Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 04.06.01. Химические науки |
Направленность | Физическая химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_06_01_Химические науки_ФХ-2021,2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 20,5 | 18 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 18 | 18 | 32 | 32 |
Практические | 12 | 12 | 18 | 18 | 30 | 30 |
Сам. работа | 10 | 10 | 36 | 36 | 46 | 46 |
Итого | 36 | 36 | 72 | 72 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна
1.1. | Формирование педагогических компетенций будущих преподавателей вузов: познать сущность и структуру образовательного процесса, цели и содержание ВПО, концепции, методы, средства и организационные формы обучения и воспитания, организацию НИР студентов и студенческого самоуправления, контроль и оценку результатов обучения, современные педагогические технологии, повышение качества ВПО. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
УК-5 | способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития |
ОПК-3 | готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования |
ПК-2 | готовностью осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным программам высшего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ведущие тенденции развития современного высшего образования; требования к личности и деятельности преподавателя высшей школы; нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и содержание образовательного процесса в вузе; основные принципы построения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ; достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом; нормативные основы функционирования системы высшего образования; сущность и закономерности процесса обучения студентов; педагогические основы определения целей и содержания высшего профессионального образования; принципы и методы обучения в высшей школе; основные формы организации учебного процесса в высшей школе; педагогические технологии и особенности их применения в высшей школе; сущность, цели, принципы, содержание, методы и формы воспитания студентов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | разрабатывать образовательные программы на основе компетентностного подхода, модульного принципа, системы зачетных единиц; осуществлять отбор учебного материала с учетом ведущих тенденций развития современного высшего образования; осуществлять отбор учебного материала, характеризующего достижения науки с учетом специфики направления подготовки; осуществлять отбор и использовать оптимальные формы организации обучения, методы преподавания и оценивания успеваемости студентов, инновационные образовательные технологии; организовать познавательную деятельность студентов, их самостоятельной работы и научного творчества; осуществлять всестороннюю подготовку студентов к успешной профессиональной деятельности, обеспечить высокий педагогический уровень их обучения и воспитания; определять главное при отборе и структурировании учебного материала; прогнозировать трудности и ошибки в работе студентов; осуществлять контроль за качеством знаний и учебной деятельностью студентов; управлять психологическим состоянием группы и отдельных студентов; дидактически перерабатывать материал науки в материал преподавания. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | технологией проектирования образовательного процесса на уровне высшего образования; методиками преподавания и оценивания успеваемости студентов и инновационными образовательными технологиями; способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития; готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования; готовностью осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным программам высшего образовани; методикой самообразования, находить новые способы решения профессионально-педагогических задач. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Педагогика высшей школы | ||||||
1.1. | Педагогика в системе наук о человеке | Лекции | 3 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.8, Л1.5 |
1.2. | Цели высшего профессионального образования | Лекции | 3 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.8, Л1.5 |
1.3. | Содержание высшего профессионального образования | Лекции | 3 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.8, Л1.5 |
1.4. | Сущность и закономерности процесса обучения | Лекции | 3 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.8, Л1.5 |
1.5. | Методы обучения | Лекции | 3 | 4 | ОПК-3, ПК-2, УК-5 | Л1.1, Л1.8, Л1.5 |
1.6. | Методы обучения | Практические | 3 | 6 | ОПК-3, ПК-2, УК-5 | Л1.1, Л1.8, Л1.5 |
1.7. | Педагогические технологии | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-2, УК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.10, Л1.8, Л1.3, Л1.5, Л2.5 |
1.8. | Педагогические технологии | Практические | 3 | 6 | ОПК-3, ПК-2, УК-5 | Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.10, Л1.8, Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л2.7 |
1.9. | Информационно-компьютерная технология обучения | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-2, УК-5 | Л2.8, Л1.9, Л1.1, Л1.8, Л1.7 |
1.10. | Организационные формы обучения | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-2, УК-5 | Л1.1, Л1.8, Л1.5 |
1.11. | Организационные формы обучения | Практические | 4 | 6 | ОПК-3, ПК-2, УК-5 | Л1.1, Л1.8, Л1.5 |
1.12. | Самостоятельная работа студентов | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-2, УК-5 | Л1.1, Л1.8, Л1.5 |
1.13. | Научно-исследовательская работа студентов | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-2, УК-5 | Л1.1, Л1.8, Л1.5 |
1.14. | Научно-исследовательская работа студентов | Практические | 4 | 6 | ОПК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.8, Л1.5 |
1.15. | Система контроля учебной деяительности студентов | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.8, Л1.6, Л1.5, Л1.4 |
1.16. | Теория воспитания | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ПК-2, УК-5 | Л1.1, Л1.8, Л1.5 |
1.17. | Методы и организационные формы воспитания | Практические | 4 | 6 | ОПК-3, ПК-2, УК-5 | Л1.1, Л1.8, Л1.5 |
1.18. | Студенческое самоуправление | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ПК-2, УК-5 | Л1.1, Л1.8, Л1.5 |
1.19. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-3, ПК-2, УК-5 | Л1.1, Л1.8, Л1.5 | |
1.20. | Сам. работа | 4 | 36 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шарипов Ф.В. | Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие: | Москва: Логос, 2012 | |
Л1.2 | Щуркова Н.Е.- | Педагогические технологии: | Издательство Юрайт, , 2017 | www.biblio-online.ru |
Л1.3 | Ю.Б. Зеленская, О.В. Милованова | Инновационные педагогические технологии: учебно-методическое пособие | СПб. : ЧОУВО «Институт специ-альной педагогики и психологии», 2015 | biblioclub.ru |
Л1.4 | Градусова Т. К., Жукова Т. А. | Педагогические технологии и оценочные средства для проведения текущего и промежуточного контроля успеваемости и итоговой аттестации студентов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Кемеровский государственный университет, 2013 | biblioclub.ru |
Л1.5 | М. В. Войтенко | Основы педагогического мастерства [Электронный ресурс]: практикум : учеб. электронное пособие | АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.6 | Т.К. Градусова, Т.А. Жукова | Педагогические технологии и оценочные средства для проведения текущего и промежуточного контроля успеваемости и итоговой аттестации студентов: учебное пособие | Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2013 | biblioclub.ru |
Л1.7 | А.У. Умаев, М.К. Раджабова, Л.Ш. Гамидов | Информационные технологии в образовании / Современные педагогические технологии профессионального образования: сборник статей : материалы конференций | Москва : Директ-Медиа, 2019 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=571713 |
Л1.8 | Войтенко, Марина Владимировна | Основы педагогического мастерства : практикум : | Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.9 | под ред. Е. С. Полат | Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [учеб. пособие для вузов] | М.: Академия, 2009 | |
Л1.10 | Матяш, Н.В. | Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для высш. проф. образования | М. : Академия, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А. П. Панфилова | Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2009 | |
Л2.2 | М.В. Буланова- Топоркова [и др.] | Педагогические технологии: учеб. пособие для пед. спец. | Ростов н/Д: МарТ, 2010 | |
Л2.3 | Федорова Т.С., Неудахина Н.А. | Педагогические технологии: сборник учебных проектов: | АлтГУ, 2008 | |
Л2.4 | А. М. Митяева | Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | |
Л2.5 | Цибульникова В. Е. | Образовательные системы и педагогические технологии: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | МПГУ, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.6 | под общ. ред. В.С. Кукушкина | Педагогические технологии: учеб. пособие для пед. спец. | Ростов-н/Д: МарТ, 2010 | |
Л2.7 | Л. В. Байбородова | Педагогические технологии в 3 ч. Часть 2. Организация деятельности: учебник и практикум для вузов | Юрайт, 2020 | URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/455047 |
Л2.8 | Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. | Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС «Университетская библиотека online» | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронный курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Курс направлен на овладение аспирантами педагогической деятельностью как важнейшим условием становления современного преподавателя в системе высшего образования. В связи с этим важно понять особенности деятельности преподавателя вуза, предметом которой является проектирование и осуществление процессов обучения и воспитания студентов. Главная из этих особенностей заключается в том, что эти процессы разворачиваются в условиях новой образовательной парадигмы, детерминированной масштабными изменениями, происходящими сегодня в обществе и системе образования. Определяющими предпосылками для понимания сущности процессов обучения и воспитания в вузе выступают ведущие тенденции развития современного высшего образования: его фундаментализация, гуманитаризация, интеграция, дифференциация и индивидуализация, информатизация, интернационализация. Аспиранты должны разобраться, каким образом данные тенденции меняют целевые ориентиры профессиональной подготовки студентов, содержание вузовского образования, его процессуальные характеристики. В последнем случае речь идет о современных методах и технологиях образовательного процесса. Одна из ключевых целей курса - осмысление путей реализации компетентного подхода в деятельности вузовского преподавателя, его влияния на все компоненты образовательного процесса. Предстоит разобраться в вопросах включения работодателей в процесс обучения, при этом важно понять, что они становятся такими же субъектами педагогической деятельности, однако при определенных условиях. Необходимо обратить особое внимание на то, как в целом будет обеспечена практическая направленность обучения в вузе, что нового вносит в решение данной задачи компетентностный подход. Целесообразно также сосредоточить усилия на овладении (совершенствовании) умениями диалогового взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса как важнейшим условием успешного осуществления преподавателем своей педагогической деятельности, в основе которого лежат исключительно субъект-субъектные отношения. В ходе изучения курса аспирантам предстоит систематически выполнять различного рода задания, направленные на корректировку обыденных педагогических представлений, сопоставление различных точек зрения, иллюстрацию того, что аспиранты изучали в курсе, на развитие рефлексии, ретроспективный анализ собственной студенческой биографии, отказ от стереотипов мышления и формирование способности находить новые способы решения проблем или новые способы их выражения, прогнозирование развития педагогических явлений, проектирование отдельных компонентов образовательного процесса и др. и тем самым способствующие обогащению педагогического опыта и развитию профессионально-педагогического мышления. Текст учебных задач еще раз вводит обучаемого преподавателя в сложный мир профессии педагога, в содержание педагогического труда, в различные ситуации межличностного общения и др. Логика решения задач ставит аспиранта как субъекта педагогической деятельности в положение исследователя, дает возможность более глубоко и основательно изучить процессы и явления, происходящие в современной педагогической действительности, принимать ответственность за судьбу высшей школы. |