Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Профиль | Физическая география, геоинформатика и география туризма |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География_ФГ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 28 | 28 | 28 | 28 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | Формирование у будущих специалистов прочных теоретических знаний и практических навыков, позволяющих анализировать проблемы мирового хозяйства, развития отраслевых комплексов и отдельных стран, а также регионов мира; формирование экономико- и социально-географические представления (знания) о происхождении, современных особенностях, закономерностях и тенденциях развития мира в целом и отдельных стран. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-2 | Способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем при решении задач профессиональной деятельности |
ОПК-2.1 | Знает теоретические основы о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем |
ОПК-2.2 | Умеет решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем |
ОПК-2.3 | Владеет навыками ландшафтно-экологического проектирования и менеджмента природных ресурсов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-2.1. Знает теоретические основы о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-2.2. Умеет решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-2.3. Владеет навыками ландшафтно-экологического проектирования и менеджмента природных ресурсов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Мировое хозяйство как предмет исследования экономической и социальной географии. | ||||||
1.1. | Понятие «мировое хозяйство».Интернационализация, глобализация как экономический, социальный, технико-технологический и географический процесс; Развитие процесса транснационализации. Специфика хозяйственной деятельности ТНК, их роль в глобализации мира. | Лекции | 7 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
1.2. | Глобальная и региональная интеграция.Теории мирового хозяйства.Влияние информационно-технологической революции на развитие мирового хозяйства.Изменения хозяйственных структур, характера труда, используемых ресурсов в отраслях производства и сферах деятельности. | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
1.3. | Переход от фордизма-тейлоризма к постфордистским подходам к организации хозяйственной деятельности; Революция в электронном бизнесе; Макроэкономические показатели: ВВП и ВНП. | Сам. работа | 7 | 17 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
Раздел 2. Международное разделение труда как основной процесс и результат развития мирового хозяйства. | ||||||
2.1. | Международное разделение труда и его предпосылки: естественно-общественно-исторические.Обновляющаяся роль государства в условиях транснационализации. Сдвиг в спектре интернационализирующихся производств в сторону все более сложных, особенно высокотехнологичных.Качественные изменения в товарной структуре международных экономических связей. | Лекции | 7 | 3 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.2. | Существенные изменения в содержании и формах международного разделения труда, связанные с процессом глобализации и ее проявления - транснационализации. Новая модель внешнеэкономического сотрудничества: «внешняя торговля-производство - инвестиции». Стратегия промышленного экспорта в развивающихся странах, сменившая импортозамещение. | Практические | 7 | 3 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
2.3. | Виды мирохозяйственных связей: внешняя торговля, миграция капитала (портфельные и прямые зарубежные инвестиции, международный кредит), трансферт технологии, валютно-финансовые отношения, миграции рабочей силы, кооперационные и докооперационные связи, глобальные экономические проблемы. | Сам. работа | 7 | 28 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
Раздел 3. Понятие открытой экономики и важнейшие модели внешнеэкономических отношений. | ||||||
3.1. | Открытая и автаркическая экономика: определения. Показатели степени открытости (внешней ориентированности) экономики. | Лекции | 7 | 3 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.2. | Адам Смит - Фридрих Лист: проблема влияния открытости экономики страны на структуру и эффективность хозяйства. | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.3. | Теория абсолютных преимуществ А. Смита, теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо, теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина, теория жизненного цикла товара Р. Вернона, теория конкурентоспособности М. Портера. | Практические | 7 | 3 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
3.4. | Модели внешнеэкономических отношений: меркантилизм и неомеркантилизм. | Сам. работа | 7 | 25 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
Раздел 4. География отраслей, сфер, транснациональных корпораций мирового хозяйства и международных экономических связей. | ||||||
4.1. | Общеисторические закономерности возникновения первичного, вторичного и четвертичного секторов хозяйства. География мировой промышленности. Лидирующая роль обрабатывающих подразделений промышленности. Особенности структурной перестройки промышленности на разных этапах НТР и информационно-технологической революции. | Лекции | 7 | 9 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
4.2. | Машиностроение; химическая промышленность;биоиндустрия; легкая промышленность; лесная и деревообрабатывающая промышленность; ТЭК; металлургия; мировой аграрно-промышленный комплекс (МАПК); Основные производственные типы сельского хозяйства мира; пищевкусовая промышленность. | Лекции | 7 | 9 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
4.3. | Мировая транспортно-коммуникационная система (Морской транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт, автомобильный транспорт, связь, воздушный транспорт. | Практические | 7 | 6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
4.4. | Регулирование и дерегулирование. Типы и формы международных экономических связей. | Сам. работа | 7 | 6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
Раздел 5. Региональная структура мирового хозяйства. | ||||||
5.1. | Важнейшие экономические регионы мира: Северная Америка, Западная Европа, Восточная Европа, Восточная Азия, Западная Азия, Южная Америка и др. Экономико-географические регионы как объекты географического мирохозяйственного изучения. Исторические особенности их развития. Неравномерность социально-экономического развития и прохождение процессов модернизации. Влияние географических условий. | Практические | 7 | 6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
5.2. | Интеграционные процессы в ведущих регионах мира. Основные региональные интеграционные образования мира в Западной Европе, Северной Европе, в Юго-Восточной Азии и др. Перспективы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. | Сам. работа | 7 | 6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
Раздел 6. Крупнейшие страны – экономические лидеры в определенных направлениях. | ||||||
6.1. | Германия, Франция, Великобритания, Италия, США, Бразилия, Япония, Китай, Индия. Становление мирового хозяйства. Мировое хозяйство за последние 100 лет. Современные тенденции в размещении хозяйства в мире. | Практические | 7 | 6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
6.2. | Современные потоки капитала, труда и сырья. Роль и география инноваций в мире.Экономико-политико-географические следствия глобализации. | Сам. работа | 7 | 6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1674 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: Вопрос 1. В какой части света отсутствуют государства с монархической формой правления? 1. В Европе 2. в Америке; 3. в Азии; 4. в Африке. ОТВЕТ: 2 Вопрос 2. Какая из перечисленных стран находится в Западной Африке? 1. Чад 2. Мавритания; 3. Камерун; 4. Сенегал. ОТВЕТ: 4 Вопрос 3. Какая страна не имеет выхода к морям: 1. Гватемала; 2. Бруней; 3. Бутан; 4. Гайана; 5. Кения. ОТВЕТ: 3 Вопрос 4. Крупнейшим производителем чая в Африке является: 1. Эфиопия; 2. Уганда; 3. Кения; 4. Шри-Ланка; 5. Танзания. ОТВЕТ: 3 Вопрос 5. Доля афроамериканцев в населении США составляет: 1. 1%; 2. 12%; 3. 24%; 4. 36%. ОТВЕТ: 2 Вопрос 6. Назовите страну, дающую 40% промышленной продукции Африки, специализирующуюся на добыче угля, золота, алмазов: 1. ЮАР; 2. Египет; 3. Кения; 4. Нигерия. ОТВЕТ: 1 Вопрос 7. По производству какого вида продукции Австралия является мировым лидером: 1. морских судов; 2. говядины; 3. шерсти; 4. велосипедов. ОТВЕТ: 3 Вопрос 8. В наименьшей степени истощены природные ресурсы: 1. Северной Европы; 2. Средней Европы; 3. Восточной Европы; 4. Южной Европы. ОТВЕТ: 1 Вопрос 9. Территория США состоит из 50 штатов. Определите единственную ошибку в перечне штатов: 1. Монтана; 2. Пуэрто-Рико; 3. Небраска; 4. Аляска; 5. Вашингтон. ОТВЕТ: 2 Вопрос 10. Назовите страну Африки с большой численностью населения, являющуюся крупным экспортёром нефти: 1. Ливия; 2. Нигер; 3. Алжир; 4. Нигерия. ОТВЕТ: 3 Вопрос 11. Крупнейшей по площади страной Океании является: 1. Фиджи; 2. Новая Зеландия; 3. Кирибати; 4. Вануату. ОТВЕТ: 2 Вопрос 12. Главной отраслью европейской промышленности является: 1. лесная; 2. металлургия; 3. химическая промышленность; 4. машиностроение. ОТВЕТ: 4 Вопрос 13. Какова доля АЭС в мировом производстве электроэнергии? 1. 1% 2. 18% 3. 30% 4. 50% ОТВЕТ: 2 Вопрос 14. К странам «переселенческого капитализма» относятся: 1. Индия, Китай, 2. Израиль, Великобритания 3. Канада, ЮАР 4. Австралия, Мексика ОТВЕТ: 3 Вопрос 15. На страны Азии приходится 9/10 мирового сбора: 1. кофе 2. чая 3. сои 4. риса ОТВЕТ: 4 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА: Вопрос 1. В какой стране наименьший процент занятого населения в сельском хозяйстве? ОТВЕТ: США Вопрос 2. На какой океан приходиться более половины мировых морских перевозок? ОТВЕТ: Атлантический Вопрос 3. В странах какого континента наблюдается "Демографический взрыв"? ОТВЕТ: Африка Вопрос 4. Автомобильная промышленность какой страны занимает первое место? ОТВЕТ: Япония Вопрос 5. Какие культуры имеют важнейшее значение в мире? ОТВЕТ: Зерновые Вопрос 6. В какой стране угольная промышленность развивается наиболее успешно? ОТВЕТ: Китай Вопрос 7. Какой самый большой по площади историко-географический регион мира? ОТВЕТ: Азия Вопрос 8. Как называется процесс выезда людей в другую страну на постоянное место жительства? ОТВЕТ: Эмиграция Вопрос 9. Как называется процесс быстрого роста городов и распространения городского образа жизни? ОТВЕТ: Урбанизация Вопрос 10. Какой государственный язык Бразилии? ОТВЕТ: Португальский Вопрос 11. Какая страна занимает первое место по добычи газа? ОТВЕТ: Россия Вопрос 12. Какая из наций Азии разделена на две части и состоит из двух государств? ОТВЕТ: Корейцы Вопрос 13. В какой стане наибольший ВВП (Валовый внутренний продукт)? ОТВЕТ: США Вопрос 14. Что характеризует географическое (территориальное) разделение труда? ОТВЕТ: обмен продукцией и услугами с другими территориями Вопрос 15. Что такое воспроизводство населения? ОТВЕТ: совокупность процесса рождаемости, смертности и естественного прироста Вопрос 16. Что учитывают при оценке экономико-географического положения территории (страны, региона)? ОТВЕТ: транспортно-географическое положение, наличие выходов на внешнеэкономические связи Вопрос 17. Что такое экономико-географическое положение? ОТВЕТ: положение по отношению к другим объектам, влияющим на хозяйственное развитие Вопрос 18. Какой регион главный по международному туризму? ОТВЕТ: Европа Вопрос 19. Чем обусловлены взаимосвязи производств? ОТВЕТ: одна отрасль поставляет другой полуфабрикаты и готовую продукцию Вопрос 20. Какая главная отрасль транспортного машиностроения? ОТВЕТ: Автомобилестроение КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Ответ логически последователен, могут быть приведены собственные примеры по проблематике поставленного вопроса. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Однако допускается неточность в ответе. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный, недостаточно аргументирован. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса, отсутствуют логичность и последовательность. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Перечень зачётных вопросов: 1. Географическое разделение труда. 2. Хозяйство стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия Венгрия). 3. Население: объект и субъект общественной географии 4. Хозяйство стран Северной Европы (Финляндия, Швеция, Норвегия). 5. Современные тенденции в размещении хозяйства в мире. 6. Хозяйство малых стран Европы. 7. Типология зарубежных стран. 8. Хозяйство стран Южной Европы. 9. Экономические и социальные показатели развития стран. 10. Хозяйство Великобритании. 11. Социально-экономические регионы мира. 12. Хозяйство Франции. 13. Роль транспорта и связи в развитии экономики стран. 14. Экономические районы Италии. 15. Мировое хозяйство – глобальная географическая система. 16. Хозяйство Германии. 17. Хозяйство Италии. 18. Регионы Германии. 19. Россия и страны Европы. Перспективы экономических связей. 20. Экономические районы Франции. 21. Хозяйство минигосударств Европы. 22. Мировые города. 23. Хозяйство стран Восточной Европы (Румыния, Болгария, Югославия, Албания, Хорва-тия, Македония, Словения, Босния). 24. Европейский союз (экономика, динамика развития региона). 25. География мировых отраслей (биотехнология, компьютерная индустрия). 26. Место ТНК в мировом хозяйстве. 27. Хозяйство стран Северной Европы (Исландия, Ирландия, Дания). 28. Города Германии. Хозяйство. Отличительные особенности. 29. НАФТА. Современное состояние. Перспективы. 30. Социальная и экономическая география Испании. 31. Экономические районы Великобритании. 32. Роль внешней торговли в развитии мирового хозяйства. Товарные потоки. 33. Роль и география инноваций в мировом хозяйстве. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Ответ логически последователен, могут быть приведены собственные примеры по проблематике поставленного вопроса. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Однако допускается неточность в ответе. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный, недостаточно аргументирован. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса, отсутствуют логичность и последовательность. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Каледин Н.В., Михеева Н.М. | География мира в 3 т. том 3. регионы и страны мира: Учебник и практикум | М : Издательство Юрайт., 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Голубчик М.М., Макар С.В., Носонов А.М., Файбусович Э.Л. | Социально-экономическая география: Учебник | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Каледин Н.В., Михеева Н.М. | География мира в 3 т. том 1. политическая география и геополитика: Учебник и практикум | М : Издательство Юрайт,, 2017 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Каледин Н.В., Михеева Н.М. | Георгафия мира в 3 т. том 2. Социально-экономическая география мира. : Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт,, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «Экономическая и социальная география мира» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) Статистическая база ЦРУ (https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/) Базы данных ООН (http://www.un.org/ru/databases/index.html) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Экономическая и социальная география мира» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |