МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рекреационная география и рекреационное ресурсоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_ФГ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
К.г.н., Доцент, Ротанова И.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Рекреационная география и рекреационное ресурсоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование системы знаний об основных видах рекреационных ресурсов в соотношении с рекреационной деятельностью, как отдыхающих, так и организаторов отдыха; методах их выявлеоснов курсовния, оценки, использования и охраны; географии размещения.
Задачи курса:
• анализ существующей системы базисных понятий рекреационной географии;
• ознакомление с методами выявления, оценки и эксплуатации рекреационных ресурсов;
• анализ природного рекреационного потенциала;
• выявление и оценка культурно-исторических рекреационных ресурсов;
• анализ современного состояния инфраструктуры и материальной базы туризма; санаторно-курортной отрасли.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области физической географии с использованием данных дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА), геоинформационных технологий и геоцифровизации
ПК-2.1 Знает теоретические основы методологии и методов исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
ПК-2.2 Умеет анализировать данные дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА)
ПК-2.3 Умеет выполнять научно-исследовательские работы по изучению ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, с использованием данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий
ПК-4Способен оценивать туристско-рекреационный потенциал территории и туристско-рекреационные потребности населения, в зависимости от региональной специфики
ПК-4.1 Знает теоретические основы рекреационной географии и туризма
ПК-4.2 Умеет выполнять оценку туристско-рекреационного потенциала территории
ПК-4.3 Владеет навыками анализа туристско-рекреационных потребностей, и выявления рекреационной и туристской активности населения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает теоретические основы методологии и методов исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
ПК-4.1. Знает теоретические основы рекреационной географии и туризма
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет анализировать данные дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА)
ПК-4.2. Умеет выполнять оценку туристско-рекреационного потенциала территории
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Умеет выполнять научно-исследовательские работы по изучению ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, с использованием данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий
ПК-4.3. Владеет навыками анализа туристско-рекреационных потребностей, и выявления рекреационной и туристской активности населения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Туризм и рекреация. Соотношение понятий
1.1. Туризм, многогранность понятий Лекции 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Туризм и рекреация. Соотношение понятий Сам. работа 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основные принципы и методы оценки рекреационного потенциала территории. Природно-рекреационные ресурсы.
2.1. Основные принципы и методы оценки рекреационного потенциала территории Лекции 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Основные принципы и методы оценки рекреационного потенциала территории Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Основные принципы и методы оценки рекреационного потенциала территории Сам. работа 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Природно-рекреационные ресурсы. Оценка орографических ресурсов для развития рекреации Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Природно-рекреационные ресурсы. Оценка орографических ресурсов для развития рекреации Сам. работа 6 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Рекреационные ресурсы, как основа развитя туризма в регионе Лекции 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Методы оценки климатических ресурсов Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Природно-рекреационные ресурсы. Оценка гидрологических условий для развития рекреации Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Природно-рекреационные ресурсы. Оценка гидрологических условий для развития рекреации Сам. работа 6 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. Природно-рекреационные ресурсы. Оценка биологических условий для развития рекреации Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.11. Природно-рекреационные ресурсы. Оценка биологических условий для развития рекреации Сам. работа 6 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.12. Природно-рекреационные ресурсы. Оценка климатических условий для развития рекреации Сам. работа 6 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Историко-культурный потенциал и методика его оценки. Инфраструктурная составляющая рекреационной деятельности
3.1. Историко-культурный потенциал и методика его оценки. Лекции 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Историко-культурный потенциал и методика его оценки. Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Историко-культурный потенциал и методика его оценки. Сам. работа 6 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Инфраструктурная составляющая рекреационной деятельности Лекции 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Оценка инфраструктурной составляющей рекреационной деятельности Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Инфраструктурная составляющая рекреационной деятельности Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного из вариантов).

1. Какая из этих особо охраняемых природных территорий располагается на территории Алтайского края?
а) Тигирекский заповедник;
б) Катунский биосферный заповедник;
в) Алтайский заповедник;
г) Баргузинский заповедник

2. В каком месте на протяжении ряда лет проводится открытие туристского сезона в Алтайском крае, которое называется "Цветение маральника"?
а) Бирюзовая Катунь;
б) Озеро Ая;
в) Белокуриха;
г) Сростки

3. Буклет - это ...?
а) малоформатное издание, в отличие от каталога и проспекта не брошюрованное, а многократно сфальцованное;
б) крупноформатное нефальцованное издание, в большинстве случаев с односторонней печатью;
в) малоформатные издания, в которых текст и иллюстрации размещены на одном листе

4. Что такое релевантность?
а) соответствие полученной информации информационной потребности пользователя;
б) адекватность информации, информация, которая необходима для решения данной задачи

5. Что такое информационные процессы?
а) сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
б) процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
в) организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;
г) отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)

6. В какой из этих стран встречаются гейзеры?
а) Исландия;
б) Ирландия;
в) Великобритания;
г) Норвегия

7. Эквивалентно-эффективная температура – это ...?
а) Температура + ветер;
б) Эквивалентно-эффективная температура + солнечная радиация;
в) Температура + влажность;
г) Температура + влажность + ветер;
д) Эквивалентно-эффективная температура + солнечная радиация+ветер

8. Укажите первый появившийся в мире национальный парк?
а) Йеллоустонский парк;
б) Национальный парк Галапагосских островов;
в) Национальный заповедник Игуасу;
г) Мачу-Пикчу

9. Что из этого относится к рекреационным ресурсам?
а) Природные комплексы и их компоненты;
б) Культурно-исторические достопримечательности;
в) Экономический потенциал территории, включающий инфраструктуру, трудовые ресурсы;
г) Все перечисленное

10. Что означает красный флаг на пляжах?
а) можно смело заходить в воду;
б) будьте осторожны: умеренная волна или течение;
в) купаться запрещено;
г) опасные морские обитатели

11. Что рассматривает на региональном уровне территориальный подход исследования туристской инфраструктуры?
а) инфраструктурное обустройство определенных мест посещения – отдельных объектов, достопримечательностей;
б) инфраструктурное обустройство региона в целом и его частей (муниципальных районов, городов, сельских поселений);
в) инфраструктурное обустройство территорий, входящих в состав двух и более регионов;
г) обустройство туристско-рекреационных зон разного территориального уровня (внутригородские, региональные, межрегиональные)

12. Какой из этих городов НЕ входит в "Золотое кольцо России"?
а) Ярославль;
б) Сергиев Посад;
в) Суздаль;
г) Вологда

13. К достопримечательным местам могут быть отнесены?
а) произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы и структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства;
б) группы изолированных или объединенных строений архитектуры, единство или связь с пейзажем которых представляет выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства;
в) объекты, представляющие собой дело рук человеческих или совместного творения природы и человека, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии

14. Царь-пушка относится к памятникам ...?
а) Истории;
б) Археологии;
в) Градостроительства и архитектуры;
г) Искусства;
д) Документальным памятникам

15. Ресурсоведение - это ...?
а) межотраслевая научная дисциплина, объектом которой служит интегральный ресурс и составляющие его частные виды ресурсов: природные, материальные, трудовые, а также взаимосвязь всех природных факторов жизни общества с социально-экономическим развитием человека;
б) восстановление трудоспособности, сил и здоровья человека, израсходованных во время труда, путем отдыха вне жилища – на лоне природы или во время туристической поездки;
в) природные, культурные и техногенные объекты, процессы и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха, удовлетворения рекреационных потребностей населения, оздоровления определенного контингента людей и функционирования рекреационного хозяйства;
г) временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой из источника в посещаемом месте

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1. а;
2. а;
3. а;
4. б;
5. б;
6. а;
7. г;
8. а;
9. г;
10. в;
11. б;
12. г;
13. в;
14. а;
15. а

Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
0-6 баллов – оценка «2»,
7-8 баллов – оценка «3»,
9-10 баллов – оценка «4»,
11-12 баллов – оценка «5».

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:

1. Пелоидотерапия - это ...?
Ответ: лечебное применение грязей

2. В какую группу относится следующий ресурсно-оценочный показатель компонентов геосистем-горизонтальная расчлененность (км/км²)?
Ответ: геоморфологический

3. Что входит в основную группу объектов туристской инфраструктуры?
Ответ: объекты, предоставляющие основные туристские услуги: размещение, питание, перевозку, экскурсионное обслуживание, услуги туристских фирм

4. Что пропущено в классической триаде рекреации и туризма: транспорт - ... - развлечение?
Ответ: размещение

5. Как называется часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно-полезной деятельностью в сфере рекреации?
Ответ: трудовые рекреационные ресурсы

6. Какие природные зоны распространены на территории Алтайского края?
Ответ: степь, лесостепь, области высотной поясности

7. Что является гидрологическим рекреационным ресурсом?
Ответ: моря, озера, реки, водопады, выходы термоминеральных вод с лечебными грязями

8. Что такое физические рекреационные ресурсы?
Ответ: все компоненты неживой природы (геологические, геоморфологические, климатические, гидрологические, термальные)

9. Что относится к рекреационным социально-бытовым ресурсам?
Ответ: строения, сооружения, архитектурные и строительные комплексы, другие объекты социально-культурного назначения

10. Что может выступать в качестве ресурсов в рекреационной сфере деятельности?
Ответ: пейзажное разнообразие местности, красота ландшафта, экзотичность природы, уникальность архитектуры, материальная и духовная культура страны

11. В каком черноморском городе России находятся элементы туристской и спортивной инфраструктуры?
Ответ: Сочи

12. Согласно рекреационному районированию по В.С. Преображенскому (1977), в какую рекреационную зону входит г. Санкт-Петербург?
Ответ: Северо-Западную

13. Что относится к природно-климатическим ресурсам?
Ответ: ландшафты, водные ресурсы, климатические условия

14. Как расшифровывается аббревиатура ООПТ?
Ответ: особо охраняемые природные территории

15. Как расшифровывается аббревиатура ГИС? Ответ запишите тремя словами с маленькой буквы.
Ответ: географические информационные системы

16. Совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, представляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков - это?
Ответ: туристско-рекреационная инфраструктура

17. На какие 2 компонента по функциональному назначению делится туристская инфраструктура:
Ответ: производственная (транспорт, связь, строительная индустрия, водоснабжения, энергоснабжения); социальная (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, культурные, детские и медицинские учреждения и т.п.).

18. Совокупность воздействий и сведений, обеспечивающих познавательные и эстетические потребности рекреантов называется
Ответ: информационные рекреационные ресурсы

19. Перечислите виды информационных ресурсов
Ответ: Средства массовой информации, электронные библиотеки, электронные базы данных, сайты, корпоративный сайт, сервисы.

20. Сброшюрованное или переплетенное печатное издание, содержащее систематизированное представление всей туристской программы называется
Ответ: туристские фирменные каталоги

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ:

1.Рекреационная деятельность: понятие, виды и эволюция. Рекреационный потенциал. Оценка туристско-рекреационного потенциала территорий.
2.Рекреационные и туристские ресурсы.
3.Рекреационная оценка природных ресурсов. Климатические и гидрологические условия организации отдыха.
4.Культурно-исторические рекреационные ресурсы: сущность, классификация и этапы оценивания.
5.Памятники истории и культуры и их разновидности.
6.Историко-культурный потенциал и методика его оценки.
7.Основные принципы рекреационного освоения природного и исторического наследия.
8.Природное и культурное наследие в туризме. Объекты всемирного наследия в России и развитие туризма.
9.Рекреационные объекты и системы: особенности проектирования и строительства.
10.Основные понятия о туристском регионе.
11.Туристское районирование России.
12.Туристское районирование Алтая.

Критерии оценивания
В ходе проверки оценивается:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Каждая позиция оценивается 1 баллом.
Оценивание реферата в целом:
«5» – 3,6–4 балла.
«4» – 2,8–3,5 балла.
«3» – 2–2,7 балла.
«2» – менее 2 баллов.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: как правило, 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Рекреационная деятельность: понятие, виды и эволюция.
2. Рекреационный потенциал.
3. Оценка туристско-рекреационного потенциала территорий.
4. Рекреационные и туристские ресурсы.
5. Рекреационная оценка природных ресурсов. Климатические и гидрологические условия организации отдыха.
6. Культурно-исторические рекреационные ресурсы: сущность, классификация и этапы оценивания.
7. Памятники истории и культуры и их разновидности.
8. Историко-культурный потенциал и методика его оценки.
9. Основные принципы рекреационного освоения природного и исторического наследия.
10. Виды и типы рекреационных ресурсов.
11. Рекреационные ресурсы Европы.
12. Рекреационные ресурсы Азии.
13. Рекреационные ресурсы Северной Америки.
14. Рекреационные ресурсы Южной Америки.
15. Рекреационные ресурсы Африки.
16. Рекреационные ресурсы Австралии.
17. Рекреационные ресурсы России.
18. Рекреационные ресурсы Алтайского края.
19. Понятие комфортности климатических условий для туризма и отдыха.
20. Рекреационная оценка типов погоды.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
21. Методы физиологической оценки климатических условий. Влияние климатических условий на организм человека: комфортные, субкомфортные, дискомфортные типы погоды.
22. Комплексные метеорологические показатели при оценке комфортности климата для здоровья человека.
23. Оценка рекреационной пригодности геосистем по климатическим показателям (на примере районов Алтайского края).
24. Основные группы ресурсного обеспечения турпродукта.
25. Классификационные признаки рекреационных ресурсов.
26. Перспективы использования рекреационного потенциала территории.
27. Факторы, сдерживающие развитие рекреации.
28. Особенности использования рекреационных ресурсов Алтайского края.
29. Объект рекреации.
30. Субъекты рекреации.
31. Рекреационная деятельность.
32. Научные методы рекреационной географии.
33. Рекреационная география.
34. Рекреалогия.
35. Рекреационная оценка природных ресурсов.
36. Климатические и гидрологические условия организации отдыха.
37. Культурно-исторические рекреационные ресурсы: сущность, классификация и этапы оценивания.
38. Историко-культурный потенциал и методика его оценки.
39. Перспективы развития туризма на Алтае.
40. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.С. Кусков Туристское ресурсоведение: учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2008
Л1.2 Д.Ю. Капитонов Ресурсоведение: учебное пособие Воронеж: ВГЛА, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142398
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.Ю. Кононова Экология: Экологические основы объектов туризма и спорта: учебное пособие Санкт-Петербург: СПбГПУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Н.Н. Гировка Рекреационные ресурсы: учебное пособие Н.Новгород: ННГАСУ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Администрации Алтайского края www.altairegion22.ru
Э2 ассоциация развития агротуризма www.agritourism.ru
Э3 официальный сайт Республики Алтай www.altai-republic.ru
Э4 Медиа-Гид по Алтаю visit-altairepublic.ru
Э5 Курс в Moodle «Рекреационное ресурсоведение» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Рекреационная география и рекреационное ресурсоведение»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Рекреационная география и рекреационное ресурсоведение» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Рекреационная география и рекреационное ресурсоведение» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Рекреационная география и рекреационное ресурсоведение» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Рекреационная география и рекреационное ресурсоведение» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Рекреационная география и рекреационное ресурсоведение»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.