МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в специальность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра радиофизики и теоретической физики
Направление подготовки03.03.03. Радиофизика
ПрофильКомпьютерная электроника и телекоммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план03_03_03_Радиофизика_КЭТ-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 50 50 50 50
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., профессор кафедры радиофизики и теоретической физики, Лагутин Анатолий Алексеевич

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент кафедры прикладной физики, электроники и информационной безопасности, Рудер Давыд Давыдович

Рабочая программа дисциплины
Введение в специальность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 03.03.03 Радиофизика (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 912)

составлена на основании учебного плана:
03.03.03 Радиофизика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 14.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Лагутин Анатолий Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 14.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Лагутин Анатолий Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение общих знаний о современной системе высшего профессионального образования, особенностях обучения в ВУЗе.
Знакомство слушателей с основными физическими явлениями, методами их наблюдения, экспериментальными исследованиями в области радиофизики.
Формулировка представлений о границах применимости моделей.
Выявление роли радиофизики в разработке и создании новой техники.
Знакомство студентов с современными технологиями приобретения новых знаний.
Изучение современных методов исследований в области радиофизики и электроники.
Знакомство с основными понятиями и технологиями защиты информации и персональных данных.
Обучение слушателей работе со справочной и учебной литературой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способность к осуществлению исследований физических явлений радиофизическими методами;
ПК-4 Владение современными аналитическими системами обработки и визуализации данных, а также системами визуального и логического проектирования документов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает принципы работы основного профессионального программного обеспечения и вычислительных систем, используемых в профессиональной области.
Знает принципы и технологии работы современных систем визуального и логического проектирования документов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет производить установку, настройку и анализировать работоспособность специализированного программного обеспечения.
Умеет представлять результаты научно-исследовательской деятельности с использованием современных технологий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований.
Владеет навыками работы с системами подготовки документации, а также аналитическими системами обработки и визуализации данных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Система высшего профессионального образования
1.1. Система высшего профессионального образования Лекции 6 1 ПК-2, ПК-4 Л1.1
1.2. Система высшего профессионального образования Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-4 Л1.1
Раздел 2. Технологии приобретения новых знаний
2.1. Технологии приобретения новых знаний Лекции 6 1 ПК-2, ПК-4 Л1.1
2.2. Технологии приобретения новых знаний Практические 6 4 ПК-2, ПК-4 Л1.1
2.3. Технологии приобретения новых знаний Сам. работа 6 6 ПК-2, ПК-4 Л1.1
Раздел 3. Роль радиофизики в разработке новой техники
3.1. Роль радиофизики в разработке новой техники Лекции 6 2 ПК-2, ПК-4 Л1.5
3.2. Роль радиофизики в разработке новой техники Практические 6 8 ПК-2, ПК-4 Л1.5
3.3. Роль радиофизики в разработке новой техники Сам. работа 6 14 ПК-2, ПК-4 Л1.5
Раздел 4. Взаимодействие заряженных частиц с электрическими и магнитными полями в рабочем пространстве электронных приборов.
4.1. Взаимодействие заряженных частиц с электрическими и магнитными полями в рабочем пространстве электронных приборов. Лекции 6 10 ПК-2, ПК-4 Л1.3
4.2. Взаимодействие заряженных частиц с электрическими и магнитными полями в рабочем пространстве электронных приборов. Практические 6 8 ПК-2, ПК-4 Л1.3
4.3. Взаимодействие заряженных частиц с электрическими и магнитными полями в рабочем пространстве электронных приборов. Сам. работа 6 22 ПК-2, ПК-4 Л1.3
Раздел 5. Экспериментальные методы исследования в радиофизике.
5.1. Экспериментальные методы исследования в радиофизике. Лекции 6 2 ПК-2, ПК-4 Л1.5, Л1.1
5.2. Экспериментальные методы исследования в радиофизике. Практические 6 8 ПК-2, ПК-4 Л1.5, Л1.1
5.3. Экспериментальные методы исследования в радиофизике. Сам. работа 6 10 ПК-2, ПК-4 Л1.5, Л1.1
Раздел 6. Электронные средства измерения.
6.1. Электронные средства измерения. Практические 6 8 ПК-2, ПК-4 Л1.5
6.2. Электронные средства измерения. Лекции 6 2 ПК-2, ПК-4 Л1.5
6.3. Электронные средства измерения. Сам. работа 6 26 ПК-2, ПК-4 Л1.5
Раздел 7. Основные понятия классической и квантовой теории информации. Основы квантовой механики.
7.1. Основные понятия классической и квантовой теории информации. Основы квантовой механики. Лекции 6 2 ПК-2, ПК-4 Л1.4, Л2.1, Л1.2
7.2. Основные понятия классической и квантовой теории информации. Основы квантовой механики. Практические 6 6 ПК-2, ПК-4 Л1.4, Л2.1, Л1.2
7.3. Основные понятия классической и квантовой теории информации. Основы квантовой механики. Сам. работа 6 10 ПК-2, ПК-4 Л1.4, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Классические и квантовые вычисления. Архитектура квантовых компьютеров.
8.1. Классические и квантовые вычисления. Архитектура квантовых компьютеров. Лекции 6 1 ПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2
8.2. Классические и квантовые вычисления. Архитектура квантовых компьютеров. Практические 6 6 ПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2
8.3. Классические и квантовые вычисления. Архитектура квантовых компьютеров. Сам. работа 6 10 ПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2
Раздел 9. Основы криптографии и защиты информации.
9.1. Основы криптографии и защиты информации. Лекции 6 1 ПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2
9.2. Основы криптографии и защиты информации. Практические 6 2 ПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2
9.3. Основы криптографии и защиты информации. Сам. работа 6 6 ПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Список вопросов к зачету (I семестр)

1. Концепции современной системы высшего профессионального образования.

2. Работа со справочной и учебной литературой.

3. Поисковые Интернет-сервисы и серверы.

4. Язык поисковых запросов.

5. Публичные каталоги и хранилища специализированной научной литературы, научных статей и препринтов.

6. Технология изготовление печатных плат: Классы точности ПП, технологии изго-товления ПП различных классов точности.

7. Радиомонтажные материалы: Монтажные припои, паяльные пасты, флюсы, клеи.

8. Технологии пайки радиоэлементов: Пайка волной, инфракрасная пайка, паяльные станции.

9. Технологии отмывки печатных плат от продуктов пайки: Жидкости для отмывки
10. Технология RoHS.

11. Бессвинцовые элементы. Технологии бессвинцовой пайки.

12. Движение заряженных частиц в электрических и магнитных полях в вакууме.

13. Энергетическое взаимодействие электромагнитного поля с заряженными части-цами.

14. Электронные приборы СВЧ.

Список вопросов к зачету (II семестр)

1. Основные понятия метрологии (объект измерения, единицы измерения, физическая величина, принцип измерения, метод измерения, измерение, погрешность измерения, результат измерения, единство измерения).

2. Классификация измерений: прямые, косвенные, совместные, абсолютные, относи-тельные и др.

3. Погрешности измерения, классификация погрешностей измерения.

4. Статистическая обработка многократных измерений.

5. Классические и современные средства измерения.

6. Технология виртуальных приборов.

7. Средства измерения электрических (U, I, f, φ) и неэлектрических величин (темпе-ратура, давление, GPS-навигация).

8. Датчики: проводные, беспроводные, цифровые, «интеллектуальные».

9. Количественная мера информации. Энтропия Шеннона. Энтропия бинарной величины. Условная и взаимная энтропия.

10. Сжатие данных. Теорема кодирования.

11. Аксиомы квантовой механики.

12. Наблюдаемые величины и операторы. Квантовое измерение.

13. Эволюция квантовой системы.

14. Унитарные преобразования.

15. Логические элементы и схемы для классических и квантовых вычислений.

16. Квантовая телепортация. Квантовый параллелизм.

17. Квантовое преобразование Фурье.

18. Задача о нахождении собственного числа.

19. Задача о факторизации.

20. Квантовый алгоритм поиска.

21. Алгоритмы, корректирующие классические ошибки.

22. Квантовые алгоритмы, корректирующие фазовые ошибки.

23. Код Шора.

24. Квантовый компьютер на фотонах.

25. Квантовый компьютер на ионах в ловушке.

26. Квантовый компьютер на основе явления ядерного магнитного резонанса.

27. Правовые аспекты защиты информации.

28. Понятие криптографии.

29. Симметричное шифрование. Шифр Вернама.

30. Асимметричное шифрование с открытым ключом.

31. Система RSA. Методы взлома системы RSA.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Технологии приобретения новых знаний.
Роль радиофизики в разработке новой техники.
Взаимодействие заряженных частиц с электрическими и магнитными полями в рабочем пространстве электронных приборов.
Экспериментальные методы исследования в радиофизике.
Электронные средства измерения.
Основные понятия классической и квантовой теории информации. Основы квантовой механики.
Классические и квантовые вычисления. Архитектура квантовых компьютеров.
Основы криптографии и защиты информации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
домашнии работы, индивидуальные задания, рефераты,контрольные работы

Критерии оценки итоговой аттестации:
Осуществляется в форме зачета, на котором проверяются знания основных вопросов по курсу «введение в специальность».
«Зачет» ставится в случае, если отвечающий показывает твердое знание и понимание во-просов программы. Ответы могут содержать несущественные ошибки и неточности. Наличие правильно выполненных индивидуальных заданий и контрольных работ.
«Не зачет» ставится в случае, если имеет место неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Косинов А.Д., Костюрина А.Г., Брагин О.А. МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Шапцев В.А., Бидуля Ю.В. Теория информации. теоретические основы создания информационного общества: учебное пособие для вузов Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Гринберг Я.С. Электричество и магнетизм: учебное пособие Издательство НГТУ, 2017 www.studentlibrary.ru
Л1.4 Блохинцев Д.И. Основы квантовой механики: уч. пособие СПб.: Изд-во "Лань", 2004 \\ЭБС Лань e.lanbook.com
Л1.5 Першин В.Т. Основы радиоэлектроники: учеб. пособие М. : Высшая школа // ЭБС "Лань", 2006 // ЭБС "Лань" e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. С. Жуковский, С. А. Безносюк Квантовая криптография: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель самостоятельной работы - систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний с использованием современных информационных технологий и лите-ратурных источников. Самостоятельная работа студента, безусловно - один из важнейших этапов в подготовке студентов. Она приобщает студентов к исследовательской работе, обо-гащает опытом и знаниями, необходимыми для дальнейшего их становления как специали-стов, прививает навыки работы с литературой.

Самостоятельная работа включает:
· изучение ряда вопросов, более широко раскрывающих сущность теории и практики курса «введение в специальность»;
· выполнение индивидуальных заданий.

Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо:
· построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основ-ных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
· усвоить содержание ключевых понятий;
· плотно работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим те-мам.

Для эффективного изучения практической части дисциплины необходимо:
- систематически выполнять подготовку к практическим занятиям по темам;
- своевременно выполнять домашние и индивидуальные задания.