МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гидрология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_ФГ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Малыгина Н.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Гидрология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представление о водных объектах на поверхности Земли, их режиме, использовании водных объектов и методах управления водным режимом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности
ОПК-1.1 Знает теоретические основы математических и естественных наук, фундаментальных разделов наук о Земле
ОПК-1.2 Умеет выполнять анализ географических данных на основе знаний фундаментальных разделов наук о Земле, математических и естественных наук
ОПК-1.3 Владеет навыками применения знаний фундаментальных разделов наук о Земле в практической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает теоретические основы математических и естественных наук, фундаментальных разделов наук о Земле
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Умеет выполнять анализ географических данных на основе знаний фундаментальных разделов наук о Земле, математических и естественных наук
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Владеет навыками применения знаний фундаментальных разделов наук о Земле в практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Понятие о гидросфере. Водные объекты: водотоки, водоемы, особые водные объекты. Краткие сведения из истории гидрологии. Лекции 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. История развития гидрологии Сам. работа 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Свойства природных вод и основы процессов в гидросфере
2.1. Молекулярная структура, физические и химические свойства, агрегатные состояния, теплоемкость, теплопроводность. Водный баланс. Единство гидросферы. Глобальный круговорот и внутриматериковый влагооборот. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Физические свойства воды Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
Раздел 3. Гидрология ледников
3.1. Происхождение и распространение ледников на земном шаре. Типы ледников. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Баланс льда и воды в ледниках. Роль ледников в питании рек. Хозяйственное использование ледников. Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Ледники - хранилища пресной воды и регуляторы стока рек Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2
Раздел 4. Гидрология подземных вод
4.1. Происхождение подземных вод. Водно-физические свойства почв и грунтов. Типы подземных вод по характеру залегания. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1
4.2. Движение подземных вод, формула Дарси. Взаимодействие поверхностных и подземных вод. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Хозяйственное использование подземных вод Сам. работа 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Гидрология болот
5.1. Происхождение болот и их распространение на Земле. Строение, морфология и гидрография болот. Гидрологический режим болот и их влияние на речной сток. Хозяйтсвенное использование болот. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Гидрологический режим болот и их влияние на речной сток Сам. работа 4 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1
Раздел 6. Гидрология озер
6.1. Типы озер по происхождению котловины. Морфология озерной котловины. Водный и тепловой баланс озер. Колебания уровня воды. Классификация озер по минерализации и гидробиологическому режиму. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Влияние озер на речной сток. Озера как источники минерально-сырьевых ресурсов. Хозяйственное использование озер. Лекции 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Особенности гидрологического режима озер и водохранилищ Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2
Раздел 7. Гидрология рек
7.1. Водосбор и бассейн реки. Морфометрические и физико-географические характеристики бассейна. Долина и русло реки. Питание рек, классификация по видам питания. Водный баланс бассейна. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
7.2. Водный режим рек: уровень, расходы и методы их измерения. Речной сток и его составляющие. Объем стока, слой стока, модуль стока, коэффициент стока. Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Движение воды в реках. Распределение скоростей течения. Формула Шези. Поперечнные циркуляции воды. Речные наносы. Характеристика взвешенных и влекомых наносов. Русловые процессы и их типизация. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.4. Термический режим рек. Ледовые явления. Толщина льда на реках. Основные черты гидрохимического режима рек. Хозяйственное значение рек. Влияние хозяйственной деятельности на водный режим и загрязнение рек. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.5. Определение морфометрических характеристик бассейна реки Практические 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
7.6. Определение расхода воды Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
7.7. Определение источников питания за половодье Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
7.8. Влияние хозяйственной деятельности на водный режим Сам. работа 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
7.9. Фазы водного режима. Сам. работа 4 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
7.10. Повторение разделов 1-5. Подготовка к экзамену. Сам. работа 4 24 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11230

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-1: Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности

ВОПРОСЫ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1 ____________ - фаза водного режима, которая может многократно повторяться в разные сезоны годы; характеризуется интенсивным, обычно кратковременным увеличением расходов и уровней воды.
2 ____________ - совокупность водотоков данного бассейна
3 ____________ - это часть земной поверхности и толщи почво-грунтов, откуда данная река получает питание
4 ____________ - это вектор вдоль продольной, поперечной и вертикальной осей координат
5 ____________ - площадь поперечного сечения потока, нормальная к направлению движения воды
6 ____________ - продольная, т.е. вдоль русла линия наибольших скоростей течения на поверхности потока
7 ____________ - совокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте дна водоёмов
8 _____________- естественный водоём в понижении земной поверхности, имеющий выработанный под действием ветрового волнения профиль береговой зоны и обладающий замедленным водообменном.
9 Х + У м + Ул +Zк = Ут + Zисп ± Δu Это формула ____________
10 ____________ - когда их наполняет вода водотока, на котором они расположены
11 ____________ - это крупный водоток, питающийся преимущественно водами озер и имеющий четко выраженное самим потоком русло
12 ____________ - это часть земной поверхности и толщи почво-грунтов, откуда данная река получает питание
13 По классификации рек по сочетанию видов питания М.И. Львовича доминирующе питание - это когда источник питания дает вклад более _______% процентов
14 ____________ - функция, характеризующая распределение осадков на водосборе по высоте
15 ____________ - однорукавное, воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря
16 ____________ - график изменения отметок дна и водной поверхности вдоль русла
17 ____________ - пониженная часть русла, затапливаемая в период максимального стока
18 ____________ - процесс стекания воды в речных системах и характеристика количества стекающей воды;
19 ____________ - объём воды, протекающей через поперечное сечение потока воды в единицу времени
20 ____________ - фаза водного режима, ежегодно повторяющаяся в данных климатических условиях в один и тот же сезон и характеризующаяся наибольшей водностью, высоким и продолжительным подъёмом уровня воды



Ответы:
1 Паводок
2 Русловая сеть
3 Водосбор реки
4 Местная мгновенная скорость течения
5 Живое сечение потока
6 Стрежень (ось потока)
7 Бентос
8 Озеро
9 Баланс льда и воды в леднике (по В.М. Котлякову)
10 Запрудные водохранилища
11 Река
12 Водосбор реки
13 60
14 Гипсографическая кривая
15 Эстуарий
16 Продольный профиль реки
17 Пойма реки
18 Сток воды (водный сток)
19 Расход воды в реке
20 Половодье

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ВОПРОСЫ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1 Постоянные водные потоки, протекающие в разработанных ими же углублениях, называются
а) озёрами
б) водопадами
в) реками
г) каналами
2 Высота поверхности воды в водном объекте над условной горизонтальной плоскостью сравнения (неизменной по высоте) называется
а) водомерным постом;
б) уровнем воды;
в) уровнемером;
г) нулём графика гидрологического поста.
3 Количество воды, прошедшее через поперечное сечение за единицу времени,- это
а) скорость течения
б) расход воды
в) мутность воды
г) годовой сток
4 Морфометрической характеристикой водоёма не является
а) длина
б) ширина
в) цвет воды
г) извилистость береговой линии
5 Самая высокая точка волны называется
а) высотой волны
б) гребнем волны
в) подошвой волны
г) длиной волны
6 Причиной течений в океане является
а) форма Земли
б) ветер
в) осадки
г) сила тяжести
7 Как называется совокупность всех рек, впадающих в главную реку?
а) речная система;
б) гидрографическая сеть;
в) речная сеть;
г) густота речной сети.
8 Гидрология изучает:
а) Воду как химическое соединение
б) Физические свойства воды
в) Гидросферу
г) Океаны и моря
9 Укажите основное отличие гидросферы от других оболочек Земли:
а) Объединена в единое целое круговоротом воды
б) Является частью географической оболочки
в) Взаимодействует с атмосферой
г) Является средой обитания организмов
10 Какое звено гидросферы имеет самую высокую активность круговорота воды?
а) океаническое
б) речное
в) атмосферное
г) озёрное
11 Годограф это ?
а) Прибор для измерения скорости реки
б) График расхода воды в реке в течение года
в) График изменения скорости в реке с глубиной
г) Профессия
12 Глубоководная часть озера называется:
а) литораль
б) гиполимнион
в) абиссаль
г) пелагиаль
13 Какие соли преобладают в морской воде?
а) хлориды
б) карбонаты
в) сульфаты
г) фосфаты
14 К течениям Тихого океана не относится:
а) Куросио
б) Гольфстрим
в) Перуанское
г) Восточно-Австралийское
15 Какое из следующих утверждений является верным:
а) Верховодка и почвенные воды относятся к зоне насыщения
б) Гидрология изучает все подземные воды, находящиеся в земной коре
в) Грунтовые воды находятся в первом от поверхности водоносном горизонте
г) Все подземные воды относятся к пресным карбонатным водам

Ответы:
1 в
2 б
3 б
4 а
5 б
6 б
7 а
8 в
9 а
10 а
11 в
12 г
13 а
14 б
15 в



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к зачёту:
1. Понятие о гидросфере. Водные объекты. Методы гидрологических исследований.
2. История развития гидрологии. Гидрология в России.
3. Физические и химические свойства природных вод.
4. Физические основы гидрологических процессов. Тепловой и водные балансы. Основные закономерности движения природных вод.
5. Круговорот воды. Круговорот тепла. Круговорот содержащихся в воде веществ.
6. Реки и их распространение. Морфология и морфометрия рек.
7. Классификации рек. Водный баланс бассейна реки. Водный режим.
8. Речной сток. Движение воды в реках. Движение речных наносов.
9. Русловые процессы. Термический и ледовый режимы рек. Гидрохимия и гидробиология рек.
10. Озера и их распространение на земном шаре. Типизация озер. Морфология и морфометрия озер.
11. Водный баланс озера. Термический и ледовый режимы озера. Гидрохимия и гидробиология озер.
12. Водохранилища и их распространение. Типы водохранилищ. Основные характеристики водохранилищ.
13. Водный режим водохранилища. Термический и ледовый режимы. Влияние водохранилищ на речной сток и окружающую среду.
14. Болота и их происхождение. Типы болот. Типы заболоченных земель.
15. Торфяные болота, их развитие и типы. Торфяные залежи. Влияние болот на водность рек и последствия их осушения.
16. Формы твердой фазы воды в атмосфере и на поверхности суши. Ледники. Сезонное изменение ледников.
17. Типы ледников. Строение ледников, питание и абляция. Движение ледников.
18. Происхождение подземных вод и их распространение. Физические свойства грунтов. Виды воды в порах грунта.
19. Водные свойства грунтов. Классификация подземных вод.

На экзамен представляются два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов.
Оценивается по показателям:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Михайлов В. Н., Добровольский А. Д., Добролюбов С. А. Гидрология: учеб. для вузов М.: Высш. шк., 2008
Л1.2 Эдельштейн К. К. Гидрология материков: учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б. Б. Богословский, А. А. Самохин, К. Е. Иванов и др. Общая гидрология (Гидрология суши): учеб. для вузов: дополнительная Л. : Гидрометеоиздат, 1984
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.meteorf.ru/ www.meteorf.ru
Э2 Курс в Moodle "Гидрология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.