МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии приема и передачи цифровых сигналов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра радиофизики и теоретической физики
Направление подготовки03.03.03. Радиофизика
ПрофильКомпьютерная электроника и телекоммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план03_03_03_Радиофизика_КЭТ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 76
самостоятельная работа 113
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Лабораторные 40 40 40 40
Сам. работа 113 113 113 113
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Суранов А.Я.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Технологии приема и передачи цифровых сигналов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 03.03.03 Радиофизика (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 912)

составлена на основании учебного плана:
03.03.03 Радиофизика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 14.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Лагутин Анатолий Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 14.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Лагутин Анатолий Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство с основными операциями приема и передачи цифровых сигналов.
Изучение принципов построения и расчёта цифровых систем передачи информации.
Анализ технологий приёма и передачи цифровых сигналов в современных системах связи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способность проводить эксперименты по наладке и тестированию работоспособности оборудования по заданной методике, обрабатывать полученные результаты на современном уровне;
ПК-1.1 Знает основные методы проведения физических и радиофизических измерений, в том числе с использованием систем сбора данных.
ПК-1.2 Умеет проводить измерения параметров радиофизической системы в целом и/или ее отдельных элементов.
ПК-1.3 Владеет навыками обработки данных как с использованием готовых программных решений, так и с использованием подпрограмм и функций из библиотек для языков программирования.
ПК-2Способность к осуществлению исследований физических явлений радиофизическими методами;
ПК-2.1 Знает принципы работы основного профессионального программного обеспечения и вычислительных систем, используемых в профессиональной области.
ПК-2.2 Умеет производить установку, настройку и анализировать работоспособность специализированного программного обеспечения.
ПК-2.3 Владеет навыками по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований.
ПК-5Способность проектировать и эксплуатировать телекоммуникационные и информационные системы с учетом условий и принципов их работы, а также методов эксплуатации современной радиоэлектронной и оптической аппаратуры и оборудования;
ПК-5.1 Знает принципы работы и эксплуатации современных телекоммуникационных и информационных систем и оборудования.
ПК-5.2 Умеет вводить в эксплуатацию современную радиоэлектронную и оптическую аппарату ру и оборудование с учетом условий и принципов их работы.
ПК-5.3 Владеет навыками по техническому обслуживанию и текущему ремонту радиоэлектронных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные методы проведения физических и радиофизических измерений, в том числе с использованием систем сбора данных.
Принципы работы основного профессионального программного обеспечения и вычислительных систем, используемых в профессиональной области.
Принципы работы и эксплуатации современных телекоммуникационных и информационных систем и оборудования.
3.2.Уметь:
3.2.1.Проводить измерения параметров радиофизической системы в целом и/или ее отдельных элементов.
Производить установку, настройку и анализировать работоспособность специализированного программного обеспечения.
Вводить в эксплуатацию современную радиоэлектронную и оптическую аппаратуру и оборудование с учетом условий и принципов их работы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками обработки данных как с использованием готовых программных решений, так и с использованием подпрограмм и функций из библиотек для языков программирования.
Навыками по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований.
Навыками по техническому обслуживанию и текущему ремонту радиоэлектронных систем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы передачи и приёма цифровых сигналов
1.1. Роль и место систем передачи информации. Классификация систем передачи информации. Классификация сигналов как переносчиков информации. Достоинства и недостатки цифровых систем передачи информации. Обобщенная схема системы цифровой передачи информации. Функции блоков схемы. Лекции 8 2 Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.2. Измерение параметров спектра сигналов различных источников в диапазоне 60 МГц – 2,4 ГГц. Лабораторные 8 6 Л2.3, Л1.3
1.3. Спектр частот радиовещательных станций, цифрового телевидения и систем сотовой связи в различных диапазонах частот. Функции блоков систем цифровой связи. Изучение принципа работы и функциональных возможностей анализатора спектра R&S FSH4/8. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л1.3, Л3.1, Л2.1
1.4. Форматирование сигналов. Операции дискретизации и восстановления непрерывных сигналов. Погрешность квантования. Методы кодирования источника (сжатия информации). Лекции 8 2 Л2.4, Л1.1
1.5. Форматирование сигналов. Операции дискретизации и восстановления непрерывных сигналов. Погрешность квантования. Методы кодирования источника (сжатия информации). Сам. работа 8 6 Л1.1, Л1.3, Л3.1, Л2.1
1.6. Импульсная модуляция. Требования к кодировкам при импульсной модуляции. Типы сигналов при импульсно-кодовой модуляции (ИКМ). Достоинства и недостатки отдельных кодировок PCM (ИКМ). Спектральные параметры сигналов ИКМ. Лекции 8 2 Л2.4, Л1.1, Л1.3
1.7. Импульсная модуляция. Требования к кодировкам при импульсной модуляции. Типы сигналов при импульсно-кодовой модуляции (ИКМ). Достоинства и недостатки отдельных кодировок PCM (ИКМ). Спектральные параметры сигналов ИКМ. Сам. работа 8 6 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Формирование цифровых полосовых сигналов. Классификация методов манипуляции. Представление манипулированных сигналов в виде сигнальных созвездий. Схемы формирования полосовых радиосигналов. Способы сужения спектра радиосигналов и устранения межсимвольных искажений (ISI). Лекции 8 2 Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.9. Формирование и детектирование ЧМ-сигналов с помощью квадратурных методов. Лабораторные 8 6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3
1.10. Формирование и детектирование ЧМ-сигналов с помощью квадратурных методов. Сам. работа 8 6 Л1.1
1.11. Методы расширения спектра. Методы множественного доступа. Лекции 8 2 Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.3
1.12. Мультиплексирование с кодовым разделением (CDMA) Лабораторные 8 6
1.13. Мультиплексирование с кодовым разделением (CDMA) Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1
1.14. Минимальное расстояние между тонами для ортогональной FSK для некогерентного и когерентного приема. OFDM- модуляция. Лекции 8 2 Л2.4, Л1.1, Л1.3
1.15. Минимальное расстояние между тонами для ортогональной FSK для некогерентного и когерентного приема. OFDM- модуляция. Сам. работа 8 6 Л2.4, Л1.2
1.16. Преобразование спектра сигнала в смесителях. Спектр действительного монохроматического, baseband-сигнала и модулированного сигнала. Временное представление комплексного монохроматического, baseband-сигнала и модулированного сигнала. Векторный, квадратурный и комплексный смесители. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.17. Измерение основных характеристик супергетеродинного радиоприёмника УКВ-диапазона. Лабораторные 8 6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Схемотехника и основные характеристики супергетеродинного радиоприёмника. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1
1.19. Спектры сигналов на выходе смесителей. Схемная реализация смесителей сигналов с переносом на нулевую и на ненулевую частоту. Подавление зеркальной частоты в квадратурном смесителе. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
1.20. Спектры сигналов на выходе смесителей. Схемная реализация смесителей сигналов с переносом на нулевую и на ненулевую частоту. Подавление зеркальной частоты в квадратурном смесителе. Сам. работа 8 6 Л2.4, Л1.1, Л2.1
1.21. Измерение характеристик цифрового синтезатора частот. Лабораторные 8 4 Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.22. Схемотехника систем ФАПЧ. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Принципы построения и расчёта цифровых систем передачи и приёма информации
2.1. Демодуляция и детектирование цифровых сигналов. Суть оптимального приема сигналов с известной формой. Импульсная характеристика согласованного фильтра. Лекции 8 2 Л2.4, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Демодуляция и детектирование цифровых сигналов. Суть оптимального приема сигналов с известной формой. Импульсная характеристика согласованного фильтра. Сам. работа 8 6 Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Согласованный фильтр как коррелятор. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1
2.4. Согласованная фильтрация. Лабораторные 8 4 Л1.1
2.5. Согласованный фильтр как коррелятор. Сам. работа 8 6
2.6. Частотная характеристика согласованного фильтра. Примеры реализации согласованных фильтров. Лекции 8 2 Л2.4, Л1.1, Л2.1
2.7. Частотная характеристика согласованного фильтра. Примеры реализации согласованных фильтров. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1
2.8. Отношение сигнал-шум на выходе согласованного фильтра. Расчет и оптимизация вероятности битовой ошибки для случая бинарного кодирования цифровых сигналов. Вид водопадных графиков для различных видов M-арной манипуляции. Лекции 8 2 Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.3
2.9. Отношение сигнал-шум на выходе согласованного фильтра. Расчет и оптимизация вероятности битовой ошибки для случая бинарного кодирования цифровых сигналов. ид водопадных графиков для различных видов M-арной манипуляции. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л1.3
2.10. Общие принципы построения оптимальных приемников М-арных сигналов. Схема некогерентного приема бинарной FSK. Зависимости вероятности битовой ошибки при М-арной ортогональной частотной манипуляции при когерентном приеме. Зависимости вероятности битовой ошибки при М-арной фазовой манипуляции. Лекции 8 2 Л2.4, Л2.3, Л1.3, Л1.2
2.11. Моделирование зависимости вероятности битовой ошибки от отношения сигнал-шум для различных видов M-арной манипуляции. Лабораторные 8 8 Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.12. Моделирование зависимости вероятности битовой ошибки от отношения сигнал-шум для различных видов M-арной манипуляции. Сам. работа 8 6 Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Контроль знаний и компетенций Экзамен 8 27 Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Использование технологий приёма и передачи цифровых сигналов в современных системах связи.
3.1. Классификация и схемотехника радиоприёмных устройств. Программно определяемое радио. Основные характеристики радиоприемных устройств. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.2. Классификация и схемотехника радиоприёмных устройств. Программно определяемое радио. Основные характеристики радиоприемных устройств. Сам. работа 8 5 Л1.1, Л1.3
3.3. Технологии передачи и приёма цифровых сигналов в системах мобильной связи. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.4. Технологии передачи и приёма цифровых сигналов в системах мобильной связи. Сам. работа 8 6 Л1.3
3.5. Технологии передачи и приёма сигналов в системах цифрового телевидения и радио. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.6. Технологии передачи и приёма сигналов в системах цифрового телевидения и радио. Сам. работа 8 6 Л1.3
3.7. Технологии передачи и приёма цифровых сигналов в системах оптоволоконной связи. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.8. Технологии передачи и приёма цифровых сигналов в системах оптоволоконной связи. Сам. работа 8 6 Л1.2, Л2.1
3.9. Технологии передачи и приёма цифровых сигналов в системах спутниковой связи. Лекции 8 2 Л1.2, Л2.1
3.10. Технологии передачи и приёма цифровых сигналов в системах спутниковой связи. Сам. работа 8 6 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1. Способность проводить эксперименты по наладке и тестированию работоспособности оборудования по заданной методике, обрабатывать полученные результаты на современном уровне.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какие требования необходимо выполнить, чтобы измерить чувствительность радиоприёмника, ограниченную шумами?
а. Установить заданный уровень выходного сигнала
б. Обеспечить заданное отношение сигнал-шум выходного сигнала
в. Отключить автоматическую подстройку частоты
ОТВЕТ: а, б

Вопрос 2. От чего зависит чувствительность приёмника, ограниченная шумами?
а. От уровня собственных шумов приёмника
б. От уровня внешних шумов приёмника
в. От коэффициента усиления приёмника
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Какой блок радиоприёмника влияет на его избирательность по соседней частоте?
а. Усилитель радиочастоты
б. Усилитель промежуточной частоты
в. Усилитель низкой частоты
ОТВЕТ: б

Вопрос 4. Что такое зеркальная частота?
а. Частота, которая отстоит от частоты гетеродина на интервал, равный промежуточной частоте.
б. Частота, которая отстоит от несущей частоты на интервал, равный промежуточной частоте.
ОТВЕТ: а

Вопрос 5. Каким блоком радиоприёмника подавляется зеркальная частота?
а. Смесителем
б. Преселектором
в. Усилителем промежуточной частоты
ОТВЕТ: б

Вопрос 6. Какое основное преобразование выполняется в передатчиках и приёмниках OFDM – сигналов?
а. Преобразование Лапласа
б. Преобразование Фурье
в. z- преобразование
ОТВЕТ: б

Вопрос 7. Каков порядок выполнения быстрого преобразования Фурье в передатчиках и приёмниках OFDM – сигналов?
а. Прямое преобразование в передатчике, обратное в приёмнике
б. Обратное преобразование в передатчике, прямое в приёмнике
ОТВЕТ: б

Вопрос 8. При расширении спектра методом скачков частоты если частота смены подканалов ниже, чем скорость передачи данных в канале, то такой режим называют
а. медленным расширением спектра
б. быстрым расширением спектра
ОТВЕТ: а

Вопрос 9. В соответствии с теоремой Котельникова частота дискретизации при оцифровке аналогового сигнала должна быть
а. Как минимум в два раза выше верхней частоты сигнала
б. Как минимум в два раза ниже верхней частоты сигнала
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. При электронной перестройке колебательного контура с помощью варикапа
а. Частота настройки увеличивается при увеличении напряжения
б. Частота настройки уменьшается при увеличении напряжения
ОТВЕТ: а

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2. Способность к осуществлению исследований физических явлений радиофизическими методами;.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Сколько символов будет иметь алфавит полосовых сигналов, предназначенный для передачи 4-х битов.
а. 16
б. 32
в. 8
Ответ: а.

Вопрос 2. Какая импульсная кодировка имеет наибольшую ширину спектра?
а. NRZ
б. Манчестерская
в. Модуляция задержки
Ответ: б.

Вопрос 3. Какие импульсные кодировки занимают самую узкую полосу частот?
а. Дикодная NRZ
б. Модуляция задержки
в. Двубинарная модуляция
Ответ: б, в.

Вопрос 4. Какие импульсные кодировки обладают свойством автосинхронизации?
а. Двухфазная
б. RZ
в. RZ-AMI
Ответ: а, б.

Вопрос 5. Какая информация о сигнале нужна для его оптимального приёма?
а. Информация о форме сигнала
б. Информация о времени начала и конца сигнала
в. Информация о ширине спектра
Ответ: а, б

Вопрос 6. Какой функцией (функциями) можно описать работу согласованного фильтра?
а. Взаимно-корреляционной функцией
б. Автокорреляционной функцией
в. Функцией свёртки
Ответ: а, в

Вопрос 7. Что лежит в основе применения дифференциальной импульсно-кодовой модуляции?
а. Высокая корреляция соседних отсчётов сигнала
б. Ограниченность динамического диапазона сигнала
Ответ: а

Вопрос 8. Что является достоинством цифровой связи?
а. Возможность увеличения длины канала связи за счёт регенерации сигнала
б. Возможность передачи по одному каналу разных видов трафика
в. Низкая стоимость услуг связи
Ответ: а, б


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5 Способность проектировать и эксплуатировать телекоммуникационные и информационные системы с учётом условий и принципов их работы,
а также методов эксплуатации современной радиоэлектронной и оптической аппаратуры;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Отметьте два ключевых решения в OFDM, которые позволяют бороться с эффектами переотражений при передаче широкополосных сигналов.
а. Введение циклического префикса
б. Использование множества ортогональных частот
в. Использование квадратурных сигналов
г. Использование быстрого преобразования Фурье
Ответ: а, б

Вопрос 2. Какие достоинства имеет квадратурная схема построения современных SDR приёмников
а. Снижение частоты дискретизации
б. Возможность подавления зеркальной частоты
в. Снижение аппаратных затрат
Ответ: а, б

Вопрос 3. Какие действия надо выполнить с сигналом, чтобы получить импульсную характеристику согласованного с ним фильтра?
а. Отразить его по времени относительно момента начала
б. Сдвинуть по оси времени на интервал, равный длительности
в. Инвертировать по амплитуде
Ответ: а, б

Вопрос 4. Какие сомножители содержит выражение для частотной характеристики согласованного фильтра?
а. Фазовый спектр, соответствующий задержке на величину длительности принимаемого сигнала
б. Комплексно-сопряжённый спектр принимаемого сигнала
в. Спектральную плотность шума
Ответ: а, б

Вопрос 5. У какого вида М-арной манипуляции вероятность битовой ошибки растёт с ростом М?
а. У М-арной ортогональной частотной манипуляции
б. У М-арной фазовой манипуляции
Ответ: б

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Классификация и схемотехника радиоприемных устройств.
2. Основные характеристики радиоприемных устройств.
3. Классификация источников шумов в радиоприемниках.
4. Понятие о коэффициенте шума каскада радиоприемника. Шумовая температура.
5. Коэффициент шума последовательного соединения каскадов.
6. Спектр действительного монохроматического, baseband-сигнала и модулированного сигнала. Действительный сигнал как компонента комплексного сигнала (применительно к трём перечисленным типам сигналов).
7. Временное представление комплексного монохроматического, baseband-сигнала и модулированного сигнала.
8. Спектры квадратурных сигналов.
9. Векторный, квадратурный и комплексный смесители. Спектры сигналов на выходе смесителей. Подавление зеркальной частоты в квадратурном смесителе.
10. Схемотехника, достоинства и недостатки, проблемы построения приёмников программно-конфигурируемого радио. Приёмники с ненулевой (высокой и низкой) и нулевой промежуточной частотой.
11. Системы автоматической регулировки усиления.
12. Системы автоматической подстройки частоты.
13. Обобщенная схема системы цифровой передачи информации. Функции блоков схемы.
14. Операции дискретизации и восстановления непрерывных сигналов. Погрешность квантования.
15. Типы сигналов при импульсно-кодовой модуляции (ИКМ). Достоинства и недостатки отдельных кодировок ИКМ. Спектральные параметры сигналов ИКМ.
16. Демодуляция и детектирование цифровых сигналов.
17. Суть оптимального приема сигналов с известной формой.
18. Импульсная и частотная характеристика согласованного фильтра.
19. Примеры реализации согласованных фильтров.
20. Отношение сигнал-шум на выходе согласованного фильтра.
21. Согласованный фильтр как коррелятор.
22. Расчет и оптимизация вероятности битовой ошибки для случая бинарного кодирования цифровых сигналов
23. Полосовая модуляция и демодуляция. Классификация методов манипуляции.
24. Общие принципы построение оптимальных приемников М-арных сигналов.
25. Когерентное детектирование сигналов FSK. Схема некогерентного приема бинарной FSK.
26. Минимальное расстояние между тонами для ортогональной FSK при когерентном и некогерентном приеме.
27. Зависимости вероятности битовой ошибки при М-арной ортогональной частотной манипуляции при когерентном приеме.
28. Построение модуляторов и приемников в случае использования бинарной и квадратурной PSK.
29. Зависимости вероятности битовой ошибки при М-арной фазовой манипуляции.
30. Сигнальные созвездия при QAM- модуляции. Принципы формирования QAM-сигналов.
31. Методы расширения спектра. Методы множественного доступа.
32. Межсимвольные искажения (ISI). Виды фильтров для ослабления ISI.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. И. Нефедов, А. С. Сигов ; под ред. В. И. Нефедова Общая теория связи: учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Изд-во "Юрайт" // ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Э. Ф. Хамадулин Методы и средства измерений в телекоммуникационных системах: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Изд-во "Юрайт" // ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
Л1.3 В. А. Романюк Основы радиосвязи: учебник для вузов М. : Изд-во "Юрайт" // ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Галкин В.А. Основы программно-конфигурируемого радио [электронный ресурс]: М.: Горячая линия - Телеком, 2013 http:///www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785991203050.html
Л2.2 Суранов А.Я. LabVIEW 8.20: Справочник по функциям: Справочник М.: ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2009 e.lanbook.com
Л2.3 А. В. Аминев, А. В. Блохин ; под общ. ред. А. В. Блохина Измерения в телекоммуникационных системах: учебное пособие для вузов ЭБС "Юрайт" , 2018 urait.ru
Л2.4 Догадин Н. Б. Основы радиотехники: учеб. пособие СПб.: Лань, 2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ю. В. Марков, А. С. Боков ; под науч. ред. Н. П. Никитина. Устройства приема и обработки сигналов: проектирование: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018
Л3.2 А.Я. Суранов Моделирование беспроводных систем передачи сигналов и данных на LabVIEW: Учебное пособие АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека онлайн» www.biblioclub.ru
Э3 ЭБС «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС "АлтГУ" elibrary.asu.ru
Э5 Техника приёма и обработки сигналов Курс в ЭОИС АлтГУ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6349 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
304К лаборатория телекоммуникаций и цифрового телевидения центр систем автоматизации и управления - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 10 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи под лабораторное оборудование; проектор: марка INFOCUS модель IN24 - 1 единица; программно-аппаратный комплекс измерения технологических параметров на базе плат, система сбора данных AFS, средства отладки и программирования DL-NEXYS, станции паяльные ERSA (2шт.), телефон системный Panasonic KX-DT321RU-B (2шт.), IP-платформа Panasonic KX-NCP1000RU, Анализатор спектра R&S FSH8, модальная система анализа и генерации сигналов, персональные портативные устройства сбора данных NI myDAQ; методические указания по выполнению лабораторных работ по курсам "Техника приема и обработки сигналов", "Проектирование устройств на ПЛИС", "Цифровая и микропроцессорная техника".
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из трёх основных частей, касающихся вопросов приёма и передачи цифровых сигналов.
При изучении вопросов первой части необходимо руководствоваться общей структурной схемой цифровой системы передачи информации и знанием функций её блоков. Это позволяет последовательно рассмотреть по данной схеме вопросы форматирования (аналого-цифрового преобразования), методы кодирования источника (сжатия информации), импульсной и полосовой модуляции. На следующем этапе анализа общей структурной схемы необходимо рассмотреть методы расширения спектра и множественного доступа, а также OFDM- модуляцию.
При рассмотрении одной из основных операций преобразования сигнала в приёмных и передающих устройствах – операции смешения сигналов или переноса частоты, помимо традиционных векторных смесителей надо разобраться с работой современных квадратурных и комплексных смесителей. С этим связана необходимость анализа спектра действительного монохроматического, baseband-сигнала и модулированного сигналов,имеющих комплексный спектр, а также аналогичных комплексных сигналов, имеющих односторонний спектр.

При изучении вопросов второй части курса рассматриваются принципы построения и расчёта цифровых систем передачи и приёма информации. На первом этапе необходимо усвоить такие ключевые вопросы демодуляции и детектирования цифровых сигналов, как суть оптимального приема сигналов с известной формой, импульсная и частотная характеристика согласованного фильтра, отношение сигнал-шум на выходе согласованного фильтра и согласованный фильтр как коррелятор. Хорошее понимание данных вопросов позволит перейти к общим принципам построение оптимальных приемников М-арных сигналов и расчётам вероятности битовой ошибки для конкретных видов полосовой манипуляции.

В третьей части курса рассматривается использование технологий приёма и передачи цифровых сигналов в современных системах связи. Сюда включены системах мобильной связи, системы цифрового телевидения и радио,системы оптоволоконной связи и системы спутниковой связи.