МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы геоинформатики и ГИС

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильАналитика, пространственное развитие и цифровые технологии в общественной географии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_Аналитика-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15,5 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6 12 12
Лабораторные 36 36 36 36 72 72
Сам. работа 66 66 39 39 105 105
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Рыгалов Е.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы геоинформатики и ГИС

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Евгений Петрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Евгений Петрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать теоретическое представления и навыки владения геоинформационными технологиями, методами создания и использования ГИС, геоинформационными методами географических исследований и картографического анализа пространственных данны

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен собирать, систематизировать и анализировать результаты географических исследований об общественно-территориальных системах с использованием и созданием баз данных и аппарата общественной географии
ПК-1.1 Владеет навыками сбора, систематизации и анализа результатов географических исследований
ПК-1.2 Способен планировать и проводить полевые исследования, обрабатывать и анализировать собранные данные
ПК-1.3 Имеет навыки создания баз данных с помощью аппарата общественной географии
ПК-5Способен разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию в соответствии с действующими нормативными документами, приемами и принципами территориального планирования и проектирования
ПК-5.1 Знает специфику и область применения проектной и рабочей технической документации
ПК-5.2 Умеет анализировать и использовать на практике информацию из документов по принципам, правилам, методам территориального планирования и проектирования с использованием знаний по общественной географии
ПК-5.3 Имеет навыки разработки проектной и рабочей технической документации в соответствии с действующими нормативными документами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методы сбора, анализа и обработки пространственных данных с помощью геоинформационных технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить сбор, анализ и графическое (картографическое) представление итогов геоинформационной обработки данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки визуализации собранных и проанализированных данных для представления результатов своего труда

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Подходы к понятию геоинформатики
1.1. Понятие о географической информационной системе. Геоинформатика: наука и технология Лекции 5 6 ПК-5.3, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Введение в ГИС. Основные понятие. Структура. Лабораторные 5 20 ПК-5.3, ПК-1.1 Л1.1, Л1.2
1.3. Основы технологии работы в ГИС Лабораторные 5 16 ПК-5.2, ПК-1.2 Л1.1, Л1.2
1.4. Геоинформатика как наука Сам. работа 5 20 ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Структура ГИС. Виды ГИС. Сам. работа 5 20 ПК-5.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Периодизация в развитии геоинформатики Сам. работа 5 16 ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Основы технологии работы в ГИС Сам. работа 5 10 ПК-5.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Функциональные возможности ГИС
2.1. Источники данных в ГИС. Модели пространственных данных. Географический анализ и визуализация данных Лекции 6 6 ПК-5.3, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Картографические проекции в ГИС. Ввод и регистрация растрового изображения. Лабораторные 6 4 ПК-5.3, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
2.3. Основной инструментарий для работы в ГИС. Работа со слоями данных. Редактирование слоя. Лабораторные 6 4 ПК-5.1, ПК-1.2 Л1.1, Л1.2
2.4. Ручная векторизация данных в ГИС. Лабораторные 6 8 ПК-5.2 Л1.1, Л1.2
2.5. Ввод атрибутивных данных в ГИС. Изменение таблиц. Лабораторные 6 4 ПК-5.2, ПК-1.2 Л1.1, Л1.2
2.6. Разработка и редактирование легенды. Компоновка карты. Лабораторные 6 4 ПК-1.2 Л1.1, Л1.2
2.7. Ввод статистических данных в ГИС. Геокодирование. Лабораторные 6 4 ПК-5.1, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2
2.8. Выбор способов изображения для картографирования статистических показателей. Построение карт типологии, структуры, динамики. Лабораторные 6 6 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
2.9. Данные дистанционного зондирования в ГИС Лабораторные 6 2 ПК-5.2, ПК-1.2 Л1.1, Л1.2
2.10. Источники данных для ГИС Сам. работа 6 6 ПК-5.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.11. Ввод, предобработка и хранение данных Сам. работа 6 6 ПК-5.1, ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.12. Модели пространственных данных Сам. работа 6 6 ПК-5.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.13. Базы данных и управление базами данных Сам. работа 6 2 ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.14. Основные источники статистических данных для ГИС Сам. работа 6 4 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.15. Общие аналитические операции и методы пространственно-временного моделирования Сам. работа 6 3 ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.16. Математико-картографическое моделирование Сам. работа 6 4 ПК-5.2, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.17. Картографическая визуализация в ГИС Сам. работа 6 2 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.18. Данные дистанционного зондирования в ГИС Сам. работа 6 2 ПК-5.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.19. Выбор способов изображения для картографирования Сам. работа 6 2 ПК-5.1, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.20. Географический анализ и визуализация данных Сам. работа 6 2 ПК-5.2, ПК-1.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ"

ПК-2.02: Способен проводить исследования территорий разного уровня с использованием геоинформационных технологий с дальнейшей цифро-картографической визуализацией географических исследований для создания целостной картины пространственных процессов в производственной и общественной сферах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации называется
a) информационная система;
b) база данных;
c) банк данных;
d) библиотека.
Основное средство организации используемой в ГИС информации называется
a) карты;
b) графики;
c) диаграммы;
d) отчеты.
Наиболее эффективный способ выявления географических закономерностей при формировании баз знаний, входящих в ГИС, называется…
a) картографический анализ;
b) статистический анализ;
c) математический анализ;
d) научные отчеты.
Отличие ГИС от иных информационных систем проявляется в том, что они
a) позволяют отображать и анализировать любую географически привязанную информацию;
b) позволяют отображать качественную и количественную информацию;
c) используют современные методы статистического анализа;
d) изучают экологические закономерности.
Исследование каких-либо пространственных явлений, процессов или объектов путем построения и изучения их моделей называется
a) геомоделирование;
b) пространственный анализ;
c) геометрическое моделирование;
d) системный анализ.

Способ классификации ГИС по проблемно-тематической ориентации не включает в себя…
a) мониторинговые ГИС;
b) экологические;
c) природопользовательские;
d) социально-экономические;
e) земельно-кадастровые.

Компонент, не входящий в состав Геоинформационной системы, называется...

a) аппаратные средства;
b) программное обеспечение;
c) данные;
d) исполнители и пользователи;
e) система государственной статистической отчетности.

Функции и инструменты, необходимые для управления, анализа и визуализации пространственной информации, а также управления ГИС в целом, называются...
a) программное обеспечение;
b) система управления базой данных;
c) интерфейс пользователя;
d) аппаратные средства.
Информацию, описывающую качественные и количественные параметры объектов, относят к типу...
a) атрибутивных данных;
b) географических данных;
c) векторных данных;
d) табличных данных.

Данные, описывающие положение и форму географических объектов, называются…
a) пространственные данные;
b) атрибутивные данные;
c) векторные данные;
d) табличные данные.

Отметьте правильный ответ Сведения о местонахождении данных, их качестве, составе, содержании, происхождении называются...
a) метаданные;
b) атрибутивные данные;
c) геопространственные данные.

Различные табличные данные о социально-экономических показателях относятся к...
a) статистическим данным;
b) данным дистанционного зондирования;
c) литературным данным.

Информацию, описывающую качественные и количественные параметры объектов относят к типу...
a) атрибутивных данных;
b) географических данных;
c) векторных данных;
d) табличных данных.

Общая программа, единая методика измерения и централизованность характерны для…
a) статистических данных;
b) данных дистанционного зондирования;
c) литературных данных.


Отличительной особенностью литературных данных является то, что они…
a) не обеспечивают точную пространственную локализацию данных;
b) включают в себя статьи, книги, фондовую литературу;
c) представлены в классифицированном виде.

Набором координатных пар с описанием только геометрии объектов характеризуются…
a) векторные модели данных
b) растровые модели данных
c) модели поверхностей

Точность координат выше в …
a) векторном формате
b) растровом формате

Основное отличие ГИС от других информационных систем заключается в том, что они
a) позволяют отображать и анализировать любую географически привязанную информацию
b) позволяют отображать качественную и количественную информацию
c) используют современные методы статистического анализа
d) изучают экологические закономерности

Информацию, описывающую качественные и количественные параметры объектов, относят к типу...
a) атрибутивных данных;
b) географических данных;
c) векторных данных;
d) табличных данных.

Наиболее распространенными источниками данных в ГИС являются…
a) картографические;
b) статистические;
c) литературные;
d) архивные.

Группировка объектов, имеющих близкие значения, путем присвоения им одинаковых символов, называется…
a) классификация;
b) идентификация;
c) систематизация;
d) трансформация.

Ответы к тесту:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
c a d b d a d b d a c a d a a b

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как называется процесс перевода данных из «растра» в «вектор»?
(«оцифровка»/«векторизация»)

2. В каком формате данных точность координат выше?
(в векторном)

3. Основной источник количественной информации в туризме?
(статистические данные)

4. Информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение данных о пространственно-координированных объектах, процессах, явлениях называется….
географическая информационная система/геоинформационная (система/ГИС)

5. Данные организованны в виде набора таблиц, состоящих из столбцов и строк называются
(реляционная база данных)

6. Тематические данные в ГИС называют….
(атрибутивная информация)

7. Данные, хранящиеся в базе данных ГИС обрабатываются с помощью….
(СУБД)

8. Пространственные объекты реального мира в ГИС разделяются на дискретные и…..
(непрерывные)

9. Какую характеристики могут иметь данные помимо качественной?
(количественную)

10. Каким способом изображения можно отобразить динамику туристских посещений региона на карте?
(столбчатая картодиаграмма)

11. Каким способом изображения можно показать структуру туристских посещений на карте?
(круговая (секторная) картодиаграмма)

12. Модель, отображающая пространственные объекты реального мира с помощью геометрических примитивов и атрибутов называется…..
(карта)
13. Какой способ описания пространственных объектов используется в векторной модели?
(послойный)

14. Как называется наложения двух или более исходных слоев одной географической области?
(оверлей)

15. Как в ГИС называется совокупность однотипных пространственных объектов, относящихся к одной теме в пределах некоторой территории и в единой системе координат?
(слой)

16. Какая из подсистем ГИС отвечает за импорт данных?
(система ввода информации)

17. Как в ГИС называется представление точечных, линейных и полигональных пространственных объектов в виде набора координатных пар, с описанием только геометрии объектов?
(векторная модель данных)

18. Как называется совокупность данных, организованных по определенным правилам, устанавливающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными)
(база данных)

19. Как называется процесс привязывания к объектам на карте и записям данных соответствующих географических координат?
(геокодирование)

20. К какому типу данных относится карта в виде файла с расширением *jpeg?
(растровый)


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

1. Определение и задачи геоинформатики.
2. Предмет и метод геоинформатики.
3. Геоинформатика, как наука.
4. Взаимодействие геоинформатики, картографии и дистанционного зондирования.
5. Общие представления о ГИС.
6. Основные этапы развития ГИС.
7. География и ГИС.
8. Карты как основа ГИС.
9. Классификация ГИС по задачам и характеру использованной информации.
10. Проблемно-ориентированные ГИС. Источники пространственных данных. Концептуальный, логический и физический уровни проектирования баз данных.
11. Концептуальная модель пространственной информации. Особенности отображения реальности.
12. Построение модели данных. Позиционная и семантическая составляющие данных.
13. Представление точечных, линейных и площадных объектов в базе данных и на цифровой карте.
14. Объектно-ориентированные и реляционные структуры БД. Векторные и растровые структуры базы данных. Представление о качестве данных, их точности и оценке погрешности
15. Позиционная точность данных и типы ошибок.
16. Характеристика технических средств в ГИС.
17. Технология ввода графической информации.
18. Текстовый, графический, цифровой, мультимедийный типы вывода географических данных.
19. Графические стандарты, определяющие необходимое качество для показа изображения.
20. Общая характеристика программных коммерческих ГИС-пакетов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цветков В.Я. Основы геоинформатики: учебник: Лань, 2020 e.lanbook.com
Л1.2 Добрякова В.А. Основы MapInfo: учебное пособие: , biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лисицкий Д.В. Геоинформатика: учебное пособие: Новосибирск: СГУГиТ, 2012 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Основы геоинформатики» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Неформальное сообщество специалистов в области ГИС и ДЗЗ http://gis-lab.info/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных работ

Лабораторные занятия помогаю студентам в изучении и закреплении знаний, полученных в процессе изучения теоретического курса (или его раздела), кроме этого выполнение лабораторных работ позволяет применять изученный материал на практике.
При подготовке к лабораторным занятиям по курсу «Информатика в географии» студенты должны:
- получить индивидуальное задание от преподавателя и ознакомиться с указаниями по его выполнению;
- в соответствии с изучаемой темой подготовить материал для проверки;
- лабораторная работа включает несколько обязательных разделов (в первом разделе определяется цель, задачи исследований и объект изучения; во втором разделе поясняется методика или метод, который используется при выполнении работы; он может быть взят из учебника, учебного пособия, либо выбран самим автором, в результате знакомства с литературными источниками; в третьем разделе дается подробное описание результатов работы.

Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Информатика в географии»
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.