МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физикохимия нано- и биосистем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки04.06.01. Химические науки
НаправленностьФизическая химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_06_01_Химические науки_ФХ-2021,2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., профессор, Безносюк Сергей Александрович

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Плотников Владимир Александрович

Рабочая программа дисциплины
Физикохимия нано- и биосистем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.06.01 ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 869)

составлена на основании учебного плана:
04.06.01 Химические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк Сергей Александрович, доктор физико-математических наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Безносюк Сергей Александрович, доктор физико-математических наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.научить аспиранта использовать компьютерное моделирование в исследовании наноматериалов, основываясь на их физико-химических свойствах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью демонстрировать системное понимание в области изучения физической химии наносистем, коллоидов, твердого тела, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в области компьютерного моделирования, структурно-фазового и элементного анализов, спектроскопии и рентгенографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Концепции современного строения вещества
Физико-химические основы теории квантовой релаксации биомиметических наносистем
3.2.Уметь:
3.2.1.провести компьютерное моделирование наносистем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.проведения компьютерного эксперимента по самосборке и самоорганизации биомиметических систем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Физико-химические основы теории квантовой релаксации биомиметических наносистем
1.1. Квантово-полевая концепция релаксации биомиметической наночастицы Лекции 5 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Квантово-полевая концепция релаксации биомиметической наночастицы Сам. работа 5 11 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Квантово-полевая концепция релаксации биомиметической наночастицы Практические 5 4 ПК-3
1.4. Физико-химические механизмы релаксации открытых биомиметических наносистем Лекции 5 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Физико-химические механизмы релаксации открытых биомиметических наносистем Сам. работа 5 12 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Физико-химические механизмы релаксации открытых биомиметических наносистем Практические 5 4 ПК-3
1.7. Компьютерная модель биомиметической релаксации наносистем Лекции 5 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Компьютерная модель биомиметической релаксации наносистем Сам. работа 5 34 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Компьютерная модель биомиметической релаксации наносистем Практические 5 4 ПК-3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ":
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11345

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: способностью демонстрировать системное понимание в области изучения физической химии наносистем, коллоидов, твердого тела, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в области компьютерного моделирования, структурно-фазового и элементного анализов, спектроскопии и рентгенографии
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Могут ли молекулярность и порядок реакции быть дробными величинами?
A) порядок – да, молекулярность – нет
B) молекулярность – да, порядок – нет
C) обе величины не могут быть дробными
D) обе величины могут быть дробными
Ответ: A.

2. Для реакции первого порядка константа скорости имеет следующую размерность:
A) мин^-1
B) мин
C) моль*с^-1
D) моль/с^-1
Ответ: A.

3. Для реакции второго порядка константа скорости имеет следующую размерность:
A) мин^-1
B) мин
C) л*моль^-1*с^-1
D) л/моль^-1*с^-1
Ответ: C.

4. Для элементарной химической реакции аА + bВ → сС + dD в соответствии с основным постулатом химической кинетики можно записать следующее уравнение скорости:
A) W = k*Ca^A*Cb^B
B) W = k*CaA*CbB*CсС*CdD
C) W = k*Cс^С*Cd^D
D) W = k*Ca^A*Cb^B/(Cс^С*Cd^D)
Ответ: A.

5. Порядком реакции является:
A) произведение стехиометрических коэффициентов при исходных веществах в уравнении элементарной реакции
B) сумма стехиометрических коэффициентов при исходных веществах в уравнении элементарной реакции
C) сумма стехиометрических коэффициентов при исходных веществах в уравнении элементарной реакции
D) сумма всех стехиометрических коэффициентов в уравнении элементарной реакции
Ответ: C.

6. Из-за бесконечной положительности электрического потенциала на точечных ядрах в стационарных состояниях электронной газовой системы должно выполняться …
A) стационарное уравнение Шредингера
B) граничное условие Като
C) уравнение Гейзенберга
Ответ: B.

7. Простой (элементарной) реакцией называется реакция
A) в результате которой образуется только один вид продуктов
B) в результате которой образуются только простые вещества
C) состоящая из одной элементарной стадии
D) исходными веществами которой являются только простые вещества
Ответ: C.

8. Как изменится скорость газофазной реакции типа:2A + B → 2Cпри увеличении давления в системе в два раза?
A) увеличится в 4 раза
B) увеличится в 8 раз
C) уменьшится в 4 раза
D) уменьшится в 8 раз
Ответ: B.

9. Второй закон термодинамики вводит понятие:
A) температуры Т.
B) внутренней энергии U.
C) энтальпии H.
D) функции Гельмгольца F.
E) энтропии S.
F) функции Гиббса G.
Ответ: E.

10. Теории химической кинетики разрабатывались для теоретического расчета ...
A) константы скорости.
B) энергии активации.
C) предэкспоненциального множителя.
D) изменения функции Гиббса активации.
E) стерического множителя.
Ответ: A.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Закончите фразу: Константа скорости химической реакции k численно равна ...
Ответ: скорости химической реакции, когда концентрации всех исходных реагентов равны единице.

2. Изолированная термодинамическая система ... с окружающей средой.
Ответ: не обменивается веществом и энергией.

3. Нулевой закон термодинамики вводит понятие:
Ответ: температуры Т.

4. Метод Боденштейна основывается на предположении о том, что ...
Ответ: концентрации промежуточных активных частиц стационарны, и скорости их образования стремятся к 0.

5. Основное уравнение ферментативного катализа носит название ...
Ответ: Михаэлиса-Ментен.

6. Уравнение Бренстеда в области катализа показывает ...
Ответ: зависимость константы скорости каталитической реакции от константы диссоциации слабых кислот и оснований.

7. Согласно ТАС, предэкспоненциальный множитель константы бимолекулярной скорости зависит от температуры по следующему степенному закону:
Ответ: Т^1/2.

8. Для чего был введен стерический множитель в основное уравнение ТАС?
Ответ: Чтобы расчетная константа скорости совпала с экспериментальной.

9. Катализ - это ...
Ответ: явление ускорения химической реакции в присутствии специфических веществ.

10. Ингибирование - это ...
Ответ: явление замедления химической реакции в присутствии специфических веществ.

11. Вид ингибирования, при котором образуется неактивное промежуточное вещество типа ESI, которое образуется при присоединении ингибитора I к активному промежуточному веществу ES, называется ... 
Ответ: бесконкурентным.

12. В выражение закона действующих масс для гетерогенных реакций входит площадь ...
Ответ: поверхности раздела фаз.

13. Уравнение Бренстеда в области катализа показывает ...
Ответ: зависимость константы скорости каталитической реакции от константы диссоциации слабых кислот и оснований.

14. Физический смысл энергии активации состоит в том, что ...
Ответ: она является высотой потенциального барьера на пути вдоль координаты реакции.

15. Подвижность иона в растворе от вязкости среды находится в ... зависимости.
Ответ: обратно пропорциональной.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ":
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11345

Пример оценочного средства
1. Квантово-полевая концепция релаксации биомиметической наночастицы
2. Физико-химические механизмы релаксации открытых биомиметических наносистем
3. Компьютерная модель биомиметической релаксации наносистем
4. Задание на квантово-полевую концепция релаксации биомиметической наночастицы
5. Задание на физико-химические механизмы релаксации открытых биомиметических наносистем
6. Задание на компьютерное моделирование биомиметической релаксации наносистем

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Безносюк, С.А.; Жуковский, М.С.; Маслова, О.А.; Терентьева, Ю.В. Компьютерное моделирование квантовых электромеханических систем материалов: Барнаул : АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2178
Л1.2 С. А. Безносюк [и др.] Компьютерное моделирование квантовой релаксации наносистем: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 З.М.Мулдахметов, Б.Ф.Минаев, С.А. Безносюк Теория электронного строения молекул (новые аспекты) : Алма-ата.: Наука, 1988
Л2.2 Безносюк С.А, Потекаев А.И. Жуковский М.С., Жуковская Т.М., Фомина Л.В. Многоуровневое строение, физико-химические и информационыые свойства вещества: Изд: НТЛТомск,, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ссылка на курс Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp(http://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru - электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ
http://www.rsl.ru - РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru - БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru - ГПНТБ Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru - БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru - РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru - Научная электронная библиотека РФФИ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
503К учебно-исследовательская лаборатория компьютерного нанобиодизайна - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Стол письменный; столы учебные – 2 шт.; шкаф книжный; Aguarius 1 ед.; ноутбук Acer-1 503; ноутбук HP15- ba020ur15.6-1 503
504К учебно-исследовательская лаборатория компьютерного нанобиодизайна - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Доска маркерная; столы учебные на 10 посадочных мест; проектор короткофокусный мультимедийный ЕВ-420 1 ед.; экран; компьютеры: марка RAMEC модель G161 10G\03Y4 - 8 единиц; проектор: марка BENQ - 1 единица;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Как работать над конспектом после лекции
Какими бы замечательными качествами в области методики ни обладал лектор, какое бы большое значение на занятиях ни уделял лекции слушатель, глубокое понимание материала достигается только путем самостоятельной работы над ним.
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока полученная информация еще хранится в памяти. Как правило, через 10 ч после лекции в памяти остается не более 30-40 % материала.
С целью доработки необходимо, в первую очередь, прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки, расшифровать не понятные сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи.
Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению. Потери логической связи как внутри темы, так и между ними приводит к негативным последствиям: материал учебной дисциплины перестает основательно восприниматься, а творческий труд подменяется утомленным переписыванием. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний. Очень полезным в практике самостоятельной работы, является предварительное ознакомление с учебным материалом. Даже краткое, беглое знакомство с материалом очередной лекции дает многое. Студенты получают общее представление о ее содержании и структуре, о главных и второстепенных вопросах, о терминах и определениях. Все это облегчает работу на лекции и делает ее целеустремленной.


Подготовка к практическому занятию
Студент должен четко уяснить, что именно с лекции начинается его подготовка к практическому занятию. Вместе с тем, лекция лишь организует мыслительную деятельность, но не обеспечивает глубину усвоения программного материала.
При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
1-й – организационный,
2-й – закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
– уяснение задания на самостоятельную работу;
– подбор рекомендованной литературы;
– составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к семинару рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале семинара студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные явления и факты. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для решения практических задач.


Как работать с рекомендованной литературой
Успех в процессе самостоятельной работы, самостоятельного чтения литературы во многом зависит от умения правильно работать с книгой, работать над текстом.
Опыт показывает, что при работе с текстом целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом (не запоминать, а понять общий смысл прочитанного) материале. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.
Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др.
Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов.
План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством преподавателя является составной частью «самостоятельная работа студентов», принятого в высшей школе. СРС под руководством преподавателя представляет собой вид занятий, в ходе которых студент, руководствуясь методической и специальной литературой, а также указаниями преподавателя, самостоятельно выполняет учебное задание, приобретая и совершенствуя при этом знания, умения и навыки практической деятельности. При этом взаимодействие студента и преподавателя приобретает вид сотрудничества: студент получает непосредственные указания преподавателя об организации своей самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию руководства через консультации и контроль.
Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельных работ данного вида заключается в накоплении нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Суть заданий работ этого вида сводится к поиску, формулированию и реализации идей решения. Это выходит за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления требует от обучаемых варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения ее под новым углом зрения. В связи с этим самостоятельная работа данного вида должна выдвигать требования анализа незнакомых студентом ситуаций и генерирования новой информации для выполнения задания.

Методические указания для подготовки к экзамену
Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
В период подготовки к экзамену студенты могут получить у экзаменатора - преподавателя, проводивший лекционный курс индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка к экзамену – это завершающий, наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом.