МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияОрганическая химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-2019_ОХ
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 48
индивидуальные консультации 24
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 48 48 48 48
Консультации 24 24 24 24
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, М.В.Яценко

Рецензент(ы):
к.пс.н., Дир. инст., Н.З.Кайгородова

Рабочая программа дисциплины
Психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 652)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение психологических основ психических процессов, состояний, свойств человека, его моделей общения, межличностного взаимодействия;
развитие психологической компетенции;
формирование умений и навыков, способствующих применению полученных знаний в повседневных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о психологии как особой науке, изучающей психический мир личности;
об основных психических процессах, свойствах и состояниях личности;
о межличностных и межгрупповых отношениях и взаимодействиях.
3.2.Уметь:
3.2.1.психологические особенности личности и малых групп;
действие основных механизмов функционирования познавательных, эмоциональных и волевых процессов человека;
отличать формирование и развитие, самосовершенствование индивидуально-психологических черт личности;
проводить общепсихологический анализ психических явлений и психологических фактов;
предвидеть и преодолевать сложности, которые могут возникнуть в процессе межличностного восприятия, коммуникации, взаимодействия с другими людьми.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.организации собственной деятельности в соответствие с индивидуально-психологическими особенностями личности, требованиями коллектива;
использования приемов саморегуляции, самоконтроля, формирования и развития собственной личности;
межличностного и межгруппового взаимодействия;
организации педагогического процесс с учетом закономерностей протекания процессов восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и возраста учащихся, а также эмоциональных и функциональных состояний педагога.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию
1.1. Место психологии в системе наук о человеке и обществе Лекции 4 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Отрасли психологии и связь психологии с другими науками Сам. работа 4 6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. История и методы психологии Лекции 4 1 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Психика и сознание
2.1. Мозг и психика Лекции 4 1 Л1.1, Л1.2
2.2. Диагностические возможности исследования функциональной асимметрии головного мозга человека Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
2.3. Мозг и психика Сам. работа 4 7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Сознание. Соотношение сознательного и бессознательного. Сам. работа 4 7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Психологическая теория деятельности Лекции 4 1 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Психические процессы
3.1. Психология ощущений и восприятия Лекции 4 1 Л1.1, Л1.2
3.2. Память как процесс отражения прошлого опыта Лекции 4 1 Л1.1, Л1.2
3.3. Исследование сенсорно-перцептивных процессов и памяти человека Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
3.4. Мышление и воображение как особый вид психических процессов Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
3.5. Проблема развития творческого мышления и воображения субъекта Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
3.6. Психология мышления и воображения Сам. работа 4 6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Психические состояния человека
4.1. Общая характеристика психических состояний Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
4.2. Психологические особенности измененных состояний сознания человека Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
4.3. Психическая регуляция поведения и деятельности Сам. работа 4 6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Внимание как состояние Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
4.5. Общая характеристика эмоциональных явлений и их функции Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
4.6. Приемы тренировки внимания Консультации 4 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.7. Психологическое воздействие цвета и формы на эмоциональные и волевые состояния человека Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
4.8. Эмоции и чувства Консультации 4 6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Психология личности
5.1. Индивидные и индивидуально-психологические особенности личности Лекции 4 1 Л1.1, Л1.2
5.2. Темперамент как динамическая характеристика личности Лекции 4 1 Л1.1, Л1.2
5.3. Диагностические возможности и ограничения исследования индивидуально-психологических особенностей личности Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
5.4. Теории темперамента Сам. работа 4 8 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.5. Характер: общее представление Лекции 4 1 Л1.1, Л1.2
5.6. Проблема самосовершенствования черт характера, повышения психологической культуры личности Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
5.7. Способности Лекции 4 1 Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Общение как социально-психологический феномен. Психология малой группы.
6.1. Проблема феномена общения в психологической науке Лекции 4 1 Л1.1, Л1.2
6.2. Общение и речь Сам. работа 4 8 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Межличностные отношения и взаимодействия Консультации 4 8 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.4. Проблема группы в социальной психологии Лекции 4 1 Л1.1, Л1.2
6.5. Психология малых групп Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
6.6. Межгрупповые отношения и взаимодействия Консультации 4 6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Нет
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова Психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2017 www.studentlibrary.ru
Л1.2 М.Н. Жарова Психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.Е. Кравцова Психология и педагогика. Краткий курс : учебное пособие М. : Проспект, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Ступницкий В. П. , Щербакова О. И. , Степанов В. Е. Психология: учебник Москва: Дашков и К°, 2021 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронно-библиотечная система издательства "Лань"
Э2 2. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online"
Э3 Курс в Moodle "Психология / Основы психологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет браузер
Microsoft Office
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. приложение