поиска решения проблемы (в одних случаях учатся видеть проблемы, в других - строить доказательство, в третьих - делать выводы из изложенных или продемонстрированных фактов, в четвертых - высказывать гипотезы, в пятых - составлять план проверки высказанного предположения и т.д.). Ответ: Эвристический. Вопрос 5. Назовите метод обучения используется для формирования умений и навыков обучающихся и способствует воспроизведению знаний и их применению по образцу или в несколько измененных, но опознаваемых ситуациях. Ответ6 Репродуктивный. Вопрос 6. Если учитель/преподаватель не только организует передачу информации, но и знакомит обучающихся с процессом поиска решения той или иной проблемы, показывает движение мысли от одного этапа познания к другому, иллюстрирует логику этого движения, возникающие противоречия, то какой метод обучения он применяет? Ответ: Метод проблемного изложения учебного материала (проблемное обучение). Вопрос 7. Какой метод является исследовательским в процессе изучения физики? Ответ: метод, при котором реализуется поисковая, творческая деятельность обучающихся для решения новых проблем и проблемных задач. Вопрос 8. Перечислите эмпирические методы обучения. Ответ: формулирование заданий эксперимента; выдвижение рабочей гипотезы; разработка метода исследования и проведения эксперимента; наблюдение и измерение; систематизацию полученных результатов; анализ и обобщение экспериментальных данных; выводы о достоверности рабочей гипотезы. Вопрос 9. Если на уроке происходит анализ и обобщение фактов, формулирование проблемы, выдвижение гипотез и теоретическое выведение последствий из гипотезы, то какие методы обучения применяет учитель на уроке физики? Ответ: Теоретические методы обучения Вопрос 10. Назовите функции средств обучения. Ответ: Информационная, дидактическая, контролирующая. Вопрос 11. Перечислите специальные средства обучения. Ответ: Демонстрационные приборы, фронтальные приборы, приборы физического практикума Вопрос 12. Организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью по-стоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя методы и средства работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития школьников. Ответ: Урок. Вопрос 13. Перечислите виды уроков контроля и коррекции знаний. Ответ: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой; письменный опрос (индивидуальный), лабораторная работа контрольная работа. Вопрос 14. Укажите основные правила организации современного урока физики. Ответ: определить цель урока, подготовить содержание учебного материала, уточнить тип и вид урока, выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения, определить структуру урока. Вопрос 15. Перечислите основные этапы урока. Ответ: Актуализация прежних знаний и способов деятельности учащихся, формирование новых знаний и способов деятельности учащихся, применение новых знаний, домашнее задание. Вопрос 16. Определите структуру физической теории. Ответ: Основание, ядро, выводы и интерпретация теории. Вопрос 17. Перечислите этапы педагогического эксперимента. Ответ: Констатирующий, поисковый, обучающий (формирующий) и контрольный. Вопрос 18. Укажите критерии эффективности применяемой учителем методики обучения физике. Ответ: Объем знаний, усвоенных учащимися, системность знаний, их осмысленность, действенность и прочность. Вопрос 19. Назовите учебники физики, которые применяются в региональной системе образования. Ответ: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10-11 класс, 2020г. УМК «Просвещение»; Касьянов В.А.Физика.10-11 класс, 2021 г. УМК «Просвещение». Вопрос 20. Укажите главные особенности раздела "Механики". Ответ: 1) именно с механики начинают изучение курса физики IX–XI классов; 2)в механике достаточно полно представлена физическая теория в отличии от других физических теорий, изучаемых в средней школе. Критерии оценивания: каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом "зачтено" - выполнено более 50 % заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50 % и менее. "Отлично" - выполнено 85-100 % заданий, "Хорошо" - выполнено 70-84 % заданий, "Удовлетворительно" - выполнено 51-69 % заданий. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено программой |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера. ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 1. Методика преподавания физики как одна из педагогических наук 2. Методология педагогического исследования. 3. Методы педагогического исследования. 4. Этапы развития методики обучения физике. 5. Актуальные проблемы теории и методики обучения физике. 6. Основные цели обучения физике. 7. Содержание курса физики основной школы. 8. Содержание курса физики средней (полной) школы. 9. Методы и методические приёмы обучения физике. 10.Классификация методов обучения. 11. Взаимосвязь методов обучения и методов научного познания. 12. Средства обучения физике. 13. Школьный физический кабинет. 14. Технические средства обучения (ТСО). 15. Средства новых информационных технологий обучения физике. 16. Формы организации учебного процесса по физике. 17. Внеклассная работа по физике. 18. Методы, формы и средства проверки знаний и умений учащихся по физике. 19. Индивидуализация и дифференциация обучения. 20. Планирование работы учителя. 21. Журналы предметного характера и пособия по методике физики. 22. Президентская программа «Наша новая школа». 23. Технология обучения учащихся решению физических задач. 24.Формирование у учащихся экспериментальных умений. 25. Домашние экспериментальные работы. 26. Деятельность учителя при демонстрации опытов. 27. Компьютерные технологии обучения физике. 28. Формирование у учащихся мотивов учения и познавательных интересов. 29. Физическая картина мира как предмет изучения в школьном курсе физики. 30. Экологическое образование учащихся в процессе изучения физике. 31. Развитие мышления учащихся. 32. Творческий путь академика А.В. Усовой. 33. Обобщённый план изучения физических явлений (по Усовой А.В.) 34.. Обобщённый план изучения физических величин (по Усовой А.В.). 35. План изучения законов (по Усовой А.В.) 36. План изучения физических теорий (по Усовой А.В.). 37. План изучения приборов (по Усовой А.В.) 38. План изучения технологического процесса (по Усовой А.В.). 39. Требования ФГОС основного общего образования к преподаванию физики. 40. Структура научной теории и функции её элементов. ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА 1. Приведите примеры заданий для проверки знаний и умений обучающихся для каждого уровня усвоения по определенной теме школьного курса физики. 2. Приведите пример применения элементов геймификации в учебном процессе по данной теме школьного курса физики. 3. Приведите пример физического диктанта / фронтального опроса (вопросов и предполагаемых ответов по определенной теме школьного курса физики), которые помогут Вам определить на каком уровне усвоения знаний находятся обучающиеся (не менее 20 вопросов). 4. Перечислите основные положения создания комплексного средства обучения. 5. Приведите примеры когнитивных барьеров, возникающих у обучающихся при изучении физических явлений. 6. Опишите свои когнитивные барьеры, возникавшие при описании результатов опыта (видео) и других заданий. 7.Объясните причину их возникновения и предложите способы их ликвидации в будущем. 8. Предложите свою модель учебной аудитории "Физика" с описанием расположения средств обучения физике (на примере школы, лицея или гимназии). 9. Изучите структуру и содержание темы 8 «Молекулярная физика» и темы 9 «Термодинамика» элективного курса «Экспериментальная физика» https://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=363. Сравните примеры эмпирических практических заданий для лицеистов, которые предлагаются в указанных темах. 10. Приведите пример заданий согласно системе Л.И. Скрелина, которые помогут Вам определить на каком уровне усвоения знаний находится обучающийся (контролирующая функция средств обучения). http://sverh-zadacha.ucoz.ru/index/0-87 11. Ознакомьтесь с перечнем оборудования для выполнения экспериментального задания в ОГЭ по физике. 12. Изучите Кодификатор и спецификацию КИМ ЕГЭ и ОГЭ по физике, используя матриалы сайта ФИПИ. 13. Перечислите умения учащихся на базовом уровне. 14. Укажите основные опыты при изучении физических теорий согласно учебной программе для средней школы. 15. Укажите перечень физических моделей, изучаемых в средней школе. 16. Укажите перечень лабораторных работ по каждому разделу физики для 7-9 классов и 10-11 классов. 17. Перечислите требования, предъявляемые к выполнению лабораторных работ по физике. 18. Приведите пример систематизации сведений по практическому применению законов одного из раздов физики. 19. Опишите особенности методической системы А.В. Усовой по изучению элементов структуры физического знания 20. Перечислите требования ФГОС основного общего образования к преподаванию физики. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок. «Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями. «Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий. «Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. |
Приложения |
Приложение 1.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.А. Алешкевич, Л.Г. Деденко, В.А. Караваев | Курс общей физики. Механика [Электронный ресурс]: учебное пособие | М. : Физматлит, 2011 | e.lanbook.com |
Л1.2 | И.А. Старостина, Е.В. Бурдова, О.И. Кондратьева | Краткий курс общей физики [Электронный ресурс]: учебное пособие | Казань : Издательство КНИТ, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Сивухин Д.В. | Общий курс физики. Том 5. Атомная и ядерная физика [Электронный ресурс]: учебное пособие | Физматлит, 2002 | e.lanbook.com |
Л1.4 | Шимко Е.А. | Методика преподавания физики [Электронный ресурс]: | , 2019 | portal.edu.asu.ru |
Л1.5 | Алешкевич В.А. | Курс общей физики. Молекулярная физика [Электронный ресурс]: учебник | Москва : Физматлит, 2016 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. | Методы решения задач по физике [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие | М. : ФИЗМАТЛИТ, 2012 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | Шимко Е.А. | Способы обобщения и систематизации естественно-научных знаний [Электронный ресурс]: монография | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Д.В. Сивухин | Общий курс физики (в 5 томах): Термодинамика и молекулярная физика , т.2 [Электронный ресурс]: учебое пособие | М.: Физматлит, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Методика обучения физике в средней школе | fizmet.org | ||
Э2 | Теоретические основы методов обучения физике | gigabaza.ru | ||
Э3 | Методы педагогического исследования | www.e-reading.club | ||
Э4 | Средства обучения физике | files.school-collection.edu.ru | ||
Э5 | Методика применения интерактивных средств в обучении физике | lib.teacher.msu.ru | ||
Э6 | Современные средства обучения и технического оснащения классов в современной школе | allbest.ru | ||
Э7 | Методика преподавания физики, автор Шимко Е.А. | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программа Microsoft Office Операционная система семейства Windows Интернет браузер 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека. www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека. www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека. www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека. http://www.biblioclub.ru/ интернет-портал «Университетская библиотека онлайн» www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана. www.intuit.ru/ Образовательный сайт |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
214К | лаборатория медицинской физики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 10 посадочных мест; доска маркерная 1 шт.; учебные наглядные пособия; анализатор биохимический CardioChek PA портативный; велоэргометр DH-8918 P; высоковольтный стабилизированный выпрямитель ТВ-2; датчик давления газа Gas Pressure Sensor GPS-BTA; датчик концентрации нитрат-ионов NO3-BTA Nitrate Ion-Selektive Elektrode; датчик содержания CO2/CO2 Gas sensor/CO2-BTA; датчик частоты дыхательных движений Respiration Monitor Belt /RMB-BTA; интерактивная доска Legamaster e-Board Touch 77 c проектором Epson EB-470; ионизатор воздуха – 2 ед.; колориметр датчик оптической плотности COL-BTA Colorimeter; комплекс магнитокоррекции Мультимаг; компьютер Celeron 2533MHz/ 17" LCD Samsung 740N; компьютер НЭТА /LCD 19" Samsung 943B (2,93Ghz/2*1024Mb/500Gb/DVD-RW/KM); лазер ЛГИ-201; лазер ЛГН-703; люксметр LS-BTA датчик освещенности Light Sensor; моноблок RAMEC Gale Custom G1610/ H61M-DG3/4 Гб ОЗУ/500 Гб НЖМД – 2 ед.; персональный компьютер с LCD монитором 19"; пневмотахометр Эльф-5-02; принтер лазерный Hewlett-Packard P1102w; пульсометр датчик частоты сердечных сокращений Exercise Heart Rate Monitor EHR-B; самописец "Эндим"; система сбора данных AFS в комплекте с кабелем – 2 ед.; скамья оптическая; спектрофотометр Vernier SpectroVis Plus SVIS-RL+ световод SVIS-FIBER; спироанализатор СПМ-01 "РД"; спирометр SPR-BTA датчик жизненной емкости легких Spirometer; тонометр BPS-BTA датчик артериального давления Blood Pressure Sensor; устройство для измерения и обработки данных УИОД LabQuest в комплекте – 3 ед.; ФМБ - 9К Установка учебная " Изучение принципов работы электроэнцефалографа"; ФМБ-8 Установка учебная лабораторная "Измерение импеданса. Определение импеданса |
001вК | склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение курса предполагает опору на знания, полученные студентами в ходе изучения курса общей и теоретической физики. На экзамене от студента требуется не только продемонстрировать знания теоретических положений, но и привести примеры, найденные самостоятельно. Целесообразно комплектовать набор примеров постепенно, в процессе подготовки к практическим занятиям. Учебные и воспитательные цели курса - стимулировать интеллектуальное развитие личности обучаемых. Виды учебной работы: 1) теоретическая подготовка, которая представлена вопросами истории становления единой теории, описанием основ закономерностей множества физических явлений. 2) практическая подготовка, представленная решением разнообразных расчетных задач из всех разделов курса. Аудиторные занятия по дисциплине проводятся в трех формах: лекционные занятия, практические и лабораторные занятия. Лекционные занятия. В УМКД представлено основное содержание лекционного материала: термины и понятия, необходимые для освоения дисциплины, основные теоретические положения Для записи конспектов лекций у студента должна быть тетрадь желательно большого формата, так как в конспектах обязательно присутствуют рисунки, графики и чертежи. Эти элементы должны быть выполнены так, чтобы все детали были видны и все буквы читались. Желательно оставлять место для дописания и доработки материала. Практические занятия. Для практических занятий у студента должна быть отдельная тетрадь. При подготовке к практическому занятию студент должен проработать теоретический материал, относящийся к теме занятия. При этом необходимо выяснить физический смысл всех величин, встречающихся в конспекте лекций по данному вопросу. Лабораторные занятия. Изучение курса сопровождается выполнением лабораторного практикума. Каждым студентом должна быть заведена специальная тетрадь для выполнения лабораторных работ, в которую при подготовке заносятся краткие сведения из теории, Схема отчета по выполненной работе • Название работы. • Цель работы, оборудование. • Краткие сведения из теории, • Выводы, заключение о достижении цели, поставленной данной работой, с анализом полученного результата. Отчет должен заканчиваться приведением вывода. В конце отчета приводятся письменные ответы на контрольные вопросы. При пропуске занятия данная лабораторная работа выполняется в часы самоподготовки к следующему занятию. |