МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологический туризм

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_ФГ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рецензент(ы):
Доцент , Козырева Ю.В.;

Рабочая программа дисциплины
Экологический туризм

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Экологического туризм" является формирование у студентов осознания необходимости бережного отношения к природе, сохранения ее в том виде, в каком они ее получили в наследство. Усвоение основных целей и задач экологического туризма способствует развитию природоохранного мировоззрения, позволяющего гармонизировать отношения между экономической выгодой, получаемой от рекреации, экологической безопасностью природных территорий, используемых для отдыха и удовлетворением потребности людей в общении с природой

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5Способен разрабатывать и проводить туристские и экскурсионные маршруты
ПК-5.1 Знает теоретические основы разработки туристских и экскурсионных маршрутов и составления экскурсионных программ с учетом законов и иных нормативных актов
ПК-5.2 Умеет разрабатывать туристские и экскурсионные маршруты с учетом законов и иных нормативных актов
ПК-5.3 Способен планировать организацию и проведение туристских и экскурсионных маршрутов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5.1. Знает теоретические основы разработки туристских и экскурсионных маршрутов и составления экскурсионных программ с учетом законов и иных нормативных актов
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5.2. Умеет разрабатывать туристские и экскурсионные маршруты с учетом законов и иных нормативных актов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5.3. Способен планировать организацию и проведение туристских и экскурсионных маршрутов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы экологического туризма
1.1. Введение в экологический туризм. Принцыпы экологического туризма Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
1.2. История возникновения и современная концепция экологического туризма Сам. работа 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
1.3. История возникновения и современная концепция экологического туризма. Принцыпы экологического туризма. Практические 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Принципы экологического туризма Сам. работа 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Экологические проблемы современности Сам. работа 6 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Негативное влияние туризмана природные комплексы Сам. работа 6 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Вклад экотуризма в охрану природы Сам. работа 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Особо охраняемые природные территории
2.1. Система особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Система особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации Сам. работа 6 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Система экологического законодательства в Российской федерации Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Система экологического законодательства в Российской федерации Сам. работа 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Структура и функции органов экологического управления в Российской Федерации Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
2.6. Структура и функции органов экологического управления в Российской Федерации Практические 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
2.7. Методика функционального зонирования территории национальных парков Сам. работа 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
2.8. Методика функционального зонирования территории национальных парков Практические 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
2.9. Структура и функции органов экологического управления в Российской Федерации Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
2.10. Структура и функции органов экологического управления в Российской Федерации Сам. работа 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
2.11. Система ООПТ Алтайского края Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
2.12. Система ООПТ Алтайского края Практические 6 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
2.13. Система ООПТ Алтайского края Сам. работа 6 8 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Экологические тропы история возникновения, классификация, требования к маршруту.
3.1. Экологические тропы Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
3.2. История возникновения, понятие, классификация экологических троп Практические 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
3.3. История возникновения, понятие, классификация экологических троп Сам. работа 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
3.4. Разработка экологических маршрутов Сам. работа 6 12 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
3.5. Методика определения рекреационных нагрузок на природные комплексы Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
3.6. Методика определения рекреационных нагрузок на природные комплексы Практические 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Методика определения рекреационных нагрузок на природные комплексы Сам. работа 6 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Современное сотояние экологического туризма в России и мире
4.1. Развитие экологического туризма в России Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
4.2. Развитие экологического туризма в России Практические 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
4.3. Развитие экологического туризма в России Сам. работа 6 8 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
4.4. Развитие кологического туризма в мире Лекции 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
4.5. Развитие кологического туризма в мире Практические 6 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
4.6. Развитие кологического туризма в мире Сам. работа 6 8 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
4.7. Разработка экологических маршрутов Практические 6 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9530
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5:
Способен разрабатывать и проводить туристские и экскурсионные маршруты
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Выберите две школы (модели) экологического туризма:
A) канадскую и австралийскую
Б) западно-европейская и австралийская
В) американская и австралийская
Г) автралийско-африканская
ОТВЕТ: Б
Вопрос 2. Выберите вид российского ООПТ в котором полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
A) заповедник
Б) заказник
В) национальный парк
Г) памятник природы
ОТВЕТ: А
Вопрос 3. Каким, по Вашему мнению, должен быть экологический туризм:
A) Все перечисленное верно
Б) Нацеленным на экологическое образование и просвещение
В) Заботящимся о сохранении местной социокультурной среды
Г) Не наносящим природе ущерба и экономически эффективным
ОТВЕТ: А
Вопрос 4. Первым государственным заповедником России официально считается
A) Баргузинский
Б) Саянский
В) Окский биосферный
Г) Тигирекский
Ответ: A
Вопрос 5. Чему должен соответствовать выбранный маршрут по правилам безопасности?
A) близости к городу
Б) присутствию водных источников
В) уровню подготовки и возможностям участников
Г) протяженности
Ответ: В
Вопрос 6. Основными объектами экологического туризма являются:
A) Спорткомплексы
Б) Кино и образовательные учреждения
В) Национальные и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы
Г) Торговые центры
Ответ: В
Вопрос 7. «Экологический менеджмент» – это…
A) Комплекс разносторонней деятельности, направленной на реализацию экологических целей проектов и программ
Б) Деятельность, по охране природы и природных объектов
В) Целенаправленная программа по осуществлению туризма
Г) Развитие экологического туризма
Ответ: A
Вопрос 8. …тесно связан с экономикой страны и формирует исходную информацию о необходимости использования природных ресурсов:
A) Экологический туризм
Б) Экологический маркетинг
В) Экологический менеджмент
Г) Экологический мониторинг
Ответ: A
Вопрос 9. По основным целям тура, экотуризм делится на следующие виды:
A) Наблюдение и изучение «дикой» или «окультуренной» природы
Б) Лечение природными факторами
В) Получение максимальной прибыли
Г) Получение удовольствия
Ответ: A
Вопрос 10. Сколько видов экотроп выделяют по назначению?
A) 3
Б) 2
В) 4
Г)6
Ответ: A
Вопрос 11. Основными объектами экологического туризма являются:
A) Национальные и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы
Б) Кино и образовательные учреждения
В) Спорткомплексы
Г) Торговые центры
Ответ: A
Вопрос 12. Какой функции в менеджменте экотуризма отводится специфическая роль?
A) мотивации
Б) финансовой
В) кадровой
Г) админстративной
ОТВЕТ: A
Вопрос 13. Что из перечисленного не является ООПТ:
A) природные парки
Б) памятники природы
В) ботанические сады
Г) противоэрозионные леса
ОТВЕТ: Г
Вопрос 13. В роли экскурсионных объектов в сфере экологического и иных видов туризма не используются:
A) природные объекты – геологические обнажения, леса и отдельные виды деревьев, грибов, луга и степи, долины рек и составляющие их части, озёра, водная растительность, горы и ледники, карстовые пещеры и многое другое
Б) произведения архитектуры и градостроительства – гражданские здания, дворцы, замки, кремли, крепости, мавзолеи, триумфальные арки, соборы, церкви, часовни, монастыри, фонтаны, надгробные сооружения, садово-парковые ансамбли, произведениямонументальной живописи и скульптуры
В) археологические памятники – городища, земляные валы, дольмены, курганы, каменные бабы, древние рисунки, высеченные на скалах и т.д.
Г) любые сельские поселения
ОТВЕТ: Г
Вопрос 14. Какой вид экотуризма предполагает сбор каких-либо научных данных в той местности, в которых проходят путешествия?
A) рекреационный
Б) научный
В) горный
Г) познавательный
ОТВЕТ: Б
Вопрос 15. Программа Green Globe 21 - это
A) международная программа сертификации в области экотуризма
Б) название турфирмы, специализирующейся на продаже экотуров
В) программа для ООПТ, устанавливающая правила их посещения
Г) ) название турфирмы
Ответ: A

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Дестинация это –
ОТВЕТ: место посещения привлекающих туристов своими специфическими природными ресурсами, достопримечательностями, историческим и культурным наследием.

Вопрос 2. Назовите сколько видов экологических троп выделяют по назначению:
ОТВЕТ: 4.

Вопрос 3. К каким основным целям тура относится экотуризм?
ОТВЕТ: наблюдение и изучение «дикой» или «окультуренной» природы.

Вопрос 4. Охарактеризуйте, каким, по вашему мнению, должен быть экологический туризм? Назовите не менее трех свойств.
ОТВЕТ: не наносящим ущерба природе, экономически эффективным, заботящимся о сохранении местной среды, нацеленным на экологическое образование и просвещение.
Вопрос 5. Назовите основную причину развития активного туризма:
Ответ: стремление сохранить благоприятную экологическую среду.

Вопрос 6. Перечислите, что относится к основным объектам экологического туризма.
ОТВЕТ: национальные парки, природные парки, государственные заказники, памятники природы.

Вопрос 7. ___________- это вид экотуризма предполагающий сбор научных данных в той местности, в которой проходят путешествия.
ОТВЕТ: научный туризм.

Вопрос 8. К__________ виду туризма относят отдых и лечение.
ОТВЕТ: рекреационному.

Вопрос 9. Как проявляется стадия спада в жизненном цикле туристского продукта?
ОТВЕТ: резким снижением объема продаж и прибыли.

Вопрос 10. Взаимовыгодное сотрудничество между сторонниками развития туризма, связанного с природой, и защитниками охраны окружающей среды означает:
ОТВЕТ: что природные богатства сохраняют свои первоначальные качества и постоянно увеличивается поток туристов.

Вопрос 11. Назовите три причины того, что малопосещаемые регионы стремящиеся ускорить развитие туризма не имеют:
ОТВЕТ: обеспеченности ресурсами, поддержки со стороны правительства, квалифицированных кадров.

Вопрос 12. Экологический менеджмент это –
ОТВЕТ: комплекс разносторонней деятельности, направленной на реализацию экологических целей проектов и программ.

Вопрос 13. Временный выезд в другую страну от ___ часов и до____ месяцев это называется туризмом.
ОТВЕТ: от 24 часов и 6 месяцев.

Вопрос 14. Как изменяется объем продаж туристского продукта на стадии зрелости?
ОТВЕТ: стабилизируется.

Вопрос 15. В какой стране и в какие годы зародился термин «География туризма»?
ОТВЕТ: в США в 20 годах XX столетия.

Вопрос 16. Назовите не менее трех прямых воздействий туризма на природные комплексы, которые ведут к их изменению.
ОТВЕТ: уничтожение представителей флоры и фауны в процессе охоты, вмешательство в естественные процессы жизнедеятельности растений и животных, распространение инфекций через продукты жизнедеятельности человека

Вопрос 17. Охарактеризуйте лечебно-оздоровительный туризм.
ОТВЕТ: Это вид туризма, при котором в зависимости от средств воздействия подразделяется на: бальнео-, море- и грязелечение.

Вопрос 18. _____________________- тесно связан с экономикой страны и формирует исходную информацию о необходимости использования природных ресурсов.
ОТВЕТ: экологический туризм.

Вопрос 19. Укажите основную причину, способствующую развитию массового туризма:
ОТВЕТ: наличие большого количества турбюро, предлагающих туры на любой вкус.

Вопрос 20. Из каких стадий состоит жизненный цикл состоит, жизненный цикл продукта?
ОТВЕТ: появление на рынке, признание, потребление.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ
1. Туризм и экология в системе экономических отношений общества. Предмет и задачи курса «Экологический туризм».
2. Предпосылки зарождения и история развития экотуризма.
3. Экологический туризм: сущность, определение и особенности организации.
4. Виды экотуризма.
5. Определения и концепции экотуризма. Появление термина. Базовые принципы.
6. Туроперейтинг в экотуризме. Проектирование экотуров.
7. Эколого-туристские технологии и экологические подходы в работе туристических организаций. Экологический менеджмент и аудит.
8. Особенности работы гида-инструктора на экологических маршрутах.
9. Экотуризм в ООПТ мира. Проблемы и перспективы развития.
10. Экотуризм в ООПТ России. Проблемы и перспективы развития.
11. ООПТ как объект развития экотуризма.
12. Возможности развития экотуризма в ООПТ Алтайского региона.
13. Экологическая тропа: виды, формы организации.
14. Проектирование и организация экологической тропы.
15. Состояние и перспективы развития экологического туризма в мире. Экологический туризм как средство социально-экономического развития горных регионов мира.
16. Состояние и перспективы развития экологического туризма в России. Эколого-туристская работа в регионах России.
17. Экологические проблемы современности и туризм. Основные факторы деградации природной среды.
18. История развития ООПТ в мире. Классификации ООПТ в странах мира.
19. Проблемы и перспективы развития экотуризм в ООПТ мира.
20. Проблемы и перспективы развития экотуризм в ООПТ России.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Малыгина Н.В. Экологический туризм: Учебник Прометей, 2019 biblioclub.ru
Л1.2 Ивлиева О.В. Теория и практика экологического туризма: учебное пособие Издательство Южного федерального университета, 2020 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бессараб Д.А., Штефан Л.В., Бессараб И.Н. Экологический туризм в зарубежной Европе: пособие для студентов вузов: учебное пособие Минск: Тетралит, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Экологический туризм" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Географический справочник «Страны мира» [Электронный ресурс]. URL: http://geo.historic.ru/
2. Географо-этнографический справочник «Путешествия, страны и народы» [Электронный ресурс]. URL: http://geography.su/
3. Географический справочник «О странах» [Электронный ресурс]. URL: http://ostranah.ru/_lists/regions.php -
4. Всемирная география. [Электронный ресурс] URL: http://worldgeo.ru/
5. Экологический центр «Экосистема» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecosystema.ru/
6. Физическая география материков и океанов [Электронный ресурс]. URL: http://www.geonature.ru/worldgeo/index.htm
7. Русское географическое общество [Электронный ресурс]. URL: http://www.rgo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В курсе «Экологический туризм» практические (семинарские) занятия отражают последовательность изучения дисциплины в соответствии с программой. Целью семинарских занятий является формирование базы теоретических знаний по дисциплине, обучению самостоятельного поиска литературы по теме, умения анализировать и сопоставлять точки зрения разных исследователей.
Практические (семинарские) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора литературных, статистических и картографических источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 5-7 минутный доклад по вопросу конкретной темы, таким образом, приобретания навыки выступления с научным соообщением.
После каждого выступления проводится дискуссия. В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
Предусмотрен вариант свободного распределения вопросов из предложенного списка. Этот вариант будет способствовать углублению уже имеющихся научных интересов студентов.
После выбора вопроса и темы студенты разрабатывают план доклада самостоятельно. Для этого они предварительно знакомятся с соответствующим разделом программы курса, методическим указаниями и рекомендованной литературой. После данного этапа преподаватель проводит консультацию для студента, в ходе которой уточняется разработанный план и рекомендуются дополнительные источники.
После семинарского занятия студент сдает свой доклад оформленный в виде письменной работы объемом 5-10 страниц машинописного текста. Оформление работы производится согласно «Стандарту предприятия по формлению курсовых и квалификационных работ».
Зачет по итогам семинарских и практических занятий для студента складывается из нескольких составляющих – доклад и ответы на вопросы к ходе семинарского занятия, письменный вариант доклада, работы практических занятий и итоговый тест.
В итоговый тест включаются вопросы рассмотренные на семинарских и практических занятиях, являющиеся составной частью доклада или работы. Такой подход способствует активизаиции студентов на занятии и повышает их трудовую дисциплину.
Изучение дисциплины требует четкого распределения времени в течение семестра. На первом этапе изучения дисциплины студенту необходимо внимательно изучить УМК и выбрать литературу для подготовки самостоятельной работы и семинарских занятий, а также приготовить материалы необходимые для работы на практических занятиях. При подготовке семинарских занятий, реферата и контрольной по самостоятельной работе следует воспользоваться консультацией преподавателя. Для прохождения консультации студент обязан иметь черновой план работы и библиографический список литературы, с которой он уже познакомился.
Рекомендации по работе с литературой
На первом этапе изучения дисциплины необходимо подобрать и ознакомиться с литературой. Кроме литературы, рекомендованной кафедрой, студент может работать с дополнительными материалами по своему усмотрению. Необходимо при этом использование периодической печати – журналы, газеты и ресурсы Интернета, где помещаются новейшие данные и материалы по географии населения. Если студент затрудняется самостоятельно подобрать литературу, ему следует обратиться за помощью на кафедру.
Рекомендации по самостоятельной работе студента
Самостоятельная работа студентов подразделяется на обязательную и контролируемую.
Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля.
Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем, а также выполнения тестовых заданий.
Задания для самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов проводится с целью сбора, анализа и обобщения научного материала, разработки оригинальных научных предложений и научных идей для подготовки магистерской диссертации, получения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, обсуждение поставленных вопросов и выступлений. В процессе выполнения самостоятельной работы магистранты должны овладеть следующими навыками:
• Умение ставить и решать конкретные задачи научных и практических исследований для формирования оптимального туристского продукта с использованием современных информационных технологий, отечественного и зарубежного опыта
• Способность использовать современные методы обработки, анализа и интерпретации многоуровневой и разнонаправленной социальной и экономической информации в сфере туризма при проведении исследований
• Умение применять современные методы прогнозирования при формировании тура в сфере туризма
• Способность профессионально оформлять, представлять и докладывать результаты научно-исследовательской работы.
Для самостоятельной работы студентам предлагаются: проработка учебного материала, изучение научной литературы составление таблиц для сравнительного анализа, решение ситуационных задач, разработка программ туров и т.п.