МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки04.06.01. Химические науки
НаправленностьФизическая химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план04_06_01_Химические науки_ФХ-2021,2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 20 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 14 14 14 14 28 28
Сам. работа 46 46 19 19 65 65
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., профессор, Безносюк Сергей Александрович;к.ф.-м.н., доцент, Терентьева Юлия Владимировна

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Плотников Владимир Александрович

Рабочая программа дисциплины
Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.06.01 ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 869)

составлена на основании учебного плана:
04.06.01 Химические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк Сергей Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Безносюк Сергей Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить с методологией и технологией научно-исследовательской деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования, вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современные подходы, презентовать результаты научного исследования в виде публикаций и продвигать научные достижения в профессиональной деятельности
ПК-3 способностью демонстрировать системное понимание в области изучения физической химии наносистем, коллоидов, твердого тела, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в области компьютерного моделирования, структурно-фазового и элементного анализов, спектроскопии и рентгенографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы методологии и технологии научно-исследовательской деятельности и ее роль в химии и смежных науках
3.2.Уметь:
3.2.1.методологии и технологии научно-исследовательской деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способен применить теоретические знания в области методологии и технологии научно-исследовательской деятельности для решения профессиональных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение в методологию научно-исследовательской деятельности. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
1.2. Введение в методологию научно-исследовательской деятельности. Практические 2 4 ПК-1, ПК-3
1.3. Введение в методологию научно-исследовательской деятельности. Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основы научно-исследовательской деятельности.
2.1. Основы научно-исследовательской деятельности. Наука как вид человеческой деятельности.Сущность и структура науки как особого вида знания. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
2.2. Основы научно-исследовательской деятельности. Наука как вид человеческой деятельности. Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
2.3. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
2.4. Научное исследование: понятие, виды, этапы Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
2.5. Основы научно-исследовательской деятельности. Сущность и структура науки как особого вида знания. Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
2.6. Основы научно-исследовательской деятельности. Сущность и структура науки как особого вида знания. Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-3
2.7. Основы научно-исследовательской деятельности. Типология научных исследований. Лекции 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
2.8. Основы научно-исследовательской деятельности. Типология научных исследований. Практические 2 4 ПК-1, ПК-3
2.9. Основы научно-исследовательской деятельности. Типология научных исследований. Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. История науки
3.1. История науки. Доклассический период науки. Лекции 2 1 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
3.2. История науки. Период классической науки.Лекция Лекции 2 1 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
3.3. История науки. Становление и развитие неклассической науки Лекции 2 1 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
3.4. История науки Сам. работа 2 1 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
3.5. Понятие научной революции. Тенденции развития науки Лекции 2 1 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
3.6. Понятие научной революции. Тенденции развития науки Сам. работа 2 1 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Методологические основы научных исследований.
4.1. Методологические основы научных исследований. Понятие о методе и методологии исследования. Уровни методологии. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
4.2. Методологические основы научных исследований. Универсалии науки Сам. работа 3 1 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
4.3. Типология методов научных исследований Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
4.4. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
4.5. Методология научного исследования Практические 3 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
4.6. Логика научного исследования. Алгоритм научного исследования Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
4.7. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
4.8. Методы научного исследования Практические 3 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
4.9. Теоретические исследования Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
4.10. Эмперические исследования Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
4.11. Основы теории эксперимента Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Планирование и организация научных исследований
5.1. Общие требования и организация магистерской подготовки Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
5.2. Планирование и организация научных исследований Лекции 3 6 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
5.3. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
5.4. Работа с информацией в рамках научного исследования Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
5.5. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2
5.6. Представление результатов научного исследования Практические 3 4 ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ":
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8167

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: способностью осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования, вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современные подходы, презентовать результаты научного исследования в виде публикаций и продвигать научные достижения в профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Абсолютная истинность и относительная истинность … друг друга:
A) исключают
B) дополняют
C) не исключают 
Ответ: C.

2. Подготовка текста выступления на процедуре защиты научного исследования включает в себя определенные действия. К ним НЕ ОТНОСИТСЯ:
A) обдумывание содержания выступления
B) разработка и написание плана выступления
C) разработка и написание основного текста выступления
D) заучивание текста и пробное оглашение
E) согласование содержания выступления с членами комиссии
Ответ: E.

3. Развернутая подробная форма письменной оценки готовой письменной работы - …
A) рецензия
B) автореферат
C) отзыв
Ответ: A.

4. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется __________ речи.
A) композицией
B) аргументацией
C) выразительностью
Ответ: A.

5. В заключении выступления оратор НЕ ДОЛЖЕН использовать фразу…
A) «Благодарю за внимание»
B) «Извините, что отнял у вас время»
C) «Таковы результаты проведенного исследования»
D) «Благодарю за проявленный интерес к проведенному исследованию»
Ответ: B.

6. Во время публичной защиты научного исследования оратору необходимо установить контакт с аудиторией. Что из перечисленного НЕ БУДЕТ способствовать установлению контакта?
A) уверенность в поведении оратора
B) спокойствие и достоинство на его лице
C) твердость и решительность в голосе
D) самоуверенность в улыбке и позе
Ответ: D.

7. Для установления контакта с аудиторией оратору необходим:
A) зрительный (визуальный) контакт со слушателями
B) яркий запоминающийся костюм
C) громкий голос
D) театральный жест
Ответ: A.

8. Полемика – это наука убеждать. Из перечисленного характерным для научной полемики НЕ ЯВЛЯЕТСЯ:
A) она учит подкреплять мысли убедительными аргументами
B) она учит отстаивать новые взгляды
C) она служит воспитанию активной гражданской позиции
D) она учит добиваться своего любыми средствами
Ответ: D.

9. «КАЖДАЯ МЫСЛЬ В ПРОЦЕССЕ ДАННОГО РАССУЖДЕНИЯ ДОЛЖНА ИМЕТЬ ОДНО И ТО ЖЕ ОПРЕДЕЛЕННОЕ, УСТОЙЧИВОЕ СОДЕРЖАНИЕ» - этот закон логики называется…
A) закон тождества
B) закон противоречия
C) закон исключенного третьего
D) закон достаточного основания
Ответ: A.

10. «ИЗ ДВУХ ПРОТИВОРЕЧАЩИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ И В ОДНОМ И ТОМ ЖЕ ОТНОШЕНИИ ОДНО НЕПРЕМЕННО ИСТИННО» - этот закон логики называется…
A) закон тождества
B) закон противоречия
C) закон исключенного третьего
D) закон достаточного основания
Ответ: C.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Описательная часть введения научного исследования содержит ...
Ответ: описание концептуальных подходов к подготовке содержания и раскрытию темы, а также цели и задачи исследования.

2. Преамбула введения научного исследования содержит ...
Ответ: несколько предложений (1 абзац) и служит для того, чтобы пояснить читателю работы ее предназначение.

3. Плагиат – это …
Ответ: выдача чужого за собственное, присвоение чужого авторства.

4. Парафраз – это …
Ответ: передача чего-либо своими словами, пересказ близкий к тексту.

5. Цитата – это …
Ответ: передача чего-либо своими словами, пересказ близкий к тексту.

6. Разновидность литературного языка, употребляется в научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности – это ______ стиль.
Ответ: научный.

7. Ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств – это …
Ответ: текст.

8. Процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями – это …
Ответ: редактирование.

9. Перечень книг и статей, использованных в работе – это …
Ответ: библиография.

10. Деление текста на логически самостоятельные составные части – это …
Ответ: рубрикация.

11. Редактирование – это …
Ответ: процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями.

12. Библиография – это …
Ответ: перечень книг и статей, использованных в работе.

13. Рубрикация – это …
Ответ: деление текста на логически самостоятельные составные части.

14. Диатомовая водоросль – это совершенно особая группа одноклеточных организмов. В отличие от других водорослей она окружена твердой оболочкой-панцирем. Они бывают настолько разнообразны, тонки, изящны, затейливы и причудливы, что можно подумать, что это творения художника. СТИЛЬ (ПОДСТИЛЬ) ТЕКСТА …
Ответ: научно-популярный.

15. Монография, реферат, рецензия на диссертацию являются жанрами ________ стиля.
Ответ: научного.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: способностью демонстрировать системное понимание в области изучения физической химии наносистем, коллоидов, твердого тела, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в области компьютерного моделирования, структурно-фазового и элементного анализов, спектроскопии и рентгенографии
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. «ДВЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ МЫСЛИ ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ ПРЕДМЕТЕ, ВЗЯТОМ В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ И В ОДНОМ И ТОМ ЖЕ ОТНОШЕНИИ, НЕ МОГУТ БЫТЬ ОДНОВРЕМЕННО ИСТИННЫМИ» - этот закон логики называется…
A) закон тождества
B) закон противоречия
C) закон исключенного третьего
D) закон достаточного основания
Ответ: B.

2. «ВСЯКАЯ ПРАВИЛЬНАЯ МЫСЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ОБОСНОВАНА ДРУГИМИ МЫСЛЯМИ, ИСТИННОСТЬ КОТОРЫХ ДОКАЗАНА» - этот закон логики называется …
A) закон тождества
B) закон противоречия
C) закон исключенного третьего
D) закон достаточного основания
Ответ: D.

3. Вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения, называются …
A) уточняющие
B) восполняющие
Ответ: A.

4. Вопросы, связанные с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, называются …
A) уточняющие
B) восполняющие
Ответ: B.

5. Актуальные, жизненно важные, принципиальные вопросы называются …
A) острые
B) простые
C) сложные
Ответ: A.

6. Аксиоматический метод теоретического исследования применяется в …
A) логико-математических науках и информатике
B) естествознании
C) технических и гуманитарных науках
D) математических науках
Ответ: D.

7. Гипотетико-дедуктивный метод теоретического исследования применяется в …
A) логико-математических науках и информатике
B) естествознании
C) технических и гуманитарных науках
D) математических науках
Ответ: B.

8. Прагматический метод теоретического исследования применяется в …
A) логико-математических науках и информатике
B) естествознании
C) технических и гуманитарных науках
D) математических науках
Ответ: C.

9. Синтез как общелогический метод исследования – это …
A) разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
B) мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
C) прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов
D) метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
Ответ: D.

10. Индукция как общелогический метод исследования – это…
A) совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим
B) использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений
C) разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
D) метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
Ответ: A.


Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. ______ обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения; иногда характеризуются его структура, композиция.
Ответ: Аннотация.

2. Дипломная работа – это …
Ответ: самостоятельное научное исследование, квалификационная работа выпускника, требующая хорошо сформированных навыков самостоятельной научной деятельности, обоснованности и ценности полученных результатов исследования и выводов, а также возможности их применения в практической деятельности.

3. Курсовая работа – это …
Ответ: первое самостоятельное научное исследование студентов вуза, которое требует навыков самостоятельной научной деятельности.

4. Контрольная работа – это ...
Ответ: форма проверки знаний, своеобразный письменный экзамен, который требует серьезной подготовки.

5. Реферат – это …
Ответ: краткое изложение в письменном виде содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это наиболее простая форма самостоятельного изучения материала.

6. Рефераты и доклады относятся к _________ работам.
Ответ: текущим.

7. При использовании данного метода некоторая группа помещается в необычную ситуацию (под воздействие определенного фактора), где можно проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя (контрольных) характеристик. Что это за метод?
Ответ: социологический эксперимент.

8. При использовании данного метода исследования источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Что это за метод?
Ответ: метод опроса.

9. Опрос, анкета, интервью, анализ документов относятся к _____ методам исследования.
Ответ: социологическим.

10. Мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта – это …
Ответ: абстрагирование.

11. Прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов – это …
Ответ: обобщение.

12. Метод разделения объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения – это …
Ответ: анализ.

13. Метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое – это …
Ответ: синтез.

14. Совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим – это …
Ответ: метод индукции.

15. Использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений – это …
Ответ: метод дедукции.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы докладов

1. Методология, как учение об организации деятельности: общие сведения.

2. Принципы научного познания: принципы детерминизма, соответствия и дополнительности.

3. Этап постановки (формулирования) проблемы.

4. Объект, предмет и тема исследования.

5. Исследовательский подходы: общие сведения, содержательный и формальный, логический и исторический подходы.

6. Качественный и количественный, феноменологический и сущностный, единичный и общий (обобщенный) подходы.

7. Этап определения цели исследования.

8. Этап формирования (выбора) критериев оценки достоверности результатов исследования.

9. Критерии оценки достоверности результатов теоретического исследования.

10. Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования.

11. Стадия моделирования (построения гипотезы).

12. Стадия конструирования исследования.

13. Стадия проведения исследования: общие сведения, теоретический этап: анализ и систематизация литературных данных.

14. Отработка понятийного аппарата.

15. Построение логической структуры теоретического исследования: общие сведения, система классификаций.

16. Построение логической структуры теории (концепции).

17. Эмпирический этап.

18. Этап апробации результатов.

19. Этап оформления результатов: общие сведения, реферат, научная статья, научный отчет, научный доклад.

20. Методическое пособие, монография , тезисы докладов и выступлений на конференциях.

21. Основные формы организации устного научного общения.

22. Изучение литературы, документов и результатов деятельности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ":
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8167

Пример оценочного средства
1.Понятие, сущность и специфика научного исследования.
2. Постановка проблемы и темы научного исследования, обоснование актуальности и новизны исследования.
3. Постановка цели и задачи научного исследования. Объект и предмет научного исследования.
4. Основные особенности проведения научного исследования в различных предметных областях (технических, экономических науках).
5. Общие методы и приемы научного познания.
6. Сущность и методы эмпирического исследования.
7. Сущность и методы теоретического исследования.
8. Наблюдение, как научный метод проведения исследования.
9. Эксперимент. Сущность проведения научных экспериментов.
10.Однофакторный и многофакторный эксперимент. Проблема применения однофакторного эксперимента для изучения сложных систем.
11. Научный метод: сравнение. Возможности выбора объектов для сравнения.
12. Индуктивно-эмпирический метод.
13. Аксиоматический и гепотетико-дедуктивный подходы.
14. Метод экспертных оценок.
15. Метод анализа документов. Различные вариации и возможности использования метода.
16. Метод синектики.
17. Методы повышения надежности информации.
18. Проблема выбора методов научного исследования с учетом качества информации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp(http://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru - электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ
http://www.rsl.ru - РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru - БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru - ГПНТБ Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru - БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru - РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru - Научная электронная библиотека РФФИ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Как работать над конспектом после лекции
Какими бы замечательными качествами в области методики ни обладал лектор, какое бы большое значение на занятиях ни уделял лекции слушатель, глубокое понимание материала достигается только путем самостоятельной работы над ним.
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока полученная информация еще хранится в памяти. Как правило, через 10 ч после лекции в памяти остается не более 30-40 % материала.
С целью доработки необходимо, в первую очередь, прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки, расшифровать не понятные сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи.
Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению. Потери логической связи как внутри темы, так и между ними приводит к негативным последствиям: материал учебной дисциплины перестает основательно восприниматься, а творческий труд подменяется утомленным переписыванием. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний. Очень полезным в практике самостоятельной работы, является предварительное ознакомление с учебным материалом. Даже краткое, беглое знакомство с материалом очередной лекции дает многое. Студенты получают общее представление о ее содержании и структуре, о главных и второстепенных вопросах, о терминах и определениях. Все это облегчает работу на лекции и делает ее целеустремленной.


Подготовка к практическому занятию
Студент должен четко уяснить, что именно с лекции начинается его подготовка к практическому занятию. Вместе с тем, лекция лишь организует мыслительную деятельность, но не обеспечивает глубину усвоения программного материала.
При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
1-й – организационный,
2-й – закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
– уяснение задания на самостоятельную работу;
– подбор рекомендованной литературы;
– составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к семинару рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале семинара студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные явления и факты. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для решения практических задач.


Как работать с рекомендованной литературой
Успех в процессе самостоятельной работы, самостоятельного чтения литературы во многом зависит от умения правильно работать с книгой, работать над текстом.
Опыт показывает, что при работе с текстом целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом (не запоминать, а понять общий смысл прочитанного) материале. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.
Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др.
Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов.
План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством преподавателя является составной частью «самостоятельная работа студентов», принятого в высшей школе. СРС под руководством преподавателя представляет собой вид занятий, в ходе которых студент, руководствуясь методической и специальной литературой, а также указаниями преподавателя, самостоятельно выполняет учебное задание, приобретая и совершенствуя при этом знания, умения и навыки практической деятельности. При этом взаимодействие студента и преподавателя приобретает вид сотрудничества: студент получает непосредственные указания преподавателя об организации своей самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию руководства через консультации и контроль.
Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельных работ данного вида заключается в накоплении нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Суть заданий работ этого вида сводится к поиску, формулированию и реализации идей решения. Это выходит за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления требует от обучаемых варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения ее под новым углом зрения. В связи с этим самостоятельная работа данного вида должна выдвигать требования анализа незнакомых студентом ситуаций и генерирования новой информации для выполнения задания.

Методические указания для подготовки к зачету
Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
В период подготовки к зачету студенты могут получить у преподавателя индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка к зачету – это завершающий, наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом.