Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Профиль | Аналитика, пространственное развитие и цифровые технологии в общественной географии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География_Аналитика-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | формирование у будущих специалистов прочных теоретических знаний и практических навыков в области мировой политики,позволяющих анализировать проблемы мирового устройства, истоки и пути решения глобальных властных отношений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.01 |
ПК-2 | Способен проводить исследования территорий разного уровня с использованием геоинформационных технологий с дальнейшей цифро-картографической визуализацией географических исследований для создания целостной картины пространственных процессов в производственной и общественной сферах |
ПК-2.1 | Знает теоретические основы картографирования, дистанционного зондирования и обработки пространственных данных |
ПК-2.2 | Умеет использовать теоретические знания по геоинформационным технологиям для визуализации географических исследований и пространственного анализа территорий |
ПК-2.3 | Имеет навыки тематического картографирования и обработки данных дистанционного зондирования, в том числе с помощью БПЛА с целью создания целостной картины пространственных процессов в производственной и общественной сферах |
ПК-2.4 | Умеет обрабатывать и представлять результаты научных исследований с использованием цифровых технологий |
ПК-3 | Способен проводить предпроектные исследования и готовить данные для разработки проектной документации по территориальным объектам разного уровня |
ПК-3.1 | Знает основные направления использования теоретико-методического потенциала общественной географии для сбора и систематизации данных в рамках подготовки предпроектной документации |
ПК-3.2 | Умеет проводить предпроектные исследования и готовить данные для разработки проектной документации по территориальным объектам разного уровня |
ПК-3.3 | Умеет готовить геопространственные данные для их использования в проектно-изыскательной деятельности |
ПК-4 | Способен проектировать и прогнозировать функционирование общественно-экономических территориальных структур |
ПК-4.1 | Знает теоретические основы проектирования и прогнозирования функционирования общественно-экономических территориальных структур |
ПК-4.2 | Умеет применять аппарат общественной географии для прогнозирования и проектирования функционирования общественно-экономических территориальных структур |
ПК-4.3 | Имеет навыки проектирования и прогнозирования функционирования территориальных структур |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | факторы, воздействующие на рост и ослабление геополитической мощи государства, стратегию и тактику основных геополитических субъектов, реализуемую в геополитических регионах мира. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выделять цели, направленность и механизмы реализации геополитических устремлений основных субъектов геопланетарной активности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками поиска различной информации по геополитике; определения современного и потенциального стратегического потенциала России и зарубежных стран. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Факторы глобализации планетарной активности человечества в XX столетии. Субъекты геопланетарной активности. | ||||||
1.1. | Термин «геополитика» культурно-психологический и концептуальный аспекты геополитики. Геополитическая структура мира как основной объект исследования геополитики. | Лекции | 8 | 5 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Мировой порядок. Геопространство. Пространственные границы силовых полей. Геополитика как мировоззрение. Обоснование различных подходов к пониманию термина «геополитика». | Практические | 8 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.3. | Особенности экономического развития государств: типология экономически развитых и развивающихся стран. Всемирные организации, как средство способствующее достижению мирового господства: блоки и группировки, движения, объединения, организации, ассоциации и комиссии, программы и соглашения, руководящие органы и форумы, системы. | Сам. работа | 8 | 6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Тенденции кризисно-неустойчивого развития и деструкция духовно-нравственных оснований человеческой деятельности. | ||||||
2.1. | Аксиолого-мировоззренческие аспекты самоопределения человека; место и роль конфессиональных объединений в формировании ценностных иерархических систем человеческой деятельности; светская группа ценностных иерархических систем. | Лекции | 8 | 5 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Геополитическое измерение глобальных проблем. Связь геополитики с глобальными проблемами. Проблемы сохранения мира и стабильности на Земле. Диспропорции в развитии богатого Севера и отсталого Юга. | Практические | 8 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Международные проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотиков, оружия. Внешние миграции беженцев как фактор нестабильности. | Сам. работа | 8 | 6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Географический детерминизм. | ||||||
3.1. | Влияние географических условий на существование и эволюцию государств и отражение этой закономерности в учениях античных и более поздних мыслителей. | Лекции | 8 | 5 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
3.2. | Взгляды Жана Бодена (XVI) и Шарля Монтескье (ХVIII), послужившие основой для создания концептуальной схемы географического детерминизма и началом систематических исследований о влиянии климата и географии на политическую природу различных народов. | Практические | 8 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
3.3. | Географический детерменизм. | Сам. работа | 8 | 6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 4. Школы геополитики. | ||||||
4.1. | Англо-американская школа геополитики. «Географическая ось истории» Хэлфорда Макиндера: понятие «осевого региона»; иерархия мирового пространства; сравнительная характеристика географических зон. | Лекции | 8 | 5 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
4.2. | Германская школа геополитики. Органическая концепция государства Фридриха Ратцеля: антропогеография Ф.Ратцеля: между естествознанием и политикой. | Практические | 8 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
4.3. | Русская идея. религиозно-провиденциалистский вариант; вариант особого призвания России; славянофилы; «новое качествование» русской идеи у Н. Я. Данилевского; историсофский вариант К. Н. Леонтьева. | Практические | 8 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
4.4. | Школы геополитики. | Сам. работа | 8 | 6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 5. Становление Нового Мирового Порядка. | ||||||
5.1. | Доктрина Монро (1823г.) - новое международное право; доктрина «Предназначенной судьбы» (1845г.); геополитическая концепция Ф. Д. Тернера (1893г.); геополитическая концепция адмирала А. Мэхэна (1890г.). | Практические | 8 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
5.2. | Силовая политика государства как принцип политики реализма. Атрибутивный и бихевиористский подходы к определению силы государства. Эволюция концепции доминирования к концепции взаимозависимости субъектов международных отношений. | Сам. работа | 8 | 9 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 6. Национальная безопасность. | ||||||
6.1. | Геополитическое и геостратегическое измерение национальной безопасности. Понятие национальной безопасности. | Практические | 8 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
6.2. | Основные критерии безопасного развития общества. Важнейшие параметры, определяющие степень выгодности геополитического и геостратегического положения. | Сам. работа | 8 | 6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
6.3. | Подготовка к экзамену. | Экзамен | 8 | 27 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: Вопрос 1. Автор термина «геополитика»: 1. Ф. Ратцель; 2. А. Мэхен; 3. Р. Челлен; 4. К. Хаусхофер; 5. В. Жириновский; 6. К. Маркс. ОТВЕТ: 3 Вопрос 2. Что такое талассократия? 1. власть суши; 2. власть силы; 3. власть моря; 4. власть интеллекта; 5. власть богатства ОТВЕТ: 3 Вопрос 3. Геополитик, подробно рассматривающий закон автаркии: 1. Ф. Ратцель; 2. Р. Челлен; 3. В. Жириновский; 4. Х. Макиндер; 5. К. Хаусхофер. ОТВЕТ: 2 Вопрос 4. Автор теории морского могущества: 1. К. Хаусхофер; 2. Р. Челлен; 3. А. Мэхен; 4. Х. Макиндер; 5. Н. Спайкмен. ОТВЕТ: 3 Вопрос 5. В основе чьей теории лежит рассмотрение роли Хартленда (сердцевинной земли)? 1. Ф. Ратцеля; 2. Н. Спайкмена; 3. А. Мэхена; 4. Х. Макиндера; 5. Л. Гумилева ОТВЕТ: 4 Вопрос 6. Автор теории поссибилизма: 1. С. Хантингтон; 2. Ф. Фукуяма; 3. В. де ла Бланш; 4. Л. Гумилев; 5. Ф. Ратцель. ОТВЕТ: 3 Вопрос 7. Составляющая геополитики, по мнению Р. Челлена, изучает политическое окружение данного государства: 1. морфополитика; 2. физиополитика; 3. топополитика ОТВЕТ: 3 Вопрос 8. Теория, где важнейшей является категория локальности развития цивилизации: 1. теории континентального блока; 2. органической теории; 3. теории морского могущества; 4. теории поссибилизма; 5. теории хартленда ОТВЕТ: 4 Вопрос 9. Теория, где Римленд – ключ к мировому господству: 1. теории континентального блока; 2. органической теории; 3. теории морского могущества; 4. теории поссибилизма; 5. теории береговых зон; 6. теории хартленда ОТВЕТ: 5 Вопрос 10. Геополитик, который первым заговорил о государстве как «организме, наделенном разумом»: 1. Ф. Ратцель; 2. К. Хаусхофер; 3. А. Мэхен; 4. Р. Челлен; 5. Н. Спайкмен. ОТВЕТ: 4 Вопрос 11. Критерий, который не входит в число 6 критериев планетарного статуса государства, названных А. Мэхеном: 1. географическое положение государства; 2. конфигурация государства; 3. протяженность береговой линии (чем больше, тем лучше); 4. численность населения страны; 5. национальный характер, проявляющийся в способностях народа к занятию торговлей; 6. конфессиональный фактор; 7. политический характер правления. ОТВЕТ: 6 Вопрос 12. Параметры, не рассматриваемые А. Мэхеном в качестве основного параметра морской силы государства: 1. военный флот; 2. атомные подводные лодки; 3. торговый флот; 4. военно-морские базы; 5. авианосцы. ОТВЕТ: 2, 5 Вопрос 13. Геополитик, который выделил особую геополитическую реальность – атлантический континент, связанный общностью культуры западноевропейского происхождения, идеологией либерал-капитализма, демократии, единством политической, этической судьбы своего рода: 1. Х. Макиндер; 2. А.Мэхен; 3. Ф. Ратцель; 4. Н. Спайкмен; 5. К. Хаусхофер. ОТВЕТ: 4 Вопрос 14. Какое развитие событий предполагает атлантизм, как ведущее геополитическое течение? 1. выигрыш Западом борьбы с Востоком; 2. конвергенция двух противоположных идеологических сторон в нечто единое и установление Мирового Правительства; 3. установление многополярного мира; 4. победа континентальных государств в противостоянии с морскими державами. ОТВЕТ: 1 Вопрос 15. Основоположник цивилизационного подхода в геополитике: 1. С. Хантигтона; 2. Н. Макиавелли; 3. Н. Данилевского; 4. Л. Гумилева; 5. Ф. Ратцеля. ОТВЕТ: 3 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА: Вопрос 1: Концепция «столкновения цивилизаций» была разработана в связи и после: ОТВЕТ: распада мировой системы социализма и окончания противоборства двух мировых систем Вопрос 2: Концепция «поссибилизма» в геополитике Бланша означает: ОТВЕТ: рассмотрение географической среды как возможного потенциала, который актуализируется человеческими усилиями Вопрос 3: Неблагоприятные географические условия России, согласно С. М. Соловьева, компенсируются: ОТВЕТ: народным духом славянских племен Вопрос 4: Основа пассионарного толчка в процессе этногенеза, согласно Гумилеву: ОТВЕТ: Биохимическая энергия живого вещества биосферы Вопрос 5: П. Бъюкенен разрабатывает на период ХХI века геодемографический прогноз, суть которого сводится к тому, что: ОТВЕТ: наступает период межцивилизационного перераспределения территории Европы Вопрос 6: Перенести столицу России ближе к ее истинному географическому центру (в Екатеринбург) предлагал: ОТВЕТ: В.П.Семенов-Тян-Шанский Вопрос 7: По многим прогнозам, ведущим центром экономической силы уже в первой половине XXI века станет: ОТВЕТ: Азиатско-Тихоокеанский регион Вопрос 8: По размеру территории на планете Африка является: ОТВЕТ: Вторым материком Вопрос 9: Победу в борьбе континентальных и морских сил, по мнению Спайкмена, принесет: ОТВЕТ: Жесткий контроль над Римлендом Вопрос 10: Поведение этносов по Л.Н.Гумилеву меняется вследствие: ОТВЕТ: роста числа пассионариев в данном этносе Вопрос 11: Политика бесконтрольной глобализации развертывается в первую очередь в интересах: ОТВЕТ: наиболее развитых стран мира Вопрос 12: Понятие «Хартленд» означает: ОТВЕТ: Срединная земля или «сердце мира» Вопрос 13: Понятие «геополитический сдвиг» означает: ОТВЕТ: исторический период смены моделей мироустройства Вопрос 14: Предмет геополитики - это: ОТВЕТ: Взаимоотношения между геополитическими субъектами при решении мировых и региональных проблем (с учетом влияния всех видов пространства) Вопрос 15: Проблема гражданства в Евросоюзе решена следующим образом: ОТВЕТ: Граждане члены-ЕС имеют Общеевропейское гражданство Вопрос 16: Римский клуб – это: ОТВЕТ: международная неправительственная организация по глобальным проблемам Вопрос 17: Римский клуб был образован в: ОТВЕТ: 1968 году Вопрос 18: Российский автор А. С. Панарин утверждает, что однополярный мир будет невозможен, потому что: ОТВЕТ: Сработает принцип «вызов - ответ» Вопрос 19: Российский геополитик А. Дугин прогнозирует утверждение в мире биполярности в виде противостояния: ОТВЕТ: Евразии – атлантизма Вопрос 20: Российский теоретик А. Дугин утверждает: «Евразии предопределено географическое и стратегическое объединение. Это строго научный геополитический факт». Связующим компонентом новой геополитической конструкции, как утверждает этот автор, является: ОТВЕТ: «общий враг», атлантизм КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Ответ логически последователен, могут быть приведены собственные примеры по проблематике поставленного вопроса. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Однако допускается неточность в ответе. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный, недостаточно аргументирован. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса, отсутствуют логичность и последовательность. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Перечень экзаменационных вопросов: 1. Геополитика: определение, границы понятия. 2. Столкновение цивилизаций С. Хантингтона. 3. Торговые войны. «Война культур». Информационная зависимость в мире. 4. Геополитические концепции евразийцев. 5. Крупнейшие центры силы в мире. 6. Геополитические и геоэкономические прогнозы развития России в ΧΧI в. 7. Пограничные и территориальные споры в мире. 8. Геополитическое положение США. 9. Геополитические столкновения: Запад – Восток, Север – Юг. 10. Реалистическая и идеалистическая традиции в геополитике. 11. Геополитические измерения экономики, региональной политики и национальной безопасности. 12. Зарубежные ученые – основатели геополитики. 13. Перспективные способы и методы прогнозирования будущей геополитической ситуации в мире. 14. Важнейшие составляющие национальной безопасности России. 15. Актуальность геополитики. Связь с другими науками. Источники знания. 16. Вероятные сценарии развития мирового порядка в ΧΧI в. 17. Сепаратизм и национализм как геополитические категории. 18. Теории баланса сил и конвергенции и их применение. 19. Геополитические цели и стратегии развития Китая. 20. СНГ: геополитические возможности России. 21. Геополитическое и геоэкономическое положение Алтайского края. 22. Геополитические идеи западников, славянофилов и «державников». 23. Геополитическое положение Сибири и Дальнего Востока. 24. Концепции национальной безопасности США. 25. Европоцентристский мир и глобализация. 26. Геополитика в теориях и концепциях российских ученых. Конец ΧΧ – нач. ΧΧI вв. 27. Геополитические реалии России. 28. Атлантизм и мондиализм второй половины ΧΧ в. 29. Глобальные проблемы: геополитическое измерение. 30. Зарубежные геополитические теории последнего 10-летия. 31. Современное геополитическое положение России. 32. Теории Хартленда и германская геополитика первой половины ΧΧ в. 33. Оценка геополитического положения отдельных стран и регионов. 34. Концепция рубежной коммуникативности В. Дергачева. 35. Национальные цели и вероятная геополитическая стратегия России в ΧΧI в. 36. Информационная безопасность государства. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Ответ логически последователен, могут быть приведены собственные примеры по проблематике поставленного вопроса. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Однако допускается неточность в ответе. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный, недостаточно аргументирован. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса, отсутствуют логичность и последовательность. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
Приложения |
Приложение 1.
Б1.В.01.01.11_ФОС_Геополитика и геоэкономика-12.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Виноградова С.М. | Геополитика: Учебник и практикум | , 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Снесарев А.Е. | Военная география России: | Москва : Лань, 2013 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Василенко И.А. | Геополитика современного мира: учеб. пособие | М.: Юрайт, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «Военная география и геополитика» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Геополитика и геоэкономика» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Военная география и геополитика» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Военная география и геополитика» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Геополитика и геоэкономика» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Геополитика и геоэкономика» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Геополитика и геоэкономика» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |