МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки04.03.01. Химия
ПрофильАналитическая химия; Органическая и биоорганическая химия; Физическая химия и нанотехнологии функциональных материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_03_01_Химия_Профили-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 48
индивидуальные консультации 24
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 48 44 48 44
Консультации 24 24 24 24
Итого 108 104 108 104

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 04.03.01 Химия (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 671)

составлена на основании учебного плана:
04.03.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний теоретических основ современной педагогической науки;
формирование умений, необходимых для эффективной организации педагогического процесса;
развитие профессионально-педагогического мышления;
формирование способности осмысливать педагогическую действительность, принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания и обучения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен определять на основе анализа учебной деятельности обучающегося, оптимальные способы его обучения и развития
ПК-3.1 Знает методы преподавания и современные технологии в химическом образовании
ПК-3.2 Применяет методики преподавания, соответствующие поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме урока, условиям и времени, отведённому на изучение темы
ПК-5Способен организовывать олимпиады, конференции, турниры по химии в школе
ПК-5.1 Знает специфические методы в химическом образовании: химический эксперимент, решение химических задач, в том числе повышенной сложности
ПК-5.2 Способен проводить демонстрационный химический эксперимент и организовывать ученический эксперимент
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командной задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения. УК-4.2. Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. УК-3.1: Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-4.1: Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения. УК-4.2. Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности
УК-6.1: Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
ПК-3.1: Знает методы преподавания и современные технологии в химическом образовании
ПК-5.1: Знает специфические методы в химическом образовании: химический эксперимент, решение химических задач, в том числе повышенной сложности
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-3.2: Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командной задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-4.2: . Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-6.2: Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
ПК-3.2: Применяет методики преподавания, соответствующие поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме урока, условиям и времени, отведённому на изучение темы
ПК-5.2: Способен проводить демонстрационный химический эксперимент и организовывать ученический эксперимент
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-3.3: Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-4.3: Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4: Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
УК-6.3: Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в течение всей жизни

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Педагогическая деятельность Лекции 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.2. Профессиональная культура педагога Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.3. Логика и методы научно-педагогического исследования Сам. работа 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.4. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя Практические 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.5. Консультации Консультации 4 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
Раздел 2. Общие основы педагогики
2.1. Предмет педагогики и задачи современной педагогической науки Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.2. Педагогика в системе наук о человеке Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.3. Методологические основы педагогики Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.4. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Лекции 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.5. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.6. Проблема цели воспитания педагогики Лекции 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.7. Проблема цели воспитания педагогики Сам. работа 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.8. Целостный педагогический процесс Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
2.9. Консультации Консультации 4 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
Раздел 3. Теория воспитания
3.1. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Лекции 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.2. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.3. Принципы воспитания Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.4. Современные концепции воспитания Практические 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.5. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.6. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Сам. работа 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.7. Содержание воспитания Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.8. Содержание воспитания Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.9. Содержание воспитания Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.10. Особенности воспитательной работы со школьниками, имеющими отклонения в поведении Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.11. Формирование мировоззрения учащихся современной школы Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.12. Коллектив и личность в условиях гуманизации школы Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.13. Коллектив и личность в условиях гуманизации школы Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
3.14. Консультации Консультации 4 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
Раздел 4. Дидактика
4.1. Сущность процесса обучения Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.2. Современные дидактические концепции Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.3. Принципы обучения Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.4. Принципы обучения Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.5. Обновление содержания школьного образования Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.6. Общая характеристика методов обучения Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.7. Методы проектного обучения Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.8. Методы проблемного обучения Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.9. Методы групповой работы учащихся Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.10. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.11. Контроль и оценка в обучении школьников Сам. работа 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.12. Формы организации обучения в школе Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.13. Формы организации обучения в школе Сам. работа 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.14. Урок в современной школе Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.15. Формы организации обучения (помимо урока) Сам. работа 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.16. Консультации Консультации 4 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» -https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3080

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется стиль общения, для которого характерно: превосходство одного партнера; деловые, короткие распоряжения; запреты с угрозой, неприветливый тон; возможность быстрого принятия решений?
а) демократический;
б) авторитарный;
в) либеральный;
г) партнерский.
Правильный ответ: б

2. Коммуникативной стороной общения называют:
а) обмен информацией;
б) восприятие друг друга;
в) взаимодействие;
г) взаимообмен.
Правильный ответ: а

3. Один из типов социального взаимодействия:
а) ведомость;
б) подчинение;
в) сотрудничество;
г) кооперация.
Правильный ответ: в

4. Коммуникация – это:
а) обмен информацией между общающимися индивидами;
б) организация взаимодействия между общающимися индивидами;
в) процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению;
г) форма интерактивного, спонтанного общения между двумя или более людьми.
Правильный ответ: в

5. Социально-психологические явления – это феномены обусловленные:
а) самим фактом взаимодействия личности с личностью, группой;
б) психологическими особенностями человека;
в) биологическими особенностями человека;
г) биологическими особенностями человека.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей общества – это …
Правильный ответ: социализация

2. Стремление сторон до последнего отстаивать свои взгляды – одна из причин социальных …
Правильный ответ: конфликтов

3. Группа детей, объединенных единой направленностью деятельности, целевыми ориентирами и совместными занятиями – это детский …
Правильный ответ: коллектив

4. Группа лиц, объединённая общими мотивами, интересами, идеалами, действующая сообща – это …
Правильный ответ: команда

5. Конкретное лицо в команде, которая пользуется авторитетом, обладает определённым влиянием – это роль …
Правильный ответ: лидера

6. Теорию детского коллектива, принципы его жизнедеятельности разработал …
Правильный ответ: А.С. Макаренко

7. Субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга – это …
Правильный ответ: конкуренция

8. Назовите основные элементы социального поведения.
Правильный ответ: потребности, мотивация, ожидания

9. Конструктивным способом разрешения общественных конфликтов признаются …
Правильный ответ: переговоры

10. Тип социального взаимодействия, которые предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия и характеризуется стремлением опередить или подчинить соперника – это …
Правильный ответ: соперничество

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми – это процесс:
а) общения;
б) понимания;
в) восприятия;
г) внимания.
Правильный ответ: а

2. Человек, который обычно весьма активен, предпочитает идти к разрешению конфликта своим определенным путем, использует стиль:
а) приспособления;
б) конкуренции;
в) компромисса;
г) сотрудничества.
Правильный ответ: б

3. Вербальные коммуникации осуществляются с помощью:
а) жестов;
б) информационных технологий;
в) определенного темпа речи;
г) устной речи.
Правильный ответ: г

4. Деловой стиль взаимодействия партнеров включает:
а) ослабление контроля за социально-статусными и этикетными нормами;
б) признание ценности и значимости поведенческих действий друг друга;
в) рациональное использование партнерами поддерживающих техник;
г) умение партнеров адаптировать собственные профессиональные знания к каждой деловой ситуации.
Правильный ответ: б

5. К открытым вопросам в деловой коммуникации относятся:
а) альтернативные;
б) зеркальные;
в) информационные;
г) риторические.
Правильный ответ: г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Сбору сведений по проблеме переговоров способствуют вопросы …
Правильный ответ: информационные

2. Видение себя глазами партнера по общению – это …
Правильный ответ: рефлексия

3. Эмпатия – это постижение эмоционального состояния человека в форме …
Правильный ответ: сопереживания

4. Обмен информацией между субъектами общения – это …
Правильный ответ: коммуникативный компонент

5. Общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция – это …
Правильный ответ: интерактивный компонент

6. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга – это …
Правильный ответ: перцептивный компонент

7. Использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения – это эффект …
Правильный ответ: стереотипизации

8. Придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека – это эффект …
Правильный ответ: новизны

9. Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал …
Правильный ответ: Бодалёв

10. Многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности – это …
Правильный ответ: педагогическое общение

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Принципы обучения – это:
а) приемы работы по организации процесса обучения;
б) тезисы теории и практики обучения и образования, отражающие ключевые моменты в раскрытии процессов, явлений, событий;
в) основные положения теории обучения;
г) средства народной педагогики и современного педагогического процесса.
Правильный ответ: в

2. Один из основных дидактических принципов предполагающий обучение основанное на психических образах, воспринимаемых обучающимся:
а) наглядности;
б) систематичности и последовательности;
в) учёт индивидуальных способностей;
г) научности.
Правильный ответ: а

3. Принцип, требующий чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать знания в решении практических задач:
а) доступности;
б) научности;
в) сознательности и активности;
г) связи обучения с жизнью.
Правильный ответ: г

4. Один из важнейших признаков творческой личности:
а) яркая индивидуальность и потребность в самореализации;
б) неприятие законов общества и стремление разнообразить обыденную жизнь свободными поступками;
в) большой жизненный опыт и умение разрешать различные затруднения;
г) целеустремленность и способность к работе.
Правильный ответ: а

5. Личность в педагогике выражается совокупностью:
а) теоретических знаний, полученных в процессе изучения отдельных дисциплин;
б) адаптироваться к задачам, прописанным в регламенте образовательном учреждении;
в) социальных качеств, приобретенных в процессе взаимодействия в образовательной системе;
г) свойств делать выводы только на основе собственных убеждений.
Правильный ответ: в

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие – это …
Правильный ответ: самовоспитание

2. Предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе – это принцип систематичности и …
Правильный ответ: последовательности

3. Требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок – это принцип …
Правильный ответ: доступности

4. Осмысление цели и задач обучения, глубокое понимание материала и умение применить его на практике составляет содержание принципа …
Правильный ответ: сознательности

5. Постоянная осознанная работа над собой – это …
Правильный ответ: саморазвитие

6. Совершенствование сформированных способностей в направлении достижения количественных и качественных показателей, установленных профессиональными стандартами, которые, в свою очередь, задаются потребностями соответствующих сфер жизнедеятельности общества и человека – это …
Правильный ответ: развитие

7. Технология, позволяющая использовать невосполнимое время жизни в соответствии с личными и учебными целями и ценностями – это …
Правильный ответ: тайм-менеджмент

8. Регулярное наблюдение и самоанализ личностью полученных знаний, умений и навыков в процессе обучения – это …
Правильный ответ: самоконтроль

9. Основан на прочности закрепления знаний в памяти учеников – это принцип …
Правильный ответ: прочности

10. Познание учащимися под руководством учителя объективной действительности, фактов, законов природы и общества, а также самих себя – это гносеологический …
Правильный ответ: компонент

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Основой обучения критическому мышлению являются три фазы:
а) обучение, воспитание, развитие;
б) преподавание, учение, деятельность;
в) вызов, осмысление, размышление;
г) определение, активизация, закрепление.
Правильный ответ: в

2. Методы, которые относятся к методам стимулирования:
а) воспитывающая ситуация;
б) упражнение, приучение;
в) наказание, поощрение;
г) беседы, лекции.
Ответ: в

3. Из приведенных вариантов укажите методы обучения критическому мышлению.
а) словесные, наглядные, практические, лабораторные, проблемно-поисковые, компьютерные;
б) продвинутая лекция, инсерт, синквейн, кластер, мозговой штурм, концептуальная таблица, Т-схема, обучение сообща;
в) лекция, демонстрация кино, лабораторный метод, компьютерный, репродуктивный, мозговой штурм, обучение сообща;
г) убеждение, внушение, метод примера, создание проблемной ситуации, дискуссия, дебаты.
Правильный ответ: б

4. По характеру познавательной деятельности учащихся выделяют следующие методы:
а) традиционный, продуктивный, репродуктивный, дедуктивный, программированный, компьютерный;
б) объяснения нового материала, повторения, закрепления, комбинированный, контроля;
в) объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские;
г) словесные, наглядные, практические, логические.
Правильный ответ: в

5. Личностно-ориентированным технологиям обучения присущи следующие основные принципы:
а) гуманизм, сотрудничество, свободное воспитание;
б) образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения;
в) сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.;
г) сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная целями и задачами, гарантирующая достижение конкретных результатов в обучении, воспитании и развитии воспитанников – это …
Правильный ответ: педагогическая технология

2. Кому впервые пришла идея «технологизации» обучения?
Правильный ответ: Я.А. Коменский

3. Способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решения задач обучения – это …
Правильный ответ: методы обучения

4. Педагогические технологии по ведущему фактору развития подразделяются на …
Правильный ответ: биогенные, социогенные, психогенные

5. «Ядро» технологии в образовании – это …
Правильный ответ: цель, средства, результат.

6. Какой метод является важной составляющей технологии, основанной на ТРИЗ?
Правильный ответ: метод синектики

7. Организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению – это …
Правильный ответ: проблемное обучение

8. Система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области – это …
Правильный ответ: информационная технология

9. Педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала – это …
Правильный ответ:

10. Педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, познавательная, творческая работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, способствующая реальному вхождению субъекта в культурное и историческое пространство социума – это …
Правильный ответ: технология проектного обучения

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен организовывать олимпиады, конференции, турниры по химии в школе

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Метод мысленного отвлечения от ряда признаков химических объектов и выделение какого-либо существенного признака называется:
а) систематизацией;
б) анализом;
в) абстрагированием;
г) конкретизацией.
Правильный ответ: в

2. Метод целенаправленного восприятия химических объектов или их изображений органами чувств является:
а) анализом;
б) сравнением;
в) созерцанием;
г) наблюдением.
Правильный ответ: г

3. Из предложенных групп форм, методов и приёмов обучения выбрать группу, которая позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке:
а) объяснение учителя, беседа, действия по образцу;
б) эвристическая беседа, «мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, работа в группах и парах, организация исследовательской деятельности;
в) самостоятельная работа, изложение, информационно-сообщающий метод;
г) рассказ, фронтальная работа, иллюстративно-объяснительный метод.
Правильный ответ: б

4. Путем организации самостоятельной работы учащихся по исследованию свойств веществ, по изучению отдельных вопросов при работе с текстом учебника, с раздаточным материалом, при решении задач расчётным и экспериментальным способом, при конструировании, моделировании реализуется …
Правильный ответ: исследовательский метод

5. Компонентами содержания обучения химии являются:
а) контроль знаний;
б) умения;
в) знания;
г) мотивы.
Правильный ответ: бв

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Способы достижения целей и задач обучения химии посредством определенным образом упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся – это …
Правильный ответ: методы обучения химии

2. Метод целенаправленного восприятия химических объектов или их образов (специально приготовленных для решения образовательных задач) органами чувств – это …
Правильный ответ: наблюдение химических объектов и их изображений

3. Метод изложения с последовательным раскрытием признаков, особенностей химических объектов и явлений – это …
Правильный ответ: описание химических объектов

4. Метод изложения, раскрывающий сущность химических объектов, связи между изучаемым учебным материалом и теми теоретическими положениями, истинность которых уже доказана – это …
Правильный ответ: объяснение

5. Метод (на основе важнейших химических понятий, законов, теорий химии и ведущих идей), выполняющий прогностическую функцию – это …
Правильный ответ: предсказание

6. Познавательные задания с вопросной ситуацией, включающие в себя условия, функциональные зависимости и требование ответа – это …
Правильный ответ: химические задачи

7. Форма умозаключения, при которой на основании сходства определенных признаков делают заключение о возможном сходстве других признаков исследуемых объектов – это …
Правильный ответ: аналогия

8. Форма состязаний для обучающихся, требующая демонстрации знаний, умений и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин – это …
Правильный ответ: олимпиада

9. Форма организации научной деятельности, при которой исследователи (педагоги, учащиеся) представляют и обсуждают свои работы – это …
Правильный ответ: педагогическая конференция

10. Развивающая творческая коммуникативная игра, реализующаяся в рамках деятельностного подхода, в интеллектуальной и социальной сфере – это …
Правильный ответ: педагогический игровой турнир

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Сластенина В.А. ПЕДАГОГИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Пидкасистый П.И. - Отв. ред. ПЕДАГОГИКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рожков М. И., Байбородова Л. В., Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. ; Под ред. Рожкова М.И. ПЕДАГОГИКА В 2 Т. ТОМ 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Рожков М. И., Байбородова Л. В., Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. ; Под ред. Рожкова М.И. ПЕДАГОГИКА В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Коджаспирова Г. М. ПЕДАГОГИКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в Moodle "Педагогика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.