МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая и социальная география мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_ФГ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Кротов А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экономическая и социальная география мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у будущих специалистов прочных теоретических знаний и практических навыков, позволяющих анализировать проблемы мирового хозяйства, развития отраслевых комплексов и отдельных стран, а также регионов мира;
формирование экономико- и социально-географические представления (знания) о происхождении, современных особенностях, закономерностях и тенденциях развития мира в целом и отдельных стран.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
ОПК-2.2 Умеет решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
ОПК-2.3 Владеет навыками ландшафтно-экологического проектирования и менеджмента природных ресурсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1. Знает теоретические основы о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Умеет решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3. Владеет навыками ландшафтно-экологического проектирования и менеджмента природных ресурсов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Мировое хозяйство как предмет исследования экономической и социальной географии.
1.1. Понятие «мировое хозяйство».Интернационализация, глобализация как экономический, социальный, технико-технологический и географический процесс; Развитие процесса транснационализации. Специфика хозяйственной деятельности ТНК, их роль в глобализации мира. Лекции 7 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.2. Глобальная и региональная интеграция.Теории мирового хозяйства.Влияние информационно-технологической революции на развитие мирового хозяйства.Изменения хозяйственных структур, характера труда, используемых ресурсов в отраслях производства и сферах деятельности. Практические 7 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.3. Переход от фордизма-тейлоризма к постфордистским подходам к организации хозяйственной деятельности; Революция в электронном бизнесе; Макроэкономические показатели: ВВП и ВНП. Сам. работа 7 17 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 2. Международное разделение труда как основной процесс и результат развития мирового хозяйства.
2.1. Международное разделение труда и его предпосылки: естественно-общественно-исторические.Обновляющаяся роль государства в условиях транснационализации. Сдвиг в спектре интернационализирующихся производств в сторону все более сложных, особенно высокотехнологичных.Качественные изменения в товарной структуре международных экономических связей. Лекции 7 3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.2. Существенные изменения в содержании и формах международного разделения труда, связанные с процессом глобализации и ее проявления - транснационализации. Новая модель внешнеэкономического сотрудничества: «внешняя торговля-производство - инвестиции». Стратегия промышленного экспорта в развивающихся странах, сменившая импортозамещение. Практические 7 3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.3. Виды мирохозяйственных связей: внешняя торговля, миграция капитала (портфельные и прямые зарубежные инвестиции, международный кредит), трансферт технологии, валютно-финансовые отношения, миграции рабочей силы, кооперационные и докооперационные связи, глобальные экономические проблемы. Сам. работа 7 28 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 3. Понятие открытой экономики и важнейшие модели внешнеэкономических отношений.
3.1. Открытая и автаркическая экономика: определения. Показатели степени открытости (внешней ориентированности) экономики. Лекции 7 3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.2. Адам Смит - Фридрих Лист: проблема влияния открытости экономики страны на структуру и эффективность хозяйства. Практические 7 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.3. Теория абсолютных преимуществ А. Смита, теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо, теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина, теория жизненного цикла товара Р. Вернона, теория конкурентоспособности М. Портера. Практические 7 3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.4. Модели внешнеэкономических отношений: меркантилизм и неомеркантилизм. Сам. работа 7 25 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 4. География отраслей, сфер, транснациональных корпораций мирового хозяйства и международных экономических связей.
4.1. Общеисторические закономерности возникновения первичного, вторичного и четвертичного секторов хозяйства. География мировой промышленности. Лидирующая роль обрабатывающих подразделений промышленности. Особенности структурной перестройки промышленности на разных этапах НТР и информационно-технологической революции. Лекции 7 9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.2. Машиностроение; химическая промышленность;биоиндустрия; легкая промышленность; лесная и деревообрабатывающая промышленность; ТЭК; металлургия; мировой аграрно-промышленный комплекс (МАПК); Основные производственные типы сельского хозяйства мира; пищевкусовая промышленность. Лекции 7 9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.3. Мировая транспортно-коммуникационная система (Морской транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт, автомобильный транспорт, связь, воздушный транспорт. Практические 7 6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.4. Регулирование и дерегулирование. Типы и формы международных экономических связей. Сам. работа 7 6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 5. Региональная структура мирового хозяйства.
5.1. Важнейшие экономические регионы мира: Северная Америка, Западная Европа, Восточная Европа, Восточная Азия, Западная Азия, Южная Америка и др. Экономико-географические регионы как объекты географического мирохозяйственного изучения. Исторические особенности их развития. Неравномерность социально-экономического развития и прохождение процессов модернизации. Влияние географических условий. Практические 7 6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
5.2. Интеграционные процессы в ведущих регионах мира. Основные региональные интеграционные образования мира в Западной Европе, Северной Европе, в Юго-Восточной Азии и др. Перспективы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сам. работа 7 6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 6. Крупнейшие страны – экономические лидеры в определенных направлениях.
6.1. Германия, Франция, Великобритания, Италия, США, Бразилия, Япония, Китай, Индия. Становление мирового хозяйства. Мировое хозяйство за последние 100 лет. Современные тенденции в размещении хозяйства в мире. Практические 7 6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.2. Современные потоки капитала, труда и сырья. Роль и география инноваций в мире.Экономико-политико-географические следствия глобализации. Сам. работа 7 6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1674

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. В какой части света отсутствуют государства с монархической формой правления?
1. В Европе
2. в Америке;
3. в Азии;
4. в Африке.
ОТВЕТ: 2
Вопрос 2. Какая из перечисленных стран находится в Западной Африке?
1. Чад
2. Мавритания;
3. Камерун;
4. Сенегал.
ОТВЕТ: 4
Вопрос 3. Какая страна не имеет выхода к морям:
1. Гватемала;
2. Бруней;
3. Бутан;
4. Гайана;
5. Кения.
ОТВЕТ: 3
Вопрос 4. Крупнейшим производителем чая в Африке является:
1. Эфиопия;
2. Уганда;
3. Кения;
4. Шри-Ланка;
5. Танзания.
ОТВЕТ: 3
Вопрос 5. Доля афроамериканцев в населении США составляет:
1. 1%;
2. 12%;
3. 24%;
4. 36%.
ОТВЕТ: 2
Вопрос 6. Назовите страну, дающую 40% промышленной продукции Африки, специализирующуюся на добыче угля, золота, алмазов:
1. ЮАР;
2. Египет;
3. Кения;
4. Нигерия.
ОТВЕТ: 1
Вопрос 7. По производству какого вида продукции Австралия является мировым лидером:
1. морских судов;
2. говядины;
3. шерсти;
4. велосипедов.
ОТВЕТ: 3
Вопрос 8. В наименьшей степени истощены природные ресурсы:
1. Северной Европы;
2. Средней Европы;
3. Восточной Европы;
4. Южной Европы.
ОТВЕТ: 1
Вопрос 9. Территория США состоит из 50 штатов. Определите единственную ошибку в перечне штатов:
1. Монтана;
2. Пуэрто-Рико;
3. Небраска;
4. Аляска;
5. Вашингтон.
ОТВЕТ: 2
Вопрос 10. Назовите страну Африки с большой численностью населения, являющуюся крупным экспортёром нефти:
1. Ливия;
2. Нигер;
3. Алжир;
4. Нигерия.
ОТВЕТ: 3
Вопрос 11. Крупнейшей по площади страной Океании является:
1. Фиджи;
2. Новая Зеландия;
3. Кирибати;
4. Вануату.
ОТВЕТ: 2
Вопрос 12. Главной отраслью европейской промышленности является:
1. лесная;
2. металлургия;
3. химическая промышленность;
4. машиностроение.
ОТВЕТ: 4
Вопрос 13. Какова доля АЭС в мировом производстве электроэнергии?
1. 1%
2. 18%
3. 30%
4. 50%
ОТВЕТ: 2
Вопрос 14. К странам «переселенческого капитализма» относятся:
1. Индия, Китай,
2. Израиль, Великобритания
3. Канада, ЮАР
4. Австралия, Мексика
ОТВЕТ: 3
Вопрос 15. На страны Азии приходится 9/10 мирового сбора:
1. кофе
2. чая
3. сои
4. риса
ОТВЕТ: 4

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. В какой стране наименьший процент занятого населения в сельском хозяйстве?
ОТВЕТ: США
Вопрос 2. На какой океан приходиться более половины мировых морских перевозок?
ОТВЕТ: Атлантический
Вопрос 3. В странах какого континента наблюдается "Демографический взрыв"?
ОТВЕТ: Африка
Вопрос 4. Автомобильная промышленность какой страны занимает первое место?
ОТВЕТ: Япония
Вопрос 5. Какие культуры имеют важнейшее значение в мире?
ОТВЕТ: Зерновые
Вопрос 6. В какой стране угольная промышленность развивается наиболее успешно?
ОТВЕТ: Китай
Вопрос 7. Какой самый большой по площади историко-географический регион мира?
ОТВЕТ: Азия
Вопрос 8. Как называется процесс выезда людей в другую страну на постоянное место жительства?
ОТВЕТ: Эмиграция
Вопрос 9. Как называется процесс быстрого роста городов и распространения городского образа жизни?
ОТВЕТ: Урбанизация
Вопрос 10. Какой государственный язык Бразилии?
ОТВЕТ: Португальский
Вопрос 11. Какая страна занимает первое место по добычи газа?
ОТВЕТ: Россия
Вопрос 12. Какая из наций Азии разделена на две части и состоит из двух государств?
ОТВЕТ: Корейцы
Вопрос 13. В какой стане наибольший ВВП (Валовый внутренний продукт)?
ОТВЕТ: США
Вопрос 14. Что характеризует географическое (территориальное) разделение труда?
ОТВЕТ: обмен продукцией и услугами с другими территориями
Вопрос 15. Что такое воспроизводство населения?
ОТВЕТ: совокупность процесса рождаемости, смертности и естественного прироста
Вопрос 16. Что учитывают при оценке экономико-географического положения территории (страны, региона)?
ОТВЕТ: транспортно-географическое положение, наличие выходов на
внешнеэкономические связи
Вопрос 17. Что такое экономико-географическое положение?
ОТВЕТ: положение по отношению к другим объектам, влияющим на хозяйственное развитие
Вопрос 18. Какой регион главный по международному туризму?
ОТВЕТ: Европа
Вопрос 19. Чем обусловлены взаимосвязи производств?
ОТВЕТ: одна отрасль поставляет другой полуфабрикаты и готовую продукцию
Вопрос 20. Какая главная отрасль транспортного машиностроения?
ОТВЕТ: Автомобилестроение

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Ответ логически последователен, могут быть приведены собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Однако допускается неточность в ответе.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный, недостаточно аргументирован. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса, отсутствуют логичность и последовательность. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень зачётных вопросов:
1. Географическое разделение труда.
2. Хозяйство стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия Венгрия).
3. Население: объект и субъект общественной географии
4. Хозяйство стран Северной Европы (Финляндия, Швеция, Норвегия).
5. Современные тенденции в размещении хозяйства в мире.
6. Хозяйство малых стран Европы.
7. Типология зарубежных стран.
8. Хозяйство стран Южной Европы.
9. Экономические и социальные показатели развития стран.
10. Хозяйство Великобритании.
11. Социально-экономические регионы мира.
12. Хозяйство Франции.
13. Роль транспорта и связи в развитии экономики стран.
14. Экономические районы Италии.
15. Мировое хозяйство – глобальная географическая система.
16. Хозяйство Германии.
17. Хозяйство Италии.
18. Регионы Германии.
19. Россия и страны Европы. Перспективы экономических связей.
20. Экономические районы Франции.
21. Хозяйство минигосударств Европы.
22. Мировые города.
23. Хозяйство стран Восточной Европы (Румыния, Болгария, Югославия, Албания, Хорва-тия, Македония, Словения, Босния).
24. Европейский союз (экономика, динамика развития региона).
25. География мировых отраслей (биотехнология, компьютерная индустрия).
26. Место ТНК в мировом хозяйстве.
27. Хозяйство стран Северной Европы (Исландия, Ирландия, Дания).
28. Города Германии. Хозяйство. Отличительные особенности.
29. НАФТА. Современное состояние. Перспективы.
30. Социальная и экономическая география Испании.
31. Экономические районы Великобритании.
32. Роль внешней торговли в развитии мирового хозяйства. Товарные потоки.
33. Роль и география инноваций в мировом хозяйстве.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Ответ логически последователен, могут быть приведены собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Однако допускается неточность в ответе.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный, недостаточно аргументирован. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса, отсутствуют логичность и последовательность. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каледин Н.В., Михеева Н.М. География мира в 3 т. том 3. регионы и страны мира: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт., 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Голубчик М.М., Макар С.В., Носонов А.М., Файбусович Э.Л. Социально-экономическая география: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Каледин Н.В., Михеева Н.М. География мира в 3 т. том 1. политическая география и геополитика: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт,, 2017 biblio-online.ru
Л1.4 Каледин Н.В., Михеева Н.М. Георгафия мира в 3 т. том 2. Социально-экономическая география мира. : Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт,, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Экономическая и социальная география мира» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)
Статистическая база ЦРУ (https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/)
Базы данных ООН (http://www.un.org/ru/databases/index.html)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экономическая и социальная география мира»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Экономическая и социальная география мира» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Экономическая и социальная география мира»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.