МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эколого-географическое прогнозирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_ФГ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Барышникова О.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Эколого-географическое прогнозирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - сформировать у студентов знания и умения необходимые для эколого-географического прогнозирования.
Задачи курса:
- познакомить студентов с основными понятиями прогностики;
-сформировать представление о методологической основе эколого- географического прогнозирования;
- обучить студентов методам прогнозирования;
- сформировать у студентов навыки создания прогностических систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области изучения ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
ПК-1.1 Знает теоретические основы сбора, обработки, анализа и обобщения передового опыта и результатов географических исследований
ПК-1.2 Умеет планировать полевые и камеральные работы
ПК-1.3 Умеет обрабатывать и анализировать собранные данные полевых исследований
ПК-1.4 Владеет методами систематизации информации географической направленности в целях прогнозирования развития природных и природно-хозяйственных территориальных системам
ПК-1.5 Умеет осуществлять комплексную диагностику состояния природных и природно-хозяйственных территориальных систем (в т.ч. на основе аэрокосмической информации)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает теоретические основы сбора, обработки, анализа и обобщения передового опыта и результатов географических исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет планировать полевые и камеральные работы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Умеет обрабатывать и анализировать собранные данные полевых исследований.
ПК-1.4. Владеет методами систематизации информации географической направленности в целях прогнозирования развития природных и природно-хозяйственных территориальных системам
ПК-1.5. Умеет осуществлять комплексную диагностику состояния природных и природно-хозяйственных территориальных систем (в т.ч. на основе аэрокосмической информации)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.
1.1. Основные понятия прогностики. Параметры прогнозов. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Принципы разработки прогнозов. Классификация прогнозов по аспектным признакам. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Научные основы и общенаучные методы прогнозирования. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Классификация прогнозов по аспектным признакам. Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Атропо-экологическое прогнозирование Сам. работа 8 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.
2.1. Общенаучные методы прогнозирования. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Специальные методы прогнозированияю Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Система прогнозирования. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Работа методом программного прогнозирования. Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Разработка конкретного прогноза. Сам. работа 8 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Обоснование параметров прогноза. Сам. работа 8 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. ГЛОБАЛЬНОЕ, РЕГИОНАЛЬНОЕ, ЛОКАЛЬНОЕ И АНТРОПО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.
3.1. Глобальные эколого-географические прогнозы. Эколого-географические прогнозы регионального и топологического уровня. Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Отраслевые эколого-географические прогнозы. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Антропо-экологическое прогнозирование. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Системный подход в прогнозировании. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Изучение деформаций речных русел методом Кондратьева. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Изучение соотношения тепла и влаги в ритмических процессах (правило Иверсена-Гричук). Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Построение эмпирических кривых обеспеченности. Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Метод моделирования в эколого-географическом прогнозировании. Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Антропогенная трансформация ландшафтов Алтайского края Сам. работа 8 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.10. Реферирование научных статей. Сам. работа 8 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.11. Подготовка к зачету Сам. работа 8 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=950

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области изучения ландшафтной оболочки Земли и её геосфер

Тестовые задания (выбор одного из вариантов).

1. Научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов
а) футурология;
б) ритмология;
в) палеогеография;
г) прогностика

2. Научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления
а) прогноз;
б) предсказание;
в) предчувствие;
г) предположение

3. Способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов
а) прием прогнозирования;
б) прогнозирование;
в) метод прогнозирования;
г) прогнозирующая система

4. Принцип прогнозирования, требующий взаимоувязанности и соподчиненности прогнозов объекта прогнозирования и прогнозного фона и их элементов...
а) принцип согласованности;
б) принцип непрерывности;
в) принцип системности

5. Принцип прогнозирования, требующий определения достоверности, точности и обоснованности прогнозов...
а) принцип согласованности прогнозирования;
б) принцип рентабельности;
в) принцип верифицируемости;
г) принцип вариантности прогнозирования

6. Этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью получения их систематизированного описания...
а) разработка прогнозов;
б) прогнозная ретроспекция;
в) задание на прогноз

7. Метод прогнозирования, основанный на установлении и использовании аналогии объекта прогнозирования с одинаковым по природе объектом, опережающим первый в своем развитии...
а) метод географической аналогии;
б) метод политической аналогии;
в) метод исторической аналогии;
г) метод математической аналогии

8. Источник информации об объекте прогнозирования, имеющий своим содержанием фактические данные, необходимые для достижения цели прогноза...
а) экспертная информация;
б) прогнозная информация;
в) источник фактографической информации

9. Метод прогнозирования, основанный на математической экстраполяции, при котором выбор аппроксимирующей функции осуществляется с учетом условий и ограничений развития объекта прогнозирования.
а) историческая аналогия;
б) математическая аналогия;
в) прогнозная экстраполяция;
г) прогнозная интерполяция

10. Метод прогнозирования, основанный на использовании матриц, отражающих значения (веса) вершин граф-модели объекта прогнозирования, с последующим преобразованием матриц и оперированием с ними..
а) матричный метод;
б) метод математической аналогии;
в) статистический метод

11. Промежуток времени, на который разрабатывается прогноз.
а) период основания прогноза;
б) синтез прогнозов;
в) период упреждения прогноза;
г) прогнозный горизонт

12. Оценка доверительного интервала прогноза для заданной вероятности его осуществления
а) достоверность прогноза;
б) точность прогноза;
в) надежность прогноза;
г) все три параметра прогноза

13. Апостериорная величина отклонения прогноза от действительного состояния объекта.
а) ошибка прогноза;
б) источник ошибки прогноза;
в) неадекватный метод;
г) недостаточные исходные данные

14. Верификация прогноза путем проверки адекватности прогностической модели на ретроспективном периоде.
а) прямая верификация;
б) инверсная верификация;
в) косвенная верификация;
г) верификация повторным опросом

15. Переменная объекта прогнозирования, принимаемая для описания объекта в соответствии с задачей прогноза.
а) значащая переменная объекта прогнозирования;
б) экзогенная переменная;
в) эндогенная переменная;
г) параметр объекта прогнозирования


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. г;
2. а;
3. в;
4. а;
5. в;
6. б;
7. в;
8. в;
9. в;
10. а;
11. в;
12. б;
13. а;
14. б;
15. а

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:

1. Метод коллективной экспертной оценки, основанный на выявлении согласованной оценки экспертной группы путем их автономного опроса в несколько туров, предусматривающего сообщение экспертам результатов предыдущего тура с целью дополнительного обоснования оценки экспертов в последующем туре - ….
Ответ: Дельфийский метод

2. Метод индивидуальной экспертной оценки, основанный на беседе эксперта с прогнозистом по схеме «вопрос-ответ» - …..
Ответ: метод интервью

3. Основной недостаток экспертных методов прогнозирования это ….
Ответ: субъективность

4. Аналитическое или графическое представление изменения переменной во времени, полученное в результате выделения регулярной составляющей динамического ряда называется ….
Ответ: тренд

5. Квалифицированный специалист по конкретной проблеме, привлекаемый для вынесения оценки по поставленной задаче прогноза это …
Ответ: эксперт

6. Временная последовательность ретроспективных значений переменной объекта прогнозирования называется …
Ответ: Временной ряд

7. Эта верификация прогноза путем его сопоставления с прогнозами, полученными из других источников информации.
Ответ: косвенная

8. Как называется оценка достоверности и точности или обоснованности прогноза?
Ответ: верификация

9. Опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления - это...
Ответ: научное предвидение

10. Как называется оценка доверительного интервала прогноза для заданной вероятности его осуществления?
Ответ: точность прогноза

11.Метод прогнозирования, основанный на системе структурно-временных карт с последующим анализом изменений их структур называется ...
Ответ: историко-логический анализ

12. Метод коллективной генерации идей с использованием целенаправленного интеллектуального воздействия (усиливающего или подавляющего) на процесс генерации идей.
Ответ: метод управляемой генерации идей

13. Исследование на прогнозных моделях путем варьирования характеристик объекта прогнозирования, входящих в модель, с целью выявления возможных допустимых и (или) недопустимых прогнозных вариантов и альтернатив развития объекта прогнозирования.
Ответ: прогнозный эксперимент

14. Этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью выявления тенденции их развития и выбора (разработки) моделей и методов прогнозирования.
Ответ: прогнозный фон (диагноз)

15. Совокупность специальных правил и приемов (одного или нескольких методов) разработки конкретных прогнозов.
Ответ: методика прогнозирования

16. Совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий существенных для решения задачи прогноза.
Ответ: прогнозный фон

17. Метод прогнозирования, основанный на использовании в качестве источника информации одного эксперта.
Ответ: метод индивидуальной экспертной оценки

18.Аналитический метод прогнозирования, состоящий в построении и последующем усечении дерева поиска экспертной оценки с использованием какой-либо эвристики.
Ответ: метод эвристического прогнозирования

19. Назовите прогнозы для территорий в сотни и десятки тысяч квадратных километров в пределах отдельных природных зон, провинций, областей.
Ответ: региональные прогнозы

20. Прогнозы в пределах природных комплексов топологического уровня площадью в сотни и десятки квадратных километров.
Ответ: локальные прогнозы

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
НТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ:
1. Точность прогноза.
2. Эколого-географическое прогнозирование как основа эколого-экономической оптимизации функционирования территорий разного уровня.
3. Ритмичность природных процессов как основа прогнозирования
4. Методы определения ошибки прогноза.
5. Антропо-экологическое прогнозирование.
6. Климатическое прогнозирование.
7. Глобальные и региональные прогнозы и их особенности.

Критерии оценивания
В ходе проверки оценивается:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Каждая позиция оценивается 1 баллом.
Оценивание работы в целом:
«5» – 3,6–4 балла.
«4» – 2,8–3,5 балла.
«3» – 2–2,7 балла.
«2» – менее 2 баллов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.
Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Объект и предмет эколого-географического прогнозирования.
2. Современные проблемы эколого-географического прогнозирования. Прогностика (основные понятия).
3. Классификация прогнозов по аспектным признакам1.Футурология (основные понятия).
4. Прогнозный фон.
5. Период упреждения.
6. Ошибка прогноза. 1. Период основания.
7. Точность прогноза Источники ошибок.
8. Правило Иверсена-Гричук.
9. Точность прогноза.
10. Ритмичность природных процессов как основа прогнозирования.
11. Верификация.
12. Экспертные методы прогнозирования
13. Ошибка прогноза.
14. Специальные методы прогнозирования.
15. Глобальные прогнозы и их особенности.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
16. Геологическое прогнозирование Статистические методы прогнозирования.
17. Глобальные прогнозы и их особенности.
18. Региональные прогнозы и их особенности.
19. Климатическое прогнозирование.
20. Качество прогноза.
21. Гидрологическое прогнозирование.
22. Антропо-экологическое прогнозирование.
23. Научное предвидение.
24. Географическая информация в эколого-географическом прогнозировании.
25. Разработка методов прогнозирования.
26. Составление прогноза.
27. Отраслевые эколого-географические прогнозы.
28. Системный подход в прогнозировании.
29. Локальные эколого-географические прогнозы и их особенности.
30. Региональный антропо-экологический прогноз.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.Н. Барышникова, Р.С. Неприятель, К.Е. Никифоров Эколого-географическое прогнозирование: учебно-методическое пособие Барнаул: АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 М.М. Голубчик Теория и методология географической науки : учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О.Н. Барышникова Основы эколого-географического прогнозирования: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Все для студента twirpx-com.ru
Э2 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды meteo.ru
Э3 National Institute of General Medical Sciences www.nigms.nih.gov
Э4 Курс в Moodle «Эколого-географическое прогнозирование» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Эколого-географическое прогнозирование»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Эколого-географическое прогнозирование» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Эколого-географическое прогнозирование» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Эколого-географическое прогнозирование» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Эколого-географическое прогнозирование» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Эколого-географическое прогнозирование»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.