МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спутниковые цифровые технологии мониторинга системы Земля

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра радиофизики и теоретической физики
Направление подготовки03.03.03. Радиофизика
ПрофильКомпьютерная электроника и телекоммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план03_03_03_Радиофизика_КЭТ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., профессор кафедры радиофизики и теоретической физики, Лагутин Анатолий Алексеевич

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент кафедры прикладной физики, электроники и информационной безопасности, Рудер Давыд Давыдович

Рабочая программа дисциплины
Спутниковые цифровые технологии мониторинга системы Земля

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 03.03.03 Радиофизика (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 912)

составлена на основании учебного плана:
03.03.03 Радиофизика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 02.07.2021 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Лагутин Анатолий Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 02.07.2021 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Лагутин Анатолий Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство студентов с физическими основами дистанционного зондирования Земли из космоса;
освоение моделей и алгоритмов оперативного регионального космического мониторинга по данным приборов на операционных спутниковых платформах;
демонстрация практического использования оперативных спутниковых данных в различных отраслях экономики;
знакомство студентов с планируемыми для операционной работы в рамках программ JPSS и NPP приборами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способность проводить эксперименты по наладке и тестированию работоспособности оборудования по заданной методике, обрабатывать полученные результаты на современном уровне;
ПК-1.1 Знает основные методы проведения физических и радиофизических измерений, в том числе с использованием систем сбора данных.
ПК-1.2 Умеет проводить измерения параметров радиофизической системы в целом и/или ее отдельных элементов.
ПК-1.3 Владеет навыками обработки данных как с использованием готовых программных решений, так и с использованием подпрограмм и функций из библиотек для языков программирования.
ПК-2Способность к осуществлению исследований физических явлений радиофизическими методами;
ПК-2.1 Знает принципы работы основного профессионального программного обеспечения и вычислительных систем, используемых в профессиональной области.
ПК-2.2 Умеет производить установку, настройку и анализировать работоспособность специализированного программного обеспечения.
ПК-2.3 Владеет навыками по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований.
ПК-6Способность к разработке новых программно аппаратных комплексов по численному моделированию процессов и явлений различной физической природы
ПК-6.1 Знает основные этапы проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
ПК-6.2 Умеет оценить степень новизны предлагаемого решения задачи.
ПК-6.3 Владеет знаниями об основных этапах регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные методы проведения физических и радиофизических измерений, в том числе с использованием систем сбора данных.
Знает принципы работы основного профессионального программного обеспечения и вычислительных систем, используемых в профессиональной области.
Знает основные этапы проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет проводить измерения пара-метров радиофизической системы в целом и/или ее отдельных элементов.
Умеет производить установку, настройку и анализировать работоспособность специализированного программного обеспечения.
Умеет оценить степень новизны предлагаемого решения задачи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками обработки данных как с использованием готовых программных решений, так и с использованием подпрограмм и функций из библиотек для языков программирования.
Владеет навыками по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
Владеет знаниями об основных этапах регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Зондирование Земли из космоса: современное состояние и ближайшие перспективы (обзор проблемы)
1.1. Дистанционное зондирование Земли из космоса при помощи электромагнитного излучения. Цели и основные задачи курса. Место дистанционного зондирования в системе наук о Земле. Современные программы дистанционного зондирования Земли из космоса. Платформы космического агентства России. Программы NPP и JPSS. Программы и платформы, поддерживающие режим Direct Broadcast (DB). Лекции 5 4 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Аппаратно-программный комплекс «ЕОСкан» для оперативного приема данных, передаваемых с космических платформ Terra и Aqua. Практические 5 8 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Платформы NOAA, Terra, Aqua, Aura, SPOT: краткая характеристика съемочной аппаратуры, зона обзора и частота покрытия. Основные решаемые задачи. Сам. работа 5 14 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Взаимодействие электромагнитного излучения с атмосферой и подстилающей поверхностью Земли
2.1. Солнечное излучение в атмосфере Земли. Характеристики поля излучения. Основные механизмы взаимодействия излучения с веществом: поглощение и рассеяние излучения макроскопическими частицами. Закон Бугера. Перенос оптического излучения в атмосфере: дифференциальная и интегральная формы. Отражение излучения от подстилающей поверхности (ПП): основные типы отражения. Количественные характеристики, описывающие отражение от подстилающих поверхностей: двунаправленные коэффициенты спектральной яркости (ДКСЯ), плоское и сферическое альбедо. Показание спутникового прибора. Лекции 5 6 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Моделирование показания спутникового прибора. Исследование чувствительности отклика в каналах прибора к изменениям параметров системы «атмосфера-подстилающая поверхность». Практические 5 8 Л3.1, Л3.2, Л1.1
2.3. Решение уравнения переноса оптического излучения в плоско-параллельной атмосфере в приближении однократного рассеяния. Модели ДКСЯ. Взаимодействие излучения с системой «атмосфера – океан». Сам. работа 5 12 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Алгоритмы восстановления характеристик атмосферы и подстилающей поверхности по данным спутниковых приборов
3.1. Восстановление характеристик системы по данным спутниковых приборов: прямые и обратные задачи дистанционного зондирования Земли из космоса. Векторы измеряемых величин и состояния системы, модель измерения. Основные подходы решения обратных некорректных задач. Регрессионный метод восстановления характеристик системы «атмосфера-подстилающая поверхность» по данным спутниковых приборов: достоинства и недостатки метода. Алгоритм восстановления аэрозольной оптической толщины, определения термальных аномалий по данным MODIS. Лекции 5 4 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Тематическая интерпретация данных дистанционного зондирования с использованием нейронных сетей. Практические 5 8 Л3.1, Л3.2, Л1.1
3.3. Алгоритм восстановления двунаправленного коэффициента спектральной яркости по данным MODIS. Основные элементы алгоритма восстановления характеристик атмосферы по данным зондировочного комплекса AIRS/VisNIR/AMSU. Последовательность обработки данных приборов AIRS, VisNIR, AMSU. Продукты, создаваемые по данным зондировочного комплекса AIRS/Vis/AMSU. Сам. работа 5 20 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Технологии оперативного регионального спутникового мониторинга
4.1. Современные технологии обеспечения пользователей режима Direct Broadcast (DB) необходимым программным обеспечением. Характеристика вычислительных пакетов, позволяющих проводить восстановление геофизических параметров системы по данным приборов программы EOS и NPP. Примеры использования оперативных данных дистанционного зондирования. Лекции 5 4 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Структура специализированной ГИС для оперативной обработки спутниковых данных. Применение данных MODIS и VIIRS для мониторинга атмосферы и подстилающей поверхности. Оценка концентраций малых газовых компонент. Лесные и степные пожары, оценка площадей крупных очагов. Определение площади заснеженности и влагозапаса снега. Сам. работа 5 20 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способность проводить эксперименты по наладке и тестированию работоспособности оборудования по заданной методике, обрабатывать полученные результаты на современном уровне;

Примеры заданий открытого типа:

1. Дистанционное зондирование Земли это:
а) это метод получения информации о Земле, используя специальные съемочные аппараты, установленные на спутниках и других космических объектах.
b) это метод получения информации о Земле, используя сверхточные датчики, газоанализаторы, установленные на самолетах и аэростатах.
c) это метод получения информации о Земле, где используются специальные сенсоры, которые устанавливаются в скважины или опускаются на дно океана.
д) это метод получения информации о Земле, по средствам снаряжения и отправки экспедиций в труднодоступные части планеты.
Ответ: a

2. Какое вид электромагнитного излучение используется для дистанционного зондирования Земли из космоса?
a) СВЧ
b) Инфракрасное
c) Видимое
d) все перечисленные
Ответ: d

3. Какая конфигурация орбиты космического аппарата позволяет сделать съемку всей поверхности земли:
a) геостационарная
b) полярная
с) солнечно синхронная полярная
d) прецессионная
Ответ: с

4. Какое пространственное разрешение является спутниковой съемки является высоким:
a) 1-10 км
б) 1000-100м
в) 100-10м
г) 10-1м
Ответ: г

5. Отметьте к какой космической программе относятся спутники TERRA и AQUA:
a) Copernicus
b) EOS
c) JPSS
d) КАРТОСАТ
Ответ: b

6. К какому классу спутниковых приборов относится сенсор MODIS:
a) СВЧ радиометр
б) ИК гиперспектрометр
в) СВЧ радар
г) ИК+ВС Мультиспектрометр
Ответ: г

7. Отметьте число каналов характерных для гиперспектрального сенсора
а) 1-10
б) 10-50
в) 50-200
г) более 200
Ответ: г

8. Назовите диапазон электромагнитных в котором работает радарная спутниковая съемка.
a) СВЧ
b) Инфракрасное
c) Видимое
d) все перечисленные
Ответ: а

9. Укажите приблизительную высоту солнечно синхронная полярной орбиты:
а) 100-300км
б) 300-600км
в) 600-900км
г) 900-2000км
Ответ: в

10. Назовите какое ПО можно использовать для просмотра спутниковых данных
а) офис
б) фотошоп
в) ГИС
г) CAD
Ответ: в

11. Какие преимущества имеет дистанционное зондирование Земли из космоса по сравнению с другими методами исследования Земли?
а) возможность получения данных о больших территориях, включая труднодоступные и опасные зоны.
б) возможность получения данных с высокой точностью.
в) возможность получения данных с высоким временным разрешения, вплоть до наносекунд.
г) возможность получения данных без участия человека.
Ответ: а

12. В каких величинах измеряется коэффициент спектральной яркости подстилающей поверхности:
а) Вт / (см² * ср * с)
б) Вт / (см² * ср * нм)
в) Дж / (см² * ср * с)
г) Дж / (см3 * ср * с)
Ответ: б

13. Оптическая толщина атмосферы это:
а) мера поглощения излучения атмосферой
б) высота от поверхности Земли верней границы атмосферы
в) расстояние от нижней границы облачного покрова до спутника
г) мера неоднородности атмосферы
Ответ: а

14. Калибровки спутниковой съемочной аппаратуры нужна для
а) стабильности показаний приборов
б) увеличения срока службы приборов
в) увеличения точности приборов
г) улучшение энергопотребления приборов
Ответ: а

15. Аэрозольная оптическая толщина атмосферы это
а) величина характеризующая преломление оптического излучения в атмосфере.
б) величина характеризующая ослабление оптического излучения в атмосфере.
в) величина характеризующая рассеяние оптического излучения в атмосфере.
г) величина характеризующая поглощение оптического излучения в атмосфере.
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий закрытого типа:

1. Что такое дистанционное зондирование Земли из космоса?
Ответ: Дистанционное зондирование Земли из космоса - это метод получения информации о Земле, используя специальные съемочные аппараты, установленные на спутниках и других космических объектах. Этот метод позволяет получать данные о различных параметрах Земли, таких как температура, влажность, состав атмосферы, рельеф и т.д.

2. Какие задачи решаются при помощи дистанционного зондирования Земли из космоса?
Ответ: Дистанционное зондирование Земли из космоса позволяет решать множество задач, связанных с изучением нашей планеты. Например, это может быть мониторинг изменений климата, изучение состояния растительности, контроль загрязнения окружающей среды, анализ геологических процессов и т.д.

3. Какие преимущества имеет дистанционное зондирование Земли из космоса по сравнению с другими методами исследования Земли?
Ответ: Дистанционное зондирование Земли из космоса имеет ряд преимуществ перед другими методами исследования Земли. Во-первых, это возможность получения данных о больших территориях, включая труднодоступные и опасные зоны. Во-вторых, это возможность получения данных в режиме реального времени, что позволяет быстро реагировать на изменения на Земле. В-третьих, это возможность получения данных с высокой точностью и разрешением.

4. Какие технологии используются для дистанционного зондирования Земли из космоса?
Ответ: Для дистанционного зондирования Земли из космоса используются различные технологии, включая радиолокацию, оптическое зондирование, радиометрию и другие. Каждая из этих технологий имеет свои преимущества и недостатки и используется в зависимости от задачи и условий исследования.

5. Какие перспективы развития дистанционного зондирования Земли из космоса существуют в настоящее время?
Ответ: В настоящее время существует множество перспектив развития дистанционного зондирования Земли из космоса. Например, это может быть улучшение качества и разрешения съемочной аппаратуры, разработка новых методов обработки данных, улучшение точности и надежности спутниковой связи и т.д. Также активно идет работа над созданием новых спутников и программ дистанционного зондирования Земли из космоса, которые позволят получать более точные и полные данные о нашей планете.

6. Сформулируйте основные требования к характеристикам съемочной спутниковой аппаратуры, предназначенной для определения коэффициента спектральной яркости подстилающей поверхности.
Ответ: К таким требованиям можно отнести: высокую разрешающую способность, широкий спектральный диапазон, высокую чувствительность и точность измерений.

7. Каким образом можно выразить показания спутникового прибора, регистрирующего уходящее электромагнитное излучение в оптическом и инфракрасном диапазонах.
Ответ: Эта сумма излучения полученного в результате отражения и рассеяния солнечного излучения на компонентах системы "атмосфера-подстилающая поверхность", таких как аэрозоль, облачность и т.д.

8. Сформулируйте уравнение переноса теплового излучения в условиях локального термодинамического равновесия.
Ответ: Уравнение переноса теплового излучения в условиях локального термодинамического равновесия может быть сформулировано следующим образом: dI/ds = -kI + j, где I - интенсивность излучения, s - координата вдоль луча, k - коэффициент поглощения, j - источник излучения.

9. Укажите уравнение, позволяющее находить коэффициент спектральной яркости подстилающей поверхности по данным спутникового прибора.
Ответ: Lλ = π * Fλ * ρλ , где Lλ - излучательная способность поверхности, Fλ - поток излучения, падающий на поверхность, ρλ - коэффициент отражения поверхности в данном спектральном диапазоне.

10. Предполагая, что спектрорадиометры MODIS / Terra и MODIS / Aqua с трехминутным интервалом провели измерения интенсивностей излучения над одной зоной суши, предложите подход, позволяющий оценить альбедо однократного рассеяния аэрозоля для сцены.
Ответ: Один из подходов, позволяющих оценить альбедо однократного рассеяния аэрозоля для сцены, заключается в использовании метода дифференциальных измерений, который основан на сравнении измерений интенсивности излучения, полученных с разных углов наблюдения.

11. Назовите основные подходы используемые для калибровки спутниковой съемочной аппаратуры. Какие примиренчества обеспечивает калибровка?
Ответ: Основные подходы, используемые для калибровки спутниковой съемочной аппаратуры, включают калибровку на земле, калибровку на борту и калибровку с помощью природных объектов. Калибровка позволяет уменьшить ошибки измерений и повысить точность получаемых данных.

12. Укажите преимущества и недостатки наблюдений спутниковых ИК спектрометров при решении задачи восстановления вертикального профиля температуры.
Ответ: Преимуществами наблюдений спутниковых ИК спектрометров при решении задачи восстановления вертикального профиля температуры являются возможность получения данных с большой пространственной и временной разрешающей способностью.
Однако недостатками являются ограничения в точности измерений, вызванные молекулярным поглощением атмосферных газов, а также влиянием атмосферных условий таких как плотная облачность.

13. Укажите основные приближения, использованные при построении операционного алгоритма восстановления АОТ атмосферы над сушей по данным MODIS.
Ответ: При построении операционного алгоритма восстановления АОТ атмосферы над сушей по данным MODIS используются приближения, связанные с моделированием атмосферных условий и поглощения излучения в атмосфере.

14. Опишите конструкцию спектрометра используемого в инструменте AIRS.
Ответ: Спектрометр, используемый в инструменте AIRS, представляет собой интерферометр Майкельсона, состоящий из двух зеркал и двух полупрозрачных пластин. Он позволяет разложить излучение на спектральные составляющие и измерить их интенсивность.

15. Дайте определение понятию оптической толщины атмосферы и опишите методы ее измерения.
Ответ: Оптическая толщина атмосферы - это мера поглощения излучения атмосферой. Ее можно измерять с помощью спектрорадиометров, спектрометров и других приборов, которые регистрируют интенсивность излучения в различных спектральных диапазонах.

«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способность к осуществлению исследований физических явлений радиофизическими методами;

Примеры заданий открытого типа:

1. Дайте определение двунаправленного коэффициента спектральной яркости (ДКСЯ) подстилающей поверхности.
а) это излучение в двух направлениях относительно точки наблюдения.
б) это отношение излучения, отраженного поверхностью в направлении наблюдения, к излучению, падающему на поверхность из того же направления.
в) это коэффициент двойного ослабления излучения.
г) это коэффициент преломления ослабления излучения.
Ответ: б

2. Покажите связь плоского и сферического альбедо с ДКСЯ.
Ответ: Плоское альбедо - это отношение излучения, отраженного поверхностью во всех направлениях, к излучению, падающему на поверхность из всех направлений. Сферическое альбедо - это отношение излучения, отраженного поверхностью во всех направлениях, к излучению, падающему на поверхность только сверху. ДКСЯ связывает плоское и сферическое альбедо следующим образом: ДКСЯ = (1 - ω) / (1 - ωs), где ω - плоское альбедо, ωs - сферическое альбедо.

3. Каково различие природных и антропогенных объектов с точки зрения спутниковой съемки.
а) различные спектральные характеристики.
б) различные высоты объектов.
в) различные формы объектов.
д) трудно различимы.
Ответ: а

4. Дайте определение вегетационному индексу NDVI.
а) NIR - Red
б) NIR + Red
в) (NIR - Red) / (NIR + Red)
г) (NIR - Red) / (NIR * Red)
Ответ: в

5. Зависит ли значений индексов NDVI и EVI от аэрозольной оптической толщины атмосферы.
а) зависит.
б) не зависит.
в) зависит только от аэрозолей определенного размера.
г) зависит только от аэрозолей с определенной температурой.
Ответ: в

6. Какие приборы могут быть использованы в изучения почвенного покрова.
а) СВЧ
б) ИК
в) ближний ИК+оптические
г) все перечисленные
Ответ: г

7. Какие приборы могут быть использованы для построения маски снежного покрова.
а) СВЧ
б) ИК
в) ближний ИК+оптические
г) все перечисленные
Ответ: в

8. Какие приборы могут быть использованы для детектирования пожаров.
а) СВЧ
б) ИК
в) ближний ИК+оптические
г) все перечисленные
Ответ: в

9. Что такое уходящее в космос теплового (длинноволновое) излучение.
а) собственное излучение системы атмосфера — подстилающая поверхность.
б) мера характеризующая нагрев системы атмосфера — подстилающая поверхность.
в) мера характеризующая баланс в системе атмосфера — подстилающая поверхность.
г) излучение отраженное системой атмосфера — подстилающая поверхность.
Ответ: а

10. Что такое обратная задача в области ДЗЗ:
а) по данным о параметрах среды определить параметры излучения.
б) по данным измерений излучения определить параметры среды.
в) по данным текущих наблюдений определить ретроспективное состояние среды.
г) определить состояние среды и параметры излучения.
Ответ: б

11. Какие приборы могут быть использованы для парниковых газов.
а) СВЧ
б) ИК
в) оптические
г) все перечисленные
Ответ: б

12. Назовите области ДЗЗ где используются спектрометрические методы.
а) детектирование пожаров
б) картографирование
в) детектирования парниковых газов
г) создание цифровой модели местности
Ответ: в

13. Назовите области ДЗЗ где используются стереосъемка
а) детектирование пожаров
б) картографирование
в) детектирования парниковых газов
г) создание цифровой модели местности
Ответ: г

14. Укажите примиренчества спутниковых СВЧ наблюдений
а) не зависит от метеоусловий
б) высокое пространственное разрешение
в) высокое радиометрическое разрешение
г) все перечисленные.
Ответ: а

15. Назовите основные типы геометрии спутниковой съемки которая используется для мониторинга верхних слоев атмосферы.
а) надирная
б) лимбовая
в) боковая
г) все перечисленные.
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий закрытого типа:

1. Дайте определение двунаправленного коэффициента спектральной яркости (ДКСЯ) подстилающей поверхности.
Ответ: Двунаправленный коэффициент спектральной яркости (ДКСЯ) подстилающей поверхности - это отношение излучения, отраженного поверхностью в направлении наблюдения, к излучению, падающему на поверхность из того же направления. Он характеризует способность поверхности отражать излучение в заданном направлении.

2. Покажите связь плоского и сферического альбедо с ДКСЯ.
Ответ: Плоское альбедо - это отношение излучения, отраженного поверхностью во всех направлениях, к излучению, падающему на поверхность из всех направлений. Сферическое альбедо - это отношение излучения, отраженного поверхностью во всех направлениях, к излучению, падающему на поверхность только сверху. ДКСЯ связывает плоское и сферическое альбедо следующим образом: ДКСЯ = (1 - ω) / (1 - ωs), где ω - плоское альбедо, ωs - сферическое альбедо.

3. Охарактеризуйте спектральную отражательную способность различных природных и антропогенных объектов.
Ответ: Спектральная отражательная способность различных природных и антропогенных объектов может сильно отличаться в зависимости от их состава, структуры, влажности и других факторов. Например, леса и растительность обычно имеют высокую спектральную отражательную способность в ближнем инфракрасном диапазоне, в то время как вода и асфальт имеют низкую спектральную отражательную способность в этом диапазоне. Снег и лед имеют высокую спектральную отражательную способность в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах.

4. Дайте определение вегетационных индексв NDVI и EVI.
Ответ: NDVI (Normalized Difference Vegetation Index) - это индекс, используемый для оценки зеленой растительности на земной поверхности. Он вычисляется как (NIR - Red) / (NIR + Red), где NIR - инфракрасная область спектра, Red - красная область спектра. EVI (Enhanced Vegetation Index) - это улучшенный индекс, который учитывает влияние атмосферных условий на оценку зеленой растительности. Он вычисляется как 2.5 * ((NIR - Red) / (NIR + 6 * Red - 7.5 * Blue + 1)), где Blue - синяя область спектра.

5. Проведите анализ зависимости значений индексов NDVI и EVI от аэрозольной оптической толщины атмосферы.
Ответ: Аэрозольная оптическая толщина атмосферы может влиять на значения индексов NDVI и EVI, поскольку аэрозоли могут рассеивать и поглощать излучение в различных областях спектра. Обычно увеличение аэрозольной оптической толщины приводит к уменьшению значений индексов NDVI и EVI, поскольку аэрозоли уменьшают количество света, достигающего поверхности земли.

6. Изложите основные идеи изучения почвенного покрова по данным спутниковых приборов.
Ответ: Спутниковые приборы могут использоваться для изучения почвенного покрова, включая его температуру, влажность и другие параметры. В частности используются данные активных и пассивных СВЧ радиометров.

7. Изложите основные идеи алгоритма построения маски снежного покрова по данным спектрорадиометра MODIS.
Алгоритм построения маски снежного покрова по данным спектрорадиометра MODIS основан на использовании различных индексов, которые позволяют различать снег от других объектов на земной поверхности. Например, индекс NDVI может использоваться для различения зеленой растительности от снега, а индекс NDSI (Normalized Difference Snow Index) - для различения снега от других объектов. Для улучшения точности маски снежного покрова могут использоваться также данные о температуре поверхности и другие параметры.

8. Изложите физические основы метода обнаружения лесных и степных пожаров по данным спутникового прибора.
Метод обнаружения лесных и степных пожаров по данным спутникового прибора основан на измерении теплового излучения, испускаемого термальной аномалией.

9. Для количественного описания условия формирования уходящего в космос теплового излучения принято использовать весовые функции. Поясните физический смысл этих функций.
Весовые функции используются для количественного описания условия формирования уходящего в космос теплового излучения в зависимости от различных параметров, таких как температура поверхности, состав атмосферы, аэрозольная оптическая толщина и т.д. Физический смысл весовых функций заключается в том, что они определяют вклад каждого параметра в общую интенсивность уходящего излучения.

10. К какому классу задач относится задача восстановления температурного профиля атмосферы по уходящему электромагнитному излучению? Почему?
Задача восстановления температурного профиля атмосферы по уходящему электромагнитному излучению относится к классу обратных задач, так как требуется восстановить параметры исходной системы (атмосфера), исходя из измеренных данных (уходящее излучение). Эта задача также относится к классу некорректно поставленных задач.

11. Для восстановления характеристик системы "атмосфера - подстилающая поверхность" часто используется регрессионный подход. Укажите достоинства и недостатки этого подхода.
Регрессионный подход используется для восстановления характеристик системы "атмосфера - подстилающая поверхность" путем построения математической модели, которая описывает зависимость между измеренными данными и параметрами системы. Достоинствами этого подхода являются его простота и универсальность, а недостатками - возможность переобучения модели на шумовых данных и необходимость точного знания всех факторов, влияющих на измеряемые параметры.

12. Предложите метод сравнения наземных данных сети AERONET по аэрозольной оптической толщине с результатами спектрорадиометра MODIS при валидации спутниковых данных.
Для этого необходимо собрать данные AERONET и MODIS для одного и того же региона и периода времени, затем вычислить коэффициент корреляции между значениями аэрозольной оптической толщины для аналогичных длин волн. Если коэффициент корреляции высокий, то можно сделать вывод о том, что данные MODIS достаточно точно отражают состояние атмосферы в данном регионе.

13. Какие задачи позволяет решать СВЧ наблюдения. В чем их преимущества?
СВЧ наблюдения позволяют решать задачи мониторинга и изучения различных объектов и явлений на земной поверхности, таких как ледники, снежный покров, леса, почвы, океаны, атмосфера и т.д. СВЧ диапазон имеет ряд преимуществ перед другими диапазонами, таких как высокая проникающая способность в атмосферу, возможность наблюдения в любое время суток и в любых погодных условиях, а также возможность получения информации о вертикальном распределении объектов на земной поверхности.

14. В каких диапазонах работает радарная спутниковая съемка и почему?
Радарная спутниковая съемка работает в диапазонах С и X, Ku, Ka, L, P, S, C, K, с длинами волн от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Эти диапазоны были выбраны из-за их способности проникать сквозь облака и дым, что позволяет получать изображения земной поверхности в любых погодных условиях. Кроме того, радарная спутниковая съемка может использоваться для измерения высоты волн в океане и для мониторинга ледяного покрова.

15. Назовите основные типы геометрии спутниковой съемки, укажите области их применения.
Основные типы геометрии спутниковой съемки - это надирная, лимбовая и боковая. Каждый тип съемки имеет свои преимущества и недостатки, а также области применения. Например, надирная съемка наиболее подходит для создания карт земной поверхности и мониторинга изменений в ландшафте, лимбовая съемка - для мониторинга верхних слоев атмосферы, а боковая съемка - для создания трехмерных изображений земной поверхности и мониторинга ледяного покрова и океана.

«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6: Способность к разработке новых программно аппаратных комплексов по численному моделированию процессов и явлений различной физической природы

Примеры заданий открытого типа:

1. Отметьте каким образом детектируется растительности на поверхности земли методами дистанционного зондирования.
а) по разнице между отражением солнечного излучение в ближнем ИК и видимом диапазонах.
б) по тепловому излучению растения.
в) по СВЧ излучению растения.
г) все перечисленные методы
Ответ: а

2. Каким образом можно определить верхнюю границу облачного покрова с использованием ДЗЗ?
а) Верхняя граница облачности напрямую связана с температурой этой границы.
б) Верхняя граница связана с локальным временем.
в) Верхняя граница связана с аэрозольной оптической толщиной атмосферы.
г) Верхняя граница связана со скоростью и направлением ветра.
Ответ: а

3. Почему на большинстве космических снимков водные объекты выглядят черными или темно синими?
а) вода не слабо излучает в видимом диапазоне
б) вода слабо отражает в видимом диапазоне
в) вода слабо отражает и излучает в видимом диапазоне
г) виновата не вода, а аэрозоли
Ответ: б

4. Назовите основной алгоритм, используемый для борьбы шумами в радарной съемке?
а) аппроксимация
б) экстраполяция
в) адаптивная фильтрация
г) дискретизация
Ответ: в

5. Каким образом возможно различить на снимке снег от облачности?
а) Снег обычно имеет более яркий сигнал в инфракрасном диапазоне, чем облачность.
б) Снег обычно имеет менее яркий сигнал в инфракрасном диапазоне, чем облачность.
в) Снег обычно имеет более яркий сигнал в видимом диапазоне, чем облачность.
д) Снег обычно имеет менее яркий сигнал в видимом диапазоне, чем облачность.
Ответ: а

6. Как модно оценить длину волны, на которой будет наблюдаться максимум интенсивности объекта при температуре 600 К.
а) уравнение Максвелла
б) закона Вина
в) формула Эйнштейна
д) закон Бернулли.
Ответ: б

7. Какие спектральные линии можно использовать для оценки содержания метана в атмосфере?
а) 3,3 мкм и 7,5 мкм.
б) 3,3 мкм
в) 7,5 мкм
в) 2,5 мкм
Ответ: а

8. Что такое алгоритм 1DVAR, который используется в работе с вертикальным профилем атмосферы.
а) алгоритм одномерной интерполяции
б) алгоритм одномерного поиска
в) алгоритм одномерной экстраполяции
д) включает все перечисленные технологии
Ответ: б

9. Возможно ли заглянуть через облака с использованием спутниковой съемки?
а) не возможно
б) с использованием СВЧ
в) с использованием ИК
д) с использованием УФ
Ответ: б

10. Укажите, на каких принципах основаны индексы, характеризующие поверхность, например NDVI, EVI и т.д.
а) принципе различия в поглощении света на разных длина волн.
б) принципе увеличения поглощения света с увеличением длины волны.
в) принципе уменьшения поглощения света с увеличением длины волны.
г) принципе различии между рассеянием в поглощением света.
Ответ: а

11. Какие методы классификации типов подстилающей поверхности с использованием данных дистанционного зондирования.
а) Методы на основе спектральных характеристик.
б) Методы на основе текстурных характеристик основан на анализе текстурных характеристик изображений, полученных с помощью дистанционного зондирования.
в) Методы на основе радиометрических характеристик.
г) все вышеперечисленные
Ответ: г

12. Почему для измерения парниковых газов используется ИК диапазона.
а) подходящие линии молекулярного рассеяния
б) подходящие линии молекулярного поглощения
в) подходящие линии молекулярного преломления
г) все вышеперечисленные
Ответ: б

13. Что такое LUT таблицы в задачах ДЗЗ?
а) содержит информацию о сложных зависимостях переменных.
б) содержит информацию о готовых решениях.
в) содержит информацию о ошибках алгоритма.
д) содержит информацию о исключениях в работе алгоритма.
Ответ: а

14. Какие методы регрессионного анализа применяются для обработки ДЗЗ?
а) линейная регрессия
б) множественная линейная регрессия
в) нелинейная регрессия
г) все вышеперечисленные
Ответ: г

15. Назовите механизм искажения оптического сигнала при прохождении его через атмосферу.
а) рассеяние
б) поглощение
в) отражение
г) все вышеперечисленные
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий закрытого типа:
1. Опишите процесс фотосинтеза с точки зрения детектирования растительности методами дистанционного зондирования.
Одним из способов детектирования процесса фотосинтеза является измерение спектральных характеристиках растительности, которая поглощает солнечное излучение в определенном спектральном диапазоне.

2. Каким образом можно определить высоту облачности с использованием ДЗЗ?
Верхняя граница облачности напрямую связана с температурой этой границы.

3. Почему на большинстве космических снимков водные объекты выглядят черными или темно синими?
а большинстве космических снимков водные объекты выглядят черными или темно синими из-за того, что вода поглощает большую часть видимого света и отражает мало света в области видимого спектра.

4. Назовите основные алгоритмы, используемые для борьбы шумами в радарной съемке?
Основные алгоритмы, используемые для борьбы со шумами в радиолокационной съемке, включают в себя фильтрацию, сглаживание, адаптивную фильтрацию и статистические методы.

5. Каким образом возможно различить на снимке снег от облачности?
Снег и облачность могут быть различены на снимке с помощью анализа спектральных характеристик. Снег обычно имеет более яркий сигнал в инфракрасном диапазоне, чем облачность.

6. Оцените длину волны, на которой будет наблюдаться максимум интенсивности при температуре 600 К.
Длина волны, на которой будет наблюдаться максимум интенсивности при температуре 600 К, можно определить с помощью закона Вина. Для температуры 600 К максимум интенсивности будет наблюдаться на длине волны около 4,9 мкм.

7. Какие динны волн можно использовать для оценки содержания метана в атмосфере?
Для оценки содержания метана в атмосфере можно использовать длины волн в инфракрасном диапазоне, в частности, 3,3 мкм и 7,5 мкм.

8. Вкратце опишите алгоритм 1DVAR.
Алгоритм 1DVAR (One-Dimensional Variational Retrieval) - это метод инверсии, используемый для оценки вертикального распределения метеорологических параметров в атмосфере на основе наблюдений с различных приборов. Он основан на минимизации функционала, который описывает разницу между наблюдаемыми и модельными значениями параметров.

9. Возможно ли применить методы машинного обучения для обработки ДЗЗ?
Да, методы машинного обучения могут быть применены для обработки ДЗЗ данных, например, для классификации земной поверхности, обнаружения объектов и анализа изменений в ландшафте.

10. Укажите, на каких принципах основаны индексы, характеризующие поверхность, например NDVI, EVI и т.д.
Индексы, характеризующие поверхность, такие как NDVI (Normalized Difference Vegetation Index) и EVI (Enhanced Vegetation Index), основаны на принципе различия в поглощении света растительностью и непокрытой растительностью поверхности. Они используют различные длины волн в инфракрасном и видимом спектре для оценки здоровья и плотности растительности.

11. Назовите основные методы классификации типов подстилающей поверхности с использованием данных дистанционного зондирования.
Методы на основе спектральных характеристик. Он использует спектральные кривые, чтобы определить типы подстилающей поверхности, такие как растительность, вода, грунт и т.д.
Методы на основе текстурных характеристик основан на анализе текстурных характеристик изображений, полученных с помощью дистанционного зондирования.
Методы на основе радиометрических характеристик. Они используют радиометрические кривые для определения типов подстилающей поверхности, таких как грунт, растительность, вода и т.д.
Комбинированные методы, которые используют все вышеперечисленные подходы.
Методы машинного обучения: этот метод использует алгоритмы машинного обучения, такие как нейронные сети, метод опорных векторов и случайный лес, для классификации типов подстилающей поверхности. Он может быть более точным, чем другие методы, так как он использует алгоритмы, которые могут обучаться на большом количестве данных.

12. Какие длины волн можно использовать для оценки содержания CO2 в атмосфере?
Для оценки содержания CO2 в атмосфере можно использовать длины волн в инфракрасном диапазоне, в частности, 2,0 мкм и 4,3 мкм.

13. Что такое LUT и как их использовать в задачах ДЗЗ?
LUT (Look-Up Table) - это таблица, которая содержит информацию о спектральных характеристиках материалов, используемых для обработки ДЗЗ данных. Они используются для коррекции изображений и преобразования сырых данных в физические величины.

14. Какие методы регрессионного анализа применяются для обработки ДЗЗ?
Для обработки ДЗЗ данных могут использоваться различные методы регрессионного анализа, такие как линейная регрессия, множественная линейная регрессия, логистическая регрессия и т.д.

15. Назовите основные механизмы искажения оптического сигнала при прохождении его через атмосферу.
Основные механизмы искажения оптического сигнала при прохождении через атмосферу - это рассеяние, поглощение и отражение. Рассеяние происходит из-за изменения направления движения света при взаимодействии с молекулами воздуха, поглощение - из-за поглощения света молекулами газов в атмосфере, а отражение - из-за отражения света от облаков, поверхности земли и других объектов.

«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Исследования Земли из космоса: программа России.
2. Исследования Земли из космоса: научный план программы EOS.
3. Исследования Земли из космоса: план программы JPSS.
4. Исследования Земли из космоса: научный план программы Copernicus.
5. Радиоизлучение Земли как планеты.
6. Орбиты спутников дистанционного зондирования Земли.
7. Микроволновые методы дистанционного зондирования земных покровов.
8. Перенос коротковолнового солнечного излучения в атмосфере Земли.
9. Атмосферная коррекция спутниковой информации.
10. Космический мониторинг лесных пожаров.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проверки качества выполнения лабораторных работ (в том числе и теоретическая подготовка) по всему изученному курсу.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Дистанционное зондирование Земли из космоса при помощи электромагнитного излучения: основные принципы.
2. Современные программы дистанционного зондирования Земли из
космоса: POES, EOS, SPOT, RADARSAT, SNPP: краткая характеристика съемочной аппаратуры, зона обзора и частота покрытия,
основные решаемые задачи.
3. Платформы космических агентств России, Франции, Израиля и Китая: краткая характеристика съемочной аппаратуры, зона обзора и
частота покрытия, основные решаемые задачи.
4. Программы дистанционного зондирования Земли из космоса следующего десятилетия: JPSS и Copernicus.
5. Солнечное излучение в атмосфере Земли: характеристики поля излучения, взаимодействие излучения с атмосферой.
6.Модели отражения солнечного излучения объектами подстилающей поверхности. Двунаправленный коэффициент отражения, альбедо.
7.Математическая формулировка показания спутникового прибора, регистрирующего уходящее электромагнитное излучение в оптическом и ближнем инфракрасном диапазонах.
8. Тепловое излучение. Распределение Планка и закон Кирхгофа. Яркостная температура тела.
9. Излучательная способность материалов ПП.
10. Уравнение переноса для теплового излучения в условиях локального термодинамического равновесия.
11.Математическая формулировка показания спутникового прибора, регистрирующего уходящее электромагнитное излучение в тепловом инфракрасном и микроволновом диапазонах.
12. Элементы теории переноса в случайно-неоднородных и фрактальных средах.
13.Прямые и обратные задачи дистанционного зондирования атмосферы и подстилающей поверхности. Подходы к их решению.
14. Регрессионный метод решения задач дистанционного зондирования атмосферы и подстилающей поверхности. Его достоинства и недостатки.
15.Маскирование облачного покрова. Пороговые и спектральные алгоритмы. Основные элементы операционного алгоритма для MODIS.
16. Алгоритм восстановления характеристик облачного слоя по данным MODIS: положение верхней кромки, оптические и микрофизические характеристики, фазовый состав.
17. Алгоритмы восстановления профилей температуры, влажности и озона по данным MODIS.
18.Основные элементы алгоритма восстановления характеристик атмосферы по данным зондирующего комплекса AIRS (AIRS/AMSU).
Роль собственно 2378-канального ИК-зондировщика AIRS. Вклад СВЧ-радиометра AMSU.
19.Оптические и микрофизические свойства аэрозоля. Физические основы восстановления аэрозольной оптической толщины и доли мелкодисперсной фракции АОТ по данным спутниковых приборов.
20.Основные элементы алгоритма MODIS восстановления аэрозольной оптической толщины и доли мелкодисперсной фракции.
21.Операционный алгоритм восстановления аэрозольной оптической толщины по данным 22-канального спектрорадиометра VIIRS программы SNPP/NOAA.
22.Мониторинг структуры снежного покрова. Алгоритм для MODIS.
23. Атмосферная коррекция данных MODIS.
24. Альбедо подстилающей поверхности. Основные элементы технологии восстановления альбедо по данным MODIS.
25. Спутниковый мониторинг температуры подстилающей поверхности.
26. Характеристика алгоритмов восстановления влагозапаса снега и влажности почвы по данным СВЧ-радиометров AMSR-E и AMSR2.
27. Вычислительные пакеты, позволяющие проводить восстановление
геофизических параметров системы по данным приборов программы EOS: базовые алгоритмы PGE. Структура PGE, сборка пакетов.
Формат представления результатов обработки.
28.Интеграция спутниковых и ГИС-технологий.
29. ГИС GRASS. Этапы геоинформационного анализа данных дистанционного зондирования.
30.Использование данных дистанционного зондирования: примеры задач мониторинга атмосферы.
31.Использование данных дистанционного зондирования: примеры задач мониторинга подстилающей поверхности.
32. Значение современных спутниковых данных для наук о Земле.

ЗАДАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. С использованием ГИС постройте монохроматическое изображение LandSat8. Наложите на изображение векторные карты и определите локацию снимка.
2. С использованием ГИС постройте RGB изображение LandSat8. Найдите на нем водные объекты, лесные массивы и населенные пункты.
3. С использованием ГИС первоцветное RGB изображение LandSat8. Найдите на нем снег, облака, пожары, а также земли сельскохозяйственного назначения.
4. Постройте данные AMSR2 о влагозапасе (содержание воды в снеге) снега. Наложите на изображение векторные карты и определите локацию снимка.
5. Постройте данные AMSR2 о влагозапасе снега за 2009 и 2010 гг. Сделайте вывод о ходе паводка в эти годы.
6. По данным MODIS рассчитайте NDVI. Сопоставьте полеченный результат со стандартным продуктом MOD09.
7. По данным MCD12Q1 оцените изменение площади ленточных боров в Алтайском крае за период 2002-2012гг.
8. По данным MCD12Q1 оцените изменение площади ленточных боров в Алтайском крае за период 2002-2012гг.
9. Постройте распределение температуры приземного слоя воздуха полученного по данным гиперспектрометра AIRS. Сделайте вывод о ходе первой и второй вол паводка в Алтайском крае.
10. По данным AIRS определите где находится "озоновая дыра". Как изменилась концентрация озона в этой области за период 2002-201 2гг.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лагутин А.А., Райкин Р.И. Дистанционное зондирование Земли из космоса: данные и продукты: Учебное пособие Барнаул: Азбука (ЭБС "АлтГУ"), 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 В.И. Трухин, К.В. Показеев, В.Е. Куницын Общая и экологическая геофизика: учебник Москва : Физматлит (ЭБС "Лань"), 2005 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.Ю. Мордвин, А.А. Лагутин Метан в атмосфере Западной Сибири: монография Барнаул: Азбука (ЭБС "АлтГУ"), 2016 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Лагутин А.А., Суторихин И.А., Синицин В.В., Жуков А.П., Шмаков И.А. Использование данных MODIS для мониторинга крупных промышленных центров юга Западной Сибири: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
Л3.2 Лагутин А.А., Колобов А.Е., Шмаков И.А. и др. Технологии мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в УГОЧС и ПБ в Алтайском крае: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "АлтГУ" (http://elibrary.asu.ru)
Э2 ЭБС "Лань" (http://e.lanbook.com)
Э3 Физические основы зондирования Земли из космоса, автор Лагутин А.А. portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Пакет офисых приложений MS Office или аналоги
Программный комплекс 6Sv
ГИС GRASS
scanreceiver51
scanviewer
mapinfo
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
905М учебно-научная лаборатория космического мониторинга и вычислительной техники Аппаратно-программный комплекс L-диапазона Алиса-1; Аппаратно-программный комплекс "ЕОСкан"

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. ФОС в приложении