МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы физико-географических исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_ФГ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Ненашева Г.И.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы физико-географических исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса «Методы физико-географических исследований» является подготовка студентов к самостоятельным комплексным физико-географическим и экономико-географическим исследованиям, приобретение навыков применения аэрокосмических методов исследования. Настоящий курс поможет закрепить на практике теоретические знания о методологии и методике научных исследований, ознакомиться с конкретными методами комплексных исследований природных и природно-антропогенных геосистем. Изучение методов комплексных физико-географических, экономико-географических и аэрокосмических исследований создает базу для последующих учебных и производственных практик и в целом - для подготовки квалифицированного специалиста географа.
В качестве основных задач программы учебной дисциплины можно сформулировать следующие:
1. дать представление о методах географических исследований;
2. дать представление о применении методов в полевых исследованиях и камеральной обработке;
3. ознакомить с содержанием каждого метода и их особенностью;
4. научить применять результаты полученных исследований для последующих квалификационных работ.
5. дать студентам знания в области экономики организации и технологии современного промышленного производства в России и в мире.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области изучения ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
ПК-1.1 Знает теоретические основы сбора, обработки, анализа и обобщения передового опыта и результатов географических исследований
ПК-1.2 Умеет планировать полевые и камеральные работы
ПК-1.3 Умеет обрабатывать и анализировать собранные данные полевых исследований
ПК-1.4 Владеет методами систематизации информации географической направленности в целях прогнозирования развития природных и природно-хозяйственных территориальных системам
ПК-1.5 Умеет осуществлять комплексную диагностику состояния природных и природно-хозяйственных территориальных систем (в т.ч. на основе аэрокосмической информации)
ПК-2Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области физической географии с использованием данных дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА), геоинформационных технологий и геоцифровизации
ПК-2.1 Знает теоретические основы методологии и методов исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
ПК-2.2 Умеет анализировать данные дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА)
ПК-2.3 Умеет выполнять научно-исследовательские работы по изучению ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, с использованием данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает теоретические основы сбора, обработки, анализа и обобщения передового опыта и результатов географических исследований
ПК-2.1. Знает теоретические основы методологии и методов исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет планировать полевые и камеральные работы
ПК-2.2. Умеет анализировать данные дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА)


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Умеет обрабатывать и анализировать собранные данные полевых исследований.
ПК-1.4. Владеет методами систематизации информации географической направленности в целях прогнозирования развития природных и природно-хозяйственных территориальных системам
ПК-1.5. Умеет осуществлять комплексную диагностику состояния природных и природно-хозяйственных территориальных систем (в т.ч. на основе аэрокосмической информации)
ПК-2.3. Умеет выполнять научно-исследовательские работы по изучению ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, с использованием данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основы физико-географических исследований.
1.1. Основные задачи и методы физической географии Лекции 5 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Объекты исследований Лекции 5 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Полевые комплексные физико-географические исследования Лекции 5 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Картографирование природных территориальных комплексов Лекции 5 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Особенности полевых ландшафтных исследований различных зонах равнин Лекции 5 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Особенности полевых ландшафтных исследований в горах Лекции 5 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Камеральная обработка материалов Лекции 5 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Стационарные исследования Лекции 5 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Полустационарные исследования Лекции 5 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Прикладные комплексные физико-географические исследования Лекции 5 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Практические работы по курсу "Методы физико-географических исследований" приводятся в учебно-методическом пособии: Методы физико-географических исследований // Методическое пособие. А.М. Малолетко, О.Н. Барышникова. – 2005. – 24с. (Л.3. 1.) Практические 5 22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Вопросы для самостоятельной работы по курсу "Методы физико-географических исследований" приводятся в учебно-методическом пособии: Методы физико-географических исследований // Методическое пособие. А.М. Малолетко, О.Н. Барышникова. – 2005. – 24с. (Л.3. 1.) Сам. работа 5 39 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Подготовка к экзамену Экзамен 5 27 Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3945

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области изучения ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер

1. Что является главной целью физико-географических исследований?
a. прогноз предстоящих перемен окружающей среды
b. познание географической оболочки Земли и ее структурных частей
c. изучение влияние общества на природу
d. систематизация знаний о природе и человеке

Ответ: b

2. Какие изменения геосистем выделяют
a. периодические
b. временные
c. горизонтальные и вертикальные
d. обратимые и необратимые

Ответ: d

3. Природные аквальные комплексы (ПАК) — это
a. комплексы степей
b. комплексы Мирового океана
c. комплексы пустынь
d. комплексы гор

Ответ: b

4. Кто первым заложил основы новой науки геохимии ландшаф­та?
a. А. И. Перельман
b. М. А. Глазовская
c. А.Е. Ферсман
d. Б.Б. Полынов

Ответ: d

5. Началом исследования является
a. подбор оборудования
b. составление карты местности
c. изучение литературы
d. постановка задания

Ответ: d

6. Если в литературных источниках встречаются противоречивые данные то :
a. данные игнорируются
b. приоритет отдается более свежим данным
c. они проверяются в поле
d. выводится среднее значение из полученной информации

Ответ: с

7. Какая информация фиксируется на левой стороне страниц полевого дневника?
a. любая
b. текстовая
c. левая страница не используется
d. графическая

Ответ: d

8. Какой из горизонтов почвенного разреза берется по всей его мощности?
a. материнская порода
b. иллювиальный
c. пахотный
d. глеевый

Ответ: с

9. Какой объем воды берут для пробы?
a. 0.5 л
b. 2 л
c. 10 л
d. 100 мл

Ответ: b

10. Какой анализ используют для выяснения вопросов палеогеографии четвертичного периода и изучении стратиграфии рыхлых отложений:
a. природно-климатический анализ
b. геоботанический анализ
c. геолого-геоморфологический анализ
d. спорово-пыльцевой анализ

Ответ: d

11. Урочище - это:
a. ПТК, состоящий из генетически связанных между собой фаций и занимающих обычно целиком всю форму мезорельефа
b. Все варианты ответа верны
c. ПТК, состоящее из сопряженных генетически и функцонально ( т.е потоками вещества и энергии) более мелких геосистем
d. ПТК, на всем протяжении которого сохраняется одинаковая литология поверхностных пород, одинаковый характер рельефа и увлажнения, один микроклимат, одна почвенная разность и один биоценоз

Ответ: а

12. Укажите какие задачи решают физико-географы:
a. нет верных ответов
b. определяют их устойчивость к рекреационным нагрузкам
c. дают оценку природных условий различных территорий для рекреационных целей
d. дают оценку природных условий различных территорий для рекреационных целей и определяют их устойчивость к рекреационным нагрузкам

Ответ: d

13. Вид хозяйственной деятельности, который может способствовать усилению развития селей:
a. фактическое использование земель
b. способы и приемы заготовки древесины
c. форма ведения лесного хозяйства
d. использование лесов

Ответ: d

14. Первые космические фотографии Земли были получены:
a. в 1946 г.
b. в 1952 г.
c. в 1957 г
d. в 1940 г.

Ответ: а

15. Подурочище это...
a. Это ПТК, на протяжении которого различная литология поверхностных вод, одинаковый характер рельефа и увлажнения, несколько микроклиматов, одна почвенная разность и один биоценоз
b. Генетический однородный природно-территориальный комплекс, имеющий различный геологический фундамент, один тип рельефа, постепенно сменяющийся климат и состоящий из свойственного только данному ландшафту набора урочищ
c. ПТК, состоящий из ряда фаций приуроченных к одному элементу формы мезорельефа
d. Это ПТК, на всем протяжении которого сохраняется одинаковая литология поверхностных вод, одинаковый характер рельефа и увлажнения, один микроклимат, одна почвенная разность и один биоценоз

Ответ: с



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.



1. Простейший, элементарный ПТК – …

Ответ: фация

2. Основным диагностическим признаком ландшафта является …

Ответ: морфологическая структура

3. Основной метод изучения функционирования и динамики ПТК – …

Ответ: Метод комплексной ординации

4. Что является главным фактором перераспределения тепла и влаги на поверхности Земли?

Ответ: Рельеф

5. Рекогносцировка местности-это…

Ответ: предварительная разведка местности

6. Как называется шкала обилия растительности?

Ответ: Друде

7. Что является конечным результатом комплексных физико-географических исследований?

Ответ: ландшафтная карта

8. Кем из ученых упорядочение внутриландшафтных связей, которые дали богатейший материал для выявления закономерностей ПТК, было названо методом комплексной ординации?

Ответ: Сочава

9. Какой метод исследования является важным при стационарных наблюдениях?

Ответ: метод комплексной ординации

10. Отрасль хозяйства, особенно страдающая от неблагоприятных физико-географических процессов – …

Ответ: сельское хозяйство

11. Какой из методов географических исследований позволяет систематизировать и анализировать полученные данные?

Ответ: статистический

12. Что измеряют при помощи мерной «вилки»?

Ответ: диаметр ствола

13. Что закладывается для изучения фитомассы древесно-кустарниковой растительности ?

Ответ: пробные площади

14. Большинство ландшафтных границ имеет происхождение...

Ответ: азональное

15. Назовите основной метод сбора фактического материала, используемый для изучения функционирования ландшафтов.

Ответ: стационарный

16. Совокупность процессов перемещения, обмена и трансформации энергии, вещества и информации в геосистеме называют ее …

Ответ: функционированием

17. Что в начале выделяется на топографической основе карты?

Ответ: речная и эрозионная сеть

18. Назовите традиционный способ систематизации материалов при ландшафтных исследованиях.

Ответ: профили

19. Карта, дающая комплексную оценку территории с архитектурно-строительной точки зрения и обеспечивающая зонирование территории – …

Ответ: ландшафтно-архитектурная карта

20. Диахронический подход является составной частью какого метода?

Ответ: исторического



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области физической географии с использованием данных дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА), геоинформационных технологий и геоцифровизации

1. Что является главной целью физико-географических исследований?
a. прогноз предстоящих перемен окружающей среды
b. познание географической оболочки Земли и ее структурных частей
c. изучение влияние общества на природу
d. систематизация знаний о природе и человеке

Ответ: b

2. Какие изменения геосистем выделяют
a. периодические
b. временные
c. горизонтальные и вертикальные
d. обратимые и необратимые

Ответ: d

3. Природные аквальные комплексы (ПАК) — это
a. комплексы степей
b. комплексы Мирового океана
c. комплексы пустынь
d. комплексы гор

Ответ: b

4. Кто первым заложил основы новой науки геохимии ландшаф­та?
a. А. И. Перельман
b. М. А. Глазовская
c. А.Е. Ферсман
d. Б.Б. Полынов

Ответ: d

5. Началом исследования является
a. подбор оборудования
b. составление карты местности
c. изучение литературы
d. постановка задания

Ответ: d

6. Если в литературных источниках встречаются противоречивые данные то :
a. данные игнорируются
b. приоритет отдается более свежим данным
c. они проверяются в поле
d. выводится среднее значение из полученной информации

Ответ: с

7. Что в начале выделяется на топографической основе карты?
a. водосборные ложбины
b. суффозионные углубления
c. холмы и овраги
d. речная и эрозионная сеть

Ответ: d

8. Какой из горизонтов почвенного разреза берется по всей его мощности?
a. материнская порода
b. иллювиальный
c. пахотный
d. глеевый

Ответ: с

9. Какой объем воды берут для пробы?
a. 0.5 л
b. 2 л
c. 10 л
d. 100 мл

Ответ: b

10. Какой анализ используют для выяснения вопросов палеогеографии четвертичного периода и изучении стратиграфии рыхлых отложений:
a. природно-климатический анализ
b. геоботанический анализ
c. геолого-геоморфологический анализ
d. спорово-пыльцевой анализ

Ответ: d

11. Назовите традиционный способ систематизации материалов при ландшафтных исследованиях:
a. диаграммы
b. профили
c. графики
d. вариационные кривые

Ответ: b

12. Укажите какие задачи решают физико-географы:
a. нет верных ответов
b. определяют их устойчивость к рекреационным нагрузкам
c. дают оценку природных условий различных территорий для рекреационных целей
d. дают оценку природных условий различных территорий для рекреационных целей и определяют их устойчивость к рекреационным нагрузкам

Ответ: d

13. Вид хозяйственной деятельности, который может способствовать усилению развития селей:
a. фактическое использование земель
b. способы и приемы заготовки древесины
c. форма ведения лесного хозяйства
d. использование лесов

Ответ: d

14. Первые космические фотографии Земли были получены:
a. в 1946 г.
b. в 1952 г.
c. в 1957 г
d. в 1940 г.

Ответ: а

15. Подурочище это...
a. Это ПТК, на протяжении которого различная литология поверхностных вод, одинаковый характер рельефа и увлажнения, несколько микроклиматов, одна почвенная разность и один биоценоз
b. Генетический однородный природно-территориальный комплекс, имеющий различный геологический фундамент, один тип рельефа, постепенно сменяющийся климат и состоящий из свойственного только данному ландшафту набора урочищ
c. ПТК, состоящий из ряда фаций приуроченных к одному элементу формы мезорельефа
d. Это ПТК, на всем протяжении которого сохраняется одинаковая литология поверхностных вод, одинаковый характер рельефа и увлажнения, один микроклимат, одна почвенная разность и один биоценоз

Ответ: с


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.



1. Простейший, элементарный ПТК – …

Ответ: фация

2. Основным диагностическим признаком ландшафта является …

Ответ: морфологическая структура

3. Основной метод изучения функционирования и динамики ПТК – …

Ответ: Метод комплексной ординации

4. Что является главным фактором перераспределения тепла и влаги на поверхности Земли?

Ответ: Рельеф

5. Рекогносцировка местности-это…

Ответ: предварительная разведка местности

6. Как называется шкала обилия растительности?

Ответ: Друде

7. Что является конечным результатом комплексных физико-географических исследований?

Ответ: ландшафтная карта

8. Кем из ученых упорядочение внутриландшафтных связей, которые дали богатейший материал для выявления закономерностей ПТК, было названо методом комплексной ординации?

Ответ: Сочава

9. Какой метод исследования является важным при стационарных наблюдениях?

Ответ: метод комплексной ординации

10. Отрасль хозяйства, особенно страдающая от неблагоприятных физико-географических процессов – …

Ответ: сельское хозяйство

11. Какой из методов географических исследований позволяет систематизировать и анализировать полученные данные?

Ответ: статистический

12. Что измеряют при помощи мерной «вилки»?

Ответ: диаметр ствола

13. Что закладывается для изучения фитомассы древесно-кустарниковой растительности ?

Ответ: пробные площади

14. Большинство ландшафтных границ имеет происхождение...

Ответ: азональное

15. Назовите основной метод сбора фактического материала, используемый для изучения функционирования ландшафтов.

Ответ: стационарный

16. Совокупность процессов перемещения, обмена и трансформации энергии, вещества и информации в геосистеме называют ее:

Ответ: функционированием

17. Диахронический подход является составной частью какого метода?

Ответ: исторического

18. Назовите традиционный способ систематизации материалов при ландшафтных исследованиях.

Ответ: профили

19. Карта, дающая комплексную оценку территории с архитектурно-строительной точки зрения и обеспечивающая зонирование территории – …

Ответ: ландшафтно-архитектурная карта

20. Что в начале выделяется на топографической основе карты?

Ответ: речная и эрозионная сеть


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к экзамену:
1. Основные задачи современных физико-географических исследований.
2. Этапы научного познания.
3. Множественность методов исследования и проблемы их классификации.
4. Методы традиционных (сравнительно-географический, историко-географический, картографический) исследований.
5. Методы новые, используемые в физической географии с 30-50-х годов XX века.
6. Методы новейшие, применяемые с 60-80-х годов XX века (космические, математическое моделирование, геоинформационные и др.)
7. Глобальный, региональный и локальный уровни исследований и изменение комплекса методов при решении разноуровневых и разнокачественных задач.
8. Объект комплексных физико-географических исследований.
9. Важнейшие предметы исследований ПТК.
10. Основные классы решаемых задач и основные специфические методы их решения.
11. Подготовительный период (предполевой камеральный).
12. Рекогносцировка и выбор ключевых участков.
13. Разновидность точек наблюдения и выбор места для основной точки комплексного описания фации (традиционный и нетрадиционный).
14. Комплексное описание подурочищ, урочищ, ландшафтов.
15. Ландшафтная катена. Ландшафтное профилирование и его роль в ландшафтном картографировании.
16. Приемы сбора образцов почв, растений, вод. Фотография как полевой документ.
17. Границы ПТК, степень их выраженности и требования к точности фиксации.
18. Зависимость методики работ от категории сложности территории, ее ландшафтной структуры и масштаба картографирования.
19. Методы мелко- и среднемасштабных исследований и их отличие от крупномасштабного картографрования.
20. Выявление некоторых элементов динамики ПТК разных рангов.
21. Изучение природных аквальных комплексов (ПАК)


Критерии оценивания:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.К. Жучкова, Э.М. Раковская Методы комплексных физико-географических исследований. : учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2004
Л1.2 Н.Л. Беручашвили, В.К. Жучкова Методы комплексных физико-географических исследований: учебник для ВУЗов М.: МГУ, 1997
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. Г.И. Ненашева Комплексная физико-географическая практика: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
Л2.2 Е.Н. Перцик Теория и методология географии: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6BBDF16E-EB63-4C8A-9692-A09EE75C24F8
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 программные продукты КРЕДО credo-dialogue.ru
Э2 Data+ www.dataplus.ru
Э3 ГИС-ассоциация www.gisa.ru
Э4 Курс в Moodle "Методы физико-географических исследований" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
"Геоинформационные системы для бизнеса и общества", справочник: https://www.dataplus.ru/
"ГИС ассоциации", межрегиональная общественная организация содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг: https://www.gisa.ru/
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Методы физико-географических исследований»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Методы физико-географических исследований» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Методы физико-географических исследований» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Методы физико-географических исследований» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «Методы физико-географических исследований» находятся на сайте http://www.geo.asu.ru/search/documents/19441/

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Методы физико-географических исследований».

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.