МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физико-химические основы наноинжиниринга материалов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки04.06.01. Химические науки
НаправленностьФизическая химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_06_01_Химические науки_ФХ-2021,2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., профессор, Безносюк Сергей Александрович

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Плотников Владимир Александрович

Рабочая программа дисциплины
Физико-химические основы наноинжиниринга материалов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.06.01 ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 869)

составлена на основании учебного плана:
04.06.01 Химические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк Сергей Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Безносюк Сергей Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.научить аспиранта использовать компьютерное моделированию в исследовании наноматериалов, основываясь на их физико-химических свойствах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью демонстрировать системное понимание в области изучения физической химии наносистем, коллоидов, твердого тела, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в области компьютерного моделирования, структурно-фазового и элементного анализов, спектроскопии и рентгенографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Концепции современного строения вещества
Физико-химические основы теории квантовой релаксации биомиметических наносистем
3.2.Уметь:
3.2.1.провести компьютерное моделирование наносистем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.проведения компьютерного эксперимента по самосборке и самоорганизации биомиметических систем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концепции современного строения вещества
1.1. Теория функционала плотности Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Теория функционала плотности Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Квантовая топология электронной плотности Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Квантовая топология электронной плотности Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Квантово-полевая концепция плазменного строения вещества Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Квантово-полевая концепция плазменного строения вещества Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Термополевая динамика Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Термополевая динамика Сам. работа 4 3 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Мультиструктуры плазмы вещества Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Мультиструктуры плазмы вещества Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Физико-химические основы теории квантовой релаксации биомиметических наносистем
2.1. Квантово-полевая концепция релаксации биомиметической наночастицы Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Квантово-полевая концепция релаксации биомиметической наночастицы Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Физико-химические механизмы релаксации открытых биомиметических наносистем Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Физико-химические механизмы релаксации открытых биомиметических наносистем Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Компьютерная модель биомиметической релаксации наносистем Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Компьютерная модель биомиметической релаксации наносистем Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Самосборка и самоорганизация биомиметических систем
3.1. Самосборка и самоорганизация биомиметических структур воды Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Самосборка и самоорганизация биомиметических структур воды Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Самосборка и самоорганизация биомиметических структур углерода Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.4. Самосборка и самоорганизация биомиметических структур углерода Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.5. Самосборка и самоорганизация биомиметических структур переходных металлов Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.6. Самосборка и самоорганизация биомиметических структур переходных металлов Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.7. Моделирование биомиметической структуры Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.8. Подготовка к практическому занятию "Моделирование биомиметической структуры" Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.9. Применение метода нелокального фунционала плотности для расчета парных корреляционных потенционалов Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.10. Подготовка к практическому занятию "Применение метода нелокального фунционала плотности для расчета парных корреляционных потенционалов" Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.11. Метод молекулярной механики Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.12. Подготовка к практическому занятию "Метод молекулярной механики" Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.13. Метод молекулярной динамики Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.14. Подготовка к практическому занятию "Метод молекулярной динамики" Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.15. Метод квантовой нанокинетики Практические 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.16. Подготовка к практическому занятию "Метод квантовой нанокинетики" Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ":
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=871

Пример оценочного средства
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: способностью демонстрировать системное понимание в области изучения физической химии наносистем, коллоидов, твердого тела, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в области компьютерного моделирования, структурно-фазового и элементного анализов, спектроскопии и рентгенографии
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Скорость света в вакууме имеет значение:
A) 2,997*10^8 м/с
B) 2,997*10^6 м/с
C) 2,997*10^3 м/с
D) 2,997*10^12 м/с
Ответ: A.

2. Какое из перечисленных ниже оптических явлений получило объяснение на основе квантовой теории света?
A) дифракция
B) дисперсия
C) фотоэффект
D) интерференция
Ответ: C.

3. В квантовой механике частицы движутся по классическим траекториям. Верно ли утверждение?
А) Да.
В) Нет.
Ответ: Нет.

4. Каким соотношением связаны Ридберги с Хартри?
A) 1 Hartree = 2 Ry
B) 2 Hartree = 1 Ry
C) 1/3 Hartree = Ry
Ответ: A.

5. Чему равна ковалентность углерода в молекуле СО?
А) двум;
B) трем;
C) четырем.
Ответ: В.

6. Какими магнитными свойствами обладает молекула О2?
А) Диамагнитными.
В) Парамагнитными.
Ответ: В.

7. Какова кратность связи в молекуле NO?
A) 2.
В) 2,5.
С) 3.
Ответ: В.

8. Какая из перечисленных частиц парамагнитна?
А) N2.
В) CO.
C) NO.
Ответ: С.

9. Какой из перечисленных ионов обладает наибольшим поляризующим действием?
А) Na+.
В) Ca2+.
С) Cu2+.
D) Al3+.

10. Какой из ионов оказывает большее поляризующее действие?
9. Какой из перечисленных ионов обладает наибольшим поляризующим действием?
А) Cd2+.
В) Ca2+.
Ответ: A.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что такое фотон?
Ответ: квант электромагнитного излучения.

2. В каких единицах измеряется постоянная Планка?
Ответ: Дж*с.

3. Каким выражением определяется импульс фотона с энергией E?
Ответ: p = E/c.

4. Излучение лазера: 1) когерентно, 2) не когерентно, 3) монохроматично, 4) не монохроматично, 5) направленно, 6) изотропно. Какие утверждения верны?
Ответ: 1, 3 и 5.

5. В результате квантового перехода, связанного с излучением фотона, кинетическая энергия электрона …
Ответ: увеличивается.

6. В соответствии с теорией Бора атомы излучают свет при …
Ответ: при переходе электрона с одной стационарной орбиты на другую.

7. В результате квантового перехода, связанного с испусканием фотона, скорость электрона в атоме водорода
Ответ: увеличивается.

8. В результате квантового перехода, связанного с поглощением фотона, скорость электрона в атоме водорода …
Ответ: уменьшается.

9. Каким выражением определяется длина волны кванта, энергия которого равна Е?
Ответ: . λ=hc/E.

10. Какие молекулярные орбитали имеют энергию меньше, чем образующие их атомные орбитали?
Ответ: связывающие.

11. Какие молекулярные орбитали имеют энергию выше, чем образующие их атомные орбитали?
Ответ: разрыхляющие.

12. Какие молекулярные орбитали имеют энергию примерно равную с образующими их атомными орбиталями?
Ответ: несвязывающие.

13. Какая кратность вырождения у сигма-орбиталей?
Ответ: Они невырождены.

14. Какая кратность вырождения у пи-орбиталей?
Ответ: Дважды вырожденные.

15. В соответствии с каким принципом электроны не могут принимать одинаковые значения всех квантовых чисел?
Ответ: принцип Паули.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ":
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=871

Пример оценочного средства
1. Теория функционала плотности
2. Квантовая топология электронной плотности
3. Квантово-полевая концепция плазменного строения вещества
4. Термополевая динамика
5. Мультиструктуры плазмы вещества
6. Квантово-полевая концепция релаксации биомиметической наночастицы
7. Физико-химические механизмы релаксации открытых биомиметических наносистем
8. Компьютерная модель биомиметической релаксации наносистем
9. Самосборка и самоорганизация биомиметических структур воды
10. Самосборка и самоорганизация биомиметических структур углерода
11. Самосборка и самоорганизация биомиметических структур переходных металлов
12. Задание на моделирование биомиметической структуры
13. Задание на применение метода нелокального фунционала плотности для расчета парных корреляционных потенционалов
14. Задание на метод молекулярной механики
15. Задание на метод молекулярной динамики
16. Задание на метод квантовой нанокинетики

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Безносюк, С.А.; Жуковский, М.С.; Маслова, О.А.; Терентьева, Ю.В. Компьютерное моделирование квантовых электромеханических систем материалов: Барнаул : АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2178
Л1.2 С. А. Безносюк [и др.] Компьютерное моделирование квантовой релаксации наносистем: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 З.М.Мулдахметов, Б.Ф.Минаев, С.А. Безносюк Теория электронного строения молекул (новые аспекты) : Алма-ата.: Наука, 1988
Л2.2 Безносюк С.А, Потекаев А.И. Жуковский М.С., Жуковская Т.М., Фомина Л.В. Многоуровневое строение, физико-химические и информационыые свойства вещества: Изд: НТЛТомск,, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp(http://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru - электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ
http://www.rsl.ru - РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru - БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru - ГПНТБ Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru - БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru - РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru - Научная электронная библиотека РФФИ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
503К учебно-исследовательская лаборатория компьютерного нанобиодизайна - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Стол письменный; столы учебные – 2 шт.; шкаф книжный; Aguarius 1 ед.; ноутбук Acer-1 503; ноутбук HP15- ba020ur15.6-1 503
504К учебно-исследовательская лаборатория компьютерного нанобиодизайна - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Доска маркерная; столы учебные на 10 посадочных мест; проектор короткофокусный мультимедийный ЕВ-420 1 ед.; экран; компьютеры: марка RAMEC модель G161 10G\03Y4 - 8 единиц; проектор: марка BENQ - 1 единица;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Как работать над конспектом после лекции
Какими бы замечательными качествами в области методики ни обладал лектор, какое бы большое значение на занятиях ни уделял лекции слушатель, глубокое понимание материала достигается только путем самостоятельной работы над ним.
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока полученная информация еще хранится в памяти. Как правило, через 10 ч после лекции в памяти остается не более 30-40 % материала.
С целью доработки необходимо, в первую очередь, прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки, расшифровать не понятные сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи.
Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению. Потери логической связи как внутри темы, так и между ними приводит к негативным последствиям: материал учебной дисциплины перестает основательно восприниматься, а творческий труд подменяется утомленным переписыванием. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний. Очень полезным в практике самостоятельной работы, является предварительное ознакомление с учебным материалом. Даже краткое, беглое знакомство с материалом очередной лекции дает многое. Студенты получают общее представление о ее содержании и структуре, о главных и второстепенных вопросах, о терминах и определениях. Все это облегчает работу на лекции и делает ее целеустремленной.


Подготовка к практическому занятию
Студент должен четко уяснить, что именно с лекции начинается его подготовка к практическому занятию. Вместе с тем, лекция лишь организует мыслительную деятельность, но не обеспечивает глубину усвоения программного материала.
При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
1-й – организационный,
2-й – закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
– уяснение задания на самостоятельную работу;
– подбор рекомендованной литературы;
– составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к семинару рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале семинара студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные явления и факты. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для решения практических задач.


Как работать с рекомендованной литературой
Успех в процессе самостоятельной работы, самостоятельного чтения литературы во многом зависит от умения правильно работать с книгой, работать над текстом.
Опыт показывает, что при работе с текстом целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом (не запоминать, а понять общий смысл прочитанного) материале. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.
Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др.
Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов.
План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством преподавателя является составной частью «самостоятельная работа студентов», принятого в высшей школе. СРС под руководством преподавателя представляет собой вид занятий, в ходе которых студент, руководствуясь методической и специальной литературой, а также указаниями преподавателя, самостоятельно выполняет учебное задание, приобретая и совершенствуя при этом знания, умения и навыки практической деятельности. При этом взаимодействие студента и преподавателя приобретает вид сотрудничества: студент получает непосредственные указания преподавателя об организации своей самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию руководства через консультации и контроль.
Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельных работ данного вида заключается в накоплении нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Суть заданий работ этого вида сводится к поиску, формулированию и реализации идей решения. Это выходит за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления требует от обучаемых варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения ее под новым углом зрения. В связи с этим самостоятельная работа данного вида должна выдвигать требования анализа незнакомых студентом ситуаций и генерирования новой информации для выполнения задания.

Методические указания для подготовки к экзамену
Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
В период подготовки к экзамену студенты могут получить у экзаменатора - преподавателя, проводивший лекционный курс индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка к экзамену – это завершающий, наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом.